Понятие зависимости, закономерности и закона в теории организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 23:48, курсовая работа

Краткое описание

В теории организации, отражающей основы построения и представления окружающей человека объективной реальности и субъективно создаваемых объектов, исследования места, роли, сущности законов приобретают всеобщее значение.
Действительно, именно эти положения раскрывают и определяют фундаментальные основы и принципиальное содержание построения всех процессов и систем, реально наблюдаемых и абстрактно представляемых нами. В этой связи последовательное выделение, системное исследование и осмысление законов организации становится важнейшим этапом всеобщего процесса научного познания.

Оглавление

Введение
Глава 1. Зависимость, закон и закономерность: теоритический аспект
1.1 Основные понятия и виды зависимости, закона и закономерности
1.2 Основополагающие законы организации
1.3 Законы организации второго уровня
Глава 2. Экономическая характеристика ЗАО Машиностроительный завод «Прогресс»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. История развития предприятия
2.3 Миссия предприятия
Глава 3. Анализ и проектирование организационной структуры ЗАО «Машиностроительный завод «Прогресс»
3.1. Характеристика существующей организационной структуры и применение законов организации ЗАО «Машиностроительный завод «Прогресс»
3.2. Проектирование возможных законов организации ЗАО «Машиностроительный завод «Прогресс»
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая.теория орг..doc

— 291.00 Кб (Скачать)

Особую сложность представляет определение организационного потенциала звена управления, который в значительной мере зависит от многих показателей личности менеджера. Среди них инициативность, профессионализм, общая культура, коммуникабельность, организаторские способности, стремление к использованию новаций в управленческой деятельности и т.д. Опыт работы деловых организаций в условиях становления рыночной экономики показывает, что чаще всего ликвидация организаций связана не с экономическими или материальными причинами, а является следствием неэффективного менеджмента.

Из закона сохранения следует, что прибыль не может быть главной целью организации, потому что прибыль сугубо является внутренней проблемой. Первые годы становления рыночных отношений в России убедительно показали, насколько недолговечны организации, работающие только по принципу достижения максимальной прибыли. Процессы стабилизации рыночных отношений , развитие конкуренции, устойчивое деление рынка на сегменты, стабилизация цен привели к самоликвидации таких организаций. В настоящее время организации такого типа могут существовать лишь достаточно короткое время и только на новых сегментах рынках.

Основой борьбы за самосохранение является способность деловой организации не только приспосабливаться к внешней среде, но и уметь использовать происходящие в ней изменения в своих интересах. Полный и исчерпывающий анализ внешней среды позволяет руководителям как вновь создаваемых, так и уже существующих деловых организаций предвидеть потенциальные угрозы выживаемости. А также предугадать новые возможности развития. Грамотное прогнозирование позволяет разработать модель ситуационного поведения организации и избежать ее гибели.

В борьбе за самосохранение организации руководство должно принимать во внимание различные факторы внешней среды, представляющие угрозу жизнедеятельности организации. Основные факторы внешней среды сгруппированы в таблице 2.

Таблица 2

Основные факторы внешней среды

Факторы внешней среды

Международные

Политические

Экономические

Технологические

Рыночные

Социальные

Отношения

Законы

Инфляция

Новации

Конкуренция

Менталитет

Соглашения

Правовые нормы

Налоговые ставки

Средства автоматизации

Партнеры и поставщики

Национальные чувства

Контакты

Связи

Таможенная политика

Доходы населения

Новые технологии управления

Емкость рынка

Демографические проблемы

Законодательство

Кредитная политика

Управление финансами

Интернет

Спрос и предложение

Уровень занятости населения


  Кратко охарактеризуем перечисленные в таблице факторы внешней среды, оказывающие влияние на деятельность организации.

Международные факторы. К ним относятся взаимоотношения между государствами, соглашения по тарифам и торговле между странами, законодательные основы различных стран. Крупные и средние деловые организации, как правило, стремятся выйти на международный рынок. Поэтому они должны политику правительств других стран, предусматривающие меры по защите или расширению национального рынка. Многие меры могут быть  не только запретительного, но и поощрительного характера. Так например, правительство Франции, с целью поощрения экспорта изделий легкой промышленности ввело 15% скидку на отпускные цены для товаров, вывозимых физическими лицами в другие страны с выплатой компенсации из средств бюджета.

Политические факторы. Это прежде всего государственный строй, законодательная и нормативная деятельность федерального правительства и органов местной власти, уровень правового регулирования экономической деятельности, состояние кредитной политики, протекционизм в таможенной политике.

Экономические факторы. Среди них темпы инфляции, налоговые ставки, способность управления финансами на государственном уровне, условия предоставления кредитов, уровень цен, платежеспособность населения и предприятий, уровень безработицы в стране.

Рыночные факторы. Многочисленные факторы состояния рынка существенно влияют на работу деловой организации. Анализ спроса и предложения позволяют руководству вовремя предвидеть неблагоприятные ситуации, учитывать демографическую ситуацию, уровень конкуренции, емкость рынка и защищенность организации в рамках в рамках выбранного сегмента рынка. Изучение поведения конкурентов позволяет их цели и стратегию на рынке, что дает возможность деловой организации быть готовой к потенциальным угрозам со стороны недоброжелательных конкурентов.

Технологические факторы. Изменение в технологической внешней среде может поставить организацию в условиях конкуренции в безнадежное положение. При анализе технологической внешней среды важно не упустить момент появления в ней нововведений. Для нынешнего этапа развития деловых отношений России характерно быстрое изменение в области технологий работы. В основном это связано с тем, что в последние годы расширились возможности использования новейших достижений передовых стран мира. Это не только технические новации, но и современные технологии (Интернет), новые технологии управления организациями, финансовыми потоками и т.д. В связи со стремительным развитием средств автоматизации, используемых в управлении, происходит широкое внедрение в деятельность организаций устройств, обеспечивающих автоматизированный сбор, обработку и передачи информации.

Социальные факторы. Эти факторы самым тесным образом связаны с тем, чему отдают предпочтение большие группы населения. В условиях экономической нестабильности именно они могут представлять заметную угрозу выживаемости организации. В настоящее время для России характерно заметное влияние таких факторов, как обостренные национальные чувства, неоднозначное отношение к предпринимательству, изменение общественных ценностей. Развитие движения в защиту прав потребителей и т.д. Составление списка потенциальных угроз существованию организации, анализ этих угроз и предварительная разработка сценариев поведения в экстремальных ситуациях  значительно повышают шансы выживания деловой организации, стремящейся к самосохранению в условиях острой конкурентной борьбы, что, как показывает опыт солидных деловых организаций, вполне осуществимо.

Еще одна трудность оценки потенциала выживаемости организации состоит в том, что даже после нахождения баланса позитивных и негативных факторов, обеспечивающих самосохранение организации, требуется определить, насколько достигнутое состояние является устойчивым, т.е. оценить «запас прочности» деловой организации в случае появления негативных тенденций как во внутренней, так и во внешней среде.

 

 

Закон развития.

Организация является весьма сложным объектом. В ее состав входят люди, оборудование, здания информационная среда и т.д. В процессе своего существования она меняется во времени: имеет свое прошлое, существует в настоящем и планирует будущее.

Закон: в процессе жизнедеятельности организации происходят необратимые и закономерные изменения, направленные на максимальное использование энергетического потенциала для достижения поставленной цели, в результате чего происходит качественное изменение состояния организации.

Цель деловой организации должна исходить из запросов потребителя, т.е. организация должна решать социально-значимые проблемы, стоящие перед обществом. В основу деятельности практически любой деловой организации положена коммерческая идея, т.е. предвидение того, каким путем она будет зарабатывать деньги и какой будет получать доход. Однако для обеспечения успешного развития такое понимание цели является слишком упрощенным. Прибыль должна рассматриваться как один из критериев успеха, а не как сама цель. Не следует забывать о том, что деньги – это не цель, а лишь средство достижения цели.

Основной целью организации должно быть эффективное и быстрое развитие. Эта задача может решаться за счет освоения и расширения рынка, внедрения новых технологий работы или выпуска новой продукции, решения наиболее актуальных социальных задач и т.п.  

Энергетический потенциал организации определяется не только потенциалом материальных ресурсов, но и возможностями коллектива, зависящими от интеллектуальной и профессиональной подготовленности его членов, а также от общего психологического и эмоционального настроя.

Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. Две формы развития – эволюционное (постепенные количественные и качественные изменения, изменение сознания сочетается с изменением материи) и революционное (скачкообразный неосознанный переход от одного состояния материи к другому, либо скачкообразным изменением сознания без соответствующего изменения базиса). Выделяют также прогрессивное и регрессивное развитие.

Развитие организаций обусловлено следующими факторами:

-  изменение внешней  среды (экономика, политика, этика, культура  и др.)

-  изменение внутренней  среды (перемещения работников, переход  на новые

технологии и др.)

-  потребности и интересы  человека и общества (потребность в самовыражении человека, потребность в прибавочном продукте общества и др.)

-  старение и износ  материальных элементов (оборудования, человека, технологии)

-  изменение экологии

-  технический прогресс

-  глобальное состояние  мировой цивилизации

Закон развития опирается на принципы:

инерции – изменение потенциала (суммы ресурсов) системы начинается спустя некоторое время после начала воздействий изменений во внешней или внутренней среде и продолжается некоторое время после их окончания;

эластичности – скорость изменения потенциала зависит от самого потенциала. На практике эластичность системы оценивают в сравнении с другими системами исходя из статистических данных или классификаций. В чем состоит значение эластичности. Например,  для организации обладающей высокой эластичностью: при резком долговременном уменьшении спроса на продукцию работники в короткие

сроки освоили и стали выпускать новую продукцию, пользующуюся большим спросом;

 непрерывности  - процесс изменения потенциала системы идет непрерывно, меняются лишь скорость и знак изменения;

Стабилизации -  система стремится к стабилизации диапазона изменения

потенциала системы. Этот принцип основан на известной потребности человека и общества к стабильности;

Успешное развитие и рост организации могут привести к синдрому большого

бизнеса, который характеризуют следующие признаки:

-  крайне централизованный  и разбухший аппарат управления;

-  всеохватывающая система  специальных форм и процедур  для принятия

повседневных решений;

-  рост числа всякого  рода совещаний для выработки  таких решений;

-  передача решений  и ответственности из одного  отдела в другой.

Снять синдром большого бизнеса позволяют методы регрессивного развития путем движения назад к более простым структурам

               

 

 

 

 

1.3. Законы организации второго уровня.

Закон информированности-упорядоченности.

В современном обществе уровень развития государств определяется не только экономическими и природными ресурсами, но и состоянием информационного обеспечения или состоянием информационной среды, в которой живет государство.

Информационная среда включает в себя совокупность всех естественных знаний, которыми владеют люди, живущие в этой стране. Часть этих знаний воплощена в материальных ценностях и орудиях производства. Нормы общей и политической культуры, морали, состояние взаимосвязей, определяющих информационный обмен между людьми, общественными группами и организациями.

 

Все коммуникации в организации основаны на получении, обработке, передаче и хранении данных. Данные – это сообщения, результаты мыслительной деятельности, сведения любого происхождения, вида и назначения. Управленческая информация – это данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решение. Информация здесь рассматривается как часть данных.

Обычно информацию разделяют на 2 больших класса: объективную (овеществленную в товаре ( например о работнике – диплом об образовании, трудовая книжка) и субъективную (отраженную, организованную людьми).

Категория «информация» имеет смысл лишь тогда, когда есть источник

(информатор) и ее получатель (информант).

Информация обладает такими характеристиками как объем, достоверность,

ценность, насыщенность и открытость.

Информатизация управления вносит коррективы в существующие формы

управленческого труда и расширяет их состав. Она способствует усилению

позитивного действия законов и принципов управления, в первую очередь

законов, свойственных управлению в целом. К таким законам относятся: закон единства систем управления, закон  соотносительности  управляющей и управляемой систем, закон пропорциональности производства и управления, закон экономии времени, закон экономии интеллектуальной энергии, закон перехода от административных к организационным методам управления. Информационная среда, ввиду ее важности, является объектом управления, наряду с персоналом, финансами и т п.

Информационная  среда управления подчиняется закону информированности-упорядоченности.

     Закон: любая социальная организация способна к выживанию только в том случае, если она обеспечена полной достоверной и упорядоченной (структурированной) информацией.

Следствие: информированность работника после достижения ею критического уровня переходит в его компетентность. Поэтому, руководитель должен создать работникам условия для получения

информации. Самым важным приложением закона информированности-упорядоченности является рекламная деятельность. Реклама – это информация о потребительских свойствах товаров и услуг с целью их реализации и создания спроса на них.

Информация о работе Понятие зависимости, закономерности и закона в теории организации