Шпаргалка по "Теории управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 06:04, реферат

Краткое описание

Для реализации процесса управления необходим механизм реализации управления.
Механизм управления – это среда, в которой реализовывается управленческая деятельность. Такой средой для управления является система управления и техника управления.

Файлы: 1 файл

Теория управления.docx

— 119.46 Кб (Скачать)

 

Юридические факторы. К основным правовым достижениям относятся  законодательные акты, регулирующие отношения собственности, предпринимательство, налогообложение, конкуренцию, защиту прав потребителей, рекламу, товарные знаки и др.

 

Макроэкономические факторы. Характеризуются следующими показателями: объемы продукции промышленности и  сельского хозяйства, валовой внутренний продукт, индекс потребительских цен, оборот розничной торговли, размеры  инвестиций в основной капитал, реальные располагаемые денежные доходы населения, объем платных услуг населению, экспорт и импорт товаров.

 

Информационные факторы. С 90-х годов XX в. новые информационные технологии в сфере управления организаций  и структур государственного управления задействованы достаточно широко.

 

Научно-технические и технологические  факторы. Основные направления повышения  конкурентоспособности российской науки: 1) повышение престижности занятия  научной деятельностью;

 

2) переоснащение парка  научного оборудования;

 

3) противодействие утечке  мозгов.

 

Демографические факторы. К  ним относятся: численность, структура, динамика и занятость населения.

 

Потребители

 

Основные характеристики потребительского поведения: 1) увеличение значимости личного времени и  экономии усилий на выбор и приобретение товаров и услуг; 2) внимание к  проблемам и способам охраны окружающей среды.

 

Контрагенты в целом. Для  российской экономики свойственно  отсутствие доверия экономических  агентов друг к другу как во внутренних, так и в международных  отношениях.

 

Конкуренты. Важнейшим инструментом борьбы зарубежных конкурентов с  российскими экспортерами является антидемпинговое законодательство.

 

Поставщики и посредники. Ключевой сферой конкуренции посредников  на наиболее заманчивых региональных рынках России в ближайшее десятилетие  станет розничная торговля. В рамках этого необходимо использовать современные  технологии торгового сервиса, мерчендайзинга, логистики и дистрибьюции.

 

Трудовые ресурсы –  население в трудоспособном возрасте, кроме неработающих инвалидов войны  и труда и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях, лица в нетрудоспособном возрасте, занятые  в экономике. Источники капитала – собственные средства организации, заемные средства (кредиты банков или специализированных финансовых институтов – страховых компаний).

 

Типы материалов и технологий находятся под влиянием промышленной революции, стандартизации и механизации, компьютеризации. Технология представляет собой средство, с помощью которого ресурсы производства преобразуются  в конечный продукт.

20. МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ  И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ 

 

Методология управления –  схема управленческой деятельности, предполагающая взаимосвязанное осознание  целей, ориентиров, а также средств  и способов их достижения.

 

Компоненты методологии  управления:

 

1. Подход – компонент  методологии, определяющий выбор  и использование остальных ее  компонентов.

 

Разновидности подходов в  управлении: 1) системный подход; 2) программно-целевой  подход; 3) проектный подход; 4) маркетинговый  подход, ориентированный на потребителя; 5) кибернетический; 6) информационный; 7) гуманистический подход; 8) интеграционный; 9) сетевой подход.

 

2. Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – исходная  концептуальная схема, система  понятий, воссоздающая осмысление  значительных черт действительности, модель постановки проблем и  их решения, выбора надлежащих  методов, доминирующая в научном  сообществе на протяжении конкретного  исторического периода и подтверждающая  собой определенный этап в  развитии теории.

 

Современная парадигма управления акцентирует свое внимание на человеческой личности с упором на управление знаниями, на сетевые, партнерские принципы взаимодействия. Проблема в управленческой деятельности – это противоречие цели и ситуации, разрешение которого обусловит изменение  ситуации в направлении принятой цели.

 

4. Приоритеты (от лат. prior –  первый, старший) в управлении  – характеризуют акценты на  те или иные сферы, с которыми  могут быть сопоставлены результаты  управляемой деятельности.

 

5. Ориентиры – в управлении  определяются в различных сферах  как хорошо воспринимаемые (качественно  определенные и количественно  измеряемые) объекты, которые позволяют  определиться относительно цели  деятельности, и могут быть квалифицированы  по степени соотнесения с перспективой, как стратегические или оперативные.

 

6. Критерии (от греч. kriterion – средство для суждения) в  методологии управления – меры  оценки. Наиболее важными являются  комплексные показатели, позволяющие  установить, классифицировать, оценить  различные аспекты управленческой  деятельности.

 

7. Альтернативы (от лат. alter – одно из двух) – возможные  (обычно взаимоисключающие) варианты  будущих ситуаций, роли, целей и  действий организации, механизмов  и процедур управления.

 

8. Процедуры выбора –  методики и технологии оценки  альтернатив. Методология определяет (в том числе на базе применяемых  подходов, критериев и т. п.), какие  именно процедуры целесообразно  задействовать.

 

9. Средства управления  – инструменты, рычаги управления. Это материализованные аспекты,  компоненты функций управления, предполагающие применение конкретных  методов управления.

 

10. Ограничения – средства  государственной защиты интересов  национальных товаропроизводителей  и потребителей, а также обеспечения  государственных интересов и  выполнения международных обязательств.

21. ПОНЯТИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ 

 

«Метод» происходит от греческого слова methodos и буквально означает «путь исследования», способ достижения какой-либо цели, решения задачи, совокупность приемов или операций теоретического или практического познания и  освоения действительности.

 

Методы управления являются составной частью методологии, а  более конкретно – механизма  управления.

 

Механизм управления –  совокупность средств и методов  управления. Средства управления (рычаги, инструменты) – это все то, с  помощью чего можно управлять (в  том числе ориентиры, предполагаемые последствия, критерии выбора и оценки, ограничения, требования). Методы управления – способы приведения в действие, использования средств и всего  механизма управления. Методы управления – способы реализации функций  менеджмента. Методы управления устанавливают  ответственность, санкции за невыполнение или недостаточно эффективное выполнение функций и обязанностей.

 

Выбор методов управления: методы управления выбираются и используются в зависимости от сочетания функций  управления и от выбора его инструментов. Выбор методов управления зависит  от: масштаба управления, целей, окружающей социально-экономической среды, качества персонала и реального наличия  тех или иных средств (инструментов) управления.

 

Классификация методов управления по различным признакам:

 

1. По масштабам применения: а) общие, относимые ко всей  системе; б) особенные, обращенные  к отдельным составным частям  этой системы или, наоборот, к  внешней среде и ее субъектам,  включая потребителей, посредников,  конкурентов и др. 2. По роли  на различных этапах жизнедеятельности  организации – методы исследования  организаций, формирующие, упорядочивающие,  стабилизирующие, развивающие, включая  методы ликвидации, банкротства. 3. По  отраслям и сферам применения  – в государственном управлении, бизнесе, торговле, промышленности, экологии и др. 4. По степени  опосредованное™ воздействия –  прямые и косвенные. 5. По управленческим  функциям: методы анализа, планирования, мотивации, контроля и т. п. 6. По уровню обобщения управленческих  знаний – методы теории и  практики управления. 7. По конкретным  объектам управления и характеру  ситуации, проблеме, которую необходимо  решить, и др.

 

Существуют методы финансового  менеджмента, риск-менеджмента, инновационного менеджмента, антикризисного, управления производством, сбытом (включая логистику), коммуникациями, качеством, занятостью, персоналом, знаниями, проектами, малыми и крупными предприятиями, а также  методы управления бизнес-процессами, методы управления взаимодействием  бизнес-структур между собой и  с клиентами и др.

 

Классификация методов управления по характеру воздействия: 1) экономические; 2) административные (организационно-распорядительные); 3) социально-психологические.

 

Особенность: методы управления по характеру воздействия тесно  связаны между собой и имеют  много общих черт. В то же время  присущие им различия в способах воздействия  на объекты управления позволяют  рассматривать каждый из них в  отдельности.

22. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ  УПРАВЛЕНИЯ 

 

Экономические методы управления (ЭМУ) – способы и приемы воздействия  на людей, в основе которых лежат  экономические отношения людей  и использование их экономических  интересов.

 

Экономические методы управления – конкретный механизм сознательного  использования на практике объективных  экономических законов.

 

Содержание экономических  методов – целенаправленное воздействие  на экономические интересы личности, коллектива, государства в целях  достижения оптимальных результатов  их функционирования с наименьшимитребованиями  и материальными затратами.

 

Экономические методы управления представляют взаимосвязанную систему  стимулирования и экономического воздействия  на все стороны жизнедеятельности  государства, коллектива и индивида и их органы управления.

 

Экономические интересы подразделяются на: 1) интересы государства; 2) интересы коллектива; 3) интересы личности.

 

Проблема сочетания интересов  всех групп включает решение целого ряда задач: установление рациональных соотношений между фондами распределения  и потребления; между фондами  заработной платы и поощрительными фондами и т. п.

 

Две группы экономических  методов управления:

 

1. Прямой экономический  расчет основан на плановом, централизованном, директивном распределении и  перераспределении трудовых, материальных  и финансовых ресурсов в целях  обеспечения макропропорций расширенного  воспроизводства.

 

Прямой экономический  расчет является плановым и директивным. Под директивностью понимается его  обязательность, что придает ему  характер закона.

 

Назначения метода: важен  для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и в других случаях, принимая форму субсидий, субвенций  и дотаций.

 

2. Хозяйственный расчет  основан на употреблении стоимостных  категорий в качестве регулирующих  инструментов и рычагов соотнесения  результатов и затрат в производстве  и реализации продукции.

 

Принципы ЭМУ: 1) системность; 2) комплексность.

 

ЭМУ опираются на все рычаги хозяйствования: 1) прибыль; 2) финансы; 3) кредиты; 4) рентабельность; 5) фондоотдачу; 6) заработную плату и т. п.

 

Сущность ЭМУ: путем воздействия  на экономические интересы работников и экономических контрагентов с  помощью налогов, цен, кредита, оплаты труда, прибыли и других экономических  рычагов создать эффективный  механизм работы.

 

ЭМУ основываются: на использовании  экономических стимулов, предусматривающих  заинтересованность и ответственность  управленческих работников за последствия  принимаемых решений и побуждающих  работников добиваться осуществления  установленных задач без специальных  указаний.

 

Особенность ЭМУ: 1) управляемые  процессы становятся более эластичными  и адаптивными; 2) при использовании  экономических методов более  эффективно функционируют обратные связи, появляется возможность более  эффективного контроля; 3) распространение  экономических методов сочетается с относительным обособлением отдельных  подразделений и повышением уровня саморегулирования.

23. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И  СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ  УПРАВЛЕНИЯ 

 

Административные (организационно-административные или организационно-распорядительные) методы управления создают основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, регламентирующих права и ответственность подразделений  и отдельных работников.

 

Административные методы реализуются путем прямого воздействия  руководителей на подчиненных: 1) через  административные приказы; 2) на основе заключенных договоров; 3) через распоряжения и требования; 4) уставы и регламенты; 5) правила, нормативы, инструкции и  другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных лиц.

 

Особенность административных методов: опираются на власть руководителя и представляют собой, методы властной мотивации, базирующиеся на принуждение  или на возможности принуждения  и подробно описывающие операции получения необходимого результата.

 

Взаимосвязь административных и экономических методов: административные и экономические методы управления имеют много общего и очень  часто дополняют друг друга.

 

Социально-психологические  методы

 

Сущность социально-психологических  методов: с помощью воздействия  на неэкономические интересы работников и экономических контрагентов задействовать  действенный механизм работы.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории управления"