Теория организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 16:21, контрольная работа

Краткое описание

Предметом изучения теории организации является анализ процессов, протекающих в организационных системах, включая закономерности и проблемы, развития организаций, представляющих собой целенаправленное объединение в группы отдельных людей для совместной деятельности.
Именно в процессе сотрудничества можно достичь наиболее высоких результатов и направить коллективные усилия людей для реализации общих целей.
Трудно переоценить роль организаций в жизни общества. Семья, коллектив - это различные типы организаций.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3-4
1. Методология, методы и основные
задачи дисциплины………………………………………………………….5-6
2. Социальная организация как система…………………………………...6-13
3. Противоречия при коммуникациях,
управление противоречиями……………………………………………….13-17
Заключение………………………………………………………………….17-19
Список использованной литературы…………………………………….....20

Файлы: 1 файл

теория организации.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

. выходы системы - различные точки  приложения     воздействий  системы  на  внешнюю среду;

. обратная связь это то, что соединяет выход системы со входом;

Ограничения системы  это то, что определяет  условия  развития  и  реализации процессов. Ограничения системы  определяются  целями  и  характером  связей, которые определяют границу системы;  цель это конкретное представление о некоторой  модели  будущего  результата  способного  удовлетворить  исходную потребность при имеющихся  реальных  возможностях. Цель выбирается  из некоторого  множества  альтернатив  и  составляет  сущность управленческого решения; управление это непрерывный и целенаправленный  процесс  воздействия на объект управления, которым может быть  как    отдельная    личность,  как компоненты, как подсистема так и организация  в  целом;  система  управления это совокупность двух   взаимосвязывающих    подсистем   (управляющей   и управляемой), образующих новую систему; сущностью  данной  системы  является процесс  выработки  управляющих   воздействий;   эффективность   управляющей системы рассматривается как мера степени достижения цели функционирования.

 Понятие социальной  организации

Организационные системы - это системы, которым присуща  функция управления (сознательная, целенаправленная деятельность) и в которых главными элементами являются люди. Понятия «организация», «организационная система» и «социальная система» являются синонимами, так как ориентируют науку и практику, прежде всего на поиски закономерностей механизмов соединения разнородных компонентов в единое, целостное эффективное образование Франчук В.И. Основы построения организационных систем. - М.: Экономика, 1991. С. 6..

Организационной системе присущи  все основные свойства и признаки сложных систем. Признаки системы: множество элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, структура и иерархичность, относительная самостоятельность, четко выраженное управление.

Подсистема - это набор элементов, представляющих автономную область внутри системы.

Основные свойства системы: стремление сохранить свою структуру (основано на объективном законе организации - законе самосохранения); потребность  в управлении (существует набор потребностей у человека, у животного, у общества, у стада животных, у большого социума); наличие сложной зависимости от свойств входящих в нее элементов и подсистем (система может обладать свойствами, не присущими ее элементам, и может не иметь свойств этих элементов).

Каждая система имеет  входное воздействие, технологию ее обработки, конечные результаты и обратную связь.

Основная классификация  систем - разделение каждой из них на три подсистемы: техническую, биологическую  и социальную.

Социальная подсистема характеризуется наличием человека как субъекта и объекта управления в совокупности взаимосвязанных элементов. В качестве характерных примеров социальных подсистем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию и даже одного человека (самого по себе).

Эти подсистемы существенно  опережают биологические по разнообразию функционирования. Набор решений  в социальной подсистеме характеризуется большим динамизмом. Это объясняется достаточно высокими темпами изменения сознания человека, а также нюансов в его реакциях на одинаковые и однотипные ситуации.

Социальная подсистема может включать биологическую и  техническую подсистемы, а биологическая  подсистема - техническую подсистему.

Крупные подсистемы обычно называют системами. Социальные системы могут быть: искусственными и естественными, открытыми и закрытыми, полностью и частично предсказуемыми, жесткими и мягкими.

 Система, в набор элементов которой входит человек или предназначенная для человека, называется социальной. В зависимости от целей, поставленных в системах, они могут иметь политическую, образовательную, экономическую, медицинскую, правовую направленность.

Наиболее распространены социально-экономические системы. В реальной жизни социальные системы реализуются в виде организаций, компаний, фирм и т. д.

Социальные системы, которые  реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями. Социальные организации объединяют деятельность людей в обществе. Взаимодействие людей через социализацию создает условия и предпосылки для совершенствования общественных и производственных отношений.

Таким образом, в теории организации выделяют социально-политические, социально-об-разовательные, социально-экономические и другие виды организаций.

 Каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей.

Так, для социально-экономических  организаций главная цель - получение  максимальной прибыли; для социально-культурных - достижение эстетических целей, а  получение максимальной прибыли  является второй целью; для социально-образовательных - достижение современного уровня знаний, а получение прибыли также является вторичной целью.

Известны сотни определений  понятия «социальная организация», отражающих сложность этого феномена и множество научных дисциплин, его изучающих (теория организаций, социология организаций, экономика организаций, менеджмент и др.).

Среди множества различных трактовок  этого понятия в экономике  и социологии (в меньшей степени) доминирует рационалистическая (целевая), заключающаяся в том, что организация рассматривается как рационально построенная система, действующая для достижения общей цели (или целей).

В общем смысле под организацией (социальной организацией) имеют в  виду способы упорядочения и регулирования  действий отдельных индивидов и  социальных групп.

В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует  совместных координированных действий.

Одна из трудностей определения  этого понятия состоит в том, что организация (процесс организации) не представляет собой конкретной, материальной сущности, но вместе с тем она может иметь ряд свойств как материальных, так и нематериальных. Так, любая фирма обладает многими материальными объектами, имуществом, активами и т.д., но она имеет также много социальных аспектов, которые нельзя увидеть или потрогать, например, человеческие отношения.

Дополнительные трудности в  определении этого понятия вызываются тем обстоятельством, что существует много разновидностей организаций, начиная с организации в семье и кончая организацией в неформальных рабочих группах и в формальных системах, таких, как “клиника Федорова”, “Уралмаш”, профсоюз шахтеров, министерство здравоохранения и организация Объединенных Наций.

Можно представить себе множество  разновидностей организации, начиная  с организации, охватывающей деятельность отдельной личности, и кончая организацией сильно формализованного типа, например, Правительство России, а также  большое разнообразие социальных организаций, которые находятся между этими двумя крайними случаями.

Однако все организации обладают некоторыми общими элементами.

Организации - это:

1) социальные системы, т.е. люди, объединенные в группы;

2) их деятельность интегрирована  (люди работают вместе, сообща)

3) их действия целенаправленны  (люди имеют цель, намерение).

Таким образом, социальную организацию  можно определить и так: «Социальная  организация - это непрерывная система  дифференцированных и координируемых видов человеческой деятельности, заключающейся в использовании, преобразовании и объединении специфической совокупности трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и природных ресурсов в некоторое уникальное, решающее проблемы целое. Функция этого целого состоит в удовлетворении частных потребностей человека путем взаимодействия с другими системами, включающими разные виды человеческой деятельности и ресурсы в их конкретном окружении» Алиев В.Г. Теория организации. Учебник для вузов. 3-е издание, стереотипное .-М.: Экономика, 2005.- С.123.

Между людьми в организации  возникают многообразные отношения, строящиеся на различных уровнях  симпатии, престижа и лидерства. Большая  часть этих отношений стандартизирована  в виде кодексов, правил и норм. Однако многие нюансы организационных отношений  не отражены в нормативных документах либо в силу своей новизны, либо в силу сложности, либо в силу нецелесообразности.

Социальные организации  играют существенную роль в современном мире. Их особенности:

- реализация потенциальных  возможностей и способностей  человека;

- формирование единства  интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и  интересов служит системообразующим  фактором;

- сложность, динамизм  и высокий уровень неопределенности.

Социальные организации  охватывают различные сферы деятельности людей в обществе. Механизмы взаимодействия людей через социализацию создают условия и предпосылки развития коммуникабельности, формирования позитивных моральных норм людей в общественных и производственных отношениях. Они также создают систему контроля, включающую наказание и поощрение индивидов, так чтобы выбираемые ими действия не выходили за рамки доступных для данной системы норм и правил.

В социальных организациях проходят объективные (естественные) и  субъективные (искусственные, по воле человека) процессы.

К объективным относятся  циклические процессы спада-подъема  в деятельности социальной организации, процессы, связанные с действиями законов социальной организации, например, синергии, композиции и пропорциональности, информированности. К субъективным относятся процессы, связанные с принятием управленческих решений (например, процессы, связанные с приватизацией социальной организации).

В социальной организации  имеются формальные и неформальные лидеры. Лидер - это физическое лицо, которое оказывает наибольшее влияние на работников бригады, цеха, участка, отдела и т.д. Он воплощает групповые нормы и ценности и выступает в защиту этих норм. Лидером обычно становится человек, у которого профессиональный или организаторский потенциал существенно выше потенциала его коллег в какой-либо области деятельности.

Формальный лидер (руководитель) назначается вышестоящим руководством и наделяется необходимыми для этого  правами и обязанностями.

Неформальный лидер - это член социальной организации, признанный группой людей как профессионал (авторитет) или защитник в интересующих их вопросах. В коллективе могут существовать несколько неформальных лидеров только в непересекающихся сферах деятельности.

Вышестоящее руководство  должно стремиться при назначении руководителя учитывать возможность совмещения в одном лице формального и неформального лидера.

Основу социальной организации  составляет малая группа людей. Малая  группа объединяет до 30 человек, выполняет  однотипные или связанные между  собой функции и расположена в территориальной близости (в одной комнате, на одном этаже и т.д.).

Таким образом, стремительно изменяющийся мир бросает вызов  способности человека правильно  ориентироваться в нем и принимать  разумные решения, что требует адекватного  восприятия реальности. Однако такое восприятие, через призму общественных наук, нередко бывает затруднено или искажено ввиду разобщенности социального знания, что не позволяет различать и исправлять многие недостатки, присущие современному обществу, и в частности социальным организациям, в которых человек проводит всю свою жизнь.

Организационные структуры  социальной организации

Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям  и задачам деятельности предприятия  и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций

Структура выявляет и  устанавливает взаимоотношения  сотрудников внутри организации. То есть, структура организации устанавливает некоторый общий набор предварительных положений и предпосылок, определяющих, какие члены организации несут ответственность за те или иные виды решений.

Для каждой социальной организации  существует наилучшая и только ей присущая организационная структура. Организационная структура характеризуется распределением целей и задач между подразделениями и сотрудниками организации.

Организационная структура  управления - совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой  соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами. Внутренним выражением организационной структуры является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. В структуре управления организацией выделяют звенья, уровни и связи.

Несмотря на существующую типологию организационных структур управления (линейную, функциональную, штабную и др.), в каждой организации  имеются особенности (нюансы) ее построения в зависимости от набора и сочетания  субъективных факторов. Каждая организация, как и человек, неповторима, поэтому нет никакого смысла полностью копировать ее структуру.Таким образом, управление организацией - это непрерывный процесс влияния на производительность работника, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели.

Базой, на которой строится вся управленческая деятельность, служат организационные структуры. Любая  организация в процессе ее создания и развития ориентируется на достижение вполне определенных целей, поэтому и её организационная структура является преднамеренно и целенаправленно созданной и ориентированной на достижение установленных целей.

Организационную структуру  управления можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.

 

 

3.Противоречия  при коммуникациях, управление  противоречиями.

Информация о работе Теория организации