Организация управлением современной фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: применение теоретических основ менеджмента в организации и разработка мероприятий по совершенствованию управления. На основе исследования теоретических аспектов управления современной фирмы необходимо решить следующие задачи:
* исследовать понятие процесса управления в организации, его цели и задачи;
* изучить влияние внешней среды организации на управление в организации;
* исследовать виды организационных структур; выявить их недостатки и преимущества;
* провести анализ состояния менеджмента на анализируемом предприятии и разработать мероприятия по его совершенствованию.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Организация, как объект управления 5
1.1. Понятие и сущность организации 5
1.2. Ресурсы организации 9
1.3. Внешняя и внутренняя среда организации 10
1.4. Разделение труда 12
1.5. Структура управления 14
1.6. Роль менеджера в достижении эффективности управления 18
Глава 2. Анализ деятельности ГУП «Медтехника» РБ 21
2.1 Краткая характеристика предприятия как объекта управления 21
2.2. Анализ управления ГУП «Медтехника» РБ 26
Глава 3. Предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности ГУП «Медтехника» РБ 31
Заключение 40
Литература 42
Приложение 43

Файлы: 1 файл

Основы мен. гот.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

     Оглавление

 
 
 

 

     Введение

 

     Сегодня рынок предъявляет требования к  организациям самостоятельно решать деловые  проблемы, а это невозможно без  знаний, умений и инициативы. Необходимо овладеть навыками использования экономических знаний на практике,  особенностями управления организациями в современных условиях. Данная тема актуальна в силу того что, множество целей и задач, стоящих перед организациями приводит к тому, что для управления ими требуются специальные знания и искусство, методы и приемы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность работников всех структурных подразделений.

     Достижение  целей организации, реализация ее стратегии, взаимодействие с внешней средой в значительной мере определяется правильностью  построения структуры организации.

     Цель  курсовой работы: применение теоретических  основ менеджмента в организации  и разработка мероприятий по совершенствованию  управления. На основе исследования теоретических аспектов управления современной фирмы  необходимо решить следующие задачи:

  • исследовать понятие процесса управления в организации, его цели и задачи;
  • изучить влияние внешней среды организации на управление в организации;
  • исследовать виды организационных структур; выявить их недостатки и преимущества;
  • провести анализ состояния менеджмента на анализируемом предприятии и разработать мероприятия по его совершенствованию.

      В первой главе будут раскрыты понятие  и сущность организации, как объекта  управления. Показана зависимость от внешней среды, разделение труда, структура управления. Выделен состав ресурсов, необходимых для жизнедеятельности организации. Будут проанализированы подходы к процессу управления  в организациях, показана роль и значение менеджеров в достижении эффективности управления.

           Во второй главе  будет дана характеристика ГУП «Медтехника» РБ, краткая историческая справка, описан характер оказываемых услуг, показана структура управления.  Проанализированы сильные и слабые стороны в деятельности организации.

     В третьей главе будут сформулированы предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности ГУП «Медтехника» РБ, в частности мотивации к труду, заинтересованности персонала в эффективной работе компании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1.  Организация, как объект управления

     1.1. Понятие и сущность организации

 

     Мир бизнеса очень сложен. В нем  действует множество фирм. Они  отличаются друг от друга размерами, разнообразием видов выпускаемой  продукции, способами владения собственности; одни из их них преуспевают, другие разоряются. Все эти фирмы являются организациями. Организация составляет основу мира менеджера и является причиной существования менеджмента.

     Организация – это процесс взаимодействия людей, направленный на достижение четко  поставленной цели. [7, стр. 18]

     Все организации характеризуются общими чертами: они используют определенные ресурсы, они функционируют в определенной внешней среде. Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей в продукции либо услугах и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие параметры.

     Такое разнообразие имеет большое значение при рассмотрении организации как  объекта управления. Множество целей  и задач, стоящих перед организациями  разного класса сложности и разной принадлежности приводит к тому, что  для управления ими требуются специальные знания и искусство, методы и приемы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность работников всех структурных подразделений.

     Любая организация, вне зависимости от ее конкретного назначения, может  быть описана с помощью ряда параметров, среди которых главными являются: цели организации, ее организационная структура, внешняя и внутренняя среда, совокупность ресурсов, нормативная и правовая основа, специфика процесса функционирования, система социальных и экономических отношений и, наконец, организационная культура.

     Каждая  организация имеет конкретную систему  управления, которая также является объектом исследования. [4, стр. 6-7]

     В экономике организация является хозяйствующим субъектом, реализующим  собственные интересы посредством производства (путем соединения факторов производства и управления ими) и реализации товаров (услуг) на рынке. Каждая организация имеет, несколько целей, для достижения которых требуются достижения промежуточных целей, то в организации можно выделить множество систем.

     Очевидно, что соединение элементов системы  определенными материально-вещественными  и информационными связями, порядок  их взаимодействия образует структуру  и целостность системы. Она характеризуется  определенными для данной системы  ресурсами и продуктом, свойства которого, не сводятся к сумме свойств составляющих элементов. В системе управления обязательно присутствует субъект (орган) управления, соединенный с элементами объекта управления информационными (прямыми и обратными) связями (рис. 1).

      Объект управления

     

     

     

     

     

     

     

       
 

     Рис. 1. Информационная модель системы управления

     предприятием [6, стр. 69] 

     Система управления складывается и действует  не только в соответствии с содержанием  функции управления и характером отношений, лежащих в основе управленческих взаимосвязей, но в соответствии с условиями, в которых формируется система управления принципами ее построения, функционирования и преобразования.

     Практически любые системы управления являются сложными, их характеризуют следующие свойства:

  • большое число элементов;
  • между элементами циркулируют не только вещество и энергия, но и сигналы (информация);
  • наличие нескольких, в том числе противоречивых, целей;
  • несколько уровней и способов достижения;
  • несовпадение интересов групп субъектов;
  • наличие элементов, функционирующих в условиях неопределенности;
  • невозможность одному наблюдателю одновременно охватить и описать количественно взаимосвязи между элементами.

     Сложность объектов управления и среды, воздействующей на них, обусловливает вероятностный характер систем управления. Причем бесконечно малые начальные изменения некоторых элементов объекта управления могут привести к существенным изменениям системы в целом. Взаимосвязь с внешней средой и зависимость от нее важные свойства организации. Они определяют открытость организации как системы.

         Для исследования сложных систем  применяют декомпозицию разделение  системы на части (подсистемы), которые рассматривают как самостоятельные  объекты. Декомпозиция – это  анализ систем по различным целям, функциям, способам достижения целей и др. [6, стр. 70]

         В производстве можно выделить  подсистемы технологической подготовки  производства, основного и вспомогательного  производства, материально - технического  снабжения, контроля качества  и др. Эти подсистемы охватывают производственные функции, каждая из которых требует управления. В системе управления можно выделить целевые подсистемы: управление ресурсами, управление качеством, управление охраной окружающей среды, управление развитием производства (инновациями), управление развитием комплекса и др.

     Типичные  функциональные подсистемы маркетинг, финансы, бухгалтерский учет, которые  обособлены в специальных подразделениях организации. Целевые подсистемы обычно не имеют соответствующих подразделений в аппарате управления, однако их функции закрепляются за линейными и функциональными подразделениями.

     Поскольку процесс управления информационный, то объект управления представлен в  системе управления информационными  связями с органом управления и окружающей средой. Можно дать следующее определение: организационная структура (оргструктура) системы управления – это целостная совокупность соединенных между собой информационными связями элементов объекта и органа управления.

       Оргструктура управления базируется на структуре производства. Средством построения и рационализации организационных структур служат моделирование информационных процессов и построение рациональных информационных структур управления. Понятия организационной и информационной структур управления тесно связаны, поскольку управление информационный процесс между объектами и органом управления, образующими организационную структуру. Организационная структура в большей степени имеет отношение к разделению труда в сфере управления, проявляющемуся в обособлении отдельных звеньев или подразделений органа управления и устойчивости связей, как между собой, так и с объектами управления. Информационная структура управления призвана отражать развитие производства и возникающие в связи с этим новые функции и задачи управления, которые в силу уже сложившихся связей, закрепленных соответствующими нормами, могут вступать в противоречие с действующей организационной структурой. Совершенствование организационных структур осуществляется посредством совершенствования информационных структур управления. Неоднократно подчеркивавшийся выше информационный характер управленческой деятельности делает очевидными значение и роль совершенствования информационных процессов для эффективности управления. В настоящее время это связано с использованием информационных технологий, выводящих предприятие на новый уровень управления, что обеспечивается устранением промежуточных звеньев обработки информации, доступом к огромному количеству разнообразной информации вообще и практически мгновенным доступом к необходимой информации внутри фирмы.

       Работа предприятия опирается  на три функциональные области  управления: планирование деятельности  предприятия, техническое проектирование  и производственные планирование  и контроль. Само предприятие выполняет четвертую функцию - физическое производство. Эти четыре функции перекрываются, и обеспечение их интеграции путем адекватного обмена информационным продуктом может рассматриваться как пятая функция. [6, стр.  73-74]

     1.2. Ресурсы организации

 

     Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей. Это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации; это деятельность по согласованию и координации совместных действий участников организации, а также по приспособлению внутренней среды организации в постоянно меняющейся внешней среде.

     В понятие «ресурс» включается все  то, чем располагает организация  – в том числе трудовые, финансовые и материально-технические ресурсы, люди, время, информация, знания и технологии. Существуют две взаимосвязанные группы ресурсов: материально-технические и трудовые. Целесообразно также выделить два основных типа ресурсов.

     Невоспроизводимые, складируемые, накапливаемые – в процессе выполнения работ расходуются полностью, не допуская повторного использования. Не задействованные в данном отрезке времени, они могут использоваться в дальнейшем. Иными словами такие ресурсы можно накапливать с последующим расходованием запасов. Поэтому их часто называют ресурсами типа «энергия». Например: топливо, предметы труда, средства труда однократного применения, а также финансовые средства.

     Воспроизводимые, не складируемые, не накапливаемые  – в ходе работы сохраняют свою натурально-вещественную форму и, по мере высвобождения, могут задействоваться на других работах. Если эти ресурсы простаивают, то их неиспользованная способность к функционированию в данный отрезок времени не компенсируется в будущем, т.е. они не накапливаются. Поэтому ресурсы второго типа называют ресурсами типа «мощности». Примеры: люди, средства труда многократного использования (машины, механизмы, станки и т. п.). [11, стр.  500]

     1.3. Внешняя  и внутренняя  среда организации

 

     Целостность организации и ее открытость как системы обусловливают четкое разделение внутренней и внешней среды, зависимость организации от внешних факторов, взаимодействие внутренней и внешней среды, различную степень воздействия параметров внутренней и внешней среды и управления ими.

     Внутреннюю  среду организации представляют все рассмотренные выше ее составляющие элементы, связи и отношения между  ними по поводу производства продукции (услуг) и управления.

Информация о работе Организация управлением современной фирмы