Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:30, курсовая работа
Исходя из вышесказанного, целью курсовой работы является изучить основные типы организационных структур и определить, какие из них применяются для администраций муниципальных образований.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи курсовой работы:
рассмотреть понятие «организационная структура», существующие виды и принципы проектирования организационных структур;
изучить место администрации в системе муниципального управления, факторы, оказывающее непосредственное влияние на организационную структуру местной администрации;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩЕСТВУЮЩИХ ВИДОВ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР 5
Основные понятия и требования, предъявляемые к организационным
структурам 5
Типология организационных структур 8
Проектирование организационных структур 16
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ МЕСТНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ 22
Положение администрации в системе органов местного самоуправления 22
Факторы, определяющие организационную структуру местной
администрации 26
АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР МЕСТНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ. НЕДОСТАТКИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 34
Сравнительный анализ организационной структуры администраций города Костромы и города Ярославля 34
Недостатки существующих организационных структур местных
администраций 42
Основные направления совершенствования организационных структур
местных администраций 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
• по функциональному признаку, определяемому характером, функциями и стадиями управленческой деятельности и управленческого цикла: анализ и планирование, контроль, управление имуществом, финансами, правовое обеспечение, информационное обеспечение и т. д.;
• по территориальному признаку (в настоящее время после вступления в силу Федерального закона №131 от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»— только для крупных городов [39, п.8, ст.37]).
К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования структуры управления. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом:
Реализация
этих принципов означает необходимость
учета при формировании (или перестройке)
структуры управления множества
различных факторов воздействия
на организационную структуру
Итак, рассмотрев основные понятия и требования, предъявляемые к организационным структурам, в первой главе выявили основные типы организационных структур, определили их достоинства и недостатки. А также рассмотрели требования, предъявляемые к формированию организационных структур управления, и основные стадии их создания.
2.1
Положение администрации в системе органов
местного самоуправления
В соответствии с Федеральным законом от 6 ноября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [39, п.2 ст.34] обязательными элементами структуры органов местного самоуправления являются представительный орган, глава муниципального образования и местная администрация.
Помимо
представительного органа и выборного
главы муниципального образования
в муниципальном образовании
могут функционировать и
Согласно
Уставу г. Костромы, Администрация города
Костромы – это «исполнительно-
и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Костромской области»[37, п.1 ст.38].
Исполнительные
органы, число и номенклатура должностных
лиц, содержание их деятельности различаются
в зависимости от уровня муниципального
образования, численности жителей,
развития инфраструктуры, экономического
положения, разнообразия функций, требующих
диверсификации управления, и др. Обычно
такие органы называются местными администрациями,
а их руководитель – главой администрации.
Эту должность, как правило, занимает
глава муниципального образования.
В этом случае глава администрации
(он же – глава муниципального образования)
является выборным должностным лицом.
Если же устав муниципального образования
предусматривает отдельные
В.Е. Чиркин отмечает [40, с. 363], что глава местной администрации может иметь своих заместителей, которых назначает либо самостоятельно (если это предусмотрено уставом муниципального образования), либо по согласованию с представительным органом или главой муниципального образования (в соответствии с уставом). На практике, однако, такие назначения всегда делаются после предварительных обсуждений с главой муниципального образования или совещания в представительном органе, после беседы с его председателем, другими членами. Обычно руководитель администрации имеет заместителей по финансово-экономической деятельности, коммунально-бытовому обслуживанию, социальной поддержки населения и др.
Структура,
штатное расписание и численность
местной администрации
Муниципальная администрация занимается подготовкой проектов решений, их обоснованием и текущей работой. В компетенцию Администрации г. Костромы входит [36, п.1 ст.39]:
Как говорилось выше, руководителем муниципальной администрации может быть лицо, занимающее такую должность по контракту и подчиненное главе муниципального образования. Контракт заключается по результатам конкурса на срок, предусмотренный уставом муниципального образования.
Полномочия
главы администрации, действующего
на основании контракта, прекращаются
вследствие отставки по своему желанию,
расторжения контракта (по соглашению
стороны или в судебном порядке),
отрешения от должности, прекращения
гражданства РФ, выезда за пределы
РФ на постоянное место жительство,
признания его судом
Важнейшим условием эффективности деятельности органа муниципального управления является его организационная структура, которая должна соответствовать задачам и функциям местного самоуправления, служить оптимальному сочетанию местных, региональных и общегосударственных интересов.
На
построение организационной структуры
оказывает влияние ряд
Муниципальные образования существенно различаются по размерам территории, численности и составу населения, положению в системе территориального разделения труда, экономическому потенциалу, составу муниципального хозяйства, уровню развития инженерной и социальной инфраструктуры.
Тип муниципального образования предопределяет состав предметов ведения местного самоуправления, что, со своей стороны, обусловливает объем задач и функций всех органов муниципального управления, включая администрацию.
Цели, задачи и функции муниципального управления непосредственно влияют
на структуру местной администрации и служат основой для выделения в ней самостоятельных подразделений, отвечающих за достижение конкретных целей и решение отдельных конкретных задач. Чем сложнее в том или ином муниципальном образовании хозяйственный комплекс, тем более важны взаимосвязь всех его составляющих, комплексное решение вопросов социально-экономического развития и охраны окружающей среды. Соответственно для реализации этих целей в составе администрации организационно выделяются или усиливаются соответствующие структурные подразделения.
Состав основных факторов, влияющих на организационную структуру местной администрации, представлен на рисунке 9 [13, с.89].
Рисунок
9 – Факторы, определяющие организационную
структуру местной администрации
На
структуру органов
Разнообразие
муниципальных образований, особенности
их формирования, функционирования и
развития, специфика социального
состава, производственно-