Шпаргалка по "Теория управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:55, шпаргалка

Краткое описание

1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
2. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ
3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛ НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ Ф. ТЕЙЛОРА И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ШКОЛЫ А. ФАЙОЛЯ
4. ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИИ, ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ШКОЛЫ И КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ
5. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ
6. УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ
7. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ. НОВАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Теория управления Шпаргалка .docx

— 133.86 Кб (Скачать)

 

Юридические факторы. К основным правовым достижениям относятся законодательные  акты, регулирующие отношения собственности, предпринимательство, налогообложение, конкуренцию, защиту прав потребителей, рекламу, товарные знаки и др.

 

Макроэкономические факторы. Характеризуются  следующими показателями: объемы продукции  промышленности и сельского хозяйства, валовой внутренний продукт, индекс потребительских цен, оборот розничной  торговли, размеры инвестиций в основной капитал, реальные располагаемые денежные доходы населения, объем платных  услуг населению, экспорт и импорт товаров.

 

Информационные факторы. С 90-х годов XX в. новые информационные технологии в сфере управления организаций  и структур государственного управления задействованы достаточно широко.

 

Научно-технические и технологические  факторы. Основные направления повышения  конкурентоспособности российской науки: 1) повышение престижности занятия  научной деятельностью;

 

2) переоснащение парка научного  оборудования;

 

3) противодействие утечке мозгов.

 

Демографические факторы. К ним  относятся: численность, структура, динамика и занятость населения.

 

Потребители

 

Основные характеристики потребительского поведения: 1) увеличение значимости личного  времени и экономии усилий на выбор  и приобретение товаров и услуг; 2) внимание к проблемам и способам охраны окружающей среды.

 

Контрагенты в целом. Для российской экономики свойственно отсутствие доверия экономических агентов  друг к другу как во внутренних, так и в международных отношениях.

 

Конкуренты. Важнейшим инструментом борьбы зарубежных конкурентов с  российскими экспортерами является антидемпинговое законодательство.

 

Поставщики и посредники. Ключевой сферой конкуренции посредников  на наиболее заманчивых региональных рынках России в ближайшее десятилетие  станет розничная торговля. В рамках этого необходимо использовать современные  технологии торгового сервиса, мерчендайзинга, логистики и дистрибьюции.

 

Трудовые ресурсы – население  в трудоспособном возрасте, кроме  неработающих инвалидов войны и  труда и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях, лица в  нетрудоспособном возрасте, занятые  в экономике. Источники капитала – собственные средства организации, заемные средства (кредиты банков или специализированных финансовых институтов – страховых компаний).

 

Типы материалов и технологий находятся  под влиянием промышленной революции, стандартизации и механизации, компьютеризации. Технология представляет собой средство, с помощью которого ресурсы производства преобразуются в конечный продукт.

20. МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ И  ЕЕ КОМПОНЕНТЫ 

 

Методология управления – схема  управленческой деятельности, предполагающая взаимосвязанное осознание целей, ориентиров, а также средств и  способов их достижения.

 

Компоненты методологии управления:

 

1. Подход – компонент методологии,  определяющий выбор и использование  остальных ее компонентов.

 

Разновидности подходов в управлении: 1) системный подход; 2) программно-целевой  подход; 3) проектный подход; 4) маркетинговый  подход, ориентированный на потребителя; 5) кибернетический; 6) информационный; 7) гуманистический подход; 8) интеграционный; 9) сетевой подход.

 

2. Парадигма (от греч. paradeigma –  пример, образец) – исходная концептуальная  схема, система понятий, воссоздающая  осмысление значительных черт  действительности, модель постановки  проблем и их решения, выбора  надлежащих методов, доминирующая  в научном сообществе на протяжении  конкретного исторического периода  и подтверждающая собой определенный  этап в развитии теории.

 

Современная парадигма управления акцентирует свое внимание на человеческой личности с упором на управление знаниями, на сетевые, партнерские принципы взаимодействия. Проблема в управленческой деятельности – это противоречие цели и ситуации, разрешение которого обусловит изменение  ситуации в направлении принятой цели.

 

4. Приоритеты (от лат. prior – первый, старший) в управлении – характеризуют  акценты на те или иные сферы,  с которыми могут быть сопоставлены  результаты управляемой деятельности.

 

5. Ориентиры – в управлении  определяются в различных сферах  как хорошо воспринимаемые (качественно  определенные и количественно  измеряемые) объекты, которые позволяют  определиться относительно цели  деятельности, и могут быть квалифицированы по степени соотнесения с перспективой, как стратегические или оперативные.

 

6. Критерии (от греч. kriterion – средство  для суждения) в методологии управления  – меры оценки. Наиболее важными  являются комплексные показатели, позволяющие установить, классифицировать, оценить различные аспекты управленческой  деятельности.

 

7. Альтернативы (от лат. alter – одно  из двух) – возможные (обычно  взаимоисключающие) варианты будущих  ситуаций, роли, целей и действий  организации, механизмов и процедур  управления.

 

8. Процедуры выбора – методики  и технологии оценки альтернатив.  Методология определяет (в том  числе на базе применяемых  подходов, критериев и т. п.), какие  именно процедуры целесообразно  задействовать.

 

9. Средства управления – инструменты,  рычаги управления. Это материализованные  аспекты, компоненты функций управления, предполагающие применение конкретных  методов управления.

 

10. Ограничения – средства государственной  защиты интересов национальных  товаропроизводителей и потребителей, а также обеспечения государственных  интересов и выполнения международных  обязательств.

21. ПОНЯТИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ 

 

«Метод» происходит от греческого слова methodos и буквально означает «путь  исследования», способ достижения какой-либо цели, решения задачи, совокупность приемов или операций теоретического или практического познания и  освоения действительности.

 

Методы управления являются составной  частью методологии, а более конкретно  – механизма управления.

 

Механизм управления – совокупность средств и методов управления. Средства управления (рычаги, инструменты) – это все то, с помощью чего можно управлять (в том числе  ориентиры, предполагаемые последствия, критерии выбора и оценки, ограничения, требования). Методы управления – способы  приведения в действие, использования  средств и всего механизма  управления. Методы управления – способы  реализации функций менеджмента. Методы управления устанавливают ответственность, санкции за невыполнение или недостаточно эффективное выполнение функций  и обязанностей.

 

Выбор методов управления: методы управления выбираются и используются в зависимости от сочетания функций  управления и от выбора его инструментов. Выбор методов управления зависит  от: масштаба управления, целей, окружающей социально-экономической среды, качества персонала и реального наличия  тех или иных средств (инструментов) управления.

 

Классификация методов управления по различным признакам:

 

1. По масштабам применения: а)  общие, относимые ко всей системе;  б) особенные, обращенные к  отдельным составным частям этой  системы или, наоборот, к внешней  среде и ее субъектам, включая  потребителей, посредников, конкурентов  и др. 2. По роли на различных  этапах жизнедеятельности организации  – методы исследования организаций,  формирующие, упорядочивающие, стабилизирующие,  развивающие, включая методы ликвидации, банкротства. 3. По отраслям и сферам  применения – в государственном  управлении, бизнесе, торговле, промышленности, экологии и др. 4. По степени  опосредованное™ воздействия –  прямые и косвенные. 5. По управленческим  функциям: методы анализа, планирования, мотивации, контроля и т. п. 6. По уровню обобщения управленческих  знаний – методы теории и  практики управления. 7. По конкретным  объектам управления и характеру  ситуации, проблеме, которую необходимо  решить, и др.

 

Существуют методы финансового  менеджмента, риск-менеджмента, инновационного менеджмента, антикризисного, управления производством, сбытом (включая логистику), коммуникациями, качеством, занятостью, персоналом, знаниями, проектами, малыми и крупными предприятиями, а также  методы управления бизнес-процессами, методы управления взаимодействием  бизнес-структур между собой и  с клиентами и др.

 

Классификация методов управления по характеру воздействия: 1) экономические; 2) административные (организационно-распорядительные); 3) социально-психологические.

 

Особенность: методы управления по характеру  воздействия тесно связаны между  собой и имеют много общих  черт. В то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты  управления позволяют рассматривать  каждый из них в отдельности.

22. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ 

 

Экономические методы управления (ЭМУ) – способы и приемы воздействия  на людей, в основе которых лежат  экономические отношения людей  и использование их экономических  интересов.

 

Экономические методы управления –  конкретный механизм сознательного  использования на практике объективных  экономических законов.

 

Содержание экономических методов  – целенаправленное воздействие  на экономические интересы личности, коллектива, государства в целях  достижения оптимальных результатов  их функционирования с наименьшимитребованиями  и материальными затратами.

 

Экономические методы управления представляют взаимосвязанную систему стимулирования и экономического воздействия на все стороны жизнедеятельности  государства, коллектива и индивида и их органы управления.

 

Экономические интересы подразделяются на: 1) интересы государства; 2) интересы коллектива; 3) интересы личности.

 

Проблема сочетания интересов  всех групп включает решение целого ряда задач: установление рациональных соотношений между фондами распределения  и потребления; между фондами  заработной платы и поощрительными фондами и т. п.

 

Две группы экономических методов  управления:

 

1. Прямой экономический расчет  основан на плановом, централизованном, директивном распределении и  перераспределении трудовых, материальных  и финансовых ресурсов в целях  обеспечения макропропорций расширенного  воспроизводства.

 

Прямой экономический расчет является плановым и директивным. Под директивностью понимается его обязательность, что  придает ему характер закона.

 

Назначения метода: важен для  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и в других случаях, принимая форму субсидий, субвенций и дотаций.

 

2. Хозяйственный расчет основан  на употреблении стоимостных  категорий в качестве регулирующих  инструментов и рычагов соотнесения результатов и затрат в производстве и реализации продукции.

 

Принципы ЭМУ: 1) системность; 2) комплексность.

 

ЭМУ опираются на все рычаги хозяйствования: 1) прибыль; 2) финансы; 3) кредиты; 4) рентабельность; 5) фондоотдачу; 6) заработную плату и  т. п.

 

Сущность ЭМУ: путем воздействия  на экономические интересы работников и экономических контрагентов с  помощью налогов, цен, кредита, оплаты труда, прибыли и других экономических  рычагов создать эффективный  механизм работы.

 

ЭМУ основываются: на использовании  экономических стимулов, предусматривающих  заинтересованность и ответственность  управленческих работников за последствия  принимаемых решений и побуждающих  работников добиваться осуществления  установленных задач без специальных  указаний.

 

Особенность ЭМУ: 1) управляемые процессы становятся более эластичными и  адаптивными; 2) при использовании  экономических методов более  эффективно функционируют обратные связи, появляется возможность более  эффективного контроля; 3) распространение  экономических методов сочетается с относительным обособлением отдельных  подразделений и повышением уровня саморегулирования.

23. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ 

 

Административные (организационно-административные или организационно-распорядительные) методы управления создают основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, регламентирующих права и ответственность подразделений  и отдельных работников.

 

Административные методы реализуются  путем прямого воздействия руководителей  на подчиненных: 1) через административные приказы; 2) на основе заключенных договоров; 3) через распоряжения и требования; 4) уставы и регламенты; 5) правила, нормативы, инструкции и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных  лиц.

 

Особенность административных методов: опираются на власть руководителя и  представляют собой, методы властной мотивации, базирующиеся на принуждение или на возможности принуждения и подробно описывающие операции получения необходимого результата.

 

Взаимосвязь административных и экономических  методов: административные и экономические  методы управления имеют много общего и очень часто дополняют друг друга.

 

Социально-психологические методы

 

Сущность социально-психологических  методов: с помощью воздействия  на неэкономические интересы работников и экономических контрагентов задействовать  действенный механизм работы.

Информация о работе Шпаргалка по "Теория управления"