Административно-правовые основы управления культурой

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Проблема регулирования культурной сферы волновала человечество на протяжении нескольких веков.
Еще с началом развития государства и общества государственные деятели начали размышлять о необходимости установления управления культурной сферы и об образовании органов осуществляющих регулирование в данной сфере. Культура является одной из важнейших сфер жизни нашего общества. От уровня культуры зависит духовное состояние людей, влияющее на их поступки и сохранение целостности общества, государства и всего мира в целом.

Оглавление

Введение 3
§1. Понятие и история становления института управления культурой в России. 7
§2. История становления правовых основ и законодательное регулирование управления культурой. 13
§3. Система и административно-правовой статус органов
регулирующих вопросы управления культурой. 17
Заключение 24
Библиографический список 26

Файлы: 1 файл

Курсовая административное право.docx

— 60.04 Кб (Скачать)
  1. Обеспечивает проведение мониторинга состояния и использования памятников истории и культуры, а также объектов археологического наследия, предметов Музейного фонда Российской Федерации, документов библиотечных фондов, Архивного фонда Российской Федерации, а также кинофонда.
  2. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.
  3. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности Министерства, если такие функции предусмотрены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.8

Министерство культуры имеет два подведомственных агентства: Федеральное архивное агентство и Федеральное агентство по туризму.

Федеральное архивное агентство России (Федеральная архивная служба России, Росархив) — федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства культуры РФ. Осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом в сфере архивного дела.

Основными задачами данного агентства является:

  • оказание государственных услуг в области архивного дела;
  • государственный учет документов Архивного фонда Российской Федерации, ведение Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации;
  • обеспечение соблюдения правил комплектования, хранения, учета и использования архивных документов.9

Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере туризма.10

Функции ростуризма:

  • реализует приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации, осуществляет формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров;
  • информирует в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания;
  • осуществляет продвижение туристского продукта на внутреннем и мировом туристических рынках;
  • проводит конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов;
  • осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий;
  • создает представительства за пределами России в сфере туризма;
  • организует в установленном порядке конгрессы, конференции, семинары, выставки.

 Основные полномочия:

  • запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Агентства вопросам;
  • давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства;
  • привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Агентства, научные и иные организации, ученых и специалистов;
  • создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;
  • учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства.

Структурными подразделениями Министерства культуры Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы.

Основные департаменты министерства:

  • Департамент государственной поддержки искусства и народного творчества (отдел музыкального искусства, отдел театрального искусства, отдел народного творчества, отдел изобразительного творчества, отдел координации творческих программ);
  • Департамент кинематографии и модернизационных программ (отдел государственной поддержки производства, продвижения и проката игровых национальных фильмов, отдел государственной поддержки производства, продвижения и проката неигровых и анимационных национальных фильмов, отдел взаимодействия с организациями кинематографии, отдел ведения государственного регистра фильмов, отдел модернизационных программ);
  • Департамент культурного наследия (отдел Музейного фонда Российской Федерации, отдел музеев, отдел археологии, отдел государственного контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей);
  • Департамент науки и образования (отдел науки в сфере культуры и искусства, отдел образования в сфере культуры и искусства, отдел планирования и развития образования, отдел библиотек и архивов);
  • Департамент информационной политики и международных связей (отдел связей с общественностью и ведения интернет-ресурсов, отдел СНГ и связи с соотечественниками, отдел анализа и координации, отдел пресс-службы, отдел информационных технологий);
  • Департамент экономики и финансов (отдел обеспечения бюджетного процесса, отдел размещения государственного заказа, отдел бухгалтерского учёта и отчётности, отдел финансового обеспечения отрасли);
  • Департамент управления имуществом и инвестиционной политики (отдел государственных программ, отдел реставрации объектов культурного наследия, отдел строительства и реконструкции, отдел имущественных отношений, отдел госреестра и имущественных ресурсов, отдел административно-хозяйственного и социального обеспечения);
  • Департамент туризма и региональной политики (отдел туризма, отдел планирования и координации специальных проектов, отдел региональной политики и координации);
  • Департамент контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия (отдел государственной охраны объектов культурного наследия, отдел контроля в сфере объектов культурного наследия, отдел контроля в сфере сохранения культурных ценностей, отдел регулирования градостроительной деятельности, отдел лицензирования и контроля в сфере реставрации
  • Нормативно-правовой департамент (отдел судебной работы, отдел авторского права и смежных прав, отдел договорной работы и правового взаимодействия, отдел нормативно-правового регулирования, отдел мониторинга правоприменения);
  • Департамент контроля и кадров (отдел защиты государственной тайны и мобилизационной подготовки, отдел государственной службы, кадров и наград, отдел профилактики коррупционных правонарушений и контроля, контрольно-ревизионный отдел);
  • Административный департамент (отдел административно-хозяйственного и социального обеспечения, отдел обеспечения деятельности руководства, отдел делопроизводства и ведомственного архива, отдел электронного документооборота и контроля исполнения).

Можно заметить, что названия департаментов, управлений и отделов предопределяют их сущность и возложенные на них функции, которые заключаются в регулировании, поддержке, развитии, координации, инвестировании, продвижении, сохранении и иных функций способствующих взаимоотношению данных структурных подразделений с органами культуры регионов, в культуре и социокультурной деятельности.

Делая вывод по данному вопросу можно сказать что законодательная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации выступают гарантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности, способствуют защите  прав и свобод посредством законодательной и иной нормативной деятельности, разработки и осуществления государственной политики и государственных программ культурного развития, пресечения посягательств на права и свободы в области культуры.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрев данную тему можно сделать следующие выводы:

Развитие управления в области культуры началось еще в начале XIX века,  когда появилась необходимость в создании органов, которые занимались бы регулированием культуры. Так как культура является довольно широкой сферой, в которую входит много областей общественной жизнедеятельности и которая взаимодействует со всеми сферами общественной жизни, создание данных органов было необходимо для наилучшего функционирования общества и государства. За все время становления данных органов было проведено много преобразований и реформ, итогом которых стало образование в 2008 году Министерства культуры Российской федерации.

Данное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, кинематографии и архивного дела. Структурными подразделениями Министерства культуры Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы. Так же министерство содержит два подведомственных органа: Федеральное агентство по туризму и Федеральное архивное агентство.

Основным нормативным актом, осуществляющим регулирование в культурной сфере, является Конституция Российской Федерации как основной закон, который гарантирует каждому гражданину право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Еще одним нормативным актом осуществляющим регулирование в сфере культуры является созданный в 1992 году и действующий по настоящее время закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9.10.1992 №3612-1, который регулирует отношения в сфере сохранения и развития культуры в Российской Федерации, устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в данной сфере, а также определяет основные принципы законодательства о культуре.

Так же помимо Российского законодательства, существуют международные акты, которые обеспечивают регулирование в сфере культуры. Примером таких актов является Конвенция Содружества Независимых Государств «О правах и основных свободах человека», которая была ратифицирована Российской Федерацией.

Следует отметить, что за совершения правонарушений в области культуры предусмотрена административная ответственность, которая устанавливается в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях от 30.12.2001.

Таким образом, управление культурой в Российской Федерации находится на довольно высоком уровне, действует большое количество законов и создана прочная система государственных органов,   которые регулируют отношения в данной области.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Учебники и учебные пособия:

 

  1. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник. 2007 3-е изд. 128с
  2. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. 2008 г.
  3. Душакова Л.А., Чепурнова Н.М. Административное право. Учебно-метод. компл. 2008, 371с.
  4. Колганов Е.А., Дементьев Ю.Г. Административное право в правовой системе РФ. Электронный учебный курс. — М.: Норма, 2007. — 816 с.
  5. Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах. Учеб. пособие. 3-е изд., - "Проспект", 2010 г.,  с. 256.
  6. Лапина М.А. Административное право. Курс лекций. 2009, 149с.
  7. Макарейко Н.В. Конспект лекций. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2009.
  8. Носова Н.П. История государственного управления России (IX-XX вв.). Курс лекций. М. 2009. 145 c.
  9. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - "Проспект", 2010 г.

 

 

 

Нормативные правовые акты:

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.
  2. Федеральный закон от 9.10. 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".
  3. Федеральный закон от 04.11.1995  N 163-ФЗ  «О ратификации конвенции содружества независимых государств о правах и основных свободах человека»
  4. Конвенция Содружества Независимых Государств «О правах и основных свободах человека»
  5. Постановление Правительства РФ от 17 Июня 2004 г. N 290 "О Федеральном архивном агентстве".
  6. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 901 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по туризму"
  7. Положение о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 406
  8. Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001

 

 

 

1 Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"

(с изменениями от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.)

2 Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах. Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - "Проспект", 2010 г.,  с. 5.

3 Носова Н. П. История государственного управления России (IX-XX вв.). Курс лекций. М.- 145 c. 2010.

4 Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник. 2007 3-е изд. 128с

5 Федеральный закон от 04.11.1995  N 163-ФЗ  «О ратификации конвенции содружества независимых государств о правах и основных свободах человека»

6 Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001.

7 Положение о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 406

8 Положение о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 406

9 Постановление Правительства РФ от 17 Июня 2004 г. N 290 "О Федеральном архивном агентстве".

10 Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 901 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по туризму"


Информация о работе Административно-правовые основы управления культурой