Шпаргалка по "Теории управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 06:04, реферат

Краткое описание

Для реализации процесса управления необходим механизм реализации управления.
Механизм управления – это среда, в которой реализовывается управленческая деятельность. Такой средой для управления является система управления и техника управления.

Файлы: 1 файл

Теория управления.docx

— 119.46 Кб (Скачать)

Теория управления: Шпаргалка 

1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ  УПРАВЛЕНИЯ 

 

Для реализации процесса управления необходим механизм реализации управления.

 

Механизм управления –  это среда, в которой реализовывается  управленческая деятельность. Такой  средой для управления является система  управления и техника управления.

 

Две трактовки понятия  «управление»:

 

1) как процесс управления  организацией – управленческая  деятельность;

 

2) как механизм управления.

 

Объект теории управления – это управление как процесс  и как механизм.

 

Для определения предмета теории управления необходимо рассмотреть  процесс формирования научной теории.

 

Предмет теории управления –  управленческие отношения, в которых  выражаются социальные, экономические, политические отношения и интересы, проявляющиеся в воздействии  на общество или его отдельные  элементы с целью их упорядочения, сохранения специфики, развития и совершенствования; а также тенденции развития практики управления, методы и технологии управления.

 

Основные этапы развития теории управления:

 

Первый этап развития теории управления: изучение генезиса механизма  управления и основных этапов его  становления, возникновение механизма  управления и мировоззренческое  философское обобщение модели механизма  управления.

 

Необходимо проанализировать исторические тенденции мирового развития науки управления; аспекты управления и сравнительные характеристики типов цивилизации. На этом этапе  анализируется эволюция школ научного управления и вклад различных  школ в теорию управления.

 

Содержание первого этапа  составляют философские и исторические основы теории управления.

 

Второй этап: определение  понятия управления, системы управления, цели и функции теории управления, понятия управленческого решения  и управляющие воздействия, а  также основные свойства организационного управления.

 

Третий этап: формулирование на основе познания объективных законов  в теории управления соответствующих  правил и рекомендаций для практической деятельности руководителей и органов  управления. Знание законов, принципов  управления помогает разработать методы управления и стиль управления организацией.

 

Четвертый этап изучения и  исследования теории управления: методика выработки и принятия решения, планирование организации, контроль, система коммуникаций и мотивации управленческой деятельности.

 

Пятый этап: изучение и исследование процессов управления, создание системы  управления (функциональной структуры, организационной структуры, схемы  организационных отношений, профессионализма персонала), а также техники управления (системы документооборота, системы  связи и телекоммуникаций, автоматизированные системы управления, компьютерная и  оргтехника, офисная мебель).

 

Шестой этап развития теории управления – создание методологических основ оценки эффективности управления. Этот этап включает: цели, принципы, критерии и методы оценки эффективности управления.

2. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ 

 

Наиболее распространенные определения понятия «управление»:

 

1) определение цели и  результата ее достижения с  помощью необходимых и достаточных  способов, средств и воздействий;

 

2) функция организованных  систем разнообразной природы  (биологических, социальных, технических), которая обеспечивает сохранение  их определенной структуры, поддержание  режима деятельности, реализацию  их программ и целей деятельности;

 

3) создание и осуществление  воздействий, обеспечивающих желаемое  функционирование объекта, приводящее  к определенной цели;

 

4) процесс организации  целенаправленного воздействия  на некоторую часть среды, называемую  объектом управления, в результате  чего удовлетворяются потребности  субъекта, взаимодействующего с  этим объектом;

 

5) процесс формирования  целей и способов их достижения;

 

6) использование причинно-следственных  отношений, при котором поведение  системы приводит к желаемому  результату (система достигает цели  или решает задачу);

 

7) воздействие на объект, улучшающее функционирование или  развитие данного объекта;

 

8) управление – процесс  целенаправленного воздействия  субъекта управления на объект  управления для достижения определенных  результатов деятельности.

 

Субъект управления – физическое или юридическое лицо, которое  осуществляет властное воздействие. В  процессе управления лежат: властные полномочия субъекта управления, его организационно-распорядительные, экономические и морально-этические  рычаги воздействия.

 

Объект управления – то, на что направлено властное воздействие  объекта управления. Объектом управления могут быть физические и юридические  лица, социальные, социально-экономические  системы и процессы.

 

Основные этапы процесса формирования научной теории:

 

• наблюдение за совершающимися процессами и анализ их с помощью  известных из других наук методов;

 

• синтез знаний и создание теоретических основ науки (принципы, зависимости, законы и закономерности);

 

• формализация и систематизация происходящих процессов, составление  их типологии;

 

• разработка прикладных научных  основ для анализа и синтеза  наблюдаемых процессов;

 

• создание методологии исследования процессов заданной типологии;

 

• накопление статистических данных об результативности предложенной методологии и ее корректировка.

 

Особенности процесса управления: Управление – целенаправленный процесс, выполняемый непрерывно во времени  и пространстве, требующий глубокого  анализа, разработки и постановки определенных целей. Чем точнее результат соответствует  установленной цели, тем выше качество управления.

3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ  ШКОЛ НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ Ф.  ТЕЙЛОРА И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ШКОЛЫ  А. ФАЙОЛЯ 

 

Школа научного управлении Ф. Тейлора.

 

Основателем школы научного управления является Фредерик Тейлор. Изначально Тейлор называл свою систему  «управлением посредством заданий». Понятие «научное управление» впервые  в 1910 году применил Луис Брандвйс.

 

Фредерик Тейлор полагал, что управление как особая функция  состоит из принципов, которые могут  применяться к видам социальной деятельности.

 

Основные принципы Фредерика  Тейлора:

 

1. Научное изучение каждого  отдельного вида трудовой деятельности.

 

2. Отбор, тренировка и  обучение рабочих и менеджеров  на основе научных критериев.

 

3. Равномерное и справедливое  распределение обязанностей.

 

4. Взаимодействие администрации  с рабочими. Тейлор считал, что  в обязанности руководителя входит  отбор людей, способных удовлетворить  рабочие требования, а затем подготовить  и обучить этих людей для  работы в конкретном направлении.

 

Он разработал систему  дифференциальной оплаты, согласно которой  рабочие получали заработную плату  в соответствии с их выработкой. Система дифференцированных сдельных ставок должна стимулировать большую  производительность рабочих, так как  от этого повышается сдельная ставка заработной платы.

 

Основная идея Тейлора  состояла в том, что управление должно стать системой, базирующейся на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и  мероприятиями.

 

Административная (классическая) школа Анри Файоля.

 

Основателем административной школы управления является Анри Файоль (1826–1926).

 

Представители административной школы рассмотрели управление как  универсальный процесс, состоящий  из таких функций управления, как  планирование, организация, мотивация, контроль и координация, предложили систематизированную теорию управления всей организацией (с помощью деления  организации на подразделения, выполняющие  основные функции – финансы, производство, маркетинг). Основная задача административной школы – создание универсальных  принципов управления, соблюдая которые  организация будет успешно функционировать.

 

Принципы управления, сформулированные Анри Файолем: единоначалие (обеспечивает единство точки зрения, единство действия и единство распорядительства), разделение труда (специализация), дисциплина, единство руководства (виды деятельности, преследующие одну и ту же цель, должны иметь одного руководителя и руководствоваться  общим планом), справедливость, власть и ответственность, вознаграждение, инициатива (обдумывание и выполнение плана), порядок, централизация, корпоративный дух и т. п.

4. ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛЫ  ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИИ, ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ  ШКОЛЫ И КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ  УПРАВЛЕНИЯ 

 

Школа человеческих отношений

 

Предпосылки возникновения: упрощение представлений о мотивах  человеческого поведения, недооценка человеческого фактора, свойственные «классической» школе, явились предпосылкой возникновения на рубеже 30-х гг. XX века «школы человеческих отношений». Она основывается на достижениях  психологии и социологии.

 

Основатели школы человеческих отношений: Элтон Мэйо и Фриц Ротлисбергер.

 

Особенность школы человеческих отношений в управлении: смещение акцента с управления работой  на управление людьми, персоналом.

 

Элтон Мэйо (1880–1949) опытным  путем показал, что передовые  приемы в сфере организации производства и высокая заработная плата не дают желаемого результата, если социальная атмосфера в трудовом коллективе не содействует высокой результативности труда. Являясь одним из авторов  теории человеческих отношений, он призывал к улучшению отношений между  предпринимателями и работниками.

 

В целом, представители школы  человеческих отношений считали, что  групповые ценности являются наиболее важным условием научной организации  управления. Они подвергали критике  тейлоризм, ограничивающий задачи управления стимулированием индивидуальных усилий рабочих.

 

Поведенческая модель в управлении

 

Теория человеческих отношений  получила свое естественное развитие и продолжение в становлении  поведенческого (бихевиористского) подхода  в управлении.

 

Сущность поведенческого подхода состоит в выявление  характера поведения работника  на своем рабочем месте и его  продуктивности в зависимости от изменяющихся условий труда и  взаимоотношений между работниками  и менеджерами.

 

Определяющие факторы  повышения эффективности деятельности организации, в которой управление базируется на поведенческом подходе: 1) осознание работником своих возможностей; 2) удовлетворение, получаемое от выполняемой  работы; 3) социальное взаимодействие и  наличие общих целей и интересов  трудового коллектива.

 

Управление, ориентированное  на поведенческий подход, состоит  из следующих аспектов: 1) учет психологии поведения работника в трудовом процессе в зависимости от мотивации  его действий; 2) коммуникации с другими  работниками; 3) авторитет руководителя; 4) лидерство в коллективе.

 

Школа поведенческих наук способствовала росту эффективности  организаций за счет увеличения эффективности  использования человеческих ресурсов.

 

Развитие количественной школы связывают с развитием  статистики и математики. Представителями  этой школы являются: R Акофф, Л. Берталанфи, С. Вир. Школа использовала точные науки (экономико-математические методы (ЭММ), статистику, кибернетику, теорию исследования операций) для решения управленческих задач. Представители этой школы  способствовали более глубокому  пониманию сложных управленческих проблем, применяли точные методы для  принятия решений в сложных ситуациях. Поводом к применению ЭММ и  точных методов в управлении послужило  внедрение и развитие компьютерной техники.

5. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ  УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ  ПРОЦЕССАМИ 

 

Управление – элемент  и функция организованных систем: биологических, социальных, технических  и др., которая обеспечивает сохранение их структуры, осуществление режима деятельности, исполнение программы  и цели деятельности.

 

Управление в социально-экономических  системах изучается в рамках теории управления социально-экономическими процессами.

 

Разновидности специальных  теорий управления:

 

1) теория государственного  регулирования экономики;

 

2) региональный и муниципальный  менеджмент. Задачи науки управления: создает, систематизирует и распространяет  знания о том, как осуществлять  управленческую деятельность.

 

Предмет науки управления – управленческие отношения, в которых  проявляются одновременно экономические, социальные и политические отношения  и интересы, технологии и методы управления и тенденции развития практики управления.

 

Объекты управления: 1) аспекты  экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг); 2) отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт); 3) территориальные  общности людей (область, район, город); 4) отдельные стадии воспроизводства (производство, снабжение, сбыт, НИОКР); 5) виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.); 6) характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).

 

Субъекты управления: совет  директоров, директор, менеджер, мэр  города, городская дума, начальник  отдела, группа качества, городская  торгово-промышленная палата, а также  любые другие люди или группы людей, осуществляющие управленческое воздействие  на объект управления.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории управления"