Шпаргалка по "Теория управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:55, шпаргалка

Краткое описание

1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
2. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ
3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛ НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ Ф. ТЕЙЛОРА И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ШКОЛЫ А. ФАЙОЛЯ
4. ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИИ, ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ШКОЛЫ И КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ
5. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ
6. УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ
7. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ. НОВАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Теория управления Шпаргалка .docx

— 133.86 Кб (Скачать)

 

Метод распространения инноваций  включает в себя набор действий субъекта инноваций в процессе целенаправленного  изменения структуры и методов  управленческой деятельности.

 

Пути формирования методов инновационной  деятельности:

 

1. Как результат специальных  научных исследований.

 

2. Как набор подтвержденных опытом  правил.

 

Целесообразность применения того или иного метода зависит от задачи, которая стоит на данном этапе  организации инновационного процесса.

 

Диагностическое обследование помогает установить уровень фактического расхождения  между реальной готовностью административного  учреждения к улучшению управленческой деятельности и нормативным состоянием. Диагностика помогает получить оперативную  и объективную информацию о наличии  организационных проблем.

 

Показатели оценки инновационного потенциала административной деятельности:

 

• наличие или отсутствие способов стимулирования и координации участия  коллектива в инновационном процессе;

 

• уровень централизации (децентрализации) полномочий принятия управленческих решений  в организации;

 

• уровень компетентности персонала  в области подготовки и реализации управленческих нововведений.

 

Основываясь на полученных данных, принимается  решение о необходимости использования  определенного вида управленческих нововведений. Диагностика создает  информационную базу для принятия таких  решений.

 

Анализ документов предполагает сбор и обобщение информации, закрепленной в виде текстов. Такие тексты имеют  вид официальных документов, регулирующих деятельность органа управления.

 

Организационно-распорядительные документы, отобранные для анализа, показывают, какая официальная позиция руководства  учреждения по отношению к применению управленческих нововведений, какие  формы имеют инновации в данной организации, какими нормами и правилами  регламентируется инновационный процесс.

 

Возможности анализа: анализ документов дает количественные и качественные сведения о состоянии инновационного климата организации.

52. НАБЛЮДЕНИЕ, ОПРОС И ЭКСПЕРИМЕНТ  КАК РАЗНОВИДНОСТИ МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ  УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИННОВАЦИИ 

 

Наблюдение как метод диагностики  состоит в том, что в течение  определенного периода времени  фиксируются все явления, которые  каким-либо образом выражают состояние  инновационного климата организации.

 

События, фиксируемые в дневнике наблюдения: формы участия коллектива в разработке и внедрении новшества, подготовка письменных (устных) указаний о необходимости внедрения управленческих нововведений, действия руководства  учреждения в процессе подготовки и  внедрения нововведения.

 

Опрос позволяет получить картину  индивидуальных и групповых мнений служащих относительно перспектив осуществления  управленческих инноваций в их учреждении. Формы проведения опроса: интервью и анкетирование. Интервью – фиксируются  устные ответы респондентов на заданные вопросы. Вопросник для интервью составляется таким образом, чтобы  можно было получить однозначное высказывание государственных и муниципальных служащих об их отношении к применению управленческих инноваций.

 

Анкетирование – респонденты дают ответы на вопросы специальной анкеты исходя из предложенных вариантов ответов. Полученные в ходе опроса данные обобщаются и представляются в табличной  или графической форме. Вопросы  в анкете могут иметь как открытую (различные варианты ответов), так  и закрытую форму (варианты ответов  «да» или «нет»).

 

Эксперимент – позволяет адекватно  диагностировать состояние управленческой системы. Основное условие проведения организационно-диагностического эксперимента – наличие контрольного объекта.

 

Составляющие эксперимента:

 

1) создание экспериментальной ситуации (воздействие на экспериментальный  объект);

 

2) измерение состояния экспериментального  и контрольного объектов, сравнение  результатов;

 

3) анализ полученных данных, подготовка  выводов и рекомендаций.

 

Интенсификация инновационного процесса – один из методов организации  управленческих инноваций.

 

Возможности метода: решает проблему повышения эффекта нововведения при последовательном снижении издержек, связанных с его разработкой  и реализацией. Особенность: результаты инновационного процесса будут соответствовать  целям организационного развития органов  государственного и муниципального управления при условии, что социальные и организационные издержки применения определенного нововведения будут  минимальными. Добиться такого эффекта  можно путем апробации разработанного проекта управленческого нововведения на ограниченном числе компонентов  административной деятельности.

53. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ  ИННОВАЦИИ 

 

Организация управленческих инноваций  – создание организационного механизма  реализации нововведения.

 

Основа для корректировки программы  организационных изменений в  организации – выявленные отклонения и специфические реакции управленческой системы на внедрение определенного вида управленческого нововведения.

 

Структура инновационного процесса воспроизводит  состав и последовательность действий, направленных на организацию управленческих инноваций.

 

Этапы управленческих инноваций: 1)формирование организационной среды внедрения; 2) методическое обеспечение нововведения; 3) мониторинг инновационного процесса.

 

На этапе формирования организационной  среды внедрения необходимо сформировать орган управления инновационным  процессом и подготовить необходимые  организационные условия для  успешного внедрения нововведения.

 

Действия, присущие данному этапу: 1) основание комиссии по совершенствованию  управления; 2) подготовка персонала  к внедрению новшества; 3) информационно-аналитическое  и материально-техническое обеспечение  нововведения.

 

Для выполнения первой операции следует  подготовить положение о комиссии по совершенствованию управления, в  котором утверждаются функции, полномочия и организация ее работы. Комиссия считается образованной и начинает работу с момента издания приказа  руководителя органа управления.

 

Для выполнения второй операции необходимо провести обучение персонала, чтобы  служащие органа управления приобрели  необходимые знания и навыки профессиональной деятельности в условиях изменения  структуры и методов руководства.

 

Для реализации третьей операции необходимо установить каналы коммуникации в процессе разработки и реализации управленческого  нововведения и сформировать материальную и финансовую базу реализации проекта.

 

На втором этапе ключевая задача – использование научных методов  организации инновационного процесса на системной основе.

 

Необходимые действия: 1) разработка программы  диагностического исследования; 2) выбор  проекта нововведения; 3) подготовка программы внедрения нововведения.

 

Для осуществления первой операции необходимо определить процедуру сбора  эмпирической информации о состоянии  инновационного климата в органе управления. Для второй операции следует  подготовить альтернативные варианты нововведения и отдать предпочтение наиболее оптимальному. Для реализации третьей операции следует разработать  механизм реализации нововведения. В  программе отмечаются: порядок ресурсного обеспечения, состав мероприятий, ответственные  исполнители, график реализации нововведения.

 

На третьем этапе необходимо организовать текущий контроль инновационного процесса в органе управления. Действия, выполняемые на данном этапе: 1) организация  обратной связи; 2) оценка результатов  нововведения.

54. СИСТЕМА И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ. ПРИЗНАКИ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 

 

Система – некоторое множество  взаимосвязанных частей – компонентов, объединенных для достижения общей  цели в единое целое.

 

Характерные признаки системы: 1) существование  взаимосвязанных частей в объекте; 2) взаимодействие между частями  объекта; 3) упорядоченность данного  взаимодействия для достижения общей  цели системы.

 

Основные компоненты системы: 1) элемент  системы; 2) взаимоотношения между  элементами; 3) подсистема; 4) структура  системы.

 

Первый компонент системы –  минимальная целая часть системы, которая функционально может  отразить отдельные общие закономерности системы в целом. Второй компонент  системы – взаимоотношения между  элементами или связи.

 

Виды связей: 1. Нейтральные, когда  оба элемента не претерпевают каких-либо структурных или функциональных изменений. 2. Функциональные, когда  один элемент, воздействуя на другой, приводит к структурным или функциональным изменениям в этом элементе.

 

Третий компонент системы –  подсистема, состоящая из ряда элементов  системы, которые возможно объединить по схожим функциональным проявлениям. Система может иметь различное  количество подсистем.

 

Четвертый компонент системы –  структура системы.

 

Структура – совокупность связей, взаимоотношений между элементами системы, между ее подсистемами, между  самой системой и внешней средой.

 

Внутренняя структура системы  – совокупность всех связей внутри системы.

 

Полная структура – совокупность всех связей как внутри системы, так  и системы с внешней средой.

 

Целостность – все части системы  объединены и составляют единое целое  благодаря единству цели создания и  функционирования (целевой признак), расположения (территориальный признак), управления (организационный признак).

 

1. Величина и сложность –  существование большого количества  элементов, многофункциональность  системы и составляющих ее  элементов, разветвленные связи  между частями, сложная структура. 2. Адаптивность – способность  приспособления к изменению условий  в окружающей среде или иных  условий функционирования путем  изменения структуры, функций  отдельных элементов и вовлечения  в работу резервных частей  и ресурсов. 3. Способность к развитию  – существование потенциала развития  системы для улучшения ее структуры. 4. Взаимообусловленность функционирования  частей – элементы системы  взаимосвязаны так, что функционирование  одних элементов зависит от  функционирования других. 5. Автоматизм  – способность осуществлять отдельные  функции автоматически при отсутствии  управляющих команд, воздействий  со стороны системы управления  путем перехода на внутреннее  самоуправление. 6. Динамизм – зависимость  параметров функционирования от  времени, вероятность внесения  изменений в систему, позволяющих  регулировать функции системы  во времени.

55. ВИДЫ СИСТЕМ. ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ  СИСТЕМЫ 

 

1. Разновидности неживых систем: а) системы с периодически изменяющейся  структурой во времени и имеющие  несколько функций; б) системы  со стабильной структурой, не  подверженные функциональным воздействиям  в течение длительного периода  времени.

 

2. Разновидности живых систем: а)  системы с относительно развитой  способностью воспринимать информацию, но не обладающие самосознанием; б) системы с самосохраняемой структурой и низким уровнем переработки информации; в) системы с развитым самосознанием, мышлением, нетривиальным поведением; г) социальные системы и социальные организации.

 

3. Разновидности социальных систем: а) системы самоуправления. При  помощи этих систем местным  самоуправлением организуются социально-экономические  и культурные процессы на определенной  территории; б) системы управления  бизнес-организациями, т. е. хозяйствующими  субъектами, осуществляющими свои  интересы путем производства  и реализации товаров (услуг); в) системы государственного управления; такие системы определяют качественное  состояние общества, его развития, формируемые им возможности для  населения страны; г) системы управления  институтами, группами, организациями,  ассоциациями.

 

По степени связи с внешней  средой системы подразделяются на открытые и закрытые системы.

 

Открытые системы интенсивно обмениваются энергией, веществом или информацией  с окружающей средой. К открытым системам относятся экономика страны в целом, отрасли экономики, предприятия, организации и т. п. Управляя открытой системой необходимо анализировать  взаимосвязь системы с внутренней и внешней средой, учитывать факторы, оказывающие прямое или косвенное  воздействие.

 

Закрытые, изолированные системы  функционируют при относительно небольшом обмене (замкнутый цикл переработки информации или замкнутый  технологический цикл). При управлении закрытой системой следует тщательно  анализировать состав входящих в  нее компонентов и процессы, происходящие с ними.

 

Особенность: система может быть открытой или закрытой для вещества, энергии или информации в отдельности.

 

Границы системы: 1) естественные границы; 2) границы, установленные исходя из задач исследования, которые выделяются исследователем, наблюдателем.

 

Один объект может содержать  множество разных систем.

 

Предприятие как технологическая  система – это производственное предприятие, рассматриваемое как  совокупность оборудования, технологических процессов, материалов и изделий, изготавливаемых с помощью оборудования.

Информация о работе Шпаргалка по "Теория управления"