Понятие закон

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:54, реферат

Краткое описание

Закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в установленном законом порядке уполномоченным на то органом государственной власти или решением народа на референдуме и регулирующий важные общественные отношения.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 33.47 Кб (Скачать)

 

Закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в установленном законом порядке уполномоченным на то органом государственной власти или решением народа на референдуме и регулирующий важные общественные отношения.

Характерными  чертами закона являются следующие:

1) принятие уполномоченным органом или путем народного голосования (на референдуме);

2) регулирование значимых общественных отношений в жизни общества, государства и граждан (в частности, порядок образования и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, права, свободы, обязанности человека и гражданина, вопросы обороны, налогообложения и иные);

3) принятие при строгом соблюдении специальной процедуры – законодательного процесса, который указан в Конституции РФ;

4) обладание высшей юридической силой, так как законы занимают второе место после Конституции РФ в пирамиде нормативно-правовых актов;

5) стабильность – порядок принятия закона, а также внесения в него изменений и отмены предусмотрен особым порядком;

6) общеобязательность – нормы закона должны исполняться всеми субъектами правоотношений.

Верховенство  закона закреплено в Конституции  РФ, предусматривающей, что:

1) закон не может противоречить Конституции РФ, а все остальные нормативные акты, издаваемые в стране, не должны противоречить закону, иначе они будут признаны недействительными;

2) закону подчинены в своей деятельности органы государственной власти – в случае несоответствия какого-либо акта государственного или иного органа закону суд обязан принять решение в соответствии с законом;

3) обязательное соблюдение законов распространяется как на граждан и их объединения, так и на органы государственной власти, органы местного самоуправления, на всех должностных лиц;

4) в пределах собственного правового регулирования субъекта Федерации закон занимает такое же положение в системе источников права, как и федеральный закон в федеральной правовой системе.

Основными видами законов в зависимости  от уровня органа, его принявшего, являются:

1) Федеральные законы:

а) федеральные конституционные законы;

б) федеральные законы.

Для регулирования  вопросов, указанных в Конституции, принимаются именно федеральные  конституционные законы. К таким  вопросам относятся военное положение, чрезвычайное положение, изменение  статуса субъекта Федерации, о референдуме, о судебной системе и др.;

2) законы субъектов Федерации – они принимаются по вопросам исключительного ведения субъектов РФ и вопросам совместного ведения субъектов РФ законодательными органами субъектов Федерации. Порядок и процедура их принятия конкретизированы в конституциях и уставахсоответствующего субъекта.

Закон имеет  определенную структуру, реквизиты:

1) наименование органа, его принявшего, и самого закона;2) номер;3) дата издания и вступление в законную силу; 4) преамбула;5) содержание;6) указание на те законы, которые он отменяет;7) порядок опубликования и вступления в силу;8) лицо, подписавшее его.Довольно типичными, отражающими сложившиеся представления о законе на современном этапе можно считать следующие его дефиниции. Закон - это принятый в особом порядке первичный правовой акт по основным вопросам жизни государства, непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой. Или: закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны1 . Или: "в юридическом смысле закон - это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений"2 .

Можно привести еще  целый ряд аналогичных определений  или сформулировать свою собственную, авторскую дефиницию закона. Однако дело не в этом. Главное состоит  в том, чтобы понять основной смысл  и содержание того, что называется законом, выделить и рассмотреть  хотя бы его основные специфические  черты.

В системе различных  нормативно-правовых актов законы выделяются следующими своими чертами и особенностями.

Во-первых, закон - это  нормативно-правовой акт, принимаемый  только высшим представительным органом - парламентом (Федеральным Собранием - в России, конгрессом - в США, парламентом - в Италии, Франции, Японии и др.), представляющим в формально-юридическом  смысле весь народ, или же непосредственно  самим народом - путем референдума.

Во-вторых, закон  обладает высшей юридической силой  среди всех остальных источников права, верховенством и является главенствующей формой права.

В-третьих, закон  как источник права, исходящий от высшего представительного органа, выражающего (по крайней мере теоретически) волю и интересы всего общества или  народа, тоже должен отражать волю и  интересы всего общества или народа. Для отечественной и зарубежной правовой теории довольно традиционным стало рассмотрение закона в качестве выразителя общей воли.

В-четвертых, закон, в отличие от других нормативно-правовых актов, издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью упорядочиваются  и регулируются наиболее важные общественные отношения.

В-пятых, закон принимается, изменяется и дополняется в особом законодательном порядке. Законодательная  процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми  актами - положениями или регламентами высших органов государственной  власти и является объективно необходимой.

Романо-германская система права существует во Франции, Германии, Австрии, Бельгии, Голландии, Дании, Испании, Исландии, Италии, Португалии, Норвегии, Люксембурге, Монако, Швеции, Швейцарии, Финляндии. Все восточно-европейские (бывшие социалистические) страны вновь возвращаются к этой системе. Ее с полным основанием можно называть ныне системой (или семьей) континентального права: она охватывает все страны европейского континента за исключением Англии и Ирландии. Данная семья права последовательно распространяет свое влияние на испаноязычные государства Америки (Латинскую Америку). Более того, о романо-германской правовой системе можно говорить даже по отношению к штату Луизиана (бывшая французская территория, присоединенная в 1803 году к США), а также к канадской провинции Квебек, заселенной преимущественно французами (в которой в 1992 и 1995 гг. проводились референдумы по вопросу о независимости от Канады).

Что касается большинства стран  Черной Африки (бывших колоний Бельгии, Германии, Италии, Испании, Португалии и Франции), то и их коснулось влияние  этой правовой семьи. Любопытно отметить, что даже входящие в Британское Содружество  наций остров Маврикий и Сейшельские  острова до сих пор находятся  под доминирующим воздействием данной системы. Влияние романо-германской правовой семьи заметно и в азиатских государствах, например в Турции, бывших советских азиатских республиках, в Ираке, Иордании, Сирии, Индонезии. Хотя в них действует также и мусульманское право. Поэтому правовые системы этих азиатских стран можно отнести к смешанным в отличие от правовых систем "чисто" мусульманских стран,таких как, например, Афганистан, Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты).

Англосаксонская система также распространила свое влияние далеко за пределы Великобритании, в частности, на Соединенные Штаты Америки, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Нигерию, Южно-Африканскую Республику (правда, эти страны и Намибия испытывают определенное воздействие романо-германской правовой системы, что позволяет квалифицировать их как страны со смешанным правом, точно так же, как Израиль, Филиппины и Шри-Ланка в Азии).

Многие древние правовые системы, такие как египетская, вавилонская  и греческая, совершенно исчезли  из обращения. Другие, например индуистская, японская, китайская, и такие транснациональные  системы, как каноническая и иудаистская, во шли в некоторой мере в современные  правовые системы.

Романо-германская правовая система восходит к римскому праву, которое вследствие захватнической политики Римской империи, а также торговой деятельности римских граждан было распространено за пределы этого государства. С падением как Западной, так и Восточной Римской империи римское право утратило свою прежнюю универсальность. Где бы оно ни применялось, везде получало некую примесь из местных обычаев и вследствие этого различалось по содержанию (а вернее - трактовке) в различных частях Европы.

Значительный импульс для своего современного развития романо-германская система получила после Великой  французской революции, с появлением основных французских кодексов XIX в.

Англосаксонская система является продуктом развития права в англоязычных странах. Она основывается на результатах правового развития в Англии и США. Поэтому данную систему называют еще системой англо-американского права.

В качестве международной (транснациональной) системы действует система мусульманского права. Она основана на Коране (священной книге мусульман), Сунне (сборнике Хадисов, т.е. преданий о деятельности и высказываниях пророка Мухаммада [по конкретным случаям]) и обычаях - Адатах. Хадисы и Адаты интерпретируются и трактуются в толках (мнениях - Иджмах) наиболее авторитетных ученых-правоведов - факифов.

Основное различие между системами  права состоит в используемых ими источниках права. Например,романо-германская система исходит из наивысшего авторитета закона. Все остальные нормативные акты должны исходить из него и соответствовать ему. Высшим видом закона почитается Основной закон страны, или ее Конституция. Законы, регулирующие общественные отношения, охватываемые определенной отраслью права, могут объединяться законодательными органами в единый свод, который базируется на общих принципах. Противоречия между отдельными нормами, входящими в него, устраняются. Такой свод законов называется кодексом. Система романо-германского права ориентирована на кодексы, в которых получают закрепление основные права как физических, так и юридических лиц. Когда перед судом предстают тяжущиеся или суду предстоит расследовать уголовное дело, то, наряду с установлением истины по конкретному делу, юристы находят применимую к данному случаю норму права. Это относится к положениям как материального, так и процессуального права. Юристы судебно-следственных и административно-хозяйственных органов должны обращать внимание на публикации ученых с целью лучшего толкования положений кодексов (особенно в Германии).

В романо-германской системе придается  немалое значение так называемым "вторичным правовым нормам". Наряду с этим не игнорируются и казусы (решенные судами дела как образцы  правоприменительной практики), но для судей они не имеют значения прецедента.

Система англосаксонского права, наоборот, придает исключительно важное значение судебному прецеденту в качестве источника права: суды решают дела, руководствуясь не законами (статутами, биллями и т. п.), а предшествующим решением высшем суда страны (или штата) по аналогичному делу. Доктрина "stare decisis" (оставьте приговор, решение суда как действующий пример) является сущностью англосаксонской системы права. Эта доктрина подчеркивает, что суды при вынесении решения (приговора) должны руководствоваться принципами, вытекающими из предшествующего решения (приговора) верховного суда данной юрисдикции по аналогичному делу, поскольку эти принципы являются логически существенными и приемлемыми для обстоятельств, характерных для рассматриваемых ныне казусов.

В разных странах англоязычного  мира эта практика имеет свои особенности. Например, в Англии до второй половины 60-х гг. ХХ в. высшие суды разной юрисдикции не могли изменить установленный  ими ранее прецедент, а в США  даже верховные суды штатов свободно занимаются изменением не соответствующих  социально-экономическим отношениям прецедентов со второй половины XIX в.

Не следует считать, что в  англосаксонской системе основная нагрузка падает на прецедент. С конца XIX - начала ХХ в. немалую роль вновь  стали играть статуты (законы). А  в США в ХХ в. по штатам произвели  компиляции статутов по различным отраслям права. Эти компиляции получили название кодексов. Кроме того, были созданы  общефедеральные кодексы по тем  отраслям, которые традиционно должны иметь единообразное правовое регулирование  на территории всей страны. Прежде всего  это коснулось уголовного законодательства и законов, связанных с ведением предпринимательской деятельности.

Значительную роль во вторичных  источниках права в англосаксонской  системе играет интерпретация статутов. В большинстве англоязычных стран  подобными полномочиями обладают только суды (в противовес возможностям различного вида толкований в романо-германской системе). Причем существует разница  в интерпретации статутов даже в  США и Англии: американские суды пытаются интерпретировать статуты, как  бы уясняя намерения законодателя, для английских же судов подобные намерения не имеют значения.

В некоторых государствах как с  англосаксонской, так и с романо-германской системами суды имеют право на провозглашение отдельных законов  противоречащих конституции страны, а потому утратившие свою законную силу. Например, это характерно для  таких стран, как США, Германия, Австрия. Причем в США не только Верховный  суд страны и верховные суды штатов могут объявить тот или иной соответственно федеральный либо штатный статут противоречащим конституции Америки  или штата. Подобные же полномочия есть и у нижестоящих федеральных  судов.

Информация о работе Понятие закон