Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 06:04, реферат
Для реализации процесса управления необходим механизм реализации управления.
Механизм управления – это среда, в которой реализовывается управленческая деятельность. Такой средой для управления является система управления и техника управления.
Основной элемент любой
социально-экономической
Человек и организация
в целом реагируют на управляющее
воздействие с учетом предварительных
оценок и самостоятельного анализа
последствий собственной
Основные функции управления: 1) целеполагание; 2) анализ; 3) прогнозирование; 4) планирование; 5) организация; 6) координация; 7) мотивация; 8) обучение; 9) учет и контроль; 10) коммуникация; 11) принятие решений.
Все функции управления тесно связаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга.
Методы управления – способы выполнения функций управления.
Классификация методов управления
по содержанию: 1) экономические; 2) административные
(организационно-
6. УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ
Понятия «управление» и «менеджмент» часто используются как синонимы, но между ними есть различия. Управление представляет собой всеобщую человеческую деятельность, а менеджмент – это его специфическая область, включающая деятельность специалистов по обеспечению успешной деятельности организации.
Слово «менеджмент» употребляется по отношению к людям, коллективам и организациям: менеджмент организации означает управление этой организацией.
Предмет науки общего менеджмента – общие закономерности, принципы и методы управления организациями.
Два основных смысла понятия «менеджмент»:
1) процесс управления;
2) группа людей, составляющих
орган управления. Определение понятия
«менеджмент» Оксфордским
2) административные навыки и умение особого рода;
3) искусство управления; 4) орган управления и люди, его составляющие.
Основные значения термина «менеджмент» в русском языке: 1) наука управления; 2) процесс управления людьми в организациях; 3) орган управления и люди, его составляющие.
Специальный менеджмент – управление объектами с учетом их специфики или управление специфическими процессами, ресурсами. Разновидности специального менеджмента: муниципальный менеджмент, менеджмент в сфере услуг, финансовый менеджмент; стратегический менеджмент, инновационный менеджмент и др.
Объект общего менеджмента – люди в организациях и совокупность отношений между людьми, возникающих в процессе управления этими организациями.
Объект специального менеджмента
– своеобразные отношения между
людьми в организациях, отражающие
специфику этих организаций. Объектом
специального менеджмента могут
быть некоторые разновидности
Управление – деятельность
управляющей подсистемы, которая
заключается в выработке
Главное, ради чего осуществляется управление деятельностью и сама деятельность, – цель.
Управление как сознательная целенаправленная деятельность свойственна только человеку и организационным системам.
Организационная система – общественная система, в которой элементами являются люди и коллективы людей.
Признаки группы людей как организационной системы: 1) если имеет одну цель, которую принимают как общую цель все члены группы; 2) если группа состоит, по крайней мере, из двух человек, которые считают себя частью этой группы; 3) если имеет членов группы, которые сознательно работают вместе, для того, чтобы достичь значимой для всех цели.
Свойства организационной
системы: 1) способность
7. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
МЫСЛИ. НОВАЯ МОДЕЛЬ
Практика менеджмента
насчитывает уже многие тысячелетия.
Любое древнее государство
Современная целостная теория менеджмента – относительно молодая наука и насчитывает всего лишь около ста лет. Ее развитие происходило вместе с изменением практики менеджмента в XX столетии.
В конце XIX – начале XX в. наиболее распространенной моделью управления была автократическая модель: управление основывалось на власти хозяина или менеджера, авторитете руководителя. Имелась сильная персональная зависимость каждого работника от своего непосредственного начальника, больше всего ценилась исполнительность, и вся эта система в целом основывалась на тейлоризме.
В середине XX в. стала господствовать
экономическая система, базирующаяся
на экономическом принуждении, на материальном
поощрении, на мотивации. Экономическая
система характеризуется
К середине 60-х годов в практике менеджмента развитых стран сложилась ситуация, при которой ни автократическая, ни экономическая модели управления не могли привести организацию к успеху. Использование любой из этих двух моделей управления, могло привести организацию к поражению в конкурентной борьбе.
В 90-е годы эти модели управления
в значительной мере отошли в прошлое.
В обстановке конкурентной борьбы утвердилась
новая модель управления. Основными
характеристиками этой модели являются
сочетание экономических и
Особенность: менеджмент любой организации, как правило, несет в себе элементы всех трех моделей. Но возможно выделить ту модель, к которой в большей степени тяготеет данная организация. Однако, постепенно новая модель становится доминирующей в практике менеджмента.
Новая модель управления –
необходимый элемент поведения
в условиях современного рынка. Новая
модель управления стала больше соответствовать
быстрым и непредсказуемым
8. САМОУПРАВЛЕНИЕ И
В теории управления различают внутреннее и внешнее управление.
Внутреннее управление, при
котором управляющие
Разновидностью внутреннего
управления является самоуправление.
Самоуправление – это внутреннее
управление регионом, предприятием, организацией,
фирмой, компанией, осуществляемое их
органами управления и играющее основную
роль в управлении. При самоуправлении
внешнее управление ограничивается
узким кругом проблем общего характера
и воплощается в виде законов,
указов, правительственных
Самоуправляемые территории,
организации могут
Следовательно, в условиях самоуправления внутреннее управление преобладает над внешним, занимает ведущее место в повседневном, текущем управлении. Но в отдельных, иногда первостепенных вопросах внешнее управление является приоритетным по отношению к внутреннему.
Внешнее управление, при котором
управляющие воздействия
Особенность: применительно к организациям, учреждениям, их подразделениям разделение управления на внутреннее и внешнее обладает определенной степенью условности.
Соотношение внутреннего
и внешнего управления, характеризующее
степень демократизации управления,
во многом зависит от природы социально-
Саморегулирование – частный случай самоуправления.
Саморегулированию отводится роль осуществления части функций самоуправления (текущее, оперативное управление, контроль), дополняющих стратегическое управление.
Иногда саморегулирование предполагает распределение разных видов экономических ресурсов.
Саморегулирование предполагает
обеспечение устойчивого
9. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И
Важнейшими принципами управленческой
деятельности являются принципы централизации
и децентрализации, которые лежат
в основе организационных форм управления.
Одним из принципов менеджмента
является оптимальное сочетание
централизации и
Принцип сочетания централизации
и децентрализации в
Централизованное управление
– процесс, при котором глобальные
команды, управляющие сигналы
Признаки централизованной
формы управления: 1) функциональные
подразделения более важны, чем
производственные отделения; 2) имеется
большое число функциональных служб
(отделов); 3) исследовательские
Уровень централизации тем
ниже, чем больше решений принимается
непосредственно на рабочих местах,
которые незамедлительно
Централизация характеризуется отсутствием передачи полномочий, что приводит к снижению оперативности в принятии решений.
Преимущества
Недостатки централизованного управления: 1) промедления в принятии решений; 2) решения принимаются теми, кто плохо ознакомлен с реальной ситуацией на производстве; 3) рост бюрократизма, накопление срочных для решения вопросов, увеличение документации.
Децентрализованное управление – процесс, при котором существенное количество управляющих воздействий, относящихся к данному объекту, вырабатываются самим объектом на основе самоуправления. Степень децентрализации управления обусловливается степенью предоставления полномочий или прав принятия самостоятельных решений управляющим отделениями. Делегирование полномочий является составной частью децентрализации.
Факторы, влияющие на уровень
децентрализации: 1) размеры предприятия;
2) наличие подходящего
10. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
В настоящее время можно
выделить следующие особенности
современного менеджмента: 1) бурное развитие
культуры организации; 2) стратегическое
управление и стратегическое планирование,
использующиеся во все большем количестве
управленческих ситуаций; 3) методы и
технологии современного менеджмента,
отработанные в коммерческих организациях,
распространяются на некоммерческие сферы,
включая государственный