Основные направления совершенствования организационных структур местных администраций

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:30, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из вышесказанного, целью курсовой работы является изучить основные типы организационных структур и определить, какие из них применяются для администраций муниципальных образований.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи курсовой работы:
рассмотреть понятие «организационная структура», существующие виды и принципы проектирования организационных структур;
изучить место администрации в системе муниципального управления, факторы, оказывающее непосредственное влияние на организационную структуру местной администрации;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩЕСТВУЮЩИХ ВИДОВ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР 5
Основные понятия и требования, предъявляемые к организационным
структурам 5
Типология организационных структур 8
Проектирование организационных структур 16
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ МЕСТНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ 22
Положение администрации в системе органов местного самоуправления 22
Факторы, определяющие организационную структуру местной
администрации 26
АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР МЕСТНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ. НЕДОСТАТКИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 34
Сравнительный анализ организационной структуры администраций города Костромы и города Ярославля 34
Недостатки существующих организационных структур местных
администраций 42
Основные направления совершенствования организационных структур
местных администраций 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 50

Файлы: 1 файл

Курсовая - Организационные структуры местных администраций (2).docx

— 106.39 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ             3

1 ХАРАКТЕРИСТИКА  СУЩЕСТВУЮЩИХ ВИДОВ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ  СТРУКТУР            5

    1. Основные понятия и требования, предъявляемые к организационным

    структурам             5

    1. Типология организационных структур       8
    2. Проектирование организационных структур      16
  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ МЕСТНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ  22
    1. Положение администрации в системе органов местного самоуправления   22
    2. Факторы, определяющие организационную структуру местной

    администрации           26

  1. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР МЕСТНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ. НЕДОСТАТКИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ         34
    1. Сравнительный анализ организационной структуры администраций города Костромы и города Ярославля         34
    2. Недостатки существующих организационных структур местных

    администраций           42

    1. Основные направления совершенствования организационных структур

    местных администраций          44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ            47

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ       50

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

     ВВЕДЕНИЕ 

     «Система  государственного и муниципального управления» - название учебной дисциплины, и именно понятие «управление» здесь является ключевым. В широком смысле «управление – это воздействие субъекта управления на объект, изменяющее положение, поведение или свойства объекта» [40, с.12]. Управление – это универсальный и необходимый элемент нашего мира, без которого невозможна деятельность коллектива людей, функционирование общества.

     Формирование, функционирование организационных  структур управления – неотъемлемая часть эффективного менеджмента. Именно построение правильной организационной структуры управления во многом определяет качество работы организации. В этом заключается актуальность выбранной темы.

     Исходя  из вышесказанного, целью курсовой работы является изучить основные типы организационных структур и определить, какие из них применяются для администраций муниципальных образований.

     Исходя  из поставленной цели, были определены следующие задачи курсовой работы:

  1. рассмотреть понятие «организационная структура», существующие виды и принципы проектирования организационных структур;
  2. изучить место администрации в системе муниципального управления, факторы, оказывающее непосредственное влияние на организационную структуру местной администрации;
  3. сравнить существующие организационные структуры Администрации города Костромы и мэрии города Ярославля, выявить недостатки и основные направления реорганизации организационных структур местных администраций.

     Объектом  исследования является организационная  структура управления. Предмет исследования – организационные структуры  местных администраций.

     В процессе написания курсовой работы были использованы следующие методы научного познания: системный подход, сравнительный анализ, дедукция и др.

     В курсовой работе использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации и муниципальных образований, научная литература отечественных авторов и электронные ресурсы.

 

     1 ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩЕСТВУЮЩИХ ВИДОВ  ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР 

     1.1Основные  понятия и требования, предъявляемые  к организационным структурам 

    Структура управления организацией или организационная структура управления - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней и категорий. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.

    Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Под организационной структурой понимается состав и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц (отдельных должностей), звеньев (управленческих подразделений) и ступеней (уровней), наделенных определенными правами и ответственностью для выполнения соответствующих целевых функций управления [32, с.270].

    Организационная структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

      При умелом сочетании указанных  трех факторов в организации  может быть создана такая рациональная структура, при которой существует реальная и благоприятная возможность достижения высокого уровня эффективности её деятельности.

    Организационная структура конкретной организации – это комбинация различных типов департаментизации1. Простота и ясность функционирования должны обеспечить ее понимание средой, минимизировать затраты и ориентировать членов организации на результаты деятельности, а не на затрачиваемые усилия. Оптимальная организационная структура создает благоприятные условия для процесса принятия управленческих решений, ее стабильность делает организацию устойчивой и в то же время позволяет успешно реагировать на изменения внутренней и внешней среды.

    Как отмечают исследователи, обусловленная теми или иными управленческими решениями организационная структура является одной из динамичных ситуационных переменных2 - изменения в составе высших менеджеров, перемены во властных структурах и совершенствование законодательства сопровождаются, как правило, трансформацией структуры организации [9, с.252].

    Звено управления представляет собой обособленную ячейку со строго ориентированными функциями управления, а ступень (уровень) управления — совокупность звеньев управления, расположенных на определенном иерархическом уровне [32,с.270]. К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо их часть. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений.

    В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между

    отделами  связи носят горизонтальный характер.

    Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную степень в системах управления организацией. Ступени управления находится в вертикальной зависимости и подчиняется друг другу по иерархии.

    Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые  принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Вертикальные связи соединяют иерархические уровни в организации и ее частях. Они формализуются в процессе проектирования организации, действуют постоянно и изображаются на всех возможных схемах, отражая распределение полномочий или указывая на то, «кто есть кто» в организационной иерархии. Данные связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации, создавая тем самым стабильность в организации. Обычно рост организации сопровождается ростом вертикальных связей, так что по количеству этих связей можно судить о размере организации.

    Горизонтальные  связи – это связи между двумя или более равными по положению в иерархии или статусу частями или членами организации. Их главное предназначение – способствовать наиболее эффективному взаимодействию частей организации при решении возникающих между ними проблем. Они помогают укреплять вертикальные связи и делают организацию в целом более устойчивой при различных внешних и внутренних изменениях. Ученые выделяют у горизонтальных связей ряд важных преимуществ [2, с. 96]. Они экономят время и повышают качество взаимодействия. Горизонтальные связи развивают у руководителей самостоятельность, инициативность и мотивированность, ослабляют боязнь риска. В случае, когда горизонтальные связи устанавливаются на неформальной основе вышестоящим руководителем, они обычно имеют привязку ко времени, к событию или к людям.

    Еще одной парой связей, устанавливаемых  в организации, являются линейные и  функциональные связи. Линейные – это отношения, в которых начальник реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчиненными, т.е. связи идут в организационной иерархии сверху вниз и выступают, как правило, в форме приказа, распоряжения, команды, указания. Природа функциональных связей - совещательная, и реализуется посредством этих связей информационное обеспечение координации.

    При двухуровневой структуре создаются  верхние звенья управления (руководство  организацией в целом) и низовые  звенья (менеджеры, непосредственно  руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в  организационной структуре управления формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.

    Увеличение  количества элементов и уровней  в организационной структуре управления неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений. Следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации. 

     1.2Типология  организационных структур 

    Любая организация имеет свою структуру. Среди всех типов организационных структур управления ученые выделяют две группы: бюрократические (иерархические) и органические (адаптивные) структуры управления [4, 12].

    К иерархическому типу организационных структур относят линейную, функциональную, линейно-функциональную, линейно-штабную и дивизиональную структуры управления организациями.

    Линейная  структура управления образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы (рисунок 1). Разделение системы управления на составляющие части осуществляется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, широты номенклатуры продукции и т.д.

Рисунок 1 – Линейная организационная структура  управления 

     К преимуществам подобной организационной структуры некоторые авторы [15, с.21] относят:

  1. личную ответственность руководителя за конечные результаты деятельности его подразделения;
  2. быструю реакцию на прямые приказания;
  3. единство распорядительства и ответственности;
  4. установление системы взаимных связей между руководителем и подчиненным.

    Однако  можно выделить и следующие недостатки:

  1. невозможность использования в крупных масштабах управления организациями, т.к. это приведет к резкому увеличению количества ступеней управления и перегрузке менеджеров верхнего уровня;
  2. повышенная зависимость выполняемой работы от личных и деловых качеств руководителей высшего звена;
  3. высокие требования к руководителю, который должен иметь разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности;
  4. отсутствие звеньев по подготовке управленческих решений;
  5. несогласованность в решении вопросов между подразделениями.

Информация о работе Основные направления совершенствования организационных структур местных администраций