Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 17:52, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Проблема регулирования культурной сферы волновала человечество на протяжении нескольких веков.
Еще с началом развития государства и общества государственные деятели начали размышлять о необходимости установления управления культурной сферы и об образовании органов осуществляющих регулирование в данной сфере. Культура является одной из важнейших сфер жизни нашего общества. От уровня культуры зависит духовное состояние людей, влияющее на их поступки и сохранение целостности общества, государства и всего мира в целом.
Введение 3
§1. Понятие и история становления института управления культурой в России. 7
§2. История становления правовых основ и законодательное регулирование управления культурой. 13
§3. Система и административно-правовой статус органов
регулирующих вопросы управления культурой. 17
Заключение 24
Библиографический список 26
СОДЕРЖАНИЕ:
Стр.
Введение
§1. Понятие и история становления института управления культурой в России. 7
§2. История становления правовых основ и законодательное регулирование управления культурой. 13
§3. Система и административно-правовой статус органов
регулирующих вопросы управления культурой. 17
Заключение 24
Библиографический список 26
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема регулирования культурной сферы волновала человечество на протяжении нескольких веков.
Еще с началом развития государства и общества государственные деятели начали размышлять о необходимости установления управления культурной сферы и об образовании органов осуществляющих регулирование в данной сфере. Культура является одной из важнейших сфер жизни нашего общества. От уровня культуры зависит духовное состояние людей, влияющее на их поступки и сохранение целостности общества, государства и всего мира в целом.
Культура представляет собой довольно широкую сферу, которая включает в себя большой круг областей деятельности: художественная литература, кинематография, туризм, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, музейное дело, книгоиздание и библиотечное дело, телевидение, эстетическое воспитание, художественное образование и иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.1
В связи с этим можно сказать, что культура взаимодействует почти со всеми областями человеческой жизнедеятельности. И установление управления в данной сфере необходимо для нормального развития и функционирования общества и государства.
В результате развития общественных отношений и технического прогресса трансформировались и развивались все новые и новые области культуры. Их появление оказало значительное влияние на другие сферы деятельности. Появилась необходимость создания органа, регулирующего все общественные отношения, возникающие в данной сфере и при взаимодействии ее и других сфер общества. Таким органом стало Министерство культуры, которое осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, кинематографии и архивного дела.
Руководствуясь Конституцией Российской Федерации как основным законом, гарантирующим каждому гражданину право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, Верховный Совет Российской Федерации, признавая основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, сохранении национальной самобытности народов, выражая стремление к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции отечественной культуры в мировую культуру, принимает Основы законодательства о культуре в качестве правовой базы сохранения и развития культуры в России.
Сама культурная сфера возникла очень давно в III-IV веках до нашей эры, но, о ее государственном регулировании в России можно говорить, только начиная с XVIII века в эпоху Просвещения, когда активно стали развиваться все области культуры, и в тот момент правительство активно начало предпринимать меры направленные на управление культурой. В этот период возникли первые российские библиотеки, театр, публичные музеи и относительно независимая пресса. Наибольший вклад в российское Просвещение принадлежит Екатерине Великой, которая, как и прочие просвещенные монархи, играла ключевую роль в поддержке искусств, наук и образования. С этого момента в России начали появляться различные органы, регулирующие культурную сферу и стали приниматься различные нормативные акты, определяющие направление деятельности государственных органов в данной сфере.
Степень научной разработанности темы. В результате развития общественных отношений трансформировались и взгляды ученых о культуре в целом и об ее управлении. Можно выделить следующих ученных, занимавшихся разработкой данных вопросов: опросы прогнозирования и предвидения в социальном управлении были раскрыты в работах Н.А.Аитова, Ж.Т.Тощенко, Н.И.Лапина. Методологическим аспектам исследования управления духовной сферой посвящены труды А.И.Арнольдова, Т.Ф.Кузнецовой, А.К.Уледова, Р.Г.Яновского. Из работ, посвященных управлению сферой культуры, особо следует выделить серию монографий и статей Л.Н.Когана, в которых рассматриваются проблемы взаимодействия социальных явлений «управление» и «культура», определяется специфика этого взаимодействия. Так же широкий спектр проблем, касающихся функционирования культуры в современном обществе, исследуется в работах Р.А.Злотникова, Л.Г.Ионина, Л.И.Михайловой, Б.Пекиньо. Проблемам государственного управления культурой посвящены работы В.С.Жидкова, Г.А.Смирнова, А.О.Флиера. Управление культурой на региональном уровне рассматривается в трудах Т.Ю.Бурмистровой, Ф.Т.Кузбекова, П.М.Шульгина. В работах A.B.Кухаркина, М.Г.Колоснициной, Ю.Б.Сорочкина исследована проблематика, связанная с практикой реализации культурной политики за рубежом.
Несмотря на достаточно большое количество и разнообразие исследований, посвященных вопросам управления культурой, в отечественной социологии недостаточно полно освещены проблемы социального взаимодействия участников процесса управления культурой: соотношения их интересов, роли государства, как института политической власти в управлении развитием культуры.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе управленческой деятельности в области культуры.
Предметом исследования являются административно-правовые основы управления культуры.
Цель исследования анализировать основы управления культурой в РФ и определить систему и административно-правовой статус органов управления культурой.
Для достижения поставленной цели, в работе предстоит решить следующие задачи:
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех параграфов, заключения и библиографического списка.
§1. Понятие и история становления института управления культурой в России.
Для рассмотрения данного вопроса необходимо в первую очередь определить, что же такое управление.
Управление, по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению, является: функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей. По своему содержанию — это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.2
Предпосылкой и одновременно движущей силой процесса социального управления выступает власть. В современных условиях ныне действующей Конституции РФ в системе управления всеми делами общества и государства можно выделить три основных, так или иначе связанных с административно-правовым регулированием разновидности социального управления: общественное, муниципальное и государственное.
Государственное управление как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления является основной сферой действия и применения норм административного права. В широком смысле под государственным управлением понимается деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти, поскольку общей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом, так и любых его органов, является какая-либо организация, определенное упорядочение общественных отношений. В узком, организационно-правовом смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, осуществляемой системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления. Государственное управление в узком организационно-правовом смысле и является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административного права.
Для рассмотрения вопроса о государственном управлении культурой XIX и начала XX в. Необходимо знать характер политики, экономики и права Российской Империи. Так, в результате петровских реформ в России произошло утверждение абсолютной монархии н законодательное оформление бюрократии. Из этого следует сделать вывод, что управление осуществлялось непосредственно монархом.
Начало XIX в. ознаменовалось министерской реформой Александра I, который на практике проводил линию на укрепление феодально-абсолютистского порядка. Учреждение министерств знаменовало собой дальнейшую бюрократизацию управления и усовершенствования центрального аппарата Российской империи. Одним из элементов модернизации н европеизации российской государственной машины является учреждение Государственного совета, функция которого заключалась в централизации законодательного дела н обеспечении единообразия юридических норм. Министерская реформа и образование Государственного совета завершили реорганизацию органов центрального управления, просуществовавших до 1917 г. В этот период управление культурой было в компетенции Министерств, образованных в результате реформы Александра I.
В первые годы существования Советского государства управление культурой находилось в ведении Наркомата просвещения РСФСР. К середине 30-х годов управление народным образованием приобрело законченные организационные формы и в дальнейшем почти не претерпевало изменений. Что касается органов управления культурным строительством и искусством, то они получают дальнейшее развитие, которое приводит к их выделению в самостоятельную отрасль государственного руководства. Наркомат не успевал приспосабливать свой аппарат к быстро растущим потребностям просвещенческой работы. К тому же его аппарат не представлял собой единого целого: многие его части были самостоятельными, размещались в разных концах Москвы. Эти организационные недостатки усугублялись громоздкостью аппарата (35 отделов, 198 подотделов). Аппарат Наркомата нуждался в реорганизации. 11 февраля 1921 г. было утверждено новое положение о Наркомпросе РСФСР. Теперь центральный аппарат Наркомпроса состоял из трех частей: академического центра, организационного центра, главков. Первый объединял и направлял всю идеологическую работу главков наркомата и, кроме того, ведал всеми научно-исследовательскими учреждениями, включая Академию наук. Он имел две секции: научную и художественную. Во второй - организационный центр - из всех главков и отделов были переданы административно-хозяйственные функции, а хозяйственные подразделения главков и отделов ликвидировались. В его составе были созданы управления - административное, организационное, снабжение и т.п.
В качестве основных главных управлений культурой были образованы: Госиздат, Главнаука (научное, научно-художественное, музейное дело, охрана природы). Главки в свою очередь состояли из отделов: театральный (ТЕО), литературный (ЛИТО), музыкальный (МУЗО) отделы, отдел по делам искусств и художественной промышленности (ИЗО),Главлит (1922), Главрептком (при Главлите) и Госкино (1923). При наркомате РСФСР также действовали различные совещательные и полномочные, постоянные и временные комитеты, комиссии и другие учреждения: Центральное управление госцирками (1922 - 1931), Главное управление по делам литературы и издательства (1922 - 1933).3
Далее после окончания гражданской войны одной из задач, вставших перед государством, было проведение культурной революции. При образовании СССР почти все отрасли социально-культурного строительства были отнесены к компетенции союзных республик. Считалось, что республики вполне самостоятельно будут руководить просвещением, наукой, искусством, высшей школой, здравоохранением, социальным обеспечением, а союзные органы ограничатся разработкой, определением и изданием общих директив в этой области. Первоначально так и было. Однако уже с середины 20-х годов положение начало меняться: общесоюзные органы управления стали возникать в тех подотраслях социально-культурного строительства, в которых их создание Конституцией не предусматривалось. Объекты культуры постепенно передавались из ведения республик в ведение общесоюзных органов, что именно особенно тяжелые последствия для Российской Федерации. Административно-командная система, стремившаяся к полной централизации управления, на протяжении 20-30-х годов ограничивала права союзных республик в деле управления социально-культурным строительством. В одних случаях усиление централизации управления имело некоторые объективные основания, но в большинстве случаев оно основывалось лишь на стремлении контролировать и регулировать все процессы, происходившие в стране. К концу данного периода почти во всех подотраслях социально-культурного строительства были созданы общесоюзные органы управления, а учреждения культуры из ведения республик переданы в ведение СССР.
В 1936 г. По постановлению ЦИК и Совнаркома СССР образуются союзно-республиканский Всесоюзный комитет по делам искусств. На него возлагалось руководство всеми учреждениями культуры и искусства, в том числе учебными заведениями, готовившими кадры работников для данной отрасли. В 1936 – 1938 гг. в его составе находился и Кинокомитет СССР. Всесоюзный комитет по делам искусств осуществлял также цензурные функции в области культурной политики.
Таким образом, к середине 30-х годов в области руководства наукой и искусством впервые были созданы общесоюзные органы управления, а сами учреждения изъяты из ведения наркомпросов союзных республик. Ужесточилась репертуарная политика и цензура, всепроникающая регламентация сковывала деятельность мастеров искусств.
Информация о работе Административно-правовые основы управления культурой