Шпаргалка по "Теория управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:55, шпаргалка

Краткое описание

1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
2. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ
3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛ НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ Ф. ТЕЙЛОРА И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ШКОЛЫ А. ФАЙОЛЯ
4. ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИИ, ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ШКОЛЫ И КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ
5. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ
6. УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ
7. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ. НОВАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Теория управления Шпаргалка .docx

— 133.86 Кб (Скачать)

 

Основной элемент любой социально-экономической  системы – человек, он может быть и объектом, и субъектом управления. Именно на человека направлены управляющие  воздействия в рамках государственного и корпоративного управления.

 

Человек и организация в целом  реагируют на управляющее воздействие  с учетом предварительных оценок и самостоятельного анализа последствий  собственной реакции. То как человек  воспринимает управленческие воздействия, как реагирует на них – от этого  зависит эффективность работы всей системы в целом. Следовательно, управление человеком неотделимо от управления организацией, отраслью, городом, регионом, страной.

 

Основные функции управления: 1) целеполагание; 2) анализ; 3) прогнозирование; 4) планирование; 5) организация; 6) координация; 7) мотивация; 8) обучение; 9) учет и контроль; 10) коммуникация; 11) принятие решений.

 

Все функции управления тесно связаны  друг с другом и взаимно дополняют  друг друга.

 

Методы управления – способы  выполнения функций управления.

 

Классификация методов управления по содержанию: 1) экономические; 2) административные (организационно-распорядительные); 3) социально-психологические.

6. УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ 

 

Понятия «управление» и «менеджмент» часто используются как синонимы, но между ними есть различия. Управление представляет собой всеобщую человеческую деятельность, а менеджмент – это  его специфическая область, включающая деятельность специалистов по обеспечению  успешной деятельности организации.

 

Слово «менеджмент» употребляется  по отношению к людям, коллективам  и организациям: менеджмент организации  означает управление этой организацией.

 

Предмет науки общего менеджмента  – общие закономерности, принципы и методы управления организациями.

 

Два основных смысла понятия «менеджмент»:

 

1) процесс управления;

 

2) группа людей, составляющих  орган управления. Определение понятия  «менеджмент» Оксфордским словарем: 1) способ обращения с людьми;

 

2) административные навыки и  умение особого рода;

 

3) искусство управления; 4) орган  управления и люди, его составляющие.

 

Основные значения термина «менеджмент» в русском языке: 1) наука управления; 2) процесс управления людьми в организациях; 3) орган управления и люди, его  составляющие.

 

Специальный менеджмент – управление объектами с учетом их специфики  или управление специфическими процессами, ресурсами. Разновидности специального менеджмента: муниципальный менеджмент, менеджмент в сфере услуг, финансовый менеджмент; стратегический менеджмент, инновационный менеджмент и др.

 

Объект общего менеджмента –  люди в организациях и совокупность отношений между людьми, возникающих  в процессе управления этими организациями.

 

Объект специального менеджмента  – своеобразные отношения между  людьми в организациях, отражающие специфику этих организаций. Объектом специального менеджмента могут  быть некоторые разновидности специальных  процессов (финансовые потоки, исследуемые  финансовым менеджментом).

 

Управление – деятельность управляющей  подсистемы, которая заключается  в выработке управляющего воздействия, его осуществлении для достижения цели деятельности системы в целом.

 

Главное, ради чего осуществляется управление деятельностью и сама деятельность, – цель.

 

Управление как сознательная целенаправленная деятельность свойственна только человеку и организационным системам.

 

Организационная система – общественная система, в которой элементами являются люди и коллективы людей.

 

Признаки группы людей как организационной  системы: 1) если имеет одну цель, которую  принимают как общую цель все  члены группы; 2) если группа состоит, по крайней мере, из двух человек, которые  считают себя частью этой группы; 3) если имеет членов группы, которые  сознательно работают вместе, для  того, чтобы достичь значимой для  всех цели.

 

Свойства организационной системы: 1) способность выявлятьиудовлетворятьсвои потребности; 2) целостность; 3) регламентированное поведение и деятельность членов организации; 4) наличие организационной  культуры; 5) способность к самообучению и саморазвитию.

7. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ.  НОВАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ 

 

Практика менеджмента насчитывает  уже многие тысячелетия. Любое древнее  государство предполагало стройную систему управления. Развитие теории менеджмента проходило постепенно. Отдельные части этой теории можно  встретить в Библии, Коране, трудах известных философов, а также  в трудах теоретиков военной науки  нового времени.

 

Современная целостная теория менеджмента  – относительно молодая наука  и насчитывает всего лишь около  ста лет. Ее развитие происходило  вместе с изменением практики менеджмента  в XX столетии.

 

В конце XIX – начале XX в. наиболее распространенной моделью управления была автократическая  модель: управление основывалось на власти хозяина или менеджера, авторитете руководителя. Имелась сильная персональная зависимость каждого работника  от своего непосредственного начальника, больше всего ценилась исполнительность, и вся эта система в целом  основывалась на тейлоризме.

 

В середине XX в. стала господствовать экономическая система, базирующаяся на экономическом принуждении, на материальном поощрении, на мотивации. Экономическая  система характеризуется инициативой  наиболее активных работников. Эволюция от автократической модели к экономической  проходила в первую очередь в фирмах, характеризующихся высокими результатами деятельности.

 

К середине 60-х годов в практике менеджмента развитых стран сложилась  ситуация, при которой ни автократическая, ни экономическая модели управления не могли привести организацию к  успеху. Использование любой из этих двух моделей управления, могло привести организацию к поражению в  конкурентной борьбе.

 

В 90-е годы эти модели управления в значительной мере отошли в прошлое. В обстановке конкурентной борьбы утвердилась  новая модель управления. Основными  характеристиками этой модели являются сочетание экономических и моральных  стимулов, коллективизм и приверженность своей работе, собственному коллективу и организации в целом. Каждый работник участвует в деятельности организации, не только осуществляя  круг своих обязанностей, но и участвует  в поиске и разработке новых видов  услуг, новых методов работы, новых  социальных технологий. Каждый участвует  в деятельности организации, подавая  предложения по поводу улучшения  методов работы, повышения качества услуг, развития организации. Такая  модель сформировалась в конце XX в. в преуспевающих организациях стран  Запада и Востока.

 

Особенность: менеджмент любой организации, как правило, несет в себе элементы всех трех моделей. Но возможно выделить ту модель, к которой в большей  степени тяготеет данная организация. Однако, постепенно новая модель становится доминирующей в практике менеджмента.

 

Новая модель управления – необходимый  элемент поведения в условиях современного рынка. Новая модель управления стала больше соответствовать быстрым  и непредсказуемым изменениям окружающего  мира. Она позволяет быстро приспосабливаться  к постоянно меняющимся условиям.

8. САМОУПРАВЛЕНИЕ И САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ  В ОРГАНИЗАЦИЯХ 

 

В теории управления различают внутреннее и внешнее управление.

 

Внутреннее управление, при котором  управляющие воздействия создаются  в самой управляемой системе, внутри нее. Орган управления, создающий  управляющие воздействия, образует вместе с управляемой системой единый хозяйственный комплекс. Органы управления, а также лица, исполняющие управление, при внутреннем управлении входят в  состав управляемой организации, в  ее штат.

 

Разновидностью внутреннего управления является самоуправление. Самоуправление – это внутреннее управление регионом, предприятием, организацией, фирмой, компанией, осуществляемое их органами управления и играющее основную роль в управлении. При самоуправлении внешнее управление ограничивается узким кругом проблем  общего характера и воплощается  в виде законов, указов, правительственных  постановлений, национальных программ, обязательных для обширного круга  организаций и лиц, требующих  обязательного исполнения всеми, на кого распространяется действие законодательных  и других нормативных актов.

 

Самоуправляемые территории, организации  могут самостоятельно принимать  и осуществлять управленческие решения, опираясь на собственное, внутреннее управление.

 

Следовательно, в условиях самоуправления внутреннее управление преобладает  над внешним, занимает ведущее место  в повседневном, текущем управлении. Но в отдельных, иногда первостепенных вопросах внешнее управление является приоритетным по отношению к внутреннему.

 

Внешнее управление, при котором  управляющие воздействия поступают  в управляемую систему снаружи. Управляющая система не входит в  состав управляемой и выделена в  самостоятельный внешний орган. Лица, исполняющие внешнее управление, не входят в штат управляемой организации, не являются ее работниками, сотрудниками.

 

Особенность: применительно к организациям, учреждениям, их подразделениям разделение управления на внутреннее и внешнее  обладает определенной степенью условности.

 

Соотношение внутреннего и внешнего управления, характеризующее степень  демократизации управления, во многом зависит от природы социально-экономической  системы, доминирующих в стране тенденций  централизации и децентрализации  управления.

 

Саморегулирование – частный случай самоуправления.

 

Саморегулированию отводится роль осуществления части функций  самоуправления (текущее, оперативное  управление, контроль), дополняющих  стратегическое управление.

 

Иногда саморегулирование предполагает распределение разных видов экономических  ресурсов.

 

Саморегулирование предполагает обеспечение  устойчивого состояния рассматриваемой  системы.

9. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ  УПРАВЛЕНИЯ 

 

Важнейшими принципами управленческой деятельности являются принципы централизации  и децентрализации, которые лежат  в основе организационных форм управления. Одним из принципов менеджмента  является оптимальное сочетание  централизации и децентрализации  в управлении.

 

Принцип сочетания централизации  и децентрализации в менеджменте  предполагает необходимость умелого  использования единоначалия и коллегиальности.

 

Централизованное управление –  процесс, при котором глобальные команды, управляющие сигналы формируются  в едином центре управления и передаются из него многочисленным объектам управления. Такая форма организации управления чаще всего используется небольшими компаниями, выпускающими один вид  продукции или продукцию одной  отрасли, технологический процесс  которой тесно увязан, работающими  преимущественно в добывающих отраслях промышленности предприятиями и  ориентирующимися на местный или  национальный рынок.

 

Признаки централизованной формы  управления: 1) функциональные подразделения  более важны, чем производственные отделения; 2) имеется большое число  функциональных служб (отделов); 3) исследовательские  подразделения расположены в  центральном аппарате материнской  компании; 4) функциональные отделы центрального аппарата материнской компании исполняют  функциональный контроль над отделениями  по продукту, производственными предприятиями  и сбытовыми подразделениями.

 

Уровень централизации тем ниже, чем больше решений принимается  непосредственно на рабочих местах, которые незамедлительно выполняются  и носят узкий, специальный характер.

 

Централизация характеризуется отсутствием  передачи полномочий, что приводит к снижению оперативности в принятии решений.

 

Преимущества централизованного  управления: 1) ликвидация возможного дублирования различных мероприятий; 2) возможность  приведения к единому стандарту  всех операций в рамках организации; 3) лучший контроль за деятельностью  организации; 4) более эффективное использование кадров, оборудования, производственных площадей.

 

Недостатки централизованного  управления: 1) промедления в принятии решений; 2) решения принимаются теми, кто плохо ознакомлен с реальной ситуацией на производстве; 3) рост бюрократизма, накопление срочных для решения  вопросов, увеличение документации.

 

Децентрализованное управление –  процесс, при котором существенное количество управляющих воздействий, относящихся к данному объекту, вырабатываются самим объектом на основе самоуправления. Степень децентрализации  управления обусловливается степенью предоставления полномочий или прав принятия самостоятельных решений  управляющим отделениями. Делегирование  полномочий является составной частью децентрализации.

 

Факторы, влияющие на уровень децентрализации: 1) размеры предприятия; 2) наличие  подходящего руководителя; 3) влияние  внешней среды; 4) характер деятельности организации. Если коммерческие операции распространяются на большие географические районы, то требуется и большая  степень децентрализации; 5) использование  контроля.

10. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО  МЕНЕДЖМЕНТА 

 

В настоящее время можно выделить следующие особенности современного менеджмента: 1) бурное развитие культуры организации; 2) стратегическое управление и стратегическое планирование, использующиеся во все большем количестве управленческих ситуаций; 3) методы и технологии современного менеджмента, отработанные в коммерческих организациях, распространяются на некоммерческие сферы, включая государственный  сектор; 4) формирование и развитие новых  специальных видов менеджмента.

Информация о работе Шпаргалка по "Теория управления"