Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 07:49, курсовая работа
Складское хозяйство охватывает множество разнообразных компонентов логистической системы и по этой причине не попадает под строгие классификационные схемы, применяемые к таким видам деятельности, как обработка заказов, управление запасами или транспортировка. Обычно склад рассматривают как место хранения запасов. Но во многих логистических системах роль его заключается не столько в хранении, сколько в распределении продуктов, обеспечивая тем самым демпфирование (сглаживание) несоответствий на различного рода стыках между темпом и характером поступления этих продуктов, с одной стороны, и потребления — с другой
Введение 3
1. Склады, их определение и роль в логистике 7
1.1. Склады, их определение и виды 7
1.2. Функции складов 10
1.3. Формы организации складского хозяйства
15
1.4. Проектирование складского хозяйства
16
2. Управление складским хозяйством на базе
системы Solvo.WMS
23
2.1. Характеристика компании Solvo 23
2.2. Solvo.WMS на складе «Норильского никеля»
29
2.3. Solvo.WMS на складе ЗАО «Сварог»
3. Эффективность внедрения системы управления складским хозяйством Solvo.WMS
34
Заключение 39
Список литературы 42
Консолидация грузов. Складирование создает экономические выгоды за счет консолидации отправки. Склад получает от производственных предприятий продукцию, предназначенную определенному заказчику, и формирует из нее более крупную смешанную (консолидированную) партию отправки. При этом выгоды заключаются в максимальном сокращении транспортных расходов и в том, что на разгрузочной площадке заказчика не возникает транспортных заторов. Таким образом, склад вбирает в себя товарно-материальные потоки, поступающие от производителей, и выпускает их в форме крупных отправок потребителям. Схема работы консолидирующего склада показана на рис. 2(а).
Чтобы
обеспечить эффективность операций
по консолидации отправок, каждое предприятие
должно использовать склад в качестве
следующего на пути к
потребителю пункта хранения произведенной
продукции, а также как пункт сортировки
и комплектования грузовых отправок. Главное
преимущество консолидации заключается
в возможности укрупнять партии товаров,
отправляемых в определенный район сбыта.
Консолидирующий склад может использоваться
одной фирмой или совместно несколькими
компаниями, что дает возможность всем
производителям или грузоотправителям,
пользующими услугами склада, сокращать
расходы на распределение своей продукции
по сравнению с вариантом, когда каждый
из них осуществлял бы доставку своих
продуктов потребителям индивидуально.
Разукрупнение и перевалка грузов в пути. Эти операции схожи с теми, которые выполняет консолидирующий склад, только в них не входит функция хранения. При этом на сортировочный терминал (склад разукрупнения) доставляются грузы от производителей, предназначенные нескольким заказчикам, их сортируют на более мелкие партии в соответствии с заказами и отправляют (доставляют) каждому потребителю. Схема таких операций показана на рис. 2(а). Грузы на сортировочный терминал доставляют большими партиями, что обеспечивает экономию транспортных расходов и облегчает организацию транспортировки.
Перевалочный терминал оказывает аналогичные услуги, однако всегда работает с несколькими производителями. Использование перевалочных терминалов характерно для снабжения розничной торговли ходовыми товарами. Экономическая выгода этой схемы заключается в том, что транспортировка от производителей на склад и со склада розничным торговцам осуществляется с загрузкой транспортных средств по полной транзитной норме, а поскольку продукция на складе не хранится, экономятся еще и складские расходы, а, благодаря полной загрузке транспортных средств достигается оптимизация использования погрузочно-разгрузочных площадок склада.
Доработка/отсрочка. Склад можно использовать и для того, чтобы задержать процесс окончательной доработки или сборки продукции легкой промышленности. Склад, располагающий оборудованием для маркировки или снабжения продуктов этикетками, позволяет отсрочить окончательное изготовление продукта до тех пор, пока на него не будет предъявлен реальный спрос. Экономические выгоды подобной услуги связаны, во-первых, с минимизацией риска, поскольку окончательная доработка и упаковка осуществляется только после того, как появился определенный заказчик со своими требованиями к маркировке и упаковке, во-вторых, с сокращением запасов, поскольку на одни и те же товары можно клеить разные этикетки и по-разному их упаковывать; Снижение риска и уровня запасов часто ведет к сокращению общих издержек логистики, несмотря на то, что наклейка этикеток и упаковка на складе обходится дороже, чем на предприятии-изготовителе.
Накопление запасов. Эта функция характерна для некоторых отраслей, продукция которых носит сезонный характер и требует длительного хранения. Накопление запасов создает своего рода защитный барьер, позволяющий наладить эффективное производство в условиях ограничений, связанных с источниками ресурсов и колебаниями потребительского спроса. Таким образом, осуществляется сглаживание асинхронности производственного процесса.
Сервисные выгоды — вторая группа функций складов. Сервисные преимущества от работы складов могут сопровождаться, а могут и не сопровождаться снижением издержек. О сервисных выгодах склада говорят в том случае, если основная задача склада состоит в усилении способности всей логистической системы в целом создавать полезность места и времени. Это с трудом поддается прямой количественной оценке, поскольку требует сопоставления издержек и уровня сервиса.
Складирование обеспечивает пять видов сервисных функций: приближение запасов к рынку, формирование рыночного ассортимента, комплектование смешанных грузовых отправок, обеспечение производства и создание эффекта присутствия на рынке.
Приближение запасов к рынку. Чаще всего используют в физическом распределении. К этому прибегают производители сезонного или ограниченного ассортимента продукции вместо того, чтобы хранить запасы на торговых складах круглый год или снабжать рынки непосредственно с производственных предприятий. Это позволяет в любой удобный момент продвигать запасы к основным рынкам, чтобы сократить сроки поставки. Примером служат поставщики удобрений и ядохимикатов, которые обращаются к такой практике в периоды выращивания урожая. По окончании сезона нераспроданные запасы продукции возвращают на центральный склад.
Формирование рыночного ассортимента. Ассортиментный склад — склад, который могут использовать и производитель, и оптовый, и розничный торговец — накапливает рыночный ассортимент в ожидании заказов потребителей. Эго может быть смешанный ассортимент, состоящий из множества видов продукции, поставляемых на рынок разными производителями, или специальный ассортимент, составленный по желанию конкретного заказчика.
Формирование рыночного ассортимента отличается от приближения товаров к рынку интенсивностью и продолжительностью использования складских мощностей. Приближая товар к рынку, фирма обычно держит в запасе узкий ассортимент продуктов и размещает их на продолжительный срок на множестве малых складов, расположенных вблизи конкретных рынков. Ассортиментные склады, напротив, немногочисленны, расположены в стратегически важных пунктах, работают круглый год и держат широкий ассортимент товаров.
Комплектование смешанных отправок на складе. Напоминает процесс разукрупнения и сортировки, только данная операция может охватывать несколько отправок от производителя. Когда предприятия рассредоточены, пересортировка и транзитное комплектование грузов на промежуточном складе позволяет снизить транспортные издержки и объем складских запасов.
Экономичность комплектования смешанных отправок на промежуточных складах традиционно поддерживается специальными тарифами, представляющими собой разновидность транзитной скидки. Склад, осуществляющий транзитное комплектование грузовых отправок, обеспечивает сокращение совокупного объема запасов в логистической системе. Эта функция рассматривается как сервисная выгода, так как партии отправок подбирают в точном соответствии со спецификацией заказчика.
Материально-техническое обеспечение производства. Экономические особенности производства иногда требуют довольно большого запаса некоторых компонентов. В таких случаях склады осуществляют постепенную поставку материалов и деталей на сборочное предприятие. Создание страховых запасов продукции, закупаемой у внешних поставщиков, может быть оправдано либо длительностью срока поставки, либо колебаниями производственных потребностей. В таких случаях самым экономичным решением является создание достаточных запасов на складе материально-технического обеспечения производства, откуда материалы, детали и готовые узлы своевременно и с небольшими издержками поступают на сборочную линию.
Эффект присутствия на рынке. Данный эффект основывается на представлении, что местный склад позволяет с большей гибкостью реагировать на запросы потребителей и осуществлять поставки, чем в том случае, если операции ведутся с отдаленных складов. Следовательно, размещение складов вблизи местных рынков способствует увеличению рыночной доли и росту прибыли.
Таким
образом, складские услуги весьма разнообразны
и не сводятся к простому хранению
запасов. Более того, многие из них фактически
сокращают потребность в текущих запасах.
1.3.
Формы организации складского
хозяйства
Склады разных конструктивных разновидностей могут по-разному объединяться в систему складского хозяйства.
Одним из простейших вариантов организации складского хозяйства является разветвленная структура. В такой структуре какой-либо пункт накопления служит складом — источником для нескольких других пунктов.
Дальнейшим
развитием такой системы
В такой системе требования от потребителей поступают только на нижний уровень, т.е. запросы от технологического оборудования попадают только на склады подразделений.
Пополнение же складов каждого уровня при нормальных условиях может происходить только из складов близлежащего вышестоящего уровня. Например, запасы входных складов пополняются из региональных оптовых складов. Иногда такую иерархию оказывается целесообразным дополнить. В некоторых случаях товары на склады подразделений могут поступать непосредственно от поставщика, минуя региональные и входные склады, либо из региональных складов, минуя входные склады.
В зарубежной практике эшелонированная система складирования обычно сопрягается с образованием и использованием страховых запасов. Различаются два типа структур: независимые и объединенные структуры. В первом случае все запасы, включая общие страховые, концентрируются на центральном складе, а страховые конкретного назначения располагаются на складах подразделений или специализированных филиалов. Во втором случае и рабочие, и страховые запасы в полном объеме располагаются на складах подразделений или филиалов, а центральный склад используется для их подпитки.
Одной
из наиболее современных форм организации
и ведения складского хозяйства
является организация магазинов-складов.
Магазин-склад представляет собой склад
с той или иной степенью механизации и
автоматизации, предназначенный для размещения,
хранения и поиска тарно-штучной продукции
в условиях многономенклатурного ассортимента.
В этом отношении функционирование этого
склада является обычным. Новым является
то, что при образовании на складе излишков
сверх запланированного транзитного объема
их разрешается оперативно продавать
мелкооптовым покупателям. С этой целью
при складе создаются торговый зал и необходимые
для мелкооптовой торговли зоны приема,
комплектации и отправки, а также административные
и сервисные помещения.
1.4.
Проектирование складского
хозяйства
Планирование потребности в складах базируется на результатах определения будущих объемов продаж и выбора мест реализации продукции. Объемы продаж позволяют определить общую потребность в складских помещениях, а выбор мест реализации — разработать рациональные схемы грузопотоков, протекающих через звенья мезо- и макрологистической системы с ориентацией на регионы массового складирования ресурсов. Разработка схемы размещения складского хозяйства тесно увязана с проведением работ по определению количества региональных дистрибьюторов торгового или промышленного предприятия и выявлению мест их расположения. Как указывалось ранее, данная проблема тесно увязана с оценкой затрат на проектирование и создание мезо- и макрологистикой системы.
Проблема проектирования и создания складской системы является оптимизационной, поскольку, с одной стороны, жительство новых или покупка действующих складов и их эксплуатация связаны со значительными капиталовложениями, а с другой — должно быть обеспечено (наряду с повышением уровня обслуживания потребителей) сокращение издержек обращения от приближения складов к потребителям ресурсов.
Разработка проекта складского хозяйства включает проектирование самих складов и обслуживающей их инфраструктуры. Проектирование ведется для каждого конкретного склада, входящего в складскую систему, и осуществляется в два этапа6.
1. Макропроектирование (внешнее проектирование). На этом этапе решаются общие задачи создания складской системы, производится систематизация ее целей и функций, определяются основные факторы воздействия на складскую систему со стороны внешней среды, устанавливаются технико-экономические требования к данной системе, осуществляется выбор исходных параметров складской системы.