Правовые основы государственного управления сферой транспорта в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 01:47, дипломная работа

Краткое описание

Транспорт - одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Тема транспорта всегда была и будет актуальной, не только в России но и по всему Миру. Мы живем в мире, в котором не могли бы обходится без траспортных средств,они облегчают нашу работу и нашу жизнь.
Характерная быстрая скорость авиатранспорта позволяет преодолевать большие расстояния, что помогает нам обеспечить быстрое перемещение даже в слабоосвоенные районы Сибири и Дальнего Востока, что так же облегчает нам задачу с перевозкой груза.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Транспортный комплекс Российской Федерации: общая характеристика…………………………………………………………………..8
1.1.Виды транспорта и их классификация………………………………8
1.2 Состояние транспортного комплекса Российской Федерации…….11
1.3 Сущность и принципы государственной политики Российской Федерации в сфере транспорта. Развитие сотрудничества Российской Федерации с Евросоюзом в области транспорта………………………………25
Глава 2. Организационно-правовая система управления в области транспорта…………………………………………………………………….….32
2.1. Организационные основы государственного управления в области транспорта………………………………………………………………………..32
2.2. Федеральные органы исполнительной власти и их полномочия в области управления транспортным комплексом Российской Федерации…...36
2.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их полномочия в сфере транспорт…………………………………………....45
Глава 3. Правовое регулирование государственного управления в сфере транспорта………………………………………………………………………..52
3.1. Федеральные законы в сфере транспорта. Федеральные целевые программы развития транспортного комплекса в России…………………….52
3.2. Проблемы и перспективы развития транспортного комплекса Российской Федерации………………………………………………………….64
Заключение………………………………………………………………..71
Список использованной литературы…………………………………….74

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ОРИГ.6.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

Начиная с 1 января 2018 года вступит в действие новый перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 № 928. В настоящий момент официальный перечень автомобильных дорог федерального значения установлен Постановлением Правительства РСФСР от 24.12.1991 №62. После вступления в силу нового перечня автодорог их нумерация претерпит довольно существенные изменения: префикс "М-" сохранится только за дорогами, начинающимися от Москвы, а такие автодороги, как "М-6", "М-51", "М-58", приобретут новый префикс "Р-" или "А-".

Морской транспортный флот России, включая суда река-море плавания, по состоянию на 1 января 2011 г. составлял 988 судов общим дедвейтом 11,6 млн. т.16

Перевозки грузов морским транспортом в 2012 году составили около 20 млн. тонн, грузооборот - 25 млрд. тонно-миль. В районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности завезено более 4 млн. тонн грузов, что на 4 % больше уровня 2011 года. В навигацию 2012 года по Северному морскому пути перевезено около 4 млн. тонн грузов, в том числе 1,2 млн. тонн – транзитных. Морской флот в 2012 году пополнился 41 новым транспортным судном общим дедвейтом более одного млн. тонн. В этом году ожидается ввод в эксплуатацию еще 22-х единиц флота. Общее количество судов, контролируемое Россией на начало 2013 года, увеличилось. В Российском международном реестре числится 568 единиц флота суммарным дедвейтом около 2 млн. тонн. Отмечается положительная динамика.17

Средний возраст российских судов превысил 20 лет, тогда как флот большинства зарубежных стран имеет средний возраст 15-16 лет.

Основной предпосылкой возрастания доли флота, контролируемого российскими судовладельцами, но зарегистрированного в иностранных судоходных реестрах, является стремление судовладельцев к снижению налоговой нагрузки и поддержанию своей конкурентоспособности в условиях мирового фрахтового рынка.

Дополнительным фактором, вынуждающим отечественных судовладельцев к переводу судов в иностранные реестры, является необходимость их залога за рубежом для получения кредитов на строительство новых судов.

Суммарный объем перевозок морским транспортным флотом пароходств, работающим под российской регистрацией, по оперативным сведениям, составил в 2010 г.30,2 млн. т. грузов. Объем перевозок уменьшился по сравнению с 2009 годом на 5,4 млн. т., при этом в каботаже он возрос на 0,3 млн. т., а в загранплавании уменьшился на 5,7 млн. т.

Обеспечение районов Крайнего Севера является важнейшей государственной задачей, решаемой совместно морским и речным транспортом. В 2010 г. объем перевозок грузов в районы Крайнего Севера составил 2,15 млн. т., что существенно превысило показатель прошлого года (1,9 млн. т.). 18

Производственные мощности портов позволяют обеспечивать только 54% потребности переработки грузов. Основные грузы, перевозимые морским транспортом, - нефть, руды, стройматериалы, каменный уголь, зерно, лес. Крупные порты - Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Астрахань, Новороссийск, Туапсе, Находка, Владивосток, Ванино и др. В связи с освоением природных ресурсов Крайнего Севера и Дальнего Востока обеспечена круглогодичная навигация в Норильск, Ямал, Новую Землю. Здесь наибольшее значение имеют порты: Дудинка, Игарка, Тикси, Певек. Намечено строительство двух портов в Санкт-Петербурге.

Россия имеет перегрузочные комплексы сухогрузов и наливные суда, но после распада СССР страна осталась без комплексов по перевалке калийных солей, нефтяных грузов и сжиженного газа, без железнодорожных переправ на Германию и Болгарию, остался только один припортовый элеватор по приемке импортного зерна и один специализированный комплекс по приемке импортного сахара-сырца.60% российских портов не в состоянии принимать крупнотоннажные суда из-за недостаточных глубин. Очень нерациональна структура транспортного флота. Проблемы морского транспорта России требуют незамедлительного решения, так как оказывают большое влияние на экономическое положение страны. 19

Внутренний водный транспорт. Объем перевозок грузов на внутреннем водном транспорте в 2012 году вырос на 12% и составил 142 млн. тонн. Перевозки пассажиров составили 13,6 млн. человек. Объемы перевалки грузов в речных портах составили 186 млн. тонн, имеется небольшой рост.

Эффективность речных перевозок зависит от габаритов внутренних водных путей, поэтому Росморречфлот уделяет их качественным характеристикам особое внимание, сказал А. Давыденко. В 2012 году общая протяженность ВВП с гарантированными габаритами судовых ходов и круглосуточным движением транспортного флота ненамного, но увеличилась, отметил он. По его словам, на особом контроле состояние судоходных гидротехнических сооружений. На реконструкцию гидротехнических сооружений и участков ВВП было выделено более 12 млрд. рублей, что на 33% больше, чем в 2011 году. Реконструировано и капитально отремонтировано 23 объекта СГТС. Отремонтировано и построено вновь 16 обстановочных судов.

Актуальный вопрос – переключение грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный. Минтрансом России и Росморречфлотом активно ведется работа по подготовке Стратегии развития внутреннего водного транспорта на период до 2030 года, где одной из основных целей является увеличение привлекательности речного транспорта для переключения на него дополнительных грузопотоков. При проведении актуализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года вопросам переключения грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный в период навигации было уделено особое внимание, и данное направление было включено в разряд приоритетных. Реализация этой задачи на практике позволит снизить загруженность автомобильных и железных дорог, а также сократить негативное воздействие транспортного комплекса на окружающую среду. 
По мнению экспертов Ассоциации судоходных компаний, для создания условий по переключению грузопотоков с наземных видов транспорта на водный нужен целый комплекс мероприятий. 20

Они должны включать развитие инфраструктуры, устранение лимитирующих участков на ВВП, государственную поддержку обновления флота, регулирование стоимости топлива для предприятий внутреннего  
водного транспорта (продажа специального «окрашенного» топлива), а также создание предпосылок для повышения заинтересованности грузовладельцев использовать водный транспорт.

Из общего количества транспортных судов различного назначения 34,1% отслужили свой срок службы. В связи с повышением требований международных морских организаций и конвенций в последние годы суда смешанного "река-море" плавания с длительным сроком эксплуатации (20 и более лет) в значительных количествах снимаются с внешнеторговых перевозок, передаются иностранным компаниям для проведения капитального ремонта под залоговые гарантии и оперативное управление..

Мировой опыт показывает, что надежность гидротехнических сооружений должна постоянно обеспечиваться на уровне 98%. В последние годы из-за ограниченного выделения лимита государственных инвестиций и постоянного недофинансирования техническое состояние большинства гидротехнических сооружений, введенных в эксплуатацию 40-60 и более лет назад, вызывает серьезную тревогу, так как ресурс их прочности фактически исчерпан и велик риск аварий при их эксплуатации. Проведенные специализированными проектными организациями обследования и расчеты по возможным авариям показывают, что ущерб от затопления нижележащих территорий при аварии только на одном гидротехническом сооружении превысит общий объем финансирования всех мероприятий. В условиях бюджетного дефицита выделяемые капитальные вложения полностью идут только на восстановительные работы по гидросооружениям, находящимся в аварийном состоянии и строительство технического флота, имеющего высокую степень готовности. 21

Трубопроводный транспорт отличается наименьшей себестоимостью и используется для перекачки нефти, нефтепродуктов, газа. Преимуществами этого вида транспорта также являются: возможность функционирования в течение всего года, высокая производительность труда, минимальные потери при транспортировке, возможность прокладки трубопроводов по кратчайшему расстоянию практически вне зависимости от рельефа местности. Развитие сети магистральных нефте - и газопроводов связано с географией добычи нефти и газа и районов их потребления.

Крупнейшим оператором российских газопроводов является государственная компания Газпром. 28 января 2010 года Газпром, PGNiG (собственник газопровода на территории Польши протяженностью 684 км) и EuRoPol Gaz (оператор газопровода в Польше) подписали соглашение, "обеспечивающее долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество в газовой сфере". Согласно соглашению, "Газпром" и PGNiG получат по 50 % в операторе за счет доли миноритарного акционера - компании Gas Trading (сейчас владеет 4 %).Являясь одним из основных налогоплательщиков в России, ОАО «Газпром» только в 2007–2011 годах перечислило в региональные бюджеты 977,9 млрд рублей. По предварительным данным, в 2012 году платежи в региональные бюджеты составят более 262 млрд рублей.

Программа газификации регионов России на 2013 год предусматривает 1 млрд рублей инвестиций в строительство АГНКС22

По состоянию на 1 января 2013 года общий размер задолженности потребителей РФ за газ, поставленный «Газпромом», составлял около 83,4 млрд рублей

 

 

 

1.3 Сущность и принципы  государственной политики Российской  Федерации в сфере транспорта. Развитие сотрудничества Российской  Федерации с Евросоюзом в области транспорта.

 

Государственная транспортная политика Российской Федерации (ГТП Российской Федерации) представляет собой концепцию развития отрасли в период становления рыночной экономики в стране.

В настоящее время развитие транспортного сектора в Российской Федерации является стратегическим приоритетом. Это отражено в разных документах. Прежде всего необходимо назвать Стратегию развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года ,утвержденную приказом Министерства транспорта РФ от 31 июля 2006 года №94.Кроме того, распоряжением Правительства  РФ от 17 июня 2008 г., №877-р утверждена Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 г. Разрабатываются аналогичные проекты развития других видов транспорта.23

Необходимым условием реализации долгосрочной государственной политики является ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ транспортного комплекса, основанной на программно-целевых методах управления. Основным инструментом реализации таких подходов является государственная программа «Развитие транспортной системы», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации 28 декабря 2012 года. В разработке, публичном обсуждении и принятии основных программных документов отрасли активно участвовали все ветви власти, эксперты «Открытого правительства», представители бизнеса, научного сообщества и общественных организаций.

Основными задачи ГТП является: расширение и углубление сотрудничества в международных транспортных организациях и в реализации межгосударственных и межправительственных соглашений в области транспорта, в том числе принимаемых на двусторонней основе; создание эффективной государственной системы контроля за деятельностью российских транспортных предприятий в области международных перевозок и иностранных перевозчиков, экспедиторов и операторов на территории России; осуществление необходимых мер по защите и поддержке деятельности российских транспортных предприятий на внешних рынках при введении в действие международными организациями и правительствами отдельных государств новых, более жестких экологических, технических и иных требований в области транспортной деятельности; корректировка стратегии развития международных транспортных коммуникаций России в соответствии с изменениями международной транспортно-экономической конъюнктуры; гармонизация нормативно-правовой базы отечественного транспорта и транспортной деятельности в России с соответствующими международными правовыми нормами; развитие транспортной инфраструктуры общеевропейского значения. К объектам такой инфраструктуры на территории России относятся части трех панъевропейских (критских) коридоров.

Для обеспечения внешнеторговых связей страны, сохранения и укрепления позиций отечественных транспортных предприятий и предпринимателей на международных транспортных рынках, а также для поэтапной интеграции транспортной системы России в мировую транспортную сеть в ГТП Российской Федерации предусмотрено: 24

1. расширение и углубление сотрудничества  в международных транспортных  организациях и в реализации  межгосударственных и межправительственных соглашений в области транспорта, в том числе принимаемых на двусторонней основе;

2. создание эффективной государственной системы контроля за деятельностью российских транспортных предприятий в области международных перевозок и иностранных перевозчиков, экспедиторов и операторов на территории России.

3. осуществление необходимых мер по защите и поддержке деятельности российских транспортных предприятий на внешних рынках при введении в действие международными организациями и правительствами отдельных государств новых, более жестких экологических, технических и иных требований в области транспортной деятельности.

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о внесении в Государственную Думу законопроекта, направленного на совершенствование законодательства в области обеспечения транспортной безопасности.

Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности" разработан Минтрансом России и МВД России во исполнение перечня поручений президента РФ от 2 марта 2011 года и поручения президента РФ от 14 февраля 2012 года.

Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании правительства РФ 18 апреля 2013 года.25

Взаимоотношения России с Евросоюзом на ближайший период определяются общей внешнеполитической концепцией нашего государства на европейском направлении. Конкретные пути и задачи развития отношений России и ЕС сформулированы в Стратегии развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу.

В части касающейся транспорта сотрудничеству между Россией и ЕС уделено не слишком много места. Так, в разделе "Общие проблемы европейского континента" главным образом упор делается на энергетическую проблематику, на вопросы экологии и здравоохранения, борьбы с организованной преступностью. Транспортная проблематика присутствует в подразделе "Энергетика и безопасность ядерных реакторов" и звучит (как намерение ЕС) следующим образом: осуществлять сотрудничество "…путем ускорения ратификации Россией Договора об энергетической хартии и продолжения консультаций по созданию Многосторонней транзитной системы, которая позволит активизировать сотрудничество между Россией и ее соседями по вопросам доступа к российской системе трубопроводов". То есть речь идет о трубопроводном транзите.

Информация о работе Правовые основы государственного управления сферой транспорта в Российской Федерации