Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:55, шпаргалка
1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
2. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ
3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛ НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ Ф. ТЕЙЛОРА И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ШКОЛЫ А. ФАЙОЛЯ
4. ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИИ, ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ШКОЛЫ И КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ
5. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ
6. УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ
7. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ. НОВАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
Информация, поступившая первой, более
убедительна. Последняя информация
лучше запоминается. Эффект вторичности
встречается реже. Забывание создает
эффект вторичности в случаях, когда:
1) два сообщения разделяет
Барьеры коммуникации – психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партерами по общению.
Разновидности барьеров: 1) барьер понимания (непонимания); 2) барьер социально-культурных различий; 3) барьер отношения.
1. Возникновение барьера
2. Причиной непонимания могут
служить барьеры социально-
3. Барьеры, отношения –
38. МОДЕЛЬ КОММУНИКАТИВНОГО
Модель коммуникативного процесса – составляющие компоненты (субъекты и объекты) общения: коммуникатор – сообщение (текст) – канал – аудитория (реципиент) – обратная связь.
Коммуникатор – тот, кто передает информацию.
Выделяют три позиции
Сообщение (текст) – информация, которая передается в процессе коммуникации.
Два типа информации: 1. Побудительная
информация проявляется в форме
приказа, совета или просьбы. Она
призвана стимулировать какое-то действие.
Стимуляцию подразделяют на: а) активизацию
(побуждение к действию в заданном
направлении); б) интердикцию (запрет нежелательных
видов деятельности); в) дестабилизацию
(рассогласование или
Кодирование – процесс представления
идеи коммуникации, передаваемой адресату
информации в виде образов, символов,
текстов. Расшифровка – процесс
получения идеи коммуникации. Получатель
– целевая аудитория, которой
предназначено послание. Ответная реакция
– набор откликов получателя, которые
возникают в результате контакта
с обращением. Помехи – незапланированные
искажения или барьеры при
вмешательстве в процесс
Канал коммуникации – средства или пути, с помощью которых и по которым передается информация.
Фасцинация – средства, способствующие принятию информации и ослабляющие действие фильтров. Примером фасцинации может быть музыкальное, пространственное или цветовое сопровождение речи. В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменяться информацией, но и добиться ее адекватного понимания партнерами. Во-первых, форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей самого коммуникатора, его представлений о реципиенте и от отношения к нему, а также от всей ситуации, в которой протекает общение. Во-вторых, посланное им сообщение не остается неизменным – оно изменяется под влиянием индивидуально-психологических особенностей личности реципиента, а также отношения последнего к автору, самому тексту и ситуации общения.
Аудитория (реципиент) – те, кто воспринимает информацию. Они должны обладать такими коммуникативными навыками, как нерефлексивное и рефлексивное слушание.
Нерефлексивное слушание – или внимательное молчание – применяется на этапах постановки проблемы, когда она только формируется говорящим, а также тогда, когда цель общения со стороны говорящего – эмоциональная разрядка.
Рефлексивное слушание используется в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем.
39. КОММУНИКАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Одна из важных функций менеджмента
– налаживание эффективной
Коммуникационный менеджмент – объективно ориентированный вид менеджмента, познающий и использующий закономерности обмена информацией, знаниями, интеллектуальной собственностью в процессе формирования и развития экономических систем.
Значение коммуникационного
Коммуникационный менеджмент обеспечивает:
• разработку стратегии эффективности организации;
• формирование корпоративной культуры организации, что способствует сплоченности коллектива, созданию корпоративных ценностей и идеалов;
• формирование каналов коммуникации внутри организации и за ее пределами.
Инструменты для формирования каналов коммуникаций в организациях: внутрифирменные издания (газеты, журналы); листовки; «горячий телефон»; аудио– и визуальные средства; доска объявлений; каналы межличностного (делового и неофициального) общения.
Роль коммуникаций в менеджменте: является одним из эффективных методов управления развитием любой организации, территории.
Основные факторы
1. Коммуникация более
2. Степень воздействия обращения
увеличивается, если адресат
3. Вероятность положительного
4. При коммуникации необходимо всегда учитывать социальный контекст, который всегда оказывает влияние на восприятие.
5. Коммуникация будет более
Особенность процесса коммуникации: идеи или функции общения должны быть тщательно сформулированы, приняты и поняты, переведены в средства письма или речи и после этого переданы.
Основные препятствия на пути полноценных коммуникаций: отсутствие четкой цели; неверный выбор канала; цензура; несоответствие между действием и сообщением; неверный выбор языковых средств; неправильное оформление; неумение выражать свои мысли; неподходящее время; недооценка адресата; нехватка полезной информации.
40. ПОНЯТИЕ И СПЕЦИФИКА
Существуют четыре сменяемые концепции роли кадров на производстве:
1. Использование трудовых
Общая тенденция: с развитием производительных сил и процесса управления ими происходит изменение роли и места самого человека в производстве.
Две ролевые особенности человека в общественном производстве:1)человек как ресурс производственной системы (трудовой или людской), значительный элемент процесса производства и управления; 2) человек как личность с потребностями, мотивами, ценностями, отношениями – не только объект, но и главный субъект управления.
Трудовые ресурсы – население, обладающее физической и интеллектуальной способностью в соответствии с условиями воспроизводства рабочей силы.
Персонал – все работники (трудовой коллектив, кадры), осуществляющие производственные или управленческие операции и занятые переработкой предметов труда с использованием средств труда.
Человеческие ресурсы содержат
как ресурсную трудовую составляющую,
т. е. персонал и его качества, соотнесенные
с конкретным рабочим местом, так
и социокультурные
Человеческий капитал –
Специфика человеческих ресурсов: 1) люди
способны к постоянному
41. АКТИВИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
Активность – всеобщая характеристика человека, способность производить общественно значимые преобразования окружающей среды на основе присвоения богатств духовной, материальной и корпоративной культуры организации. Формы проявления активности:
• в творческой деятельности, направленной на решение творческих производственных задач (участие в рационализации и изобретательстве, разработке новых методов труда и т. д.);
• в производственно-
• в процессе развития личности вследствие трудовой деятельности посредством повышения квалификации, совершенствования профессионального мастерства, освоения смежных профессий и т. д.;
• в общественной деятельности в сфере производства, направленной на формирование коллективистских отношений, развитие взаимопомощи и сотрудничества, расширение участия работающих в управлении производством.
Социальная активность работника – творческое отношение к труду, участие в управлении производством, а также в формировании личностных установок и ценностных ориентиров, правил совместной работы, в создании на производстве организационной культуры.
Фактор, влияющий на активность человека на производстве:
1) его личностные побуждения, его активная жизненная позиция;
2) целенаправленное внешнее
Факторы, предопределяющие необходимость активизации человеческих ресурсов:
• превращение знания в важнейший ресурс производства и дальнейшего развития экономики;
• осознание людьми своего особого места во всей системе как производственных, так и социальных отношений;
• ориентация людей на собственные интересы, личностные и коллективные ценностные ориентиры. Две стороны активизации человеческих ресурсов: 1) развитие человеческих ресурсов; 2) формирование организационной структуры и культуры организации.
Две стратегии управления активизацией человеческих ресурсов: