Большегрузные автомобили КамАЗ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Камское объединение выпускает грузовые автомобили различного назначения, типа и грузоподъемности. На основе базовых автомобилей создаются и почти ежегодно поступают в эксплуатацию новые модели и модификации.Семейство грузовых автомобилей КамАЗ включает в себя машины с колесными формулами 6X4, 4X2 и 6X6 и с различными мощностными, размерными и весовыми параметрами. Каждый тип автомобилей имеет свою окраску: бортовые автомобили-тягачи — голубую, седельные тягачи — красную, самосвалы — оранжевую, хотя по специальному заказу может быть и другой цвет.

Оглавление

Вступление 2
1. НАЗНАЧЕНИЕ, УСТРОЙСТВО И РАБОТА СЦЕПЛЕНИЯ 3
1.1 Сцепление КамАЗ 4
2 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ 8
2.1 Регулирования свободного хода педали сцепления 8
2.2 Техническое обслуживание КамАЗ 9
3 РЕМОНТ СЦЕПЛЕНИЯ 11
4 ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ 18
4.1 Обязательные работы профилактического обслуживания и ремонт 18
4.2 Шиномонтажные работы 25
4.3 Требования безопасности во время слесарных разборочно-сборочных работ 28
5 ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 34
Литература 38

Файлы: 1 файл

KamAZ-Dima.doc

— 730.50 Кб (Скачать)

Ведомые диски, показанные на рис. 4, при  ремонте разбираются на составные  детали. Детали с трещинами и обломами выбраковываются. Ступицы с изношенными шлицами заменяются новыми.

После восстановления или замены отдельных  деталей ведомый диск собирается. На поверхность ведомого диска с  обеих сторон приклепываются фрикционные  накладки. При клепке головки заклепок должны быть утоплены не менее чем на 1,5 мм по отношению к плоскости поверхности накладок.

 

Таблица 1 - Возможные неисправности сцепления и его привода

Внешние признаки неисправностей сцепления

Сцепление не включается («пробуксовывает»)

Причины неисправностей сце- плення и дефектов его деталей

Износ или замасливание фрикционных накладок

Способ устранения неисправностей или дефектов

Разобрать сцепление,

заменить или зачистить  накладки

При включении сцепления появляется запах- материала фрикционных накладок, при этом автомобиль разгоняется медленно или вообще не трогается

Отсутствует свободный  ход педали сцепления

Поломка или ослабление нажимных пружин

Разбухание резиновой манжеты

Отрегулировать свободный ход педали Заменить пружины вместе с подкладкой Заменить резиновую манжету, промыть гидросистему

Запаздывание включения сцепления

Задиры на поверхностях ведущих  дисков (нажимного и среднего) и  маховика

Устранить задиры на поверхностях деталей  шлифованием

Сцепление не включается («ведет»)

Коробление ведомых  дисков

Восстановить или заменить ведомые диски

Попадание воздуха в  гидросистему

Дозаправить гидросистему тормозной жидкостью и прокачать ее (удалить воздух)

Усилие на педали превышает 200 Н

Разбухание впускного клапана, не поступает сжатый воздух

Заклинивание следящего  поршня из-за разбухания резиновой  манжеты или резинового кольца

Заменить дефектные  детали

Применять рекомендованные сорта тормозной жидкости

Шум в механизме выключения сцепления. При выключении сцепления вибрирует рычаг переключения передачи

Повышенное биение пяты отжимных рычагов

Отрегулировать механизм выключения сцепления

Шум выжимного подшипника

Разрушение выжимного  подшипника

Заменить выжимной подшипник


Рис. 5 – Ведомый диск сцепления:

1 — шлица, 2 — ступица; 3 — фрикционная накладка, 4 — заклепка

Восстановленные ведомые  диски сцепления проверяются  на биение рабочих поверхностей фрикционных накладок. Для этого ведомый диск устанавливается на шлицы вала индикаторного приспособления, как показано на рис. 5. Ножка индикатора упирается в рабочую поверхность накладки и диск вращается. Биение рабочих поверхностей и фрикционных накладок должно быть не более 0,8 мм, а радиальное биение периферии диска до 1,0 мм.

После сборки каждый ведомый  диск балансируется. Значение момента  дисбаланса должно быть не более 0,25 Нм. Дисбаланс устраняется установкой грузиков на диске.

Картер сцепления может  иметь следующие дефекты: трещины  или обломы фланца картера; трещины на необработанных поверхностях; износ внутренней поверхности втулок вала вилки выключения сцепления;

коробление поверхности  фланца;

срыв или износ резьбовых  отверстий крепления крышек картера  сцепления.

При наличии трещин, проходящих более чем через одно отверстие под болты крепления, а также при наличии трещин, захватывающих более половины периметра, картер бракуется.

Трещины и обломы устраняются  электродуговой сваркой. Трещины, проходящие через поверхности, не несущие нагрузок, устраняются заделкой эпоксидными композициями.

Вилка выключения сцепления, показанная на рис. 6, может иметь износ внутренних поверхностей во втулках, шпоночного паза, наружной поверхности кулачка. Вал вилки может иметь износ наружной поверхности.

Изношенные втулки вилки  выключения сцепления заменяются новыми. Внутренняя поверхность втулки развертывается до размера, указанного на рабочем чертеже.

 

Рис. 6 Контроль биения диска сцепления по боковым поверхностям: 1,3 — фрикционные накладки; 2 — диск; 4 — стоика индикатора, 5 — ступица; 6 — шлицованныи вал для установки и контроля диска сцепления; 7 — ножка индикатора

Рис. 7 – Дефекты вилки выключения сцепления:

1 — износ  рабочих поверхностей кулачков, 2 — износ шпоночного паза, 3 — износ отверстия под болт


Вал вилки выключения сцепления восстанавливается осталиванием с последующим шлифованием его  поверхности и шлифованием шпоночного паза.

Ведущий диск сцепления  может иметь следующие дефекты:

задиры на поверхностях прилегания ведомых дисков;

трещины, обломы или износ  шипов дисков;

срыв резьбы под болт автоматической регулировки.

Изношенные шипы восстанавливаются  наплавкой с последующей шлифовкой. Задиры на поверхности прилегания ведомых  дисков устраняются шлифовкой на плоскошлифовальном станке. Сцепление после сборки устанавливается на двигатель и проверяется его работа в выключенном и включенном положениях.

Двигатель запускается  и прогревается. Нажатием на педаль сцепления проверяется отсутствие заеданий в приводе и механизме  выключения сцепления. Включение и переключение передач должно происходить без больших усилий и бесшумно. Если переключение передач происходит с шумом, значит, сцепление полностью не выключается. Такую неисправность называют сцепление «ведет».

Во включенном состоянии сцепление проверяется на отсутствие пробуксовывания. Нажатием на педаль выключается сцепление и включается высшая передача. Автомобиль затормаживается стояночным тормозом. После этого плавно отпускается педаль сцепления и одновременно увеличивается подача топлива. Если при полностью отпущенной педали сцепления двигатель не глохнет, то сцепление пробуксовывает.

При заедании механизма  выключения сцепления производится с последующим шлифованием его  поверхности и шлифованием шпоночного паза.

Ведущий диск сцепления может иметь следующие дефекты:

задиры на поверхностях прилегания ведомых дисков;

трещины, обломы или износ  шипов дисков;

срыв резьбы под болт автоматической регулировки.

Изношенные шипы восстанавливаются  наплавкой с последующей шлифовкой. Задиры на поверхности прилегания ведомых дисков устраняются шлифовкой на плоскошлифовальном станке.

Сцепление после сборки устанавливается на двигатель и  проверяется его работа в выключенном  и включенном положениях.

Двигатель запускается  и прогревается. Нажатием на педаль сцепления проверяется отсутствие заеданий в приводе и механизме выключения сцепления. Включение и переключение передач должно происходить без больших усилий и бесшумно. Если переключение передач происходит с шумом, значит, сцепление полностью не выключается. Такую неисправность называют сцепление «ведет».

Во включенном состоянии  сцепление проверяется на отсутствие пробуксовывания. Нажатием на педаль выключается  сцепление и включается высшая передача. Автомобиль затормаживается стояночным тормозом. После этого плавно отпускается педаль сцепления и одновременно увеличивается подача топлива. Если при полностью отпущенной педали сцепления двигатель не глохнет, то сцепление пробуксовывает.

При заедании механизма  выключения сцепления производится его смазка через пресс-масленки.

Размещение пресс-масленок на картере сцепления показано на рис. 7 Для смазывания вала вилки выключения сцепления и муфты выключения сцепления применяется «Литол-24»

Уровень жидкости в главном  цилиндре проверяется щупом в  компенсационной полости цилиндра: при снятом защитном чехле он должен быть на 20 мм ниже заливной горловины. Полный объем заправленной жидкости 0,28 л. Щуп находится в комплекте инструмента водителя. При нарушении герметичности системы гидропривода в нее попадает воздух. Удаление воздуха из системы гидропривода осуществляется прокачкой ее следующим образом:

снимается защитный колпачок клапана выпуска воздуха на пневмоусилителе;

на головку клапана  надевается шланг;

свободный конец шланга опускается в сосуд с жидкостью «Нева» и отвертывается клапан на один оборот;

снимается защитный чехол  и заполняется жидкостью компенсационная  полость главного цилиндра;

резкими нажатиями на педаль гидропривод прокачивается  до полного исчезновения пузырьков  воздуха, выходящих вместе с жидкостью из шланга в сосуд;

при нажатой педали сцепления  клапан завертывается, снимается шланг, на чистую головку клапана надевается защитный колпачок; уровень жидкости в компенсационной полости главного цилиндра доводится до нормального.

Для слива конденсата из пневмоусилителя необходимо отвернуть контрольную пробку в крышке силового цилиндра, слегка нажать на педаль выключения сцепления и после слива конденсата завернуть контрольную пробку.

Рис. 8 - Размещение пресс-масленок на картере сцепления: 1 — пресс-масленка выжимного подшипника; 2 — пресс-масленка опоры вала вилки выключения сцепления

 

  1. Охрана труда и техника безопасности

    1.  Обязательные работы профилактического обслуживания и ремонт

 

В местах выполнения и при выполнении работ профилактического обслуживания и ремонта транспортных средств могут иметь место такие основные опасные и вредные производственные факторы:

– падение вывешенных частей транспортных средств при обслуживании и ремонте  подвески, колес, мостов и т.д.;

– падение кузова автомобиля-самосвала при обслуживании и ремонте гидроподъемника;

– падение опрокидывающейся кабины грузового  автомобиля;

– падение деталей, узлов, агрегатов, инструмента;

– падение работающих на поверхности, с высоты (буфера, лестницы, эстакады, площадок), в осмотровую канаву;

– наезды автомобилей: вследствие самопроизвольного движения, при запуске двигателя, въезде (выезде) в зону ремонта, движении на осмотровой канаве и конвейере;

– термические факторы (пожары при  сливе горюче-смазочных материалов с автомобилей, мойке ими деталей, узлов, агрегатов, хранении и оставлении их на рабочих местах);

– осколки металла, отлетающего  при выпрессовке и запрессовке  шкворней, пальцев, подшипников, валов, осей, при рубке металла;

– наличие в воздухе рабочей зоны вредных веществ (акролеина, углерода оксида, углеводородов алифатических предельных и т.п.);

– пониженная температура воздуха  в холодный период года;

– недостаточное освещение.

Автомобили, агрегаты и детали, направляемые на посты профилактического обслуживания и ремонта, должны быть вымыты, очищены от грязи и снега.

Въезд (выезд) в помещения и постановка автомобилей на посты профилактического обслуживания и ремонта осуществляются с разрешения и под руководством ответственного лица – мастера (начальника участка).

После постановки автомобиля на пост профилактического обслуживания или  ремонта (без принудительного перемещения) необходимо обязательно остановить двигатель, установить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение, затормозить автомобиль стояночным тормозом, а под колесо с обеих сторон подложить упорные колодки. На рулевое колесо должна быть вывешена табличка с надписью “Двигатель не запускать – работают люди!”

На автомобилях, имеющих дублирующие  устройства для запуска двигателя, аналогичная табличка должна быть вывешена и около этого устройства.

Автомобиль на осмотровой канаве должен быть установлен так, чтобы был свободным  не только основной, но и запасной выход.

При обслуживании автомобиля на подъемнике (гидравлическом, пневматическом, электромеханическом) на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью “Подъемник не включать – работают люди!”

Плунжер гидравлического, пневматического  подъемника в рабочем (поднятом) положении  должен надежно фиксироваться упором (штангой), гарантирующей невозможность самопроизвольного опускания подъемника.

В помещениях профилактического обслуживания с поточным движением автомобилей обязательно устройство сигнализации (световой, звуковой), своевременно предупреждающей работающих на линии обслуживания о моменте начала движения автомобиля с поста на пост или о выезде автомобиля.

Перемещение транспортных средств  с поста на пост разрешается только после подачи сигнала (звукового, светового).

Информация о работе Большегрузные автомобили КамАЗ