Основные направления совершенствования организационных структур местных администраций

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:30, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из вышесказанного, целью курсовой работы является изучить основные типы организационных структур и определить, какие из них применяются для администраций муниципальных образований.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи курсовой работы:
рассмотреть понятие «организационная структура», существующие виды и принципы проектирования организационных структур;
изучить место администрации в системе муниципального управления, факторы, оказывающее непосредственное влияние на организационную структуру местной администрации;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩЕСТВУЮЩИХ ВИДОВ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР 5
Основные понятия и требования, предъявляемые к организационным
структурам 5
Типология организационных структур 8
Проектирование организационных структур 16
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ МЕСТНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ 22
Положение администрации в системе органов местного самоуправления 22
Факторы, определяющие организационную структуру местной
администрации 26
АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР МЕСТНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ. НЕДОСТАТКИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 34
Сравнительный анализ организационной структуры администраций города Костромы и города Ярославля 34
Недостатки существующих организационных структур местных
администраций 42
Основные направления совершенствования организационных структур
местных администраций 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 50

Файлы: 1 файл

Курсовая - Организационные структуры местных администраций (2).docx

— 106.39 Кб (Скачать)

     Некоторые ученые отмечают, что основные недостатки существующих линейно-функциональных структур муниципального управления связаны не только с их организационным построением, но и с самой сложившейся идеологией муниципального управления [32, с.380]. Эти недостатки сводятся к следующему.

     1. Укоренившейся подход к муниципальному образованию и, соответственно, к управлению им как к производственной или социально-производственной системе. Основной упор при этом делается на улучшение показателей работы самих структурных подразделений администрации (жилищно-коммунального, транспортного, здравоохранения и т. д.), а не на степень и качество удовлетворения потребностей населения в той или иной муниципальной услуге. Иными словами, критерием эффективности службы являются ее собственные показатели, а не конечный результат деятельности.

     2. Нацеленность на решение текущих  задач, связанных с жизнеобеспечением  муниципального образования, и отсутствие стратегического подхода к управлению. Многообразие текущих частных задач и целей муниципального управления неизбежно порождает противоречия между ними, обусловленные прежде всего ограниченностью материальных и финансовых ресурсов. Каждое структурное подразделение нацелено на решение своей задачи и добивается получения максимума ресурсов для этого. В данном случае вся система управления часто работает неэффективно.

     3. Нечеткость системы функциональных  связей между отдельными структурными подразделениями, дублирование функций, неравномерная загруженность работников, отсутствие четких организационных процедур, с помощью которых подразделения взаимодействуют между собой. В результате основной объем работы ложится на плечи Главы Администрации, которому приходится решать множество координационных вопросов.

     4. Смешение управленческих функций  и непосредственной хозяйственной  деятельности. Многие структурные подразделения администраций, являясь юридическими лицами, оказывают различные платные услуги и зарабатывают средства на свое существование, т. е. по сути, занимаются коммерческой деятельностью. Этот бизнес является безрисковым, поскольку ведется на базе муниципальной собственности, за эффективным использованием которой должного надзора нет. По этой причине некоторые структурные подразделения администрации из органов муниципального управления стали превращаться по типу деятельности в финансово-промышленные группы. 

     
    1. Основные  направления реорганизации организационных структур местных администраций
 

     В силу изложенного реорганизация  структур муниципального управления представляет собой сложнейшую комплексную задачу.

     Как и любая другая организация, местная  администрация является социальной системой. Социальная организация (в отличие от профессиональной) не ориентирована на развитие, ее главные критерии — стабильность и неизменность. Всякие попытки изменить состояние социальной организации воспринимаются ей как угрозы существованию и по возможности отторгаются. Инновации вызывают в социальных системах определенное смещение равновесия и не всегда предвидимые последствия. Поэтому требуются специальные методы активизации инновационных процессов [5, с.13].

     Кроме противоречий между традиционной и  инновационной деятельностью, на практике еще более важны противоречия внутри самой инновационной деятельности — между радикальными и совершенствующими ее видами. Радикально реорганизовать любую структуру изнутри невозможно, поскольку для этого необходимо, образно говоря, подняться над проблемой и посмотреть на нее «сверху».

     Если  говорить о собственно организационных  структурах местных администраций, то основные направления их реорганизации могут быть следующими [1, с. 371].

     1. Вывод за рамки администрации структур, занимающихся хозяйственной деятельностью и имеющих в силу этого статус юридического лица, придание им формы муниципальных учреждений. Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» предусматривает, что органы местного самоуправления, наделяемые статусом юридического лица, являются муниципальными учреждениями, предназначенными для выполнения управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц [38].

     2. Создание в структуре администрации  крупных организационно-административных блоков, руководители которых несут полную ответственность за реализацию муниципальной политики в соответствующих сферах, за достижение ее конечных целей. Такими блоками могут быть блок экономики и финансов, блок управления муниципальной недвижимостью, блок городского хозяйства, блок социальной политики, блок общественной безопасности и в т. п. Создание крупных блоков позволяет существенно снизить нагрузку на Главу Администрации по решению текущих вопросов, позволяет ему посвящать основную часть своего времени и сил задачам стратегического управления.

     3. Создание наряду с классическими  линейно-функциональными организационными структурами структур программно-целевого или программно-функционального типа.

     Необходимость сочетания различных типов организационных  структур и методов достижения целей предопределяет сложность задачи разработки и внедрения эффективной системы муниципального управления, реорганизации организационной структуры администрации. Требуется разработать модель и организационный проект реорганизации, пакет нормативных предписаний для отдельных структур и сфер их деятельности. Необходимо также (и это самое главное) убедить работников администрации в необходимости и целесообразности реорганизации, некоторых специалистов — переучить. При этом реорганизация структур муниципального управления должна разворачиваться одновременно по нескольким параллельным линиям:

    1. разработка модели и организационного проекта реорганизации;
    2. разработка нормативно-правовой базы деятельности органа местного самоуправления;
    3. разработка пакета нормативных предписаний для различных областей муниципального деятельности;
    4. разработка положений об основных организационно-административных блоках;
    5. описание организационных процедур и функциональных связей всего пространства взаимодействия различных структур управления, основных рабочих мест и подготовка должностных инструкций;
    6. переподготовка и повышение квалификации работников администрации;
    7. подготовка резерва кадров для муниципального управления.

     Итак, мы выяснили, что большинство муниципальных образований при формировании организационных структур администраций придерживается схемы линейно-функционального построения аппарата управления. Этот тип управленческих структур имеет множество достоинств, которые определяют его универсальность. Данный тип управленческих структур может применяться для самых разнообразных организаций. Однако не стоит забывать о ряде недостатков,  таких как нацеленность на решение текущих задач, нечеткость системы функциональных связей, смешение управленческих функций и другие. Преодолеть многие из них поможет создание программно-целевых управленческих структур.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     По  результатам курсовой работы можно сделать следующие выводы.

  1. Эффективность управления напрямую зависит от организационной структуры организации. Под организационной структурой понимается состав и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц, звеньев и ступеней, наделенных определенными правами и ответственностью для выполнения соответствующих целевых функций управления. Организационная структура организации является одной из динамичных ситуационных переменных.
  2. Среди всех типов организационных структур управления ученые выделяют две группы: бюрократические (иерархические) и органические (адаптивные) структуры управления. Рассмотрев и проанализировав виды организационных структур, можно подытожить, что линейные структуры и их модификации эффективны лишь в весьма ограниченном количестве случаев функционирования организации, в частности при наличии простых целей и неизменной внешней среды.

     Функциональная  структура хотя и позволяет осуществлять руководство организационными процессами с включением наибольшего числа компетентных специалистов-руководителей, профессионалов в узких областях знания и деятельности, но она практически не применяется в современных организациях из-за своей неэффективности в виду минимального синергизма.

     Линейно-функциональная структура в настоящее время  применяется в подавляющем большинстве организаций, но не лишена недостатков в виду сложности для руководителя.

     Матричные структуры, при всех недостатках  в виде сложной координации и  управления все более часто применяются  в современных организациях самых  различных типов благодаря адаптируемости к изменениям внешней среды.

  1. Проектирование организационных структур включает три этапа: формирование общей структурной схемы, разработка состава основных подразделений и связей между ними, регламентация организационной структуры.
  2. Обязательным органом местного самоуправления является местная администрация - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий. Администрация муниципального образования, как и любая организация, имеет свою структуру управления.
  3. Сравнив организационные структуры Администрации города Костромы и Мэрии города Ярославля, мы пришли к выводу о том, что обе они принадлежат к линейно-функциональному типу. Различия в структурах исполнительно-распорядительных органов заключаются в создании не только функциональных, но и территориальных структурных подразделений в Мэрии города Ярославля.
  4. Основные недостатки существующих линейно-функциональных структур муниципального управления связаны не только с их организационным построением, но и с самой сложившейся идеологией муниципального управления. К ним относят:
  5. укоренившейся подход к муниципальному образованию и, соответственно, к управлению им как к производственной или социально-производственной системе.
  6. нацеленность на решение текущих задач, связанных с жизнеобеспечением муниципального образования, и отсутствие стратегического подхода к управлению.
  7. нечеткость системы функциональных связей между отдельными структурными подразделениями, дублирование функций.
  8. смешение управленческих функций и непосредственной хозяйственной деятельности.
  9. Основные направления реорганизации организационных структур могут быть следующими:
  10. Вывод за рамки администрации структур, занимающихся хозяйственной деятельностью и имеющих в силу этого статус юридического лица, придание им формы муниципальных учреждений.
  11. Создание в структуре администрации крупных организационно-административных блоков, руководители которых несут полную ответственность за реализацию муниципальной политики в соответствующих сферах, за достижение ее конечных целей.
  12. Создание наряду с классическими линейно-функциональными организационными структурами структур программно-целевого или программно-функционального типа.

     Необходимость сочетания различных типов организационных  структур и методов достижения целей  предопределяет сложность задачи реорганизации организационной структуры администрации. Однако этот сложный и трудоемкий процесс необходим, в первую очередь, для организации эффективного управления муниципальным образованием, от которого зависит благосостояние каждого жителя.

 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     
  1. Акбердин Р.З., Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при формах хозяйствования: учебное пособие / Р.З. Акбердин, А.Я. Кибанов. - М.: ГАУ, 1993г. – 483с.
  2. Акимова Т.А. Теория организации. / Т.А.Акимова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 367 с.
  3. Алексеев О. Реорганизация структуры городского управления: методологические основания и возможные сценарии [электронный ресурс] // Городское управление: [web-сайт]. < http://emsu.ru/um/view.asp?c=54&p=1>
  4. Алиев В.Г. Теория организации: Учебник для вузов / В.Г. Алиев, В.П.Варфоломеев, Э.А. Варфоломеева; под ред. В.Г. Алиева. – М.: Экономика, 2006. – 431 с.
  5. Бабун Р. В. Организационные структуры администраций городов: проблемы оптимизации // Городское управление. – 2009. — № 5. – c.13-22
  6. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: учебное пособие / Р.В.Бабун. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. – 165 с.
  7. Бляхман Л.С. Экономика, организация управления и планирование научно-технического прогресса: Учебное пособие для экон. спец. вузов / Л.С.Бляхман – М.: Высшая школа, 1991г. – 228с.
  8. Васильев А.А. Муниципальное управление: конспект лекций / А.А. Васильев – Н.Новгород, 2000.– 160 с.
  9. Виханский О. С. Менеджмент. Учебник для вузов / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Гардарики, 2001. – 367с.
  10. Воронин А.Г., Основы управления муниципальным хозяйством / А.Г. Воронин, В.А. Лапин, А.Н. Широков. - М.: Московский общественный научный фонд, 1997. - 88 с.
  11. Иванов В.В. Муниципальное управление: справочное пособие / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. – М.: Инфра – М, 2009. – 736 с.
  12. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: учеб. пособие  для вузов / Н. И. Кабушкин. – М.: Новое знание, 2001. – 336 с.
  13. Королев С.В. Теория муниципального управления / С.В. Королев. – М.: 1999. – 145 с.
  14. Латфуллин Г. Р. Теория организации: учебник для вузов / Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко. — СПб.: Питер, 2004. — 395 с.
  15. Либкинд Е.В. Организационные структуры управления: конспект лекций / Е.В. Либкин, Н.Е. Рябикова, В.А. Чепурин. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. – 42с.
  16. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник для вузов / Б.З. Мильнер. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 797 с.
  17. Мухова Е.В. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / Е.В. Мухова. - Старый Оскол: ООО «ТНТ», 2007. – 304 с.
  18. Постановление  Администрации города Костромы от 11 августа 2009 г. № 1470 «Об утверждении положения об Отделе по взаимодействию со средствами массовой информации (Пресс-службе) Администрации города Костромы»
  19. Постановление Главы города Костромы  от 27 февраля 2008 г. № 308 «Об утверждении Положения о Комитете по здравоохранению и фармации Администрации города Костромы»
  20. Постановление Главы города Костромы от 13 декабря 2007 г. № 3068 «Об утверждении Положения об Управлении по делам культуры, международных связей и туризма Администрации города Костромы, Положений об отделах, структуры, структурной и штатной численности Управления по делам культуры, международных связей и туризма Администрации города Костромы»
  21. Постановление Главы города Костромы от 13 марта 2007 г. № 446 «Об утверждении Положения о Транспортном отделе (автохозяйстве) Администрации города Костромы»
  22. Постановление Главы города Костромы от 13.04.2009 № 634  
    «Об утверждении Положения об Отделе по организационной работе и документообороту Администрации города Костромы, структуры, структурной и штатной численности Отдела»
  23. Постановление Главы города Костромы от 13.04.2009 № 635  
    «Об утверждении Положения о Хозяйственном отделе Администрации города Костромы, структуры, структурной и штатной численности отдела»
  24. Постановление Главы города Костромы от 13.04.2009 № 636  
    «Об утверждении Положения об Архивном отделе Администрации города Костромы, структурной и штатной численности отдела»
  25. Постановление Главы города Костромы от 13.04.2009 № 641  
    «Об утверждении Положения об Отделе по работе с обращениями граждан Администрации города Костромы, структурной и штатной численности отдела»
  26. Постановление Главы города Костромы от 14 января 2008 г. № 25 «Об утверждении Положения об Управлении капитального строительства Администрации города Костромы, структурной и штатной численности Управления»
  27. Постановление Главы города Костромы от 24 декабря 2007 г. № 3155 «Об утверждении Положения об Управлении градостроительства и архитектуры Администрации города Костромы, структуры, структурной и штатной численности Управления»
  28. Постановление Главы города Костромы от 4 сентября 2008 г. № 1653 «Об утверждении Положения об Управлении городских земель Комитета по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации города Костромы, Положений об отделах Управления»
  29. Постановление Главы города Костромы от 5 марта 2008 г. № «Об утверждении Положения  об Управлении образования Администрации города Костромы, структурной и штатной численности Управления образования Администрации города Костромы»
  30. Постановление Главы города Костромы от 8 июня 2007 г. № 1344 «Об утверждении Положения  об Управлении муниципальных инспекций Администрации города Костромы, Положений об отделах, структуры, структурной и штатной численности Управления муниципальных инспекций Администрации города Костромы»
  31. Рябых Д. Типовые организационные структуры предприятий [Электронный ресурс] // Корпоративный менеджмент: [web-сайт]. <http://www.cfin.ru/management/iso9000/iso9000_orgchart.shtml>
  32. Система муниципального управления: учебник для вузов / под редакцией В. Б. Зотова. — СПб.: Лидер, 2005. — 493 с.
  33. Структура Администрации г. Костромы [Электронный ресурс]: // Официальный сайт Администрации города Костромы [web-сайт]. <http://gradkostroma.ru/adm/structure/>
  34. Третьякова Е.П. Теория организации / Е.П. Третьякова. – КноРус, 2009. – 224 с.
  35. Устав города Ярославля (в ред. от 21 июля 2009 года) [электронный ресурс] // Официальный сайт города Ярославля: [web-сайт]. < http://www.city-yar.ru/home/city/regulations.html>
  36. Устав муниципального образования городского округа города Кострома от 26 мая 2005 года (в ред. от 30 апреля 2009 года) [электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации города Костромы [web-сайт]. < http://www.gradkostroma.ru/ndocs/regulations/>
  37. Уткин Э.А. Государственное и муниципальное управление / Э.А. Уткин, А.Ф. Денисов. — М.: ЭКМОС, 2001. — 304 с.
  38. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: учебник / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Далинов и К0, 2002. – 472с.
  39. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 28.11.2009) [электронный ресурс] // Консультант-плюс: [web-сайт]. <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=94220>
  40. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: учебник / В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2006. – 382 с.
  41. Ясюнас В.Л. Основы местного самоуправления [электронный ресурс] // Основы месного самоуправления: [web-сайт]. <http://nwapa.spb.ru/ftxt/0291/>

Информация о работе Основные направления совершенствования организационных структур местных администраций