Маркетинговые исследования регионального рынка автосервисных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

Комплексное использование различных маркетинговых мер позволяет фирме повысить конкурентные позиции на рынке или отдельных его сегментах, реализовать поставленные в маркетинговых программах цели и задачи.
Эффективная организация технического обслуживания позволяет экономить материал и трудовые затраты, следовательно увеличивать рентабельность участка.
Таким образом, актуальность темы курсовой работы очевидна.
Целью работы является маркетинговое исследование предприятий автосервиса в условиях усиления конкуренции.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..………………4
1 Маркетинговые исследования регионального рынка
автосервисных услуг ………..………………………………………….…….5
1.1 Характеристика проектируемого предприятия …………………………..5
1.2 Расчетный прогноз общей емкости рынка услуг автосервиса…………...6
1.3 Расчет «свободно» емкости рынка…………………………………………7
1.4 Конкурентообразующие характеристики предприятия и их влияние
на емкость рынка услуг автосервиса…………………………………………..8
1.5 Влияние сезонности спроса на организацию услуг автосервиса………..11
2 Организация технологических процессов оказания
услуг на постах СТО…………………………………………………………….....13
2.1 Характеристика разрабатываемого участка…………………………..….13
2.2 Разработка схемы технологического процесса оказания услуг…………15
Выводы и рекомендации………………..………………………………………….20
Библиографический список…..……………………………………………………21

Файлы: 1 файл

kursach_SiOIA.doc

— 317.00 Кб (Скачать)



Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………..………………4

1 Маркетинговые исследования  регионального рынка 

автосервисных услуг ………..………………………………………….…….5

1.1 Характеристика проектируемого  предприятия …………………………..5

1.2 Расчетный прогноз общей емкости  рынка услуг автосервиса…………...6

1.3 Расчет «свободно» емкости  рынка…………………………………………7

1.4 Конкурентообразующие характеристики  предприятия и их влияние

на емкость рынка услуг автосервиса…………………………………………..8

1.5 Влияние сезонности спроса  на организацию услуг автосервиса………..11

2 Организация технологических  процессов оказания 

услуг на постах СТО…………………………………………………………….....13

2.1 Характеристика разрабатываемого участка…………………………..….13

2.2 Разработка схемы технологического  процесса оказания услуг…………15

Выводы и рекомендации………………..………………………………………….20

Библиографический список…..……………………………………………………21

Приложение А (справочное) Границы  регионального рынка услуг……………22

Приложение Б (справочное) Эскиз-планировка проектируемого предприятия...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Российский рынок автосервиса переживает период становления. В ближайшее десятилетия ожидается удвоение парка машин в стране. Ввиду острого дефицита услуг по ремонту и технологическому обслуживанию машин предстоит лавинообразное увеличение количества предприятий для заполнения этой ниши рынка.

Потребность в квалифицированных  специалистов автосервиса всегда будет  велика, а прогрессирующий рост автомобильной  техники в мире и в нашей  стране приводит к увеличении числа  автосервисных предприятий, занимающихся обслуживанием, диагностикой, продажей запчастей и ремонтом автомобилей.

В этом бизнесе нет простых решений  и быстрых результатов. Только высокая  квалификация и кропотливое применение всей совокупности современных средств  маркетинга и менеджмента служит ключом к  рентабельности предприятий автосервиса и устойчивому их продвижению на рынке.

Комплексное использование различных  маркетинговых мер позволяет  фирме повысить конкурентные позиции  на рынке или отдельных его  сегментах, реализовать поставленные в маркетинговых программах цели и задачи.

Эффективная организация технического обслуживания позволяет экономить  материал и трудовые затраты, следовательно  увеличивать рентабельность участка.

Таким образом, актуальность темы курсовой работы очевидна.

Целью работы является маркетинговое исследование предприятий автосервиса в условиях усиления конкуренции.

 

 

 

 

 

1 Маркетинговые  исследования регионального рынка автосервисных услуг

 

1.1 Характеристика проектируемого  предприятия 

Станция технического обслуживания автомобилей  шиномонтажная мастерская 000 «Шип» расположена по адресу: ул. Академика Королева 1 г. Волгодонск. Шиномонтаж обслуживает автомобили различных марок и моделей, учитывая ее расположение услугами станции пользуются автомобилисты из других районов.

Станция имеет производственный корпус, состоящий из 2 рабочих постов для обслуживания автомобилей. В производственном помещении с высоким потолком, хорошим освещением, широкими воротами для въезда машин. Также в производственном корпусе расположены административно-бытовые помещения, а на территории СТОА предусмотрены автомобиле-места ожидания автомобилей, склад для хранения шин. Кроме того, на территории СТОА расположены, зона отдыха персонала, магазин запчастей и расходных материалов.

Шиномонтаж это одна из важнейших  технологических операций, определяющих правильность эксплуатации резины, пробег шин, комфортность и безопасность езды. От правильной балансировки покрышек и дисков в значительной мере зависит качество функционирования всей ходовой части автомобиля и его ресурс.

Для повышения производительности работ на посты шиномантажа устанавливаем современное оборудование, что быстро снять колесо, снять и одеть шину на обод, а также точно от балансировать колесо.

Высокий сервис, широкий выбор ремонта шин, качество услуг и место расположение станции делает ее наиболее респектабельной в отношении других станций города.

 

 

 

1.2 Расчетный прогноз общей емкости рынка услуг автосервиса

При определении емкости рынка выполняются расчеты: рынка, освоенной конкурентами, остаточной емкости рынка для конкретных марок автомобилей и конкретных видов услуг.

Для определения общей стоимости  рынка необходимо знать общее  количество автомобилей, зарегистрированных в данном сегменте рынка.

Общая рынка, Е ,чел ч/год, определяется по формуле (1.1)

                                                 (1.1)

где, - годовая трудоемкость ТО и ТР легковых автомобилей клиентов, проживающих на данной территории, чел ч/год;

- коэффициент, учитывающий фактическое  самообслуживание (0,5-0,7), принимаем =0,7; 

- коэффициент корректирования  трудоемкости ТО и ТР в зависимости  от климатического района расположения СТО, =1.

Годовую трудоемкость, Фш, чел∙ч/год, ТО и ТР легковых автомобилей для данного сегмента рынка определим по формуле (1.2)

                                            (1.2)

где, - количество всех легковых автомобилей одного класса у клиентов, проживающих на выделенном сегменте рынка. =4800;

 – удельная нормативная  трудоемкость;

- среднегодовой пробег одного  автомобиля, в тыс. км за год  (15 - 30 тыс. км.), принимаем =20тыс.км.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.1 ¾ Состав легковых автомобилей по удельному весу.

Класс легкового автомобиля

Удельная трудоемкость ТО и ТР, чел

ч/ 1000 км, без учета УМР и антикоррозионной обработки

     

    %

      ,

ед

,

    чел∙ч/год

Особо        малый

2,0

     15

720

28800

     Малый

2,3

     67

3216

147936

    Средний

2,7

     18

864

46656

     Итого

 

    100

4800

223392


 

 

 

1.3 Расчет «свободной» емкости рынка

«Свободная» емкость рынка зависит от годовой программы конкурентов по выполняемых аналогичных услуг и сопутствующих работ. Все основные рабочие конкурентов могут освоить определенную часть емкости рынка при работе в одну смену, в течение года.

Число конкурирующих предприятий  шиномонтажной услуги составляет 2 предприятия, число рабочих 15 человек.

По трудовому законодательству рабочая неделя составляет 40 часов, всего в году 52 недели из них вычитаем 4 недели на отпуск и 2 недели на праздники, получим годовое число часов работы данного штатного работника или годовой фонд рабочего времени одного работника.

Годовой фонд, Фш, час/год, рабочего времени одного работника рассчитывается по формуле (1.3)

Фш=40 (52-4-2) = 1840                             (1.3)

Рассчитаем емкость рынка Ек, которую могут освоить все основные рабочие конкурентов ∑Рк при работе в одну смену в течении года, по формуле (1.4)

Екш ∑Рк                                                        (1.4)

Свободная ниша рынка, Есв, чел∙ч/год, определяется по формуле (1.5)

Есв= Е-Ек             (1.5)

 

Целесообразно скорректировать свободную  емкость рынка, Е´св, чел∙ч/год, с учетом коэффициента учитывающего процент владельцев пользующихся услугами названного предприятия, рассчитывается по формуле (1.6)

           (1.6)

 

Количество основных рабочих, Рсв, при работе в одну смену рассчитывается по формуле (1.7)

Рсв= Есв/ Фш     (1.7)

Далее уточняем величину Есв (свободную емкость рынка) с помощью коэффициентов, учитывающих баллы конкурентообразующих характеристик, сезонность спроса на услуги, частичность вида услуг в общем комплексе услуг по ТО и ТР.

 

1.4 Конкурентообразующие характеристики предприятия и их влияние на емкость рынка услуг автосервиса

На выделенном сегменте рынка автосервиса  кроме проектируемого (реконструируемого) предприятия работают три-четыре  конкурента, каждый из которых по отдельным  позициям имеет как преимущества, так и недостатки. Например, характеристика «Культура обслуживания  клиентов» определяется:

- отличным знанием психологии  сервиса;

- индивидуальным подходом к  клиенту;

- наличием комнаты и менеджера  по работе с клиентами;

- высоким уровнем эстетики производства  работ: чистота и порядок, привлекательный  вид оборудования, красивая униформа рабочих и т.д.

Для конкурентообразующих характеристик  принимается следующая шкала  оценки в баллах: В – 5 баллов, СВ – 4 балла, С - 3 балла, СН – 2 балла, Н  – 1 балл.

После знакомства и изучения всех условий работы составляется таблица конкурентообразующих характеристик (табл. 1.2). В таблице 1.2 приведены 15 основных характеристик, влияющих на конкурентоспособность предприятий автосервиса. Таких характеристик может быть больше или меньше 15. При этом отдельные характеристики (пункты) имеют большее влияние на привлечение клиентов, чем другие. Учет уровня значимости  влияния конкретной характеристики на привлечение клиентов производится через коэффициенты весомости ( ) характеристик. Важно при этом, чтобы была равна единице. Экспертные оценки выставляются с учетом конкретной ситуации на заданном сегменте рынка. Как правило, на первом месте по уровню весомости находятся следующие характеристики:

- цена услуги  ;

- качество обслуживания  ;

- удобство расположения СТО,  участка   ;

- гарантии ТО и ТР  .

Таблица 1.2 ¾ Конкурентообразующие характеристики предприятий автосервиса

п/п

Конкурентообразу-ющие функциональные показатели

Уд. вес,

«Разрабатываемый участок»

«Конкурент №1»

«Конкурент №2»

оценка

баллы

оценка

баллы

оценка

баллы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1.

Уровень технологии ТО и ремонта

0,13

СВ

4

0,52

С

3

0,39

СВ

4

0.52

2.

Цена на стоимость услуги

0.09

В

5

0.45

В

5

0.45

СН

2

0.18

3.

Качество обслуживания и ремонта

0.2

СВ

4

0.8

СВ

4

0.8

СВ

4

0.8

Продолжение таблицы 1.2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

4.

Время пребывания а/м на ТО и Р

0.05

В

5

0.25

С

3

0.15

Н

1

0.05

5.

Удобство расположения

0.15

СВ

4

0.6

СВ

4

0.6

СН

3

0.45

6.

Уровень технологии управления запасами

0.02

В

5

0.1

СН

2

0.04

В

5

0.1

7.

Удобство режима работы

0.11

В

5

0.55

СВ

4

0.44

СН

2

0.22

8.

Квалификация кадров

0.1

СВ

4

0.4

СВ

3

0.3

С

3

0.3

9.

Реклама

0.01

С

3

0.03

Н

1

0.01

СВ

4

0.04

10.

Номенклатура видов и форм услуг, их комплектность

0.015

СВ

4

0.06

В

5

0.075

С

3

0.045

11.

Эстетика СТО и производства

0.01

С

3

0.03

С

3

0.03

В

5

0.05

12.

Уровень технологии работы с клиентами

0.02

СВ

4

0.08

С

3

0.06

СВ

4

0.08

13.

Выполнение договорных обязательств

0.15

СВ

4

0.06

СВ

4

0.06

С

3

0.045

14.

Качество запасных частей

0.05

СВ

4

0.2

С

3

0.15

С

3

0.15

15.

Гарантии

0.03

СВ

4

0.12

СВ

4

0.12

СВ

4

0.12

 

Σ=1

4,25

3.675

3.15

Информация о работе Маркетинговые исследования регионального рынка автосервисных услуг