Шпаргалка по "Теории управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 06:04, реферат

Краткое описание

Для реализации процесса управления необходим механизм реализации управления.
Механизм управления – это среда, в которой реализовывается управленческая деятельность. Такой средой для управления является система управления и техника управления.

Файлы: 1 файл

Теория управления.docx

— 119.46 Кб (Скачать)

 

Значение методов: воздействуют на потребности и интересы индивида и группы, их иерархию, активизируют исполнительскую, творческую деятельность или общение.

 

Социально-психологические  методы предполагают использование  моральных стимулов, особых способов и условий коммуникации, сравнений  и других приемов воздействия  на психологические установки и  эмоциональную сферу психики  людей.

 

Разновидности социально-психологических  методов: 1) убеждение; 2) внушение; 3) «заражение»; 4) демонстрация примеров поведения.

 

Взаимосвязь с другими  методами: социально-психологические  методы управления всегда дополняют  административно-командные и экономические  методы управления. Разновидности общенаучных  методов управления: наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, дедукция и индукция, сравнение, оценка, диалектика, системный  и комплексный подходы. Методы конкретных наук, используемых в управлении: 1. Математические методы: сетевая оптимизация, линейное программирование, управление запасами, модель Леонтьева, метод анализа  иерархий, методы прогнозирования, методы теории вероятностей, теории игр, теории управления организованными системами  и некоторые другие. 2. Используются методы самостоятельных наук: экономики, социологии, психологии, статистики и  др. К ним относятся последовательный анализ, метод статистического испытания  и др. 3. Методы педагогики, обучения, образования: методы поиска, обработки  и анализа информации, освоения материала  и представления результатов. К  этой категории относятся методы фокус-групп, мозгового штурма (мозговой атаки), кейс-стадии, деловых и ситуационных игр и др.

24. ПОНЯТИЕ «УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ  РЕШЕНИЕ». СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ  ПРОЦЕССА ПО ВЫРАБОТКЕ РЕШЕНИЯ 

 

Принятие решения –  сложный и ответственный этап процесса управления, заключающийся  в выборе наиболее рационального  пути достижения установленной цели.

 

Признаки управленческого  решения: 1) принимается при наличии  цели управления, установленного критерия эффективности процесса управления и множества альтернативных способов достижения цели или вариантов управляющих воздействий, обеспечивающих достижение назначенной цели; 2) является результатом выполнения одного из этапов процесса управления и включает выбранный рациональный (или оптимальный) способ достижения цели, или вариант управляющих воздействий на объект управления, для достижения поставленной цели; 3) может периодически корректироваться при изменении цели (задачи) управления и появлении новых условий в обстановке окружающей среды.

 

Управленческое решение  на предприятии – это действия субъекта управления (индивидуума или  группы), определяющие программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знаний объективных законов функционирования управляемой системы и анализа  данных о ее состоянии.

 

Сущность деятельности по выработке управленческого решения  – разработка наилучшего варианта действий по достижению поставленных целей.

 

Разработка управленческого  решения является видом управленческой деятельности.

 

Основные составляющие процесса разработки управленческого решения: деятельность должна быть спланирована, организована, должен осуществляться контроль за ее ходом и качеством. В целом, при осуществлении функций  управления должна создаваться управляющая  подсистема, призванная осуществить  управление достижением цели, т. е. процессы выполнения задач управления и целевые  управленческие организации, призванные осуществлять эти процессы.

 

Основные этапы процесса выработки решения:

 

1. Осознание задачи и  разработка предварительного решения  на создание процесса разработки  решения.

 

2. Уточнение решения на  создание процесса разработки  решения, планирование работы, создание  системы контроля за процессом  и качеством разработки решения. 3. Уточнение и детализация задач,  определение мероприятий, которые  необходимо осуществить, для достижения  поставленных целей. 4. Анализ факторов  внешней и внутренней сред, оказывающих  влияние на достижение цели. 5. Прогнозное моделирование деятельности  по достижению цели. 6. Согласование  проекта решения с исполнителями. 7. Выбор одного из вариантов  решения и доведение его до  исполнителей.

 

Содержание решения –  краткое изложение принятого  варианта по достижению цели. Решение  должно предусматривать организацию  взаимодействия, обеспечения и оперативного контроля процессов реализации решения. Оно должно включать задачи, которые  необходимо выполнить исполнителям: на низших уровнях иерархии – это  задачи по осуществлению, реализации самого решения, на более высоких уровнях  – задачи по осуществлению планирования, организации, мотивации, коммуникации и контроля.

25. ОСОЗНАНИЕ ЗАДАЧИ И  РАЗРАБОТКА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ  НА СОЗДАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ  РЕШЕНИЯ (1-И ЭТАП)

 

1-й этап – мыслительная, творческая деятельность руководителя.

 

Вход 1-го этапа – возникшая  проблема или поставленная вышестоящим  руководителем задача, которую необходимо уяснить. После этого следует  выработать предварительное решение  на создание процесса выработки решения  и группы выработки предложений  в решение. Выходы 1 – го этапа:

 

• цель и задачи деятельности;

 

• цель, задачи и основное содержание по выработке предложений;

 

• примерный состав исполнителей (определение круга ответственных  лиц, которые будут участвовать  в разработке решения);

 

• сроки выработки предложений.

 

Выходы 1 – го этапа распадаются  на две задачи:

 

• первая – определения  целей и задач предстоящей  деятельности;

 

• вторая – предварительное  решение, основанное на интуиции руководителя, по порядку работы, срокам и составу  группы выработки предложений. Сущность 1-го этапа – определение целей  и задач будущей деятельности системы и выработки предварительного решения на создание процесса и выработки  предложений и управленческой целевой  организации – группы выработки  предложений.

 

Действия, необходимые для  определения цели и общего содержания будущей деятельности:

 

1. Осмысление задачи (проблемы).

 

2. Определение цели, задачи  и общего содержания будущей  деятельности.

 

3. Определение места организации  в осуществлении замысла.

 

4. Установление видов деятельности  жестко регламентированных существующими  законами, рекомендациями, нормами  и другой документацией.

 

5. Выделение задач, требующих  творческого решения.

 

На основе решения этой задачи руководитель принимает предварительное  решение по порядку, срокам и составу  группы выработки предложений.

 

Задачи руководителя:

 

• определить общую структуру  процесса выработки решения, его  этапы, проанализировать мероприятия, которые необходимо выполнить, чтобы  решить эти задачи (осуществить этап выработки решения);

 

• учесть условия обстановки, в которых будет осуществляться процесс выработки решения, способствовать созданию максимально благоприятного климата;

 

• определить сроки выработки  и примерный состав исполнителей, а также создать систему контроля за ходом и качеством выработки  решения. Руководитель на 1-м этапе  в качестве основного метода использует свой опыт, интуицию, проводя лишь самые  необходимые расчеты.

 

В целом, на 1-м этапе процесса выработки решения определяются цели и задачи будущей деятельности по достижению цели и принимается  решение на управление этим процессом.

26. УТОЧНЕНИЕ РЕШЕНИЯ НА  СОЗДАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ  РЕШЕНИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ, СОЗДАНИЕ  СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ПРОЦЕССОМ  И КАЧЕСТВОМ РАЗРАБОТКИ РЕШЕНИЯ  (2-И И 3-И ЭТАПЫ) 

 

Входом 2-го этапа является выход 1-го: 1) цели и задачи предстоящей  деятельности в результате которой  должно быть выработано решение, основное содержание предложения; 2) примерный  состав исполнителей; 3) сроки выработки  предложений.

 

Выходом рассматриваемого этапа  должен быть: 1) план работы группы выработки  предложений и полностью отражающей содержание работы, состав группы и  сроки завершения работ; 2) система  контроля хода и качества выработки  решения, включающая организацию контроля и силы, выполняющая контроль, а  также организации, созданные для  реализации этого этапа: группа выработки  предложений и контроля за ходом  и качеством выработки предложений.

 

Порядок работы на данном этапе: 1. Планирование и организация предстоящей  деятельности. 2. Установление лиц, ответственных  за контрольные мероприятия. 3. Установление сроков проведения контрольных мероприятий.

 

Результат деятельности на этом этапе получается на основе уточняемого  решения руководителя. Особенность  этапа: процесс разработки плана  выработки решения должен совпадать  с процессом выработки решения, однако методы, применяемые на этапах планирования, должны быть другими: так  как речь идет только об уточнении, а не о поисках наиболее подходящего  варианта. На данном этапе реализуются  функции планирования этого процесса и организации, то есть создание реальных организаций, способных организовать спланированный, разработанный процесс  и осуществить контроль за ходом  и качеством выработки решения.

 

Уточнение и детализация  задач, определение мероприятий, которые  необходимо осуществить, для достижения поставленных целей (3-й этап):

 

1. Осознание цели деятельности, для достижения которой должно  быть разработано решение. 2. Установление  системы задач, которые необходимо  осуществить для достижения цели. 3. Исключение из определенной  на 2-м шаге системы задач тех,  которые жестко регламентированы  руководящей документацией для  включения их в список задач,  решаемых при реализации третьей  функции управления – организации. 4. Сопоставление разработанной подсистемы  задач, требующих творческого  решения, с поставленной руководителем  на 1-м этапе. Если разработанная  система будет отличаться от  определенной руководителем, то  необходимо предоставить аргументированный  доклад о новой системе задач  для ее утверждения. 5. Создание  подсистемы мероприятий, обеспечивающих  выполнение каждой из представленных  задач. 6. Установление технологической  последовательности осуществления  задач и мероприятий.

 

Вход 2-го этапа – цель деятельности и основные задачи, которые  необходимо осуществить для достижения цели, поставленной руководителем на первом этапе процесса выработки  решения.

 

Выход – система задач, обеспечивающих эффективное достижение цели, и подсистемы мероприятий, обеспечивающих выполнение этих задач с учетом технологии их выполнения.

27. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ  И ВНУТРЕННЕЙ СРЕД, ОКАЗЫВАЮЩИХ  ВЛИЯНИЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ (4-Й  ЭТАП)

 

Порядок работы на этапе анализа  факторов внешней и внутренней сред, оказывающих влияние на достижение цели, состоит из следующих основных этапов:

 

1. Анализ особенностей  и времени деятельности по  выполнению каждого из мероприятий.  При этом необходимо учитывать  количество времени, затраченное  на проведение каждого из мероприятий,  определить факторы, оказывающие  влияние на изменение временных  границ.

 

2. Установление подсистем  внутренних и внешних факторов, влияющих на качество выполнения. Выявление их основных характеристик  и особенностей функционирования  в определенных условиях.

 

3. Установление характера  изменения факторов в зависимости  от времени выполнения каждой  задачи и каждого мероприятия  в отдельности.

 

4. Установление параметров (количественных характеристик), характеризующих  факторы.

 

5. Установление характера  влияния параметров (факторов) на  качество выполнения мероприятий.

 

Выход 4-го этапа – система  задач и подсистема мероприятий, обеспечивающих достижение цели –  система факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние как  на эффективность деятельности в  целом, так и на отдельных ее этапах.

 

Сущность деятельности на 4-м этапе: рассмотрение особенностей выполнения каждой задачи, каждого  мероприятия и на их основе постановки определенного набора факторов внешней  и внутренней среды таких, от которых  зависит качество их выходов.

 

Факторы внешней среды  – характеристики, координаты состояния  системы – это такие факторы, которые не зависят от управляющих  воздействий не непосредственно, а  косвенно, хотя результаты деятельности системы могут изменить и характер влияния этих факторов и сами факторы  внешней среды. Чаще всего факторы  внешней среды оказывают более  сильное воздействие, чем факторы  внутренней среды.

 

Внутренние факторы –  это управляемые факторы, которые  характеризуются системами показателей, по величине которых следует судить об эффективности деятельности системы  в целом. Деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить возможно большее значение этих показателей  при существующих ограничениях на время  и ресурсы. Внутренние факторы могут  подлежать изменению в зависимости  от установленных ограничений, преследуемых целей деятельности и их возможной  корректировки.

 

Особенность: такие факторы  полностью зависят от выработанных и существующих управляющих воздействий, которые также являются факторами  внутренней среды.

28. ПРОГНОЗНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛИ (5-Й ЭТАП)

 

Вход для 5-го этапа –  это выходы 3-го и 4-го этапов – прогнозное моделирование процесса достижения цели будущей деятельности, для управления которой и принимается решение.

 

Выход 5-го этапа – набор  предусмотренных вариантов действий и признаки выбора лучшего из этих вариантов или оптимальный вариант  действий.

 

Цель моделирования при  выработке решения – получение  такой информации о будущем процессе деятельности, которая позволила  бы произвести выбор лучшего варианта этого процесса.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории управления"