Шпаргалка по "Теория организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 20:53, шпаргалка

Краткое описание

Объект, предмет, методы теории организации.
Теория организации – область научного знания об общих закономерностях образования, устройства, функционировании и развития организации, как сложных динамических систем, имеющих цель. Объект теории организации – организованный опыт, окружающей нас действительности. При этом основные задачи познания заключаются в систематизации данного опыта, в осмыслении способов организации природы человеческой деятельности; в объяснении этих способов, в установлении тенденции их развития

Файлы: 1 файл

экзамен.docx

— 198.06 Кб (Скачать)

Многолетний опыт использования линейно-функциональных структур управления показал, что они наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся и редко меняющиеся задачи и функции. Их достоинства проявляются в управлении организациями с массовыми или крупносерийными типами производства, когда производство менее восприимчиво к прогрессу в области науки и техники. При такой организации управления предприятие может успешно функционировать лишь тогда, когда изменения по всем структурным подразделениям происходят равномерно. Но так как в реальных условиях этого нет, наблюдается неадекватность реакции системы управления на требования внешней среды.

Преимущества: Глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников. Освобождение главного линейного менеджер;) от глубокого анализа проблем. Возможность привлечения консультантов и экспертов. Сочетание достоинств линейной и функциональной структур.

Недостатки: Отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между структурными подразделен и я м и. Недостаточно четкая ответственность подразделений, так как готовящий решение, как правило, не участвует в его реализации. Чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно подчинение по иерархии управления, т.е. тенденция к чрезмерной централизации. Конкуренция и конфликты по ресурсам

Положение усугубляется утратой гибкости во взаимоотношениях работников аппарата и процедур. В результате затрудняется и замедляется передача информации, что не может не сказываться на скорости и своевременности принятия управленческих решений. Необходимость согласования действий разных функциональных служб резко увеличивает объем работы руководителя организации и его заместителей, т.е. высшего эшелона управления.

Недостатки линейно-функциональной структуры управления на практике усугубляются в условиях хозяйствования, при которых возможно несоответствие между ответственностью и полномочиями руководителей разных уровней и подразделений; превышены нормы управляемости, особенно у директоров и их заместителей; формируются нерациональные информационные потоки; чрезмерно централизуется оперативное управление производством; не учитывается специфика работы различных подразделений, отсутствуют необходимые нормативные и регламентирующие документы.

Следует отметить, что в России в условиях командно-административной системы многие годы линейно-функциональный тип структуры был преобладающим. Можно сказать, что и в настоящее время линейно-функциональные структуры или их фрагменты распространены в разных отраслях народного хозяйства.

Разновидность линейно-функциональной структуры - линейно-штабная структура, когда функциональные подразделения создаются на каждом иерархическом уровне. При этом возможны две формы связей подчиненности: непосредственно руководителю линейного подразделения данного уровня; руководителю соответствующего функционального подразделения вышестоящего уровня. Такая структура способствует высокой профессиональной специализации, стандартизации, форматизации и программированию процессов управления.

В пирамидальных структурах рассмотренные соотношения ограничены двумя измерениями: вертикальными и горизонтальными. При их построении оперируют ограничивающим допущением, согласно которому организационная структура должна быть представлена на двумерной схеме, вычерчиваемой на плоской поверхности. Эти ограничения на структуру часто вызывают серьезные и дорогостоящие последствия.

Во-первых, между отдельными структурными подразделениями возникает не сотрудничество, а конкуренция.

Во-вторых, такой способ представления структуры серьезно затрудняет определение функций отдельных подразделений и измерение показателей качества работы вследствие большой взаимозависимости подразделений.

В-третьих, это способствует созданию структур, сопротивляющихся изменениям. Поэтому они перерождаются в бюрократические структуры, не поддающиеся адаптации.

В-четвертых, двумерное представление организационной структуры ограничивает число и характер возможных вариантов решения возникающих проблем. При наличии такого ограничения невозможны решения, обеспечивающие развитие организации с учетом технических и социальных изменений, темпы которых все больше и больше растут. Существующая обстановка требует, чтобы организации были не только готовы к любым изменениям, но и способны им подвергаться.

 

24.Дивизиональная организационная  структура.

Подобного типа структуры появилась впервые в 20-е гг. XX в. Однако в настоящее время более 75% крупных фирм на Западе строятся по дивизиональной модели управления. Департаментализация по дивизиональному признаку — это процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых представляет  одно из направлений бизнеса. Это могут быть дивизионы, построенные по продуктовому или географическому признаку.

Структуры такого типа предполагают достаточно широкую автономию для некоторых подразделений (дивизионов). Дивизион может заниматься выпуском определенного вида продукции, работой на определенной территории или на особом рынке. Дивизиональная структура создает условия для использования в рамках единого предприятия  (организации, компании) частичной децентрализации процесса принятия решений, что обеспечивает высокую гибкость, быструю реакцию на изменения окружающей среды.

Преимущества:

  1. Высокая гибкость, быстрая реакция на изменения окружающей среды.
  2. Повышенное внимание к потребностям потребителя.
  3. Четкое распределение ответственности в рамках подразделения.
  4. Развитие навыков общего руководства.

Недостатки:

  1. Дублирование ресурсов в подразделениях.
  2. Слабая координация взаимодействий подразделений.
  3. Конкуренция за корпоративные ресурсы.

Исторически дивизиональные структуры появились в крупных многопрофильных корпорациях, путем выделения из «материнской компании» «дочек». Однако в структуре современного предприятия принцип разделения на дивизионы практикуется довольно часто. Представление о дивизональной структуре очень тесно коррелирует с концепцией создания SBU (strategic business unit — стратегическая бизнес единица или стратегическая хозяйственная единица), автономных бизнес-образований, являющихся самостоятельными центрами прибыли (центрами инвестиций). Корпоративный центр (головной офис) при этом  становится буфером, сглаживающим воздействие на дивизионы рынка капитала и фондового рынка.

 

25.Матричная организационная  структура: проектные структуры.

Начало применению матричной организации было положено  в США средними по размеру авиакосмическими фирмами в 50-е и 60-е годы нашего столетия. Блок схема такой структуры напоминает решетку, отсюда и название матричная структура.

В матричной организации члены проектной группы подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям тех функциональных отделов, в которых они работают постоянно. Руководитель проекта обладает так называемыми проектными полномочиями. Эти полномочия могут варьироваться от почти всеобъемлющей линейной власти над всеми деталями проекта до практически чистых штабных полномочий.

Департаментизация на основе матричного подхода из всех имеющихся в практике является наиболее сложной для практической реализации. Однако при определенных обстоятельствах она может быть очень эффективной. Так, например, к матричной департаментизации обращаются тогда, когда требуется сложная система реакций на воздействие факторов внешней среды.

Преимущества:

  1. Более эффективное, чем в традиционной иерархии использование ресурсов.
  2. Гибкость, адаптивность к окружающей среде.
  3. Развитие как общей, так и специальной подготовки.
  4. Обогащение содержания рабочих заданий для всех сотрудников.

Недостатки:

  1. Путаница и фрустрации, вызванные нарушением принципа единоначалия.
  2. Возможность острых противоречий между сторонами матрицы.
  3. Сложность координации проектных групп.
  4. Необходимость обучения сотрудников искусству человеческих отношений.

Внедрение матричной структуры дает хороший эффект в организациях с достаточно высоким уровнем корпоративной культуры и квалификации сотрудников, в противном случае возможна дезорганизация управления.

Однако практика показывает, что матричная структура находит свое применение на отдельных участках работы и может быть вписана в существующую линейную организационную структуру.

 

26.Система законов организации.

Основополагающие законы организации

Любая организация – это сложная динамическая система и ей присущи общие системные свойства. Организации развиваются по объективно существующим законам, которые познаваемы и должны целенаправленно использоваться в процессе деятельности. Рассмотрим сущность следующих законов: самосохранения, развития, синергии, информированности – упорядоченности, единства анализа и синтеза, гармонии.

Закон самосохранения

На организацию действуют две группы противоположных факторов: факторы сохранения и факторы разрушения организации.

К факторам сохранения относятся

а) внутренние факторы:

  • высокий профессионализм персонала;
  • стабильность кадров;
  • хорошая технологическая, информационная и иная оснащённость;
  • квалифицированное руководство;

б) внешние факторы:

  • хорошая ресурсообеспеченность;
  • наличие высокого спроса;
  • положительные действия государства, общественности и т.д.

К факторам разрушения относятся:

а) внутренние факторы:

  • недостаток или избыток чего-либо;
  • плохая оснащенность;
  • слабое руководство;
  • низкий профессионализм персонала;
  • текучесть кадров и т.д.

б) внешние факторы:

  • низкий спрос;
  • налоговый и бюрократический пресс;
  • плохая ресурсообеспеченность;
  • нормативное вмешательство в структуру;
  • отсутствие эффективного страхования и т.д.

Реальное самосохранение возникает в том случае, если суммарное действие факторов сохранения превышает суммарное действие факторов разрушения.

Формулировка закона самосохранения: любая  организация стремится противостоять внешним и внутренним разрушающим воздействиям и использует для этого весь свой потенциал.

Для анализа положения организации важным является определение показателя «уровня самосохранения», который вычисляется как разность между потенциалами созидания и разрушения, деленная на суммарный объем ресурсов созидания. Различается семь уровней самосохранения в зависимости от запасов прочности организации. Результат действия закона будет благоприятным, если руководитель и подчиненные осведомлены о законе самосохранения. Одним из условий самосохранения организаций является страхование ресурсов и рисков.

Закон развития

Формулировка закона развития: каждая организация в процессе своего развития стремится достичь наибольшего суммарного потенциала.

Различают:

  • нормальное развитие, т.е. развитие, соответствующее объективным возможностям и условиям;
  • ускоренное развитие, т.е. развитие более высокими темпами (это сложный вариант и может создать проблемы для организации);
  • замедленное развитие, т.е. развитие более низкими темпами.

Развитие организации находит свое выражение в жизненном цикле организации.

Основными факторами развития организации являются:

  • элементный состав организации;
  • взаимосвязь элементов, структура организации;
  • динамичность, нацеленность на развитие;
  • своевременное обновление организации.

  Закон развития  опирается на несколько принципов:

  • принцип инерции: изменение потенциала организации должно начинаться спустя некоторое время после начала функционирования новых ресурсов компании и продолжаться некоторое время после их выбытия;
  • принцип самозависимости: на повышение потенциала организации влияет потенциал самой организации;
  • принцип эластичности: каждая организация пытается сгладить последствия возмущающих воздействий;
  • принцип непрерывности: процесс изменения потенциала организации идет непрерывно;
  • принцип стабилизации: организация стремится к стабилизации эффективных этапов жизненного цикла.

Информация о работе Шпаргалка по "Теория организации"