Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:55, шпаргалка
1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
2. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ
3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛ НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ Ф. ТЕЙЛОРА И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ШКОЛЫ А. ФАЙОЛЯ
4. ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИИ, ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ШКОЛЫ И КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ
5. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ
6. УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ
7. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ. НОВАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
3. Коллективные решения –
Наличие коллективных решений, участие в их выработке и принятие большого числа заинтересованных лиц являются важными признаками демократизации управления.
33. ИНТУИТИВНЫЕ И ОСНОВАННЫЕ НА СУЖДЕНИЯХ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
Интуитивное решение основано на интуиции лица, принимающего данное решение. Такие решения основываются не на рассуждениях, не на сознательном сопоставлении вариантов, а на «шестом» чувстве. «Шестое» чувство формируется подсознанием, памятью, активным стремлением к поиску путей выхода из сложившейся ситуации.
Ставя цель – решить проблему у людей автоматически, бессознательно срабатывают механизмы поиска, сравнения, отбора решений, позволяющих справиться с проблемой.
Сознательно выбранные варианты действий опираются на предварительный анализ проблемы, поиск и сравнение вариантов, отбор лучшего, оптимального из них.
Решения, основанные на суждениях
лиц, вырабатывающих и принимающих
эти решения, имеют своим истоком
системный анализ и системный
подход. Такие решения являются научно
обоснованными, если в процессе их подготовки
используются научные методы, употребляется
аппарат моделирования
Решения, основанные на суждениях принимающих их лиц, отражают как мнение, вытекающее из знаний и опыта лица, так и из его интуиции, представлений и убеждений, называемых «здравым смыслом». В связи с этим они включают интуицию как составную часть.
В классификации управленческих решений существуют скоротечные и затянутые решения.
Скоротечные решения принимаются в случаях, когда требуется быстрая реакция на проблему. Они характеризуют быстроту реакции лица, принимающего решение, на неожиданно возникшую проблему. Качество и эффективность скоротечных решений невысоки из-за отсутствия времени, необходимого для выбора рационального и оптимального решения.
Последствия затягивания решений: во-первых, запоздалое решение может оказаться уже ненужным; во-вторых, замедление выработки и принятия решения в большинстве случаев порождает рост издержек, затрат, расходов на подготовку решения, называемых трансакционными издержками. Как только величина совокупных затрат на повышение качества подготавливаемого решения превышает ожидаемую за счет этого выгоду в процессе его реализации, увеличение сроков подготовки решения снижает его эффективность.
Следует стремиться к сокращению сроков
подготовки и принятия управленческих
решений, но в пределах нормы времени,
которое требуется для
Затягивание решения – стремление лиц, принимающих решения, к откладыванию процедуры принятия.
Менеджеры, затягивающие принятие решений из-за причины неуверенности в успехе и из опасения неблагоприятных последствий, рассчитывают, что проблема решится сама собой, без управленческого вмешательства, или просто забудется теми, кого она тревожит. Но это порочная тактика, приводящая к последующему обострению запущенной проблемы.
34. КОММУНИКАЦИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ.
Коммуникация – это: 1) передача информации (идей, образов, оценок, установок) от лица к лицу; 2) взаимодействие, с помощью которого информация передается и принимается; процесс передачи и приема информации; 3) линия или канал, соединяющие участников обмена информацией.
Особенности коммуникаций между людьми:
1) возможность взаимного влияния
партнеров друг на друга посредством
системы знаков (вербальные и невербальные
коммуникации); 2) коммуникативное влияние
лишь при наличии единой или схожей
системы кодификации и
Взаимозависимости в процессе коммуникации: 1) отправитель должен удостовериться, что его сообщение не только получено, но и понято должным образом; 2) отправитель должен заранее идентифицировать личность того, кому он хочет отправить сообщение, он должен знать, как аудитория будет его интерпретировать; 3) отправитель должен убедить получателя, что сообщение заслуживает внимания; 4) сообщение должно восприниматься даже в условиях помех (шума) в канале, а обратная связь должна интерпретироваться правильно.
Передача информации выражается коммуникационным посланием. Оно облечено в конкретную форму: визуальную, текстовую, символическую. Оно поступает к получателю через конкретный канал коммуникации.
Структура послания должна отвечать на три вопроса: 1) сделать ли в обращении четкий вывод или предоставить это право аудитории; 2) когда приводить наиболее веские аргументы – в начале или в конце послания; 3) изложить ли только аргументацию «за» или предоставить доводы и «против».
Коммуникативные стили общения – способы взаимодействия с другими людьми в процессе общения.
Манеры коммуникативного общения:
1) доминантная (снижение роли других в коммуникации);
2) драматическая (преувеличение
и эмоциональная окраска
3) спорная (агрессивная или
4) успокаивающая (расслабляющая
манера общения, имеющая целью
снижение тревожности
5) впечатляющая (поведение, ориентированное на то, чтобы произвести впечатление на партнера по переговорам);
6) точная (нацеленная на точность сообщения);
7) внимательная (выказывание интереса к тому, что говорят собеседники в процессе коммуникативного процесса);
8) воодушевленная (частое использование
невербального поведения –
9) дружеская (открытое поощрение
собеседника); 10) открытая (представляющая
стремление выражать свое
35. ВИДЫ КОММУНИКАЦИЙ
Массовая коммуникация – совокупность открытых, упорядоченных процессов передачи социально значимой информации, поддающихся целенаправленному регулированию и использующихся правящей элитой для утверждения определенных духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.
Массовая коммуникация характеризуется:
во-первых, рассредоточенностью аудитории;
во-вторых, наличием широкомасштабных коммуникативных процессов, осуществляющихся с помощью технических средств;
в-третьих, передачей информации одновременно по различным каналам;
в-четвертых, доступностью информации всем желающим.
Межгрупповая коммуникация – взаимодействие людей, полностью детерминированное их принадлежностью к различным группам или категориям населения и независимое от их межличностных связей и индивидуальных предпочтений.
Межнациональная коммуникация – это:
а) передача информации, сведений между представителями разных национальных общностей, имеющая как двусторонний, так и односторонний характер;
б) социально-психологические
Составные части межнациональной коммуникации:
Первая – обмен информацией
между представителями
Вторая часть межнациональной
коммуникации – восприятие и понимание
людьми различных национальностей
друг друга, которые во многом зависят
от закономерности общения и социально-
Невербальная коммуникация – общение путем жестов (языка жестов), мимики, телодвижений и ряда других средств, исключая речевые.
Невербальные средства общения делятся на: 1) визуальные; 2) кожные реакции; 3) отражающие дистанцию; 4) вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования; 5) акустические или звуковые; 6) экстралингвистические – не связанные с речью; 7) тактилъно-кинестезические; 8) ольфакторные (запахи).
Вербальная коммуникация – процесс речевого общения между собеседниками.
Устная форма общения в
36. КАНАЛ КОММУНИКАЦИИ
Канал коммуникации – средства или пути, с помощью которых и по которым передается информация.
Выделяют следующие виды каналов коммуникации: 1) прямые – канал коммуникации, когда информация передается напрямую от информатора к информированному лицу; 2) непрямые – канал коммуникации, когда информация передается через третьих лиц; 3) официальные – предоставляющие точную и достоверную информацию; 4) неофициальные – канал, предоставляющий непроверенную информацию посредством слухов, обмена мнениями без ссылки на достоверные источники.
Способы убеждения аудитории:
1. Прямой способ убеждения –
убеждение, имеющее место,
2. Косвенный способ убеждения – убеждение, имеющее место в том случае, когда на людей влияют случайные факторы, и когда не нужно апеллировать к разуму. Этот способ воздействия использует намеки, которые склоняют к одобрению без раздумий.
Выделяют четыре слагаемых убеждения: коммуникатор; сообщение (информация); канал передачи; аудитория.
Поведение аудитории: 1) думающая, заинтересованная
аудитория поддается прямому
убеждению, она наиболее восприимчива
к рассудочным аргументам; 2) невнимательная
аудитория оказывается под
Эффект хорошего настроения: сообщения
становятся более убедительными, если
они ассоциируются с
Правило выбора канала коммуникации:
чем образнее подача информации, тем
убедительнее предлагаемые сообщения.
Сообщения, легкие для понимания, наиболее
убедительны в форме
Наибольшее влияние на людей
оказывает не опосредованная информация,
а личный контакт с людьми. Но
средства массовой информации и личные
взгляды взаимозависимы, так как
формируются под воздействием СМИ.
Воздействие СМИ происходит в
двухступенчатом
Реакция аудитории на сообщение: 1. Если же оно заставляет задуматься о контраргументах, сложнее изменить прежнее мнение. 2. Предупреждение о том, что сейчас поступит спорное сообщение, стимулирует контраргументацию и снижает убедительность. 3. Если удается подавить возможные возражения, убедительность спорного сообщения возрастает.
Способы стимулирования мыслительных процессов: 1) риторические вопросы; 2) ряды коммуникаторов (последовательное выступление трех ораторов, приводящих по одному аргументу, вместо одного оратора, который приводил бы все три аргумента); 3) использование оратором непринужденных поз, многократных повторений.
37. ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ. БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ
Восприятие информации зависит от: 1. Доверия к информатору, от его компетентности. Один из способов вызвать доверие у аудитории – начать высказывать суждения, с которыми аудитория согласна. Другой способ – быть представленным в качестве человека, осведомленного в данном вопросе. 2. Стиль речи коммуникатора влияет на то, воспринимается ли он как заслуживающий доверия. 3. Положительно воздействует уверенность и быстрота речи, прямой взгляд, отстаивание чего-либо.
Особенность: большинство людей
отрицают, что отзывы знаменитых людей
имеют на них воздействие, так
как понимают, что звезда не эксперт.
Здесь большую роль играет привлекательность.
Привлекательность имеет
Апеллирование к контраргументам
1) одностороннее сообщение