Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:30, курсовая работа
Исходя из вышесказанного, целью курсовой работы является изучить основные типы организационных структур и определить, какие из них применяются для администраций муниципальных образований.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи курсовой работы:
рассмотреть понятие «организационная структура», существующие виды и принципы проектирования организационных структур;
изучить место администрации в системе муниципального управления, факторы, оказывающее непосредственное влияние на организационную структуру местной администрации;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩЕСТВУЮЩИХ ВИДОВ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР 5
Основные понятия и требования, предъявляемые к организационным
структурам 5
Типология организационных структур 8
Проектирование организационных структур 16
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ МЕСТНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ 22
Положение администрации в системе органов местного самоуправления 22
Факторы, определяющие организационную структуру местной
администрации 26
АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР МЕСТНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ. НЕДОСТАТКИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 34
Сравнительный анализ организационной структуры администраций города Костромы и города Ярославля 34
Недостатки существующих организационных структур местных
администраций 42
Основные направления совершенствования организационных структур
местных администраций 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
6.Управление экономики (И.В.Смирнов). Структурными подразделениями Управления являются отдел ревизий муниципальных предприятий, отдел ревизий муниципальных учреждений, отдел оперативного контроля.
7.Управление муниципальных инспекций. Целями деятельности Управления являются поддержание благоприятных условий жизнедеятельности населения города Костромы, защита прав и законных интересов города Костромы как муниципального образования [19].
8.Управление капитального строительства, целью деятельности которого является создание новых объектов капитального строительства, относящихся к собственности города Костромы, а также содержание в надлежащем состоянии уже существующих объектов муниципального недвижимого имущества [22].
9.Управление градостроительства и архитектуры. Целями деятельности Управления являются:
а) устойчивое градостроительное развитие территории города Костромы;
б) обеспечение осуществления на территории города Костромы градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований;
в) обеспечение соответствия использования территории города Костромы требованиям утвержденных документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории,;
г) сохранение, улучшение архитектурно-художественного облика города [21].
10.Управление городского пассажирского транспорта. Его возглавляет начальник Управления, в подчинении которого находятся отдел организации пассажирских перевозок, отдел контроля за осуществлением пассажирских перевозок.
11.Комитетом по здравоохранению и фармации. Целью деятельности Комитета является сохранение и укрепление физического и психического здоровья граждан, оказание квалифицированной медицинской помощи на территории города Костромы [23].
12. Управление образования. Целями деятельности Управления являются создание условий для реализации гражданами прав на получение бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, бесплатного дошкольного образования и дополнительного образования детьми; функционирование системы образования города Костромы на уровне федеральных государственных образовательных стандартов [24].
13.Управление по делам физической культуры, спорта и работе с молодежью. В структуре Управления выделены отдел организации мероприятий по работе с молодежью, отдел развития физической культуры и спорта, централизованная бухгалтерия.
14.Управление по делам культуры, международных связей и туризма. Управление обеспечивает осуществление Администрацией протекционизма в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения, а также реализацию Администрацией прав на создание музеев города Костромы, участие в межмуниципальном сотрудничестве, и полномочий по осуществлению международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами [20].
15.Отдел муниципального заказа. Начальник отдела – Р.Б.Баазов.
16.Отдел по организационной работе и документообороту. Целями деятельности Отдела являются:
а) обеспечение единого порядка документирования и документооборота в Администрации;
б) оперативное документационное и информационное обеспечение деятельности Главы города Костромы и Администрации, неукоснительное исполнение муниципальных правовых актов города Костромы;
в)
качественное организационное обеспечение
деятельности совещательных и
17.Хозяйственный отдел. Отдел осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности Главы города Костромы и Администрации. Целью деятельности Отдела является создание оптимальных материально-технических условий для обеспечения эффективной и стабильной деятельности Администрации [27].
18.Отдел кадров (кадровая служба), его возглавляет начальник отдела С.П.Заикин.
19.Отделом муниципальных информационных ресурсов руководит начальник отдела – Е.В.Моряков.
20.Отдел по работе с обращениями граждан. Целями деятельности Отдела являются:
а)
своевременное рассмотрение и разрешение
обращений граждан и
б) качественное организационное обеспечение приема граждан по личным вопросам Главой города Костромы, заместителями главы Администрации [29].
21.Архивный отдел. Отдел осуществляет хранение архивных документов Архивного фонда Российской Федерации и других документов, относящихся к муниципальной собственности города Костромы, в том числе:
а) архивных документов органов местного самоуправления, муниципальных архивов, музеев, библиотек;
б)
архивных документов, образовавшихся
в процессе деятельности муниципальных
унитарных предприятий, в том
числе в процессе деятельности казенных
предприятий и муниципальных
учреждений (далее - муниципальные организации),
включая документы по личному
составу ликвидированных
в) учетных документов, архивных справочников и других материалов, необходимых для осуществления деятельности Отдела;
г) иных архивных документов на различных видах носителей, дополняющих фонды муниципального архива [28].
22.Транспортным отдел организует обслуживание автомобильным транспортом Главы города Костромы, должностных лиц Думы города Костромы, Контрольно-счетной комиссии города Костромы, Избирательной комиссии города Костромы, Администрации при осуществлении ими своих полномочий [18].
Итак, в Администрации города Костромы выделяют 22 структурных подразделения. Общее руководство их деятельностью осуществляет Глава города Костромы и курирующий заместитель Главы администрации города Костромы. Непосредственное руководство деятельностью отделов, управлений и комитетов осуществляют начальники (председатели) соответствующего подразделения.
Сущность линейно-функциональной структуры состоит в том, что в организационную структуру включаются отдельные структурные единицы: (Управления, Комитеты, отделы), выполняющие узкоспециализированные функции на высоком профессиональном уровне. Влияние деятельности этих структурных единиц распространяется на отдельные стороны линейной структуры таким образом: в какой-то момент деятельности линейный руководитель передает свои права управления представителям функциональной структуры, но следит за тем, чтобы прерогативы функционального руководителя не выходили за рамки его компетенции.
Линейные связи между уровнями управления существуют внутри самих структурных подразделений (например, начальник управления -> начальник отдела -> исполнитель). Функциональные связи выражаются в координации деятельности нескольких структурных подразделений. Так заместитель Главы Администрации курирует деятельность нескольких подразделений схожих сфер.
На основании представленных данных была составлена схема организационной структуры Администрации города Костромы (Приложение 1). Таким образом, можно сделать вывод о том, что организационная структура Администрации города Костромы представляет собой линейно-функциональную управленческую структуру.
Очень схожей является и организационная структура Администрации города Ярославля (см. Приложение 2). Глава Администрации - мэр города избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке, установленном федеральными законами и законом Ярославской области. Срок, на который избирается мэр города, составляет 4 года [35, ст. 8].
Мэр города имеет в своем подчинении нескольких заместителей, а именно: первый заместитель мэра по вопросам развития ЖКХ и содержания территорий, заместитель мэра по вопросам социально-экономического развития и 1000-летия города, заместитель мэра по вопросам развития городского самоуправления и взаимодействия с органами власти, заместитель мэра по вопросам градостроительства, заместитель мэра по вопросам социальной политики и культуры, заместитель мэра по вопросам управления мэрией, международным отношениям, взаимоотношению с правоохранительными органами, заместитель мэра по вопросам развития рынка, предпринимательства и туризма, заместитель мэра – директор департамента финансов.
Каждый из восьми заместителей курирует какой-либо один круг вопросов: развитие ЖКХ и содержание территорий, вопросы социально-экономического развития, вопросы развития городского самоуправления, вопросы градостроительства, вопросы социальной политики и культуры, сфера предпринимательства, финансовая сфера.
Структурные подразделения мэрии выделяются на основе функциональных признаков, например Департамент городского хозяйства, Департамент социально-экономического развития города, Управление по социальной поддержке населения и охране труда, Департамент финансов мэрии города Ярославля и т.д.
Однако существенное отличие организационной структуры мэрии города Ярославля от Администрации города Костромы состоит в наличии нескольких групп территориальных органов. Их существование предусмотрено Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно пунктом 8 статьи 37 [39].
Согласно Уставу города Ярославля, в структуре мэрии выделяются шесть территориальных администраций Кировского, Ленинского, Дзержинского, Заволжского, Фрунзенского, Красноперекопского районов [ст.5, 35]. Это, безусловно, связано с размерами территории города и многочисленным населением, проживающим на его территории (271,6 тысяч человек проживает на территории г.Костромы в отличие от 606,3 тыс. человек, проживающих в Ярославле). Структуры каждой территориальной администрации аналогичны друг другу.
Главе территориальной администрации подчиняются два заместителя, один из которых курирует деятельность жилищно-коммунального отдела, отдела финансово-экономического планирования и бухгалтерского учета, отдела по контролю за содержанием территории, общего отдела. Заместитель главы территориальной администрации по организационной работе и общественному самоуправлению руководит деятельностью начальника юридического отдела, начальника отдела ЗАГС, начальника отдела организационной работы и взаимодействия с общественностью и начальника отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Такая
система унифицированных
Ещё одной отличительной чертой в структуре мэрии города Ярославля является совмещение обычных и специфических функций в пределах одного подразделения. Так в составе Департамента социально-экономического развития города выделяется Управление инвестиционной деятельности, которое также занимается решением вопросов, связанных с подготовкой к тысячелетию города Ярославля.
Таким
образом, линейно-функциональная структура
управления часто используется при формировании
организаций, в том числе и исполнительно-распорядительных
органов местного самоуправлении – администраций
муниципальных образований. Это обусловлено
наличием ряда положительных качеств,
присущих именно этой управленческой
структуре. Однако существует и ряд недостатков,
речь о которых пойдет в следующем пункте.
3.2Недостатки
существующих организационных
Следует отметить, что единство линейно-функциональной структуры организации достигается весьма непросто. Все проблемы совмещения линейной и функциональной структур связаны с законом действия власти в условиях организации. Каждый линейный руководитель полагает, что только он способен принимать правильные решения и содействовать их реализации. В то же время специалист в узкой области деятельности — функциональный руководитель — считает, что в его вопросах не разбирается никто, кроме него. Такое отношение к вопросам принятия решений в подразделениях организации сможет породить напряженность и конфликты между линейными и функциональными руководителями, а также проблему двойного руководства по отношению к исполнителям. Кроме того, при этом возникает еще одна проблема — технической и технологической неопределенности в организации, т.к. линейный руководитель не может квалифицированно решать многие сложные проблемы, требующие вмешательства узких специалистов. Вместе с тем, если руководству организации удается решить проблему совмещения линейной и функциональной частей социальной структуры организации, то структурные единицы организации помимо четкого централизованного линейного руководства получают качественное профессиональное обслуживание каждого линейного подразделения.