Шпаргалка по "Теория организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 20:53, шпаргалка

Краткое описание

Объект, предмет, методы теории организации.
Теория организации – область научного знания об общих закономерностях образования, устройства, функционировании и развития организации, как сложных динамических систем, имеющих цель. Объект теории организации – организованный опыт, окружающей нас действительности. При этом основные задачи познания заключаются в систематизации данного опыта, в осмыслении способов организации природы человеческой деятельности; в объяснении этих способов, в установлении тенденции их развития

Файлы: 1 файл

экзамен.docx

— 198.06 Кб (Скачать)

Закон единства анализа и синтеза состоит в том, что процессы разделения, специализации, дифференциации и т.д., с одной стороны, необходимо дополняются противоположными процессами — соединения, кооперации, интеграции и т.п. — с другой. Цель анализа систем — возможно более полное познание закономерностей их функционирования при существующей заданной структуре.

В основе анализа как способа познания лежит такой признак систем, как делимость, декомпозиция. Система — это такое целое, которое нельзя разделить на независимые части, так как когда система расчленена, она теряет свои существенные свой. По данной причине (и это главное) система есть целое, которое нельзя понять путем анализа. Однако анализ следует рассматривать в единстве с синтезом как наиболее сложным методом системного мышления.

Закон самосохранения гласит, что любая организационная (физическая) система стремится сохранить себя как целостное образование и, следовательно, экономнее расходовать свой ресурс. Важнейшим условием сохранения системы является обеспечение ее равновесного функционирования. Равновесие неживых систем связано с достижением максимального уровня энтропии. Равновесное состояние живого организма предполагает непрерывное поддержание энтропии системы на низком уровне, непрерывное противодействие разупорядочиваюшим факторам. Жизнь, выживание, равновесие, устойчивость — это ключевые понятия для раскрытия содержания закона самосохранения. Функционирующая организация может стремиться к достижению равновесия, например, в стабильности кадрового состава, поддержании уровня запасов, финансов и т.д. С развитием организации связана проблема динамического равновесия, т.е. равновесия с изменением структуры под воздействием внешних или внутренних факторов.

Важным аспектом равновесия, связанным с выживанием, является устойчивость функционирования системы. Устойчивость может быть по отношению к структуре системы или же к функциям, определяющим ее функционирование. Различают также устойчивость первого рода, когда система может вернуться в исходное положение после выхода из равновесия, и устойчивость второго рода, когда система выходит из состояния равновесия для перехода на новую траекторию (виток) развития. Неустойчивые системы, т.е. системы, которые не могут перейти в новое состояние или вернуться в прежнее состояние после действия негативных факторов, разрушаются.

Одним из критериев самосохранения системы является ее умение (способность) адаптироваться к изменениям факторов внешней и внутренней среды. Различают следующие виды адаптации: кратковременную и долговременную; структурную (в статике) и функциональную (в динамике); активную и пассивную. Одним из важнейших факторов самосохранения системы является умение преодолевать препятствия, которые подразделяются на расхождения и противоречия (конфликты). Расхождения — это разрыв между тем, какой видит себя сама организация, и тем, что она представляет собой в действительности. Они бывают пяти видов: 1) по поводу целей организации; 2) по поводу средств их достижения; 3) относительно методов менеджмента; 4) относительно факторов внешней среды (угроз и возможностей); 5) относительно факторов внутренней среды (слабости и силы). Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа, организация) вступает в противоречие с интересами другой стороны. С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяются конфликт целей, конфликт взглядов, производстваственный конфликт и др.

 

30. Классификация принципов  организации.

Принцип - это основное исходное положение теории, учения, науки; внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности; нормы поведения и деятельности, опирающиеся на практический опыт или сложившуюся систему знаний.

Принцип есть правило действия, вытекающее из закона. Принципы организации - это общие правила формирования (самоформирования) систем в природе и обществе, обеспечивающие упорядоченность и целесобразность функционирования системы.

Принципы организации многочисленны и разнородны, поэтому в современной литературе можно встретить различные подходы и взгляды на классификацию принципов организации. Представляется целесообразным вначале привести классификацию принципов, сформулированных основоположником организационной науки А.А. Богдановым.

  • принцип цепной связи (всякое соединение комплексов происходит через общие звенья, образующие цепную связь);
  • принцип ингрессии (образование цепной связки осуществляется путем вхождения посредствующих комплексов между организуемыми, например, поточная линия - машины, работающие в едином ритме);
  • принцип подбора/отбора (фундаментальный принцип организации, т.е. обобщается все полезное и отметается все бесполезное);
  • принцип подвижного равновесия, т.е. объект, отдавая свои силы, и энергию может дальше также функционировать; организационные формы никогда не сохраняются в простом и чистом виде;
  • принцип слабого звена (организационная целостность любой системы определяется устойчивостью ее относительно слабого звена).

Указанные принципы носят всеобщий характер, поскольку относятся не только к природе, но и к организующей деятельности человека.

Современные организационные теории предлагают разные подходы классификационные подходы, один из которых рассматривает принципы организации как важнейшее звено, соединяющее теорию организации с менеджментом и менеджментом человеческих ресурсов (управление персоналом). Итак, следуя данному положению, принципы организации классифицируются по следующим критериям:

1. По степени обоснованности:

а) научные: сформулированы на основе познания законов и закономерностей организации и содержат в себе определенные требования к мыслящему субъекту, ориентирующие его на познавательную деятельность;

б) обыденные: правила и действия, сформулированные человеком на основе собственного восприятия действительности, традиций и интуиции. Они почти все субъективны.

2. По степени универсальности:

а) универсальные (общие) – отражают правила формирования самых разнообразных систем в природе и обществе;

б) специфические: действующие в отдельных сферах природной и человеческой деятельности;

в) ситуационные: те, которые действуют в конкретных ситуациях.

3. По способу реализации:

а) реализуемые природой, без какого-либо участия человека;

б) при взаимодействии природы и человека;

в) только с участием человека (осуществляются посредством индивидуальной, коллективной и совокупной общественной деятельности).

4. По масштабу действия:

а) действующие только в отдельных элементах системы (принцип индивидуальной работы);

б) между элементами системы внутри предприятия (принцип коррелятивной связи субъекта и объекта управления, принцип обратной связи);

в) между системами (между предприятиями, отраслями национальной экономики).

Практическое применение рассмотренной классификации позволяет упростить, упорядочить и научно обосновать последовательность и содержание работы управленцев.

Особую практическую ценность для менеджеров организаций представляет классификация, сводящая принципы организации в четыре основные группы: общие, статической организации, динамической организации, рационализации.

Таким образом, принципы организации условно можно разделить на 4 группы:

1. Общие принципы

2. Принципы организационной  статики (статической организации), определяющие правила построения  структур (структуризация): целеполагание, приоритет функций над составом  звеньев, приоритет объекта над  субъектом, адаптивность полная  координация функционирования всех  составляющих, минимум сложности, полномасштабность, пределы автономности, сочетание централизации и децентрализации, взаимосогласованность вертикальных и горизонтальных связей, единство распорядительства, диапазон контроля;

3. Принципы организационной  динамики (динамической организации), как общие правила формирования  организационных процессов: направленность, прямоточность, результативность, эффективность, восприимчивость, информативность, надеж­ность, оперативность, гибкость, параллельность, ритмичность, синхронность;

4. Принципы рационализации, как общие правила совершенствования  статики и динамики организации: концептуализация, алгоритмизация, нормализация, систематизация, классификация, концентрация, специализация, стандарти­зация, унификация, персонификация и регламентация.

Любая материальная система проходит все этапы жизненного цикла, которые можно объединить в две группы: статическую и динамическую.

Статическая группа включает: порог нечувствительности и ликвидации (утилизации). Организацию, находящуюся в статической группе, называют статической организацией. Динамическая группа включает: внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад и крах. Организацию, находящуюся в динамической группе, называют динамической.

К принципам статического состояния организации относятся: принцип приоритета цели; принцип приоритета функций над струк­турой; принцип приоритета субъекта управления над объектом.

К динамическим принципам относятся: принцип приоритета персонала; принцип приоритета структур над функциями; принцип приоритета объекта управления над субъектом.

Рассмотренные принципы управления и организации предоставляют исследователю и практику широкие возможности построения систем управления.

 

31. Сущность и особенности  коммерческих организаций.

Коммерческие организации определяются ГК РФ как организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности. Предмет и цели деятельности не должны (но могут) быть указаны в учредительных документах.

По виду и характеру хозяйственной деятельности коммерческие организации разделяются на промышленные, сельскохозяйственные, финансово-кредитные, торговые, строительные, транспортные, транспортно-экспедиторские, инжиниринговые, научно-исследовательские, туристские и др.

Промышленные фирмы осуществляют производство товаров (обычно к промышленным фирмам относятся те, более 50% оборота которых приходится на производство промышленной продукции).

Кредитно-финансовые учреждения (организации) – это банки, осуществляющие все банковские операции в соответствии с законом, и небанковские кредитные организации, имеющие право осуществлять отдельные банковские операции.

Торговые фирмы осуществляют в основном операции по купле-продаже товаров. Они могут либо входить в систему сбыта крупных промышленных компаний, либо существовать независимо в юридическом и хозяйственном отношении и осуществлять торгово-посреднические операции.

Транспортные фирмы занимаются перевозкой грузов и пассажиров и подразделяются на судоходные, автомобильные, авиационные, железнодорожные.

Транспортно-экспедиторские фирмы специализируются на доставке товаров покупателю, выполняя поручения промышленных, торговых и иных фирм.

Страховые фирмы, осуществляющие страхование грузов при морских, авиационных, автомобильных, железнодорожных перевозках и перегрузках, играют существенную роль на национальных и мировом рынках. Подавляющую часть страховых операций выполняют страховые компании-гиганты, господствующее положение среди которых занимают компании США.

Пo принадлежности кaпитaлa и контролю коммерческие организации разделяются на предприятия (организации), являющиеся собственностью одного лица, как юридического, так и физического, и предприятия (организации), являющиеся собственностью семейства, которое несет ответственность по обязательствам этого лица. Единоличными предприятиями бывают, как правило, мелкие и средние фирмы, однако иногда встречаются единоличные компании-гиганты семейного типа (пример семейных компаний – финансовая группа Юнсонов в Швеции).

По характеру собственности различают частные, государственные, кооперативные, частно-государственные организации (фирмы).

Частные фирмы могут существовать в виде самостоятельных независимых компаний либо в виде объединений, созданных на основе как системы участия, так и договоренностей между участниками объединения.

Государственные предприятия являются наряду с частными фирмами контрагентами на рынке. Их наиболее распространенная форма, так же, как и частных фирм, – объединения предпринимателей – акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью. Под государственными понимаются как чисто государственные, так и смешанные или полугосударственные предприятия.

По правовому положению коммерческие организации разделяются на хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Формы хозяйственных товариществ и обществ:

  • полное товарищество – объединение двух лиц и более, которые на основании заключенного между ними договора занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им (а не только товариществу) имуществом. Форма полного товарищества чаще всего применяется для мелких и средних предприятий (фирм);
  • товарищество на вере (коммандитное товарищество) – объединение двух лиц и более для осуществления предпринимательской деятельности, в котором одни участники (полные товарищи) несут ответственность по делам товарищества как своим вкладом, так и всем своим имуществом, а другие (коммандитисты, или вкладчики) – только своим вкладом. Представлять товарищество и заключать сделки от его имени могут только полные товарищи, но не вкладчики;
  • общество с ограниченной ответственностью – форма объединения капиталов. Участники общества несут ответственность по обязательствам общества только своим вкладом и не несут ответственности своим имуществом. Общество с ограниченной ответственностью не обязано предоставлять публичный отчет, а также публиковать свой устав, данные о балансе, изменениях размера капитала;
  • общество с дополнительной ответственностью – учреждается одним лицом или более. Его участники несут солидарную ответственность за убытки, связанные с деятельностью общества. Общество с дополнительной ответственностью создается и действует на основании учредительного договора и устава; если оно создано одним лицом – то только на основании устава;
  • дочерние и зависимые общества. Хозяйственное общество считается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество имеет возможность определять его решения. На основное хозяйственное общество или товарищество возлагается полная или субсидиарная ответственность за результаты деятельности дочернего хозяйственного общества.
  • акционерное общество представляет собой объединение капиталов, образуемое путем выпуска акций, которые являются документом на предъявителя, котируются на фондовой бирже и могут свободно переходить от одного лица к другому. Ответственность вкладчиков-акционеров по обязательствам общества ограничивается только суммой, уплаченной за акции. По обязательствам акционерного общества своим имуществом отвечает только само общество.
  • Унитарное предприятие – одна из форм коммерческих организаций, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым, оно может принадлежать предприятию либо на праве хозяйственного ведения, либо на праве оперативного управления (казенные предприятия).

Информация о работе Шпаргалка по "Теория организации"