Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 06:04, реферат
Для реализации процесса управления необходим механизм реализации управления.
Механизм управления – это среда, в которой реализовывается управленческая деятельность. Такой средой для управления является система управления и техника управления.
Наличие коллективных решений, участие в их выработке и принятие большого числа заинтересованных лиц являются важными признаками демократизации управления.
33. ИНТУИТИВНЫЕ И ОСНОВАННЫЕ НА СУЖДЕНИЯХ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
Интуитивное решение основано на интуиции лица, принимающего данное решение. Такие решения основываются не на рассуждениях, не на сознательном сопоставлении вариантов, а на «шестом» чувстве. «Шестое» чувство формируется подсознанием, памятью, активным стремлением к поиску путей выхода из сложившейся ситуации.
Ставя цель – решить проблему у людей автоматически, бессознательно срабатывают механизмы поиска, сравнения, отбора решений, позволяющих справиться с проблемой.
Сознательно выбранные варианты действий опираются на предварительный анализ проблемы, поиск и сравнение вариантов, отбор лучшего, оптимального из них.
Решения, основанные на суждениях
лиц, вырабатывающих и принимающих
эти решения, имеют своим истоком
системный анализ и системный
подход. Такие решения являются научно
обоснованными, если в процессе их подготовки
используются научные методы, употребляется
аппарат моделирования
Решения, основанные на суждениях принимающих их лиц, отражают как мнение, вытекающее из знаний и опыта лица, так и из его интуиции, представлений и убеждений, называемых «здравым смыслом». В связи с этим они включают интуицию как составную часть.
В классификации управленческих решений существуют скоротечные и затянутые решения.
Скоротечные решения принимаются в случаях, когда требуется быстрая реакция на проблему. Они характеризуют быстроту реакции лица, принимающего решение, на неожиданно возникшую проблему. Качество и эффективность скоротечных решений невысоки из-за отсутствия времени, необходимого для выбора рационального и оптимального решения.
Последствия затягивания решений: во-первых, запоздалое решение может оказаться уже ненужным; во-вторых, замедление выработки и принятия решения в большинстве случаев порождает рост издержек, затрат, расходов на подготовку решения, называемых трансакционными издержками. Как только величина совокупных затрат на повышение качества подготавливаемого решения превышает ожидаемую за счет этого выгоду в процессе его реализации, увеличение сроков подготовки решения снижает его эффективность.
Следует стремиться к сокращению
сроков подготовки и принятия управленческих
решений, но в пределах нормы времени,
которое требуется для
Затягивание решения – стремление лиц, принимающих решения, к откладыванию процедуры принятия.
Менеджеры, затягивающие принятие решений из-за причины неуверенности в успехе и из опасения неблагоприятных последствий, рассчитывают, что проблема решится сама собой, без управленческого вмешательства, или просто забудется теми, кого она тревожит. Но это порочная тактика, приводящая к последующему обострению запущенной проблемы.
34. КОММУНИКАЦИЯ И ЕЕ
ОСОБЕННОСТИ. МАНЕРЫ
Коммуникация – это: 1) передача информации (идей, образов, оценок, установок) от лица к лицу; 2) взаимодействие, с помощью которого информация передается и принимается; процесс передачи и приема информации; 3) линия или канал, соединяющие участников обмена информацией.
Особенности коммуникаций между
людьми: 1) возможность взаимного
влияния партнеров друг на друга
посредством системы знаков (вербальные
и невербальные коммуникации); 2) коммуникативное
влияние лишь при наличии единой
или схожей системы кодификации
и декодификации у
Взаимозависимости в процессе коммуникации: 1) отправитель должен удостовериться, что его сообщение не только получено, но и понято должным образом; 2) отправитель должен заранее идентифицировать личность того, кому он хочет отправить сообщение, он должен знать, как аудитория будет его интерпретировать; 3) отправитель должен убедить получателя, что сообщение заслуживает внимания; 4) сообщение должно восприниматься даже в условиях помех (шума) в канале, а обратная связь должна интерпретироваться правильно.
Передача информации выражается коммуникационным посланием. Оно облечено в конкретную форму: визуальную, текстовую, символическую. Оно поступает к получателю через конкретный канал коммуникации.
Структура послания должна отвечать на три вопроса: 1) сделать ли в обращении четкий вывод или предоставить это право аудитории; 2) когда приводить наиболее веские аргументы – в начале или в конце послания; 3) изложить ли только аргументацию «за» или предоставить доводы и «против».
Коммуникативные стили общения – способы взаимодействия с другими людьми в процессе общения.
Манеры коммуникативного общения:
1) доминантная (снижение роли других в коммуникации);
2) драматическая (преувеличение
и эмоциональная окраска
3) спорная (агрессивная
или доказывающая манера
4) успокаивающая (расслабляющая
манера общения, имеющая целью
снижение тревожности
5) впечатляющая (поведение,
ориентированное на то, чтобы
произвести впечатление на
6) точная (нацеленная на точность сообщения);
7) внимательная (выказывание
интереса к тому, что говорят
собеседники в процессе
8) воодушевленная (частое
использование невербального
9) дружеская (открытое
поощрение собеседника); 10) открытая
(представляющая стремление
35. ВИДЫ КОММУНИКАЦИЙ
Массовая коммуникация – совокупность открытых, упорядоченных процессов передачи социально значимой информации, поддающихся целенаправленному регулированию и использующихся правящей элитой для утверждения определенных духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.
Массовая коммуникация характеризуется:
во-первых, рассредоточенностью аудитории;
во-вторых, наличием широкомасштабных коммуникативных процессов, осуществляющихся с помощью технических средств;
в-третьих, передачей информации одновременно по различным каналам;
в-четвертых, доступностью информации всем желающим.
Межгрупповая коммуникация
– взаимодействие людей, полностью
детерминированное их принадлежностью
к различным группам или
Межнациональная коммуникация – это:
а) передача информации, сведений между представителями разных национальных общностей, имеющая как двусторонний, так и односторонний характер;
б) социально-психологические
явления и процессы, возникающие
в ходе непосредственного
Составные части межнациональной коммуникации:
Первая – обмен информацией
между представителями
Вторая часть межнациональной
коммуникации – восприятие и понимание
людьми различных национальностей
друг друга, которые во многом зависят
от закономерности общения и социально-
Невербальная коммуникация – общение путем жестов (языка жестов), мимики, телодвижений и ряда других средств, исключая речевые.
Невербальные средства общения делятся на: 1) визуальные; 2) кожные реакции; 3) отражающие дистанцию; 4) вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования; 5) акустические или звуковые; 6) экстралингвистические – не связанные с речью; 7) тактилъно-кинестезические; 8) ольфакторные (запахи).
Вербальная коммуникация – процесс речевого общения между собеседниками.
Устная форма общения в организации может быть выражена через собрания, инструктаж, общение один на один, устную презентацию в группе. Для эффективной вербальной коммуникации необходимо тщательно планировать выступление, использовать (если необходимо) наглядные материалы, исключить монотонность и длительность высказывания, желательно вести беседу в форме диалога, внимательно выслушивать мнение и замечания собеседника, отвечать на интересующие его вопросы.
36. КАНАЛ КОММУНИКАЦИИ
Канал коммуникации – средства или пути, с помощью которых и по которым передается информация.
Выделяют следующие виды каналов коммуникации: 1) прямые – канал коммуникации, когда информация передается напрямую от информатора к информированному лицу; 2) непрямые – канал коммуникации, когда информация передается через третьих лиц; 3) официальные – предоставляющие точную и достоверную информацию; 4) неофициальные – канал, предоставляющий непроверенную информацию посредством слухов, обмена мнениями без ссылки на достоверные источники.
Способы убеждения аудитории:
1. Прямой способ убеждения
– убеждение, имеющее место,
когда заинтересованная
2. Косвенный способ убеждения – убеждение, имеющее место в том случае, когда на людей влияют случайные факторы, и когда не нужно апеллировать к разуму. Этот способ воздействия использует намеки, которые склоняют к одобрению без раздумий.
Выделяют четыре слагаемых убеждения: коммуникатор; сообщение (информация); канал передачи; аудитория.
Поведение аудитории: 1) думающая, заинтересованная аудитория поддается прямому убеждению, она наиболее восприимчива к рассудочным аргументам; 2) невнимательная аудитория оказывается под воздействием косвенных намеков, больше всего на нее влияет то, нравится ли ей коммутатор.
Эффект хорошего настроения:
сообщения становятся более убедительными,
если они ассоциируются с
Правило выбора канала коммуникации:
чем образнее подача информации, тем
убедительнее предлагаемые сообщения.
Сообщения, легкие для понимания, наиболее
убедительны в форме
Наибольшее влияние на
людей оказывает не опосредованная
информация, а личный контакт с
людьми. Но средства массовой информации
и личные взгляды взаимозависимы,
так как формируются под
Реакция аудитории на сообщение: 1. Если же оно заставляет задуматься о контраргументах, сложнее изменить прежнее мнение. 2. Предупреждение о том, что сейчас поступит спорное сообщение, стимулирует контраргументацию и снижает убедительность. 3. Если удается подавить возможные возражения, убедительность спорного сообщения возрастает.
Способы стимулирования мыслительных процессов: 1) риторические вопросы; 2) ряды коммуникаторов (последовательное выступление трех ораторов, приводящих по одному аргументу, вместо одного оратора, который приводил бы все три аргумента); 3) использование оратором непринужденных поз, многократных повторений.
37. ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ. БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ
Восприятие информации зависит от: 1. Доверия к информатору, от его компетентности. Один из способов вызвать доверие у аудитории – начать высказывать суждения, с которыми аудитория согласна. Другой способ – быть представленным в качестве человека, осведомленного в данном вопросе. 2. Стиль речи коммуникатора влияет на то, воспринимается ли он как заслуживающий доверия. 3. Положительно воздействует уверенность и быстрота речи, прямой взгляд, отстаивание чего-либо.
Особенность: большинство людей отрицают, что отзывы знаменитых людей имеют на них воздействие, так как понимают, что звезда не эксперт. Здесь большую роль играет привлекательность. Привлекательность имеет несколько аспектов: физическое обаяние (аргументы более действенны, когда высказываются красивыми людьми) и подобие (мы склонны симпатизировать людям, похожим на нас).
Апеллирование к контраргументам
1) одностороннее сообщение
наиболее эффективно для тех,
кто уже и так был согласен
с высказываемым мнением; 2) сообщение,
рассматривающее