Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:30, курсовая работа
Исходя из вышесказанного, целью курсовой работы является изучить основные типы организационных структур и определить, какие из них применяются для администраций муниципальных образований.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи курсовой работы:
рассмотреть понятие «организационная структура», существующие виды и принципы проектирования организационных структур;
изучить место администрации в системе муниципального управления, факторы, оказывающее непосредственное влияние на организационную структуру местной администрации;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩЕСТВУЮЩИХ ВИДОВ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР 5
Основные понятия и требования, предъявляемые к организационным
структурам 5
Типология организационных структур 8
Проектирование организационных структур 16
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ МЕСТНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ 22
Положение администрации в системе органов местного самоуправления 22
Факторы, определяющие организационную структуру местной
администрации 26
АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР МЕСТНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ. НЕДОСТАТКИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 34
Сравнительный анализ организационной структуры администраций города Костромы и города Ярославля 34
Недостатки существующих организационных структур местных
администраций 42
Основные направления совершенствования организационных структур
местных администраций 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
Функциональная
структура аппарата управления значительно
повышает его эффективность, поскольку
вместо универсальных менеджеров, которые
должны разбираться в выполнении всех
функций, этим занимаются высококвалифицированные
специалисты. Функциональная структура
управления представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Функциональная организационная структура
Г.Р. Латфуллин [14, с.263] указывает на ряд преимуществ этого типа организационных систем управления:
Не следует забывать и на ряд присущих этим структурам недостатков:
Линейно-функциональная структура управления обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления осуществляют общее руководство и координацию, а функциональные консультируют, разрабатывают конкретные вопросы.
Преимуществами линейно-функциональных структур являются [15, с.23]:
Недостатками ученые называют [16, с. 527]:
Данный тип управленческих структур применяется для построения любой организации среднего размера.
Линейно-штабные структуры. Штаб является консультационной структурой, находящейся при руководителе. По такому принципу построено Правительство РФ, где штабами являются Министерства. Особенность данной структуры управления, представленной на рисунке 3, состоит в выделении всех или большинства функциональных звеньев в собственный штаб руководства.
Рисунок 3 – Линейно-штабная структура управления
К преимуществам этого типа структур управления относят [31]:
Недостатками Т.А. Акимова называет [2, с.132]:
Потребность в применении дивизиональной структуры (рисунок 4), возникла в связи с увеличением размеров предприятий, диверсификации их деятельности, усложнением технологических процессов.
Рисунок 4 – Дивизиональная структура управления
Преимуществами Е.П.Третьякова называет [34, с. 127]:
Недостатки:
- рост иерархичности, что требует дополнительных расходов на осуществление контроля;
-
дублирование функций
К органическому типу организационных структур относят проектную и матричную структуры управления организациями.
Проектная структура управления организацией, представленная на рисунке 8, нацелена на решение конкретных (временных) задач. Смысл ее состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных специалистов для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества и затрат. Когда проект завершен, команда распускается.
Группы собираются только на время выполнения проекта.
Рисунок 5 – Проектная структура управления
К преимуществам исследователи относят [38, с.269]:
Поскольку данная структура является временной, то возможны конфликты и неправильный подбор кадров.
Матричная структура управления, представленная на рисунке 9, предполагает наличие нескольких групп проекта. Структура управления основана на принципе двойного подчинения.
Рисунок 6 – Схема матричной структуры управления
Преимуществами ученые называют [16, с.531]:
Недостатками являются:
Рассмотрев
и проанализировав виды организационных
структур, можно подытожить, что
линейные структуры и их модификации
эффективны лишь при наличии простых целей
и неизменной внешней среды. Функциональная
структура хотя и позволяет осуществлять
руководство организационными процессами
с включением наибольшего числа компетентных
специалистов-руководителей, профессионалов
в узких областях знания и деятельности,
но она практически не применяется в современных
организациях из-за своей неэффективности.
Линейно-функциональная структура в настоящее
время применяется в подавляющем большинстве
организаций, но не лишена недостатков
в виду сложности для руководителя. Матричные
структуры, при всех недостатках в виде
сложной координации и управления все
более часто применяются в современных
организациях самых различных типов благодаря
их адаптируемости к изменениям внешней
среды.
1.3Проектирование
организационных структур
Организационная
структура местной
Процесс формирования организационной структуры местной администрации включает в себя формулировку целей, задач и функций, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку соответствующих регламентирующих процедур и документов.
Этот процесс В.Б. Зотов делит на
несколько этапов (рисунок 7) [32, с.371].
Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:
Реальные системы муниципального управления отличаются большим разнообразием организационных структур администраций. Но при этом существуют общие подходы к построению организационных структур. Самый перспективный — системно-целевой подход с ориентацией на конечные результаты деятельности системы.
Определение системы целей («дерева целей») и задач конкретного муниципального образования ученые называют главным ориентиром формирования его организационной структуры [32, с.375]. При формировании организационной структуры на основе «дерева целей» (см.Рисунок 8) требуется декомпозиция целей и задач муниципального управления до конкретных управленческих функций [15, с.12].
Рисунок 8 – Древо целей
Таким образом, при системно-целевом подходе создаются реальные условия для индивидуализации процесса формирования организационной структуры применительно к особенностям конкретного муниципального образования.
Системно-целевой подход в данном случае заключается в том, чтобы, исходя из конечных целей управления муниципальным образованием:
• не упустить из виду ни одну из управленческих задач, без решения которой реализация целей окажется неполной;
•
выявить и увязать
• исследовать и организационно оформить связи и отношения по горизонтали управления, т. е. по осуществлению координации деятельности разных звеньев и организационных единиц при выполнении общих задач;
•
обеспечить органическое сочетание
вертикали и горизонтали
При построении организационной структуры на основе «дерева целей» важно дать качественную и количественную характеристику целей и задач. Качественная характеристика служит обоснованием для выделения функций управления, количественная — для определения вида организационной единицы (отдел, управление, департамент и т. д.).
Распределение задач между подразделениями местной администрации может осуществляться по нескольким признакам:
• по группам объектов управления (отраслям муниципальной деятельности), обеспечивающим предоставление муниципальных услуг определенного типа: образование, здравоохранение, строительство, молодежная политика и т. д.;