Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:54, реферат
Закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в установленном законом порядке уполномоченным на то органом государственной власти или решением народа на референдуме и регулирующий важные общественные отношения.
В Англии нет писаной конституции. Поэтому распространилось поверхностное суждение, будто английские суды не имеют правомочий, аналогичных американским. Но форма правления в Англии и принципы функционирования ее правительства определены не менее жестко и стабильно, чем в Конституции США, на основе той совокупности древних обычаев и статутов (вроде "Билля о правах", "Акта о престолонаследии", трехгодичного и семигодичного актов, "Билля о парламенте" и т. п.), которые составляют "неписаную конституцию" английского государства. Хотя английские суды не могут указывать на неконституционность того или иного статута по той причине, что официально писаной конституции не существует, но, по утверждению юристов, принадлежащих к этой системе, подобный контроль английских судов над статутами не менее эффективен, чем американский .
В странах с романо-германской системой
права (помимо Германии и Австрии) определять
конституционность или
Следует сделать акцент и на различии в органах, применяющих право в государствах с одной и другой системами. В странах с романо-германской правовой системой суды разделяются по инстанциям либо по отраслям материального права; дела, связанные с правонарушениями, являются основным предметом деятельности конкретного суда (например, административных судов в Финляндии и Франции). В странах с англосаксонской системой права издавна установилось подразделение на суды "общего права" и "суды справедливости", что не исключает, правда, разделения судов по инстанциям. "Суды справедливости", такие, например, как Суд лорда-канцлера, "3вездная Палата" и т. п., намного моложе, чем суды "общего права" (например, Суд Королевской скамьи или Суд палаты "шахматной доски"). Деятельность "судов справедливости" была, с одной стороны, связана с укреплением королевской власти, а с другой - с усложнением и развитием новых социально-экономических отношений в Англии, а затем и в Америке, Новой Зеландии, Австралии и т. д. Так, "суды справедливости" активно вторгались в правотворчество (устанавливая так называемые вторичные правовые нормы) там и тогда, где и когда общее право не предусматривало подходящего возмещения за причинение материального ущерба индивидууму (частному лицу). Суд лорда-канцлера стал принимать к рассмотрению дела по искам, связанным с правом управления чужим имуществом по доверенности, в то время как суды "общего права" традиционно отказывали в этом.
В настоящее время в США, в федеральной системе, упразднено подобное деление судов. Отказались от этого и в судебных инстанциях штата Нью-Йорк. Там все дела рассматриваются одними и теми же судами, хотя принципы отправления правосудия согласно раздельной юрисдикции судов "общего права" и "судов справедливости" по-прежнему реализуются по-разному. Некоторые штаты, например Нью-Джерси, сохранили свою приверженность к раздельному существованию "судов справедливости" и "общем права". В других штатах, например в Пенсильвании, в одной и той же судебной инстанции раздельно действуют судьи, руководствующиеся нормами общего права и принципами справедливости.
Система исламского права носит ярко выраженную религиозную окраску. Прежде всего это бросается в глаза при анализе ее структуры. Ее основу составляют юридически значимые положения священной книги мусульман - Корана, а также Сунны (собрания имеющих правовое значение преданий - Хадисов - о поступках, высказываниях и даже молчании пророка Мухаммада), а также нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе "рациональных" источников, прежде всего единогласною мнения (Иджмы) наиболее авторитетных правоведов - муджтахидов и факифов, и умозаключения по аналогии (Кийас).
В Коране не содержится базовой правовой теории. Нормативные предписания Корана и Сунны, трактующиеся лишь однозначно, сравнительно немногочисленны. Наиболее подробно они регулируют брачно-семейные и наследственные отношения.
Большинство же положений Корана и Сунны не обладает жесткой нормативной направленностью, в них излагаются принципы, на которых должна строиться повседневная жизнь мусульман. Именно эти весьма абстрактно сформулированные принципы дают простор для их многообразного толкования.
Первые толкования появились в
VII в., после смерти пророка Мухаммада.
Они принадлежат перу сподвижников
пророка, которые толковали не только
его слова, но даже, в иных случаях,
и молчание. Подобного рода "расширительное"
толкование сподвижниками пророка
совместно со знаменитыми правоведами
зиждилось на консенсусе между ними
и служило основой для
После смерти сподвижников пророка роль толкователей и, по сути дела, создателей мусульманского права взяли на себя правоведы - основатели правовых школ-толков и их последователи. До Х в. включительно практиковалось произвольное толкование Корана и Сунны на основании свободного "усмотрения" судьи по вопросам, не урегулированными этими источниками, либо недостаточно урегулированными ими. Толкование могло быть либо индивидуальным, либо коллегиальным на основе консенсуса крупнейших правоведов. В дальнейшем же судьи были призваны при решении дел руководствоваться лишь заключениями (Фетвами) авторитетных знатоков мусульманского права (факифов) по конкретным казусам.
Таким образом, развитие мусульманского права приобрело казуальный характер, однако это был не единственный путь его эволюции. Параллельно шло становление теории мусульманского права, создававшейся на базе толкований этого права имамами (основателями толков - Мазхабов). Причинами разночтений этих толков являлись разные социально-экономические условия в регионах пестрого арабского мира.
Крупнейшие знатоки
С XI в. положение мазхабов резко возвысилось, поскольку правители стали требовать от судей, чтобы те, когда для разрешения дел не находилось оснований в Коране и Сунне, руководствовались толкованием имамов. Свободное же толкование мусульманского права лицами, его применявшими, более не допускалось. Наступил так называемый период талклида - подражания, когда расширилось действие аналогии мусульманского права.
Законодательная власть в мусульманских
странах принадлежала не главе государства,
а авторитетным представителям крупнейших
правовых толков, поскольку большинство
норм мусульманского права создано
и создается ими и является
итогом их доктринальной разработки.
В результате к настоящему времени
"мусульманское право
2. Правовая доктрина - это система
идей о праве, выражающих
определённые социальные интересы и определяющих
содержание и
функционирование правовой системы и
непосредственно воздействующих на
волю и сознание субъектов права, признаваемых
в качестве обязательных
официально государством путём ссылки
па труды авторитетных знатоков права
в нормативно-правовых актах или юридической
практикой в силу их
авторитета и общепринятости.
3. Правовая доктрина выступает
объективированным источником
всех правовых системах мира в силу следующих
причин. Во-первых,
формальная определённость правовой доктрины
достигается с помощью
письменной формы выражения произведений
юристов и известности неписаной
доктрины среди профессиональных юристов
и субъектов права. Во-вторых,
общеобязательность правовой доктрины
вытекает из авторитетности, уважения
к учёным-юристам в обществе, а также общепринятости
и общепризнанности
работ правоведов в юридическом корпусе
и обществе. В-третьих, реализация
правовой доктрины обеспечивается государственным
санкционированием в
нормативно-правовых актах или судебной
практике.
4. Правовая доктрина выступает
первичным источником права и
преобладает по юридической
признания как общепринятой
и авторитетной при создании и
реализации права, а также формально-юридического
закрепления как источника
8. Свойствами правовой
доктрины как источника права
являются
достоверность, обоснованность,
общепринятость, гибкость, доступность
для
субъектов права и правоприменителей,
авторитетность, добровольность
действия, индивидуальность,
прогностические и регулятивные качества.
Правовая доктрина обладает
рядом недостатков - абстрактность и
обобщённость языка, опасность
отражения правовой доктриной
узкосоциальных интересов и
корпоративных притязаний, рационализмом
и
возможными ошибками в осмыслении
права.
10, Правовая доктрина впервые
как официальный источник права
оформилась в Древнем Риме в
силу необходимости устранения противоречий,
неопределённости правовых
норм, пробелов в позитивном праве, познании,
обработки и издании обычаев
и законов Рима, а также обеспечении защиты
порядка в общественной жизни
путём соблюдения в правоприменительном
процессе соответствующих формальных
и ритуальных правил, неизвестных
субъектам права.
13. Правовая доктрина в
России фактически сложилась
в XVI веке в практике деятельности
русских судов, приказов при
применении русского права,
14- Действие правовой доктрины
в юридической практике
возникновение пробелов, противоречий, неопределённости в позитивном праве;
общепринятостью доктринальных взглядов в корпорации юристов и обществе;
авторитетностью и духовно-культурными основаниями правовой доктрины.