Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:55, шпаргалка
1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
2. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ
3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛ НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ Ф. ТЕЙЛОРА И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ШКОЛЫ А. ФАЙОЛЯ
4. ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИИ, ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ШКОЛЫ И КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ
5. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ
6. УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ
7. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ. НОВАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
Теория управления: Шпаргалка
1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
Для реализации процесса управления необходим механизм реализации управления.
Механизм управления – это среда,
в которой реализовывается
Две трактовки понятия «управление»
1) как процесс управления
2) как механизм управления.
Объект теории управления – это управление как процесс и как механизм.
Для определения предмета теории управления необходимо рассмотреть процесс формирования научной теории.
Предмет теории управления – управленческие отношения, в которых выражаются социальные, экономические, политические отношения и интересы, проявляющиеся в воздействии на общество или его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения специфики, развития и совершенствования; а также тенденции развития практики управления, методы и технологии управления.
Основные этапы развития теории управления:
Первый этап развития теории управления:
изучение генезиса механизма управления
и основных этапов его становления,
возникновение механизма
Необходимо проанализировать исторические тенденции мирового развития науки управления; аспекты управления и сравнительные характеристики типов цивилизации. На этом этапе анализируется эволюция школ научного управления и вклад различных школ в теорию управления.
Содержание первого этапа
Второй этап: определение понятия
управления, системы управления, цели
и функции теории управления, понятия
управленческого решения и
Третий этап: формулирование на основе познания объективных законов в теории управления соответствующих правил и рекомендаций для практической деятельности руководителей и органов управления. Знание законов, принципов управления помогает разработать методы управления и стиль управления организацией.
Четвертый этап изучения и исследования теории управления: методика выработки и принятия решения, планирование организации, контроль, система коммуникаций и мотивации управленческой деятельности.
Пятый этап: изучение и исследование процессов управления, создание системы управления (функциональной структуры, организационной структуры, схемы организационных отношений, профессионализма персонала), а также техники управления (системы документооборота, системы связи и телекоммуникаций, автоматизированные системы управления, компьютерная и оргтехника, офисная мебель).
Шестой этап развития теории управления – создание методологических основ оценки эффективности управления. Этот этап включает: цели, принципы, критерии и методы оценки эффективности управления.
2. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ
Наиболее распространенные определения понятия «управление»:
1) определение цели и результата
ее достижения с помощью
2) функция организованных систем
разнообразной природы (
3) создание и осуществление
4) процесс организации
5) процесс формирования целей и способов их достижения;
6) использование причинно-
7) воздействие на объект, улучшающее функционирование или развитие данного объекта;
8) управление – процесс
Субъект управления – физическое
или юридическое лицо, которое
осуществляет властное воздействие. В
процессе управления лежат: властные полномочия
субъекта управления, его организационно-
Объект управления – то, на что направлено властное воздействие объекта управления. Объектом управления могут быть физические и юридические лица, социальные, социально-экономические системы и процессы.
Основные этапы процесса формирования научной теории:
• наблюдение за совершающимися процессами и анализ их с помощью известных из других наук методов;
• синтез знаний и создание теоретических основ науки (принципы, зависимости, законы и закономерности);
• формализация и систематизация происходящих процессов, составление их типологии;
• разработка прикладных научных основ для анализа и синтеза наблюдаемых процессов;
• создание методологии исследования процессов заданной типологии;
• накопление статистических данных об результативности предложенной методологии и ее корректировка.
Особенности процесса управления: Управление – целенаправленный процесс, выполняемый непрерывно во времени и пространстве, требующий глубокого анализа, разработки и постановки определенных целей. Чем точнее результат соответствует установленной цели, тем выше качество управления.
3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛ
НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ Ф.
Школа научного управлении Ф. Тейлора.
Основателем школы научного управления является Фредерик Тейлор. Изначально Тейлор называл свою систему «управлением посредством заданий». Понятие «научное управление» впервые в 1910 году применил Луис Брандвйс.
Фредерик Тейлор полагал, что управление как особая функция состоит из принципов, которые могут применяться к видам социальной деятельности.
Основные принципы Фредерика Тейлора:
1. Научное изучение каждого
2. Отбор, тренировка и обучение
рабочих и менеджеров на
3. Равномерное и справедливое распределение обязанностей.
4. Взаимодействие администрации
с рабочими. Тейлор считал, что
в обязанности руководителя
Он разработал систему дифференциальной оплаты, согласно которой рабочие получали заработную плату в соответствии с их выработкой. Система дифференцированных сдельных ставок должна стимулировать большую производительность рабочих, так как от этого повышается сдельная ставка заработной платы.
Основная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, базирующейся на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями.
Административная (классическая) школа Анри Файоля.
Основателем административной школы управления является Анри Файоль (1826–1926).
Представители административной школы рассмотрели управление как универсальный процесс, состоящий из таких функций управления, как планирование, организация, мотивация, контроль и координация, предложили систематизированную теорию управления всей организацией (с помощью деления организации на подразделения, выполняющие основные функции – финансы, производство, маркетинг). Основная задача административной школы – создание универсальных принципов управления, соблюдая которые организация будет успешно функционировать.
Принципы управления, сформулированные Анри Файолем: единоначалие (обеспечивает единство точки зрения, единство действия и единство распорядительства), разделение труда (специализация), дисциплина, единство руководства (виды деятельности, преследующие одну и ту же цель, должны иметь одного руководителя и руководствоваться общим планом), справедливость, власть и ответственность, вознаграждение, инициатива (обдумывание и выполнение плана), порядок, централизация, корпоративный дух и т. п.
4. ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛЫ
Школа человеческих отношений
Предпосылки возникновения: упрощение
представлений о мотивах
Основатели школы человеческих отношений: Элтон Мэйо и Фриц Ротлисбергер.
Особенность школы человеческих отношений в управлении: смещение акцента с управления работой на управление людьми, персоналом.
Элтон Мэйо (1880–1949) опытным путем
показал, что передовые приемы в
сфере организации производства
и высокая заработная плата не
дают желаемого результата, если социальная
атмосфера в трудовом коллективе
не содействует высокой
В целом, представители школы
Поведенческая модель в управлении
Теория человеческих отношений получила свое естественное развитие и продолжение в становлении поведенческого (бихевиористского) подхода в управлении.
Сущность поведенческого подхода
состоит в выявление характера
поведения работника на своем
рабочем месте и его
Определяющие факторы
Управление, ориентированное на поведенческий подход, состоит из следующих аспектов: 1) учет психологии поведения работника в трудовом процессе в зависимости от мотивации его действий; 2) коммуникации с другими работниками; 3) авторитет руководителя; 4) лидерство в коллективе.
Школа поведенческих наук способствовала
росту эффективности
Развитие количественной школы
связывают с развитием
5. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ
Управление – элемент и
Управление в социально-
Разновидности специальных теорий управления:
1) теория государственного
2) региональный и муниципальный
менеджмент. Задачи науки управления:
создает, систематизирует и
Предмет науки управления – управленческие отношения, в которых проявляются одновременно экономические, социальные и политические отношения и интересы, технологии и методы управления и тенденции развития практики управления.
Объекты управления: 1) аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг); 2) отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт); 3) территориальные общности людей (область, район, город); 4) отдельные стадии воспроизводства (производство, снабжение, сбыт, НИОКР); 5) виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.); 6) характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).
Субъекты управления: совет директоров, директор, менеджер, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей, осуществляющие управленческое воздействие на объект управления.