Шпаргалка по "Теория управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:55, шпаргалка

Краткое описание

1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
2. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ
3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛ НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ Ф. ТЕЙЛОРА И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ШКОЛЫ А. ФАЙОЛЯ
4. ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИИ, ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ШКОЛЫ И КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ
5. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ
6. УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ
7. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ. НОВАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Теория управления Шпаргалка .docx

— 133.86 Кб (Скачать)

 

3. Коллективные решения – продукт  общей воли большого количества  людей, представляющих производственные  коллективы, крупные социальные  группы, население территории или  даже всей страны. Такие решения  формируются при проведении собраний, митингов, конференций или в результате  выборов, в которых участвует  представительная часть лиц, обладающих  правом подавать свой голос  в пользу того или иного  варианта решения.

 

Наличие коллективных решений, участие  в их выработке и принятие большого числа заинтересованных лиц являются важными признаками демократизации управления.

33. ИНТУИТИВНЫЕ И ОСНОВАННЫЕ  НА СУЖДЕНИЯХ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ  РЕШЕНИЯ 

 

Интуитивное решение основано на интуиции лица, принимающего данное решение. Такие  решения основываются не на рассуждениях, не на сознательном сопоставлении вариантов, а на «шестом» чувстве. «Шестое» чувство  формируется подсознанием, памятью, активным стремлением к поиску путей  выхода из сложившейся ситуации.

 

Ставя цель – решить проблему у  людей автоматически, бессознательно срабатывают механизмы поиска, сравнения, отбора решений, позволяющих справиться с проблемой.

 

Сознательно выбранные варианты действий опираются на предварительный анализ проблемы, поиск и сравнение вариантов, отбор лучшего, оптимального из них.

 

Решения, основанные на суждениях  лиц, вырабатывающих и принимающих  эти решения, имеют своим истоком  системный анализ и системный  подход. Такие решения являются научно обоснованными, если в процессе их подготовки используются научные методы, употребляется  аппарат моделирования воздействия  решения на управляемую систему.

 

Решения, основанные на суждениях  принимающих их лиц, отражают как  мнение, вытекающее из знаний и опыта  лица, так и из его интуиции, представлений  и убеждений, называемых «здравым смыслом». В связи с этим они включают интуицию как составную часть.

 

В классификации управленческих решений  существуют скоротечные и затянутые  решения.

 

Скоротечные решения принимаются  в случаях, когда требуется быстрая  реакция на проблему. Они характеризуют  быстроту реакции лица, принимающего решение, на неожиданно возникшую проблему. Качество и эффективность скоротечных  решений невысоки из-за отсутствия времени, необходимого для выбора рационального  и оптимального решения.

 

Последствия затягивания решений: во-первых, запоздалое решение может  оказаться уже ненужным; во-вторых, замедление выработки и принятия решения в большинстве случаев  порождает рост издержек, затрат, расходов на подготовку решения, называемых трансакционными  издержками. Как только величина совокупных затрат на повышение качества подготавливаемого  решения превышает ожидаемую  за счет этого выгоду в процессе его реализации, увеличение сроков подготовки решения снижает его  эффективность.

 

Следует стремиться к сокращению сроков подготовки и принятия управленческих решений, но в пределах нормы времени, которое требуется для обеспечения  обоснованности, эффективности решения. В каждом конкретном случае такая  норма зависит от ситуации, вида и степени сложности решения, необходимости согласований и множества  других факторов.

 

Затягивание решения – стремление лиц, принимающих решения, к откладыванию процедуры принятия.

 

Менеджеры, затягивающие принятие решений  из-за причины неуверенности в  успехе и из опасения неблагоприятных  последствий, рассчитывают, что проблема решится сама собой, без управленческого  вмешательства, или просто забудется  теми, кого она тревожит. Но это порочная тактика, приводящая к последующему обострению запущенной проблемы.

34. КОММУНИКАЦИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ.  МАНЕРЫ КОММУНИКАТИВНОГО ОБЩЕНИЯ 

 

Коммуникация – это: 1) передача информации (идей, образов, оценок, установок) от лица к лицу; 2) взаимодействие, с  помощью которого информация передается и принимается; процесс передачи и приема информации; 3) линия или  канал, соединяющие участников обмена информацией.

 

Особенности коммуникаций между людьми: 1) возможность взаимного влияния  партнеров друг на друга посредством  системы знаков (вербальные и невербальные коммуникации); 2) коммуникативное влияние  лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации  у коммуникатора (человека, направляющего  информацию) и реципиента (человека, принимающего ее); 3) возможность возникновения  коммуникативных барьеров.

 

Взаимозависимости в процессе коммуникации: 1) отправитель должен удостовериться, что его сообщение не только получено, но и понято должным образом; 2) отправитель  должен заранее идентифицировать личность того, кому он хочет отправить сообщение, он должен знать, как аудитория будет  его интерпретировать; 3) отправитель  должен убедить получателя, что сообщение  заслуживает внимания; 4) сообщение  должно восприниматься даже в условиях помех (шума) в канале, а обратная связь должна интерпретироваться правильно.

 

Передача информации выражается коммуникационным посланием. Оно облечено в конкретную форму: визуальную, текстовую, символическую. Оно поступает к получателю через  конкретный канал коммуникации.

 

Структура послания должна отвечать на три вопроса: 1) сделать ли в  обращении четкий вывод или предоставить это право аудитории; 2) когда приводить  наиболее веские аргументы – в  начале или в конце послания; 3) изложить ли только аргументацию «за» или предоставить доводы и «против».

 

Коммуникативные стили общения  – способы взаимодействия с другими  людьми в процессе общения.

 

Манеры коммуникативного общения:

 

1) доминантная (снижение роли  других в коммуникации);

 

2) драматическая (преувеличение  и эмоциональная окраска содержания  сообщения);

 

3) спорная (агрессивная или доказывающая  манера коммуникативного общения);

 

4) успокаивающая (расслабляющая  манера общения, имеющая целью  снижение тревожности собеседника);

 

5) впечатляющая (поведение, ориентированное  на то, чтобы произвести впечатление  на партнера по переговорам);

 

6) точная (нацеленная на точность  сообщения);

 

7) внимательная (выказывание интереса  к тому, что говорят собеседники  в процессе коммуникативного  процесса);

 

8) воодушевленная (частое использование  невербального поведения – контакт  глаз, жестикуляция, движение тела);

 

9) дружеская (открытое поощрение  собеседника); 10) открытая (представляющая  стремление выражать свое мнение, чувства, эмоции).

35. ВИДЫ КОММУНИКАЦИЙ 

 

Массовая коммуникация – совокупность открытых, упорядоченных процессов  передачи социально значимой информации, поддающихся целенаправленному  регулированию и использующихся правящей элитой для утверждения  определенных духовных ценностей данного  общества и оказания идеологического, политического, экономического или  организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

 

Массовая коммуникация характеризуется:

 

во-первых, рассредоточенностью аудитории;

 

во-вторых, наличием широкомасштабных коммуникативных процессов, осуществляющихся с помощью технических средств;

 

в-третьих, передачей информации одновременно по различным каналам;

 

в-четвертых, доступностью информации всем желающим.

 

Межгрупповая коммуникация – взаимодействие людей, полностью детерминированное  их принадлежностью к различным  группам или категориям населения  и независимое от их межличностных  связей и индивидуальных предпочтений.

 

Межнациональная коммуникация – это:

 

а) передача информации, сведений между  представителями разных национальных общностей, имеющая как двусторонний, так и односторонний характер;

 

б) социально-психологические явления  и процессы, возникающие в ходе непосредственного взаимодействия и общения людей различных  национальностей.

 

Составные части межнациональной  коммуникации:

 

Первая – обмен информацией  между представителями различных  этнических общностей. Он зависит от активности субъектов общения, их национальных установок, образа жизни народов.

 

Вторая часть межнациональной  коммуникации – восприятие и понимание  людьми различных национальностей  друг друга, которые во многом зависят  от закономерности общения и социально-психологических  особенностей взаимодействия индивидов  различных национально-этнических групп.

 

Невербальная коммуникация – общение  путем жестов (языка жестов), мимики, телодвижений и ряда других средств, исключая речевые.

 

Невербальные средства общения  делятся на: 1) визуальные; 2) кожные реакции; 3) отражающие дистанцию; 4) вспомогательные  средства общения, в том числе  особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования; 5) акустические или звуковые; 6) экстралингвистические  – не связанные с речью; 7) тактилъно-кинестезические; 8) ольфакторные (запахи).

 

Вербальная коммуникация – процесс  речевого общения между собеседниками.

 

Устная форма общения в организации  может быть выражена через собрания, инструктаж, общение один на один, устную презентацию в группе. Для эффективной  вербальной коммуникации необходимо тщательно  планировать выступление, использовать (если необходимо) наглядные материалы, исключить монотонность и длительность высказывания, желательно вести беседу в форме диалога, внимательно  выслушивать мнение и замечания  собеседника, отвечать на интересующие его вопросы.

36. КАНАЛ КОММУНИКАЦИИ 

 

Канал коммуникации – средства или  пути, с помощью которых и по которым передается информация.

 

Выделяют следующие виды каналов  коммуникации: 1) прямые – канал коммуникации, когда информация передается напрямую от информатора к информированному лицу; 2) непрямые – канал коммуникации, когда информация передается через  третьих лиц; 3) официальные –  предоставляющие точную и достоверную  информацию; 4) неофициальные – канал, предоставляющий непроверенную  информацию посредством слухов, обмена мнениями без ссылки на достоверные  источники.

 

Способы убеждения аудитории:

 

1. Прямой способ убеждения –  убеждение, имеющее место, когда  заинтересованная аудитория сосредотачивает  все внимание на благоприятных  аргументах. Убедительны при этом  не только сами аргументы, но  и стимулируемые ими размышления.

 

2. Косвенный способ убеждения  – убеждение, имеющее место  в том случае, когда на людей  влияют случайные факторы, и  когда не нужно апеллировать  к разуму. Этот способ воздействия  использует намеки, которые склоняют  к одобрению без раздумий.

 

Выделяют четыре слагаемых убеждения: коммуникатор; сообщение (информация); канал передачи; аудитория.

 

Поведение аудитории: 1) думающая, заинтересованная аудитория поддается прямому  убеждению, она наиболее восприимчива к рассудочным аргументам; 2) невнимательная аудитория оказывается под воздействием косвенных намеков, больше всего  на нее влияет то, нравится ли ей коммутатор.

 

Эффект хорошего настроения: сообщения  становятся более убедительными, если они ассоциируются с позитивными  чувствами. Люди в хорошем настроении принимают более поспешные решения.

 

Правило выбора канала коммуникации: чем образнее подача информации, тем  убедительнее предлагаемые сообщения. Сообщения, легкие для понимания, наиболее убедительны в форме видеозаписи. Печатные сообщения обеспечивают наилучшую  включенность и запоминание и  являются более убедительными для  трудных для понимания сообщений. Убедительность определяется соответствием  сложности сообщения и избранной  разновидности средств коммуникации.

 

Наибольшее влияние на людей  оказывает не опосредованная информация, а личный контакт с людьми. Но средства массовой информации и личные взгляды взаимозависимы, так как  формируются под воздействием СМИ. Воздействие СМИ происходит в  двухступенчатом коммуникационном потоке: от СМИ – к человеку, от человека – массе.

 

Реакция аудитории на сообщение: 1. Если же оно заставляет задуматься о контраргументах, сложнее изменить прежнее мнение. 2. Предупреждение о  том, что сейчас поступит спорное  сообщение, стимулирует контраргументацию  и снижает убедительность. 3. Если удается подавить возможные возражения, убедительность спорного сообщения  возрастает.

 

Способы стимулирования мыслительных процессов: 1) риторические вопросы; 2) ряды коммуникаторов (последовательное выступление  трех ораторов, приводящих по одному аргументу, вместо одного оратора, который приводил бы все три аргумента); 3) использование  оратором непринужденных поз, многократных повторений.

37. ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ. БАРЬЕРЫ  КОММУНИКАЦИИ 

 

Восприятие информации зависит  от: 1. Доверия к информатору, от его  компетентности. Один из способов вызвать  доверие у аудитории – начать высказывать суждения, с которыми аудитория согласна. Другой способ – быть представленным в качестве человека, осведомленного в данном вопросе. 2. Стиль речи коммуникатора  влияет на то, воспринимается ли он как  заслуживающий доверия. 3. Положительно воздействует уверенность и быстрота речи, прямой взгляд, отстаивание чего-либо.

 

Особенность: большинство людей  отрицают, что отзывы знаменитых людей  имеют на них воздействие, так  как понимают, что звезда не эксперт. Здесь большую роль играет привлекательность. Привлекательность имеет несколько  аспектов: физическое обаяние (аргументы  более действенны, когда высказываются  красивыми людьми) и подобие (мы склонны  симпатизировать людям, похожим  на нас).

 

Апеллирование к контраргументам

 

1) одностороннее сообщение наиболее  эффективно для тех, кто уже  и так был согласен с высказываемым  мнением; 2) сообщение, рассматривающее  контраргументы, сильнее действует  на тех, кто первоначально не  был согласен; 3) воздействие двустороннего  сообщения дольше сохраняется  в памяти.

Информация о работе Шпаргалка по "Теория управления"