Стимулирование труда как метод организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 18:20, контрольная работа

Краткое описание

Усиление роли стратегического управления предприятием, постановка долгосрочных целей и задач, быстро меняющаяся рыночная среда заставляет менеджмент предприятия пересматривать подходы к управлению предприятием в целом и управлению человеческими ресурсами в частности.
Идея современного управления персоналом, реорганизация систем стимулирования на предприятиях будоражит умы специалистов длительное время.

Оглавление

Введение 2
1. Стимулирование труда как метод организации. 3
2. Понятия, цели, принципы стимулирования труда. 5
3. Виды стимулирования персонала. 10
Заключение. 22
Литература. 23

Файлы: 1 файл

Стимулирование.docx

— 44.91 Кб (Скачать)

     4. Принцип расчетов говорит о  том, что системы стимулирования, должны побуждать работника к  самостоятельному расчету вознаграждения. Если он заранее не просчитывает  размеры своего вознаграждения, то и опережающего стимулирования  нет.

     5. Принцип своевременности. Поощрение  и наказание должны следовать  непосредственно за действием  объекта стимулирования (работника). Чем больше временной интервал  между действием и вознаграждением  или наказанием, тем ниже побудительная  сила стимула.

     6. Принцип информированности, т.е.  объект стимулирования должен  быть хорошо информирован о всех деталях нормативной базы, об общих и частных целях деятельности (до начала работы) и о том, за что он получает поощрение (после ее завершения).

     7. Принцип экономии стимула, т.е.  стимул надо экономить для  того, чтобы сохранить его побудительный  потенциал. Снижение силы стимула  при чрезмерно частом его применении  происходит как за счет наступающей  полноты удовлетворения соответствующей  потребности, так и по причине  привыкания объекта стимулирования  к поощрениям и наказаниям. Если  на предприятии работники приучены  буквально за каждый свой шаг  получать денежные вознаграждения, тогда для выполнения действительно крупных и ответственных заданий, как правило, не хватает средств – малые и средние суммы премий уже обесценены. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Виды стимулирования  персонала 

     В настоящее время в научной  литературе отсутствует единый подход к классификации стимулов и стимулирования как способа управления социальными  объектами. С точки зрения дальнейшего  развития теории и практики стимулирования как одного из способов мотивации  трудового поведения объектов управления важное значение имеет выделение видов и форм организации стимулирования.

     Вид стимулирования – это разновидность стимулирования как способа управления поведением, выделенное по предмету потребности, с помощью которого субъект управления воздействует на поведение объекта управления, используя его в качестве стимула. Взяв в качестве основания для классификации стимулирующих воздействий предмет потребности, можно выделить следующие виды стимулирования: моральное, материальное не денежное, материальное денежное, стимулирование свободным временем.

     Одним из самых древних видов стимулирования является моральное стимулирование, поскольку его отдельные элементы просматривались уже в первобытнообщинном обществе. Это “присвоение” отдельным  членам группы всевозможных кличек, характеризующих  определенные характеристики данного  индивида.

     Моральное стимулирование – это разновидность стимулирования, регулирующая поведение объекта управления на основе использования предметов и явлений, специально предназначенных для выражения общественного признания и способствующих повышению или же снижению его престижа (благодарности, грамоты, доски и книги почета, различные звания, медали, ордена, замечания, выговоры и т.д.). В данном случае в качестве предмета потребности выступают все ценности и явления, способствующие повышению или снижению престижа, авторитета объекта управления в общественном мнении.

     Широкое применение моральное стимулирование имело в СССР. Об этом свидетельствует  огромное количество моральных стимулов таких, как грамоты, звания, медали и  т. п. (“Ударник коммунистического труда”, “Герой социалистического труда”, “Почетный шахтер”, “Заслуженный шахтер РСФСР” и т.п.). Применение морального стимулирования являлось наиболее эффективным.

     Однако  в последние годы произошло существенное изменение действенности морального стимулирования, падение авторитета, девальвация моральных стимулов. Основной причиной этого послужил переход  от плановой экономики к рыночной. Этот переход обусловил практически полное разрушение системы моральных стимулов СССР, и появление системы стимулов новой России. Однако формирование новой системы включило в себя недостатки старой системы и породило множество новых недостатков морального стимулирования.

     Как в России так и в других странах большинство людей оставляют свои рабочие места добровольно, потому что им приходится слышать от своего начальника такие слова, как ты мне не нравишься и тому подобное.

     В России некоторые высококвалифицированные  секретари, стенографистки переходят  из государственных учреждений в  коммерческие фирмы, где платят намного  больше. Но некоторые из них покидают новую работу, так как не удовлетворены  отношением к себе как к «обслуге». Многие работодатели полагают, что  высокий уровень оплаты компенсирует все остальное.

     В настоящее время отличившийся в  ведении бизнеса сотрудники могут  поощряться на ежегодном новогоднем вечере организации награждением переходящим  вымпелом, дипломом за высокое профессиональное мастерство или присуждением звания «Лучший по профессии», «Лучший менеджер»  и ценным подарком.

     Стимулирующее действие может оказать и письменная благодарность владельцев компании за отлично выполненную работу. Или  помещение фотографии отличившегося  сотрудника на доску почета.

     Моральное стимулирование может быть: индивидуальным и коллективным; позитивным и негативным (листок позора).

     В некоторых небольших компаниях  нематериальные стимулы используются в незначительной степени. При этом называются самые разные причины  отказа от использования: «у нас маленькая  компания – нам не нужно», «нематериальные  стимулирование – это очень трудно»  и т. д.

     Можно выделить три основные проблемы морального стимулирования, которые напрямую влияют на эффективность применения данного  вида стимулирования: недостатки в  регламентации процедур стимулирования; недостаточная информированность  работников о системе стимулирования; проблема девальвации моральных  стимулов, т.е. снижение их стимулирующей  силы.

     Эти проблемы являются наследственными, поскольку  были присущи СССР и актуальны  на сегодняшний день.

     Материальное  денежное стимулирование – это разновидность стимулирования, регулирующая поведение объекта управления на основе использования различных денежных выплат и санкций (оплата по тарифным ставкам и окладам, различные виды доплат, премии, вознаграждения, лишение премий, вознаграждений, уменьшение окладов и т.д.). В качестве непосредственного предмета потребностей здесь выступают деньги, на основе которых в дальнейшем будут удовлетворяться самые разнообразные потребности объекта стимулирования.

     Материальное  денежное стимулирование наиболее распространенный вид стимулирования. Это можно  объяснить тем, что деньги как  стимул обладают такими свойствами как  универсальность, делимость, кроме  того, потребность в деньгах испытывает каждый человек. Все это позволяет  строить всевозможные функции стимулирования, к тому же эти функции обладают достаточной гибкостью.

     Основными составляющими материального денежного  стимулирования являются заработная плата  и доплаты, стимулирующие трудовую активность.

     В сегодняшних условиях важнейшей  задачей становится усиление стимулирующей  функции заработной платы.

     Умелое  использование этой функции превращает заработную плату в один из важнейших  рычагов повышения результативности труда, роста производительности труда.

     Стимулирующая функция заработной платы - свойство направлять интересы работника на достижение требуемых результатов труда за счет обеспечения взаимосвязи размеров вознаграждения и трудового вклада.

     Реальная  заработная плата работника обычно состоит из двух частей:

- Постоянная часть заработной платы, включающая в себя оклад по занимаемой должности (или сдельную, или повременную оплату).

- Переменная (премиальная) часть заработной платы, включающая в себя различные виды премий, вознаграждений, различные фиксированные надбавки к должностному окладу, доплаты (бонусы) т. е. доплаты за вредные условия труда, за работу в ночное время и выходные, праздничные дни, сверхурочную работу, надбавка за выслугу лет для закрепления наиболее квалифицированной части персонала, имеющей опыт работы в организации и т. п. Эта часть должна быть достаточно весомой в общем объеме заработной платы, так как именно она используется для стимулирования трудовой деятельности сотрудников.

     Бонусы это денежное вознаграждение, выплачиваемое работнику сверх зарплаты и обычно связанное с его продуктивностью в определенном временном интервале.

     Поощрительной формой материального стимулирования являются вознаграждением за дополнительные результаты труда. К таким доплатам относятся надбавки к тарифным ставкам и окладам за совмещение профессий, увеличение объема выполняемых работ, профессиональное мастерство и высокие достижения в труде и т.д.

     Тарифная  ставка и оклад зависят от общественной производительности труда и устанавливаются  для всех членов общества. Доплаты  же получают те, кто участвует в  достижении дополнительных результатов  труда, дополнительного экономического эффекта. Доплаты не являются обязательным и постоянным элементом заработной платы. Увеличение размера доплат в  основном зависит от индивидуальных достижений, от роста индивидуальной производительности труда.

     Во  многих организациях производится выплата  материальной помощи в денежной форме  в случае возникновения определенных обстоятельств, например, юбилей, свадьба, рождение детей, смерть близких родственников, а также в некоторых экстренных случаях – кража, потоп, пожар, землетрясение  и т. п.

     Необходимо  также отметить, что премия может  использоваться как при позитивной форме организации стимулирования, так и при негативной. К тому же негативный эффект гораздо глубже. Так, работники зачастую воспринимают премию как естественный элемент  заработной платы. И если в один прекрасный день премии не будет или же размер ее будет ниже, то работник будет  переживать из-за этого.

     Часто размеры премирования не связаны  с деятельностью отдельного работника, а зависят от результата работы всей фирмы. В этом случае говорят об участии  в прибылях компании. Система участия нацелена на создание атмосферы приобщения работников к интересам своих компаний, улучшение социально-психологического климата на предприятии, снижение напряженности в трудовых отношениях.

     Материальное  не денежное стимулирование – это разновидность стимулирования, регулирующая поведение объекта управления на основе использования тех материальных благ, которые в условиях конкретной системы хозяйствования принципиально в рамках законного поведения не могут приобретаться за деньги или же являются дефицитными, вследствие чего, право их распределения предоставлено субъекту управления (распределение жилья, различных путевок, дефицитных товаров, и т.д.). Здесь в качестве предмета потребности выступает определенный набор конкретных жизненно важных для объекта материальных благ, которые по мере развития общественного производства и удовлетворения потребностей объектов стимулирования в ряде из них может существенно меняться.

     Данный  вид стимулирования обладает рядом  особенностей. Во-первых, материальные не денежные стимулы не обладают такой  универсальностью, как материальные денежные, т. е. в них испытывают потребность  не все.

     Во-вторых, длительность цикла воспроизводства  потребности для большинства  стимулов ограничено. Большое количество материальных не денежных стимулов имеют  характер разового действия. И в  этом случае поддержание активности работников будет требовать применения других материальных не денежных стимулов.

     В-третьих, материальные не денежные стимулы не обладают делимостью. Так, например, предприятие  или организация может либо установить телефон в квартире работника, либо не устанавливать его вообще. Соответственно у предприятий не будет возможности  оперировать в целях стимулирования интенсивностью стимулов.

     В-четвертых, материальные не денежные стимулы целесообразно  использовать в подкрепляющей форме  стимулирования. Поскольку при этой форме организации стимулирования акцент делается на подкрепление социально  полезной деятельности вознаграждением  по ее результатам. До начала деятельности о конкретных для работника последствиях успешных или неуспешных действий ему  ничего не известно. Он лишь может быть более или менее уверен в том, что его за успешные действия могут  как-нибудь поощрить, а за негативные результаты соответственно может последовать  наказание.

Информация о работе Стимулирование труда как метод организации