Шпаргалка по "Теория организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 20:53, шпаргалка

Краткое описание

Объект, предмет, методы теории организации.
Теория организации – область научного знания об общих закономерностях образования, устройства, функционировании и развития организации, как сложных динамических систем, имеющих цель. Объект теории организации – организованный опыт, окружающей нас действительности. При этом основные задачи познания заключаются в систематизации данного опыта, в осмыслении способов организации природы человеческой деятельности; в объяснении этих способов, в установлении тенденции их развития

Файлы: 1 файл

экзамен.docx

— 198.06 Кб (Скачать)
  1. Лизинговые фирмы.

Лизинг - это форма долгосрочного договора аренды. Договор лизинга характеризуется определенными условиями использования арендованного имущества. По существу, это нечто среднее между договором аренды и договором о предоставлении кредита; в общем виде он имеет и те, и другие признаки. По истечении срока договора арендатор может:

  • вернуть объект аренды арендодателю;
  • заключить новый договор на аренду данного имущества;
  • выкупить объект лизинга по остаточной стоимости.

Лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных денежных средств приобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга. В настоящее время используются три основных вида лизинга - финансовый, оперативный и обратный.

 

35. Единичные организационные  формы, их характеристика.

Различают два типа организационных форм:

  • единичные организационные формы: предприятия или организации, в которых среди учредителей не более одного юридического лица;
  • объединения, созданные на основе принципа либо кооперации, либо концентрации.

 

К единичным организационным формам относятся, например, следующие хозяйственные общества: академия, ателье, банк, биржа, венчур, джоббер, завод, информационное агентство, институт, колледж, аудиторская компания, магазин, мастерская, комбинат, научно-производственная компания, телевизионная или радиокомпания, техникум, траст, университет, фактор-фирма, фабрика, консультационная фирма, школа.

Обычно наименование организационной формы определяется видом выпускаемой продукции: товара, услуг, информации и знаний, поэтому перечисленные в качестве примера организации могут быть распределены следующим образом:

Рассмотрим некоторые наиболее значимые на современном этапе единичные организационные формы компаний.

Банки специализируются на финансово-кредитных операциях. Они могут быть банками-эмитентами, банками-корреспондентами и ипотечными банками.

Банк-эмитент выпускает в обращение денежные знаки, ценные бумаги, платежно-расчетные документы.

Банки-корреспонденты выполняют на основе корреспондентских договоров поручения друг другу по платежам и расчетам через специальные открытые счета.

Ипотечный банк выдает долгосрочные денежные ссуды под залог недвижимого имущества (земли, строений), а также выпускает закладные листы, обеспечиваемые заложенной недвижимостью.

Биржа (государственная или частная) предоставляет помещения, гарантии, расчетные и информационные услуги для сделок с ценными бумагами или товарами, получает за это комиссионные от сделок и формирует определенные ограничения на торговлю.

Товарная биржа – это форма организации оптовой торговли массовыми товарами, имеющими устойчивые и четкие количественные и качественные параметры (вес, длину, полезную массу, октановое число и др.).

Фондовая биржа – это форма организации систематических операций по купле-продаже ценных бумаг, золота, валюты. Например, Международная валютная биржа, Биржа драгоценных металлов и драгоценных камней.

Венчур – это микро или малое предприятие, создаваемое крупной компанией для разработки, отработки или опытного внедрения новых технологий, продукции или услуг. При этом крупная компания в случае неудачи венчура может дистанцироваться от него, а в случае успеха – показать свое главенство.

Джоббер – это фирма-посредник, скупающая крупные партии дефицитных продовольственных и промышленных товаров для быстрой перепродажи.

Завод – это промышленная компания, выпускающая серийную или массовую продукцию с длительным производственным циклом. Например, ОАО «Завод “Агат”» – производство металлорежущих станков; Кстовский завод железобетонных изделий – производство сборных железобетонных конструкций.

Фабрика – это компания типа завода, ориентированная на производство бумажной, кондитерской, ткацкой, швейной продукции, а также на выполнение отдельных серийных операций: химчистка, приготовление пищи и др. Например, ЗАО «Кондитерская фабрика «Сказка», производящая и реализующая кондитерскую продукцию.

 

36. Организационные формы  как объединения, их особенности.

Согласно ст. 50 ГК РФ предусматриваются следующие формы организаций.

  1. Коммерческие:

а) хозяйственные товарищества и общества;

б) производственные кооперативы;

в) государственные и муниципальные унитарные предприятия.

  1. Некоммерческие:

а) потребительские кооперативы;

б) общественные или религиозные организации (объединения);

в) благотворительные и другие фонды;

г) учреждения.

Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

Юридическим лицом признается организация, которая:

  1. зарегистрирована в установленном порядке;
  2. имеет расчетный счет в банке;
  3. имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;
  4. отвечает по своим обязательствам этим имуществом;
  5. может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;
  6. выполняет возложенные на нее обязанности;
  7. имеет самостоятельный баланс или смету;
  8. может быть истцом и ответчиком в суде.

Неюридическим лицом признается организация, которая в отличие от юридического лица не имеет или не выполнят каких-либо пунктов, перечисленных для юридического лица.

К объединениям, представляющим интересы нескольких юридических лиц, относятся: ассоциация, комбинат, концерн, синдикат, картель, трест и другие.

Ассоциация – это объединение организаций одного рода деятельности. Входящие в него организации не теряют юридической, финансовой и другой самостоятельности при решении своих уставных задач. Основными задачами ассоциации являются: координация деятельности входящих организаций, информационная и технологическая поддержка.

Комбинат – это объединение организаций разных отраслей промышленности, в котором продукция одной организации служит сырьем или полуфабрикатом для производственной деятельности другой. Концерн – это долговременное договорное объединение ряда компаний для формирования полной технологической цепи: производство-сбыт – производство – сбыт. Компании, входящие в концерн, сохраняют свою юридическую, финансовую и коммерческую самостоятельность при решении своих индивидуальных задач. В концерн могут входить заводы, транспортные компании, банки, рекламные агентства, компании по добыче сырья и др. Функции административного управления обычно берет на себя самая крупная компания этого концерна. Синонимом концерна является понятие «группа», например финансово-промышленная группа.

Картель – это форма объединения ряда предприятий одной отрасли. Его участники не утрачивают производственной и коммерческой самостоятельности; между ними заключается соглашение по ряду вопросов: цены на производимую продукцию, квоты, разграничение рынков сбыта, условия найма рабочей силы и т.д. Наиболее часто картельное соглашение предусматривает взаимные обязательства сторон по условиям сбыта продукции.

Синдикат – это объединение компаний на базе договорных соглашений для осуществления всей цепочки коммерческой деятельности. Входящие в него компании сохраняют производственную и юридическую самостоятельность при решении индивидуальных задач. Однако они теряют коммерческую независимость при проведении общих операций. Синдикат имеет много общего с картелем.

Трест – это долговременное договорное объединение ряда компаний для активной совместной деятельности и мощного вторжения на рынок продаж. Все цели входящих компаний должны быть подчинены главной цели треста. Входящие в него компании теряют свою производственную, финансовую и коммерческую самостоятельность. Трест может объединять в рамках своих целей как разнородные, так и однородные компании. Руководство трестом сконцентрировано в надстроечной структуре типа учреждения, холдинга и др. В постсоветской России тресты пока не получили должного развития

 

40. Методика Э. Деминга по созданию атмосферы лидерства в организации.

Д-р Деминг - автор варианта теории управления качеством, в которой статистические методы - лишь инструмент, главное же - философия нравственности, основанная на уважении к работнику как к личности, вовлеченность в процесс решения текущих проблем всех сотрудников компании, создание психологической атмосферы, искореняющей страх и обеспечивающей почву для раскрытия творческого потенциала человека. Среди главных ценностей, почитаемых Э. Демингом, - цельность личности, напряженная работа, честность, соблюдение этических норм и приличия во всем, самоуважение, уважение к другим, личная ответственность за порученное дело и поступки. На этом он строил свою философию качества.

Основы теории Э. Деминга изложены в так называемых 14 пунктах, которые, по существу, являются принципами управления.

  1. Сделайте своей постоянной целью непрерывное совершенствование продукции и услуг, чтобы стать конкурентоспособной компанией, сохранить свое место в бизнесе и обеспечить людей работой.
  2. Воспримите новую философию. Нельзя более смиряться с обычно принятым уровнем ошибок, задержек, дефектов в материалах, брака в работе. Вся компания должна быть вовлечена в процесс постоянного улучшения качества системы и всех видов деятельности.
  3. Перестаньте полагаться на контроль как средство достижения качества. Оно должно быть заложено в продукт с самых первых этапов его создания.
  4. Покончите с практикой выбора поставщиков только на основе цены на их продукты. Вместо этого требуйте серьезного подтверждения их качества. Стремитесь получать данный конкретный продукт только у одного поставщика, установив с ним долговременные отношения, основанные на взаимном доверии.
  5. Улучшайте постоянно систему планирования, производства, оказания услуг с тем, чтобы совершенствовать каждый процесс и вид деятельности в компании и таким образом снижать затраты.
  6. Введите в практику современные методы подготовки кадров для всех сотрудников, включая руководство, с тем чтобы лучше использовать возможности каждого сотрудника компании.
  7. Перестройте практику руководства людьми. Управляющие всех уровней должны помогать сотрудникам выполнять их работу наилучшим образом, нести ответственность не за количественные, а за качественные результаты работы, и стать лидерами в деле постоянного улучшения работы компании.
  8. Искорените атмосферу страха с тем, чтобы каждый мог работать более эффективно и продуктивно на благо всей компании.
  9. Устраните барьеры между подразделениями. Исследователи, разработчики, производственники, агенты по сбыту, сотрудники административных служб должны работать в единых группах, чтобы решать проблемы, возникающие с продуктами и услугами.
  10. Откажитесь от пустых лозунгов и призывов. Они лишь вызывают враждебное отношение. Основная масса причин плохого качества и низкой эффективности порождается системой, и их решение находится за пределами компетенции рядовых работников.
  11. Устраните практику выдачи необоснованных количественных заданий рядовым работникам и количественных показателей руководителям. Выполнение заданий становится более важным, чем удовлетворение потребителя, и достигается ценой снижения качества.
  12. Дайте возможность работникам гордиться своим трудом. Откажитесь от практики ежегодных аттестаций, количественных оценок деятельности работников и управляющих за достижение поставленных количественных целей.
  13. Внедрите обширную программу обучения всех работников. Поощряйте их стремление к самоусовершенствованию. Источником успеха в достижении конкурентоспособности служат знания.
  14. Вовлеките весь персонал компании в работу по ее преобразованию. Это - дело каждого. Создайте структуру в высшем руководстве, которая будет каждодневно подталкивать к внедрению вышеперечисленных 13 принципов, и начните работу по преобразованию компании в этом направлении.

 

41. Понятие и классификация  организационной культуры.

Организационная культура - это система общественно прогрессивных формальных и неформальных

правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития.

Типы организаций в зависимости от организационной культуры:

  1. реагирующая организация - характеризуется неуверенностью и импровизацией, отсутствием общей цели и жесткой централизацией;
  2. отзывчивая организация - поддержка инициативы работников, организация коллективной работы, неформальные коммуникативные связи, материальное поощрение работников за результаты;
  3. активная организация - серьезная постановка стратегической цели, высокая дисциплинированность работников, атмосфера доверия и взаимопонимания;
  4. высокоэффективная организация - высокий уровень сознания работников, используется желание постоянного самосовершенствования.

Выделяют три основных свойства организационной культуры:

  1. всеобщность - подразумевает, что организационная культура охватывает все стороны деятельности организации;
  2. преобладание неформальности - функционирование организационной культуры связано в большинстве случаев с неформальными коммуникациями;
  3. устойчивость - связана с традициями организации, которые повторяются на протяжении многих лет.

В функции организационной культуры входят:

  1. охранная функция - организационная культура нейтрализует действие негативных внешних факторов;
  2. интегрирующая функция - организационная культура объединяет интересы субъектов всех уровней и позволяет каждому работнику лучше осознать цели организации, ощутить себя частью компании, определить степень ответственности перед ней;
  3. регулирующая функция - организационная культура регулирует поведение, нормы, правила, последовательность выполнения работы и др.;
  4. заменяющая функция - организационная культура упрощает структуру организации, заменяя отдельные уровни управления и сокращая поток распоряжений;
  5. адаптивная функция - наличие организационной культуры помогает работникам приспособиться к организации;
  6. образовательная и развивающая функция - организационная культура предполагает заботу менеджмента о профессиональной подготовке работников. В результате повышения уровня образования фирма может использовать работников с большей производительностью;
  7. функция управления качеством – организационная культура, повышая ответственность своих работников, способствует повышению качества своих товаров и услуг;
  8. функция ориентации на потребителя - организационная культура определяет среди ценностных ориентации установление прочных отношений с клиентами.

Информация о работе Шпаргалка по "Теория организации"