Определение состояния и этапа жизненного цикла организации ОАО АПФ «Фанагория»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - анализ компании в условиях её жизненного цикла.
Для достижения поставленной цели были решены задачи:
- рассмотреть понятие жизненного цикла организации;
- изучить модели жизненного цикла;
- проследить основные этапы жизненного цикла ОАО АПФ «Фанагория»

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3
1 Теоретические основы жизненного цикла организации
5
1.1 Понятие жизненного цикла организации
5
1.2 Модели жизненного цикла
11
2 Исследование стадий жизненного цикла ОАО АПФ «Фанагория»
19
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия
19
2.2 Основные этапы жизненного цикла ОАО АПФ «Фанагория»
24
2.3 Анализ поведения ОАО АПФ «Фанагория» на стадии зрелости
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

жизненый цикл организации фанагория (2).doc

— 209.50 Кб (Скачать)

                                 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                               

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)

 Факультет управления и психологии

Кафедра государственное и муниципальное управление

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Определение состояния и этапа жизненного цикла организации

 ОАО АПФ «Фанагория»

 

Работу выполнила ______________________________ Мубаракова Анна Андреевна

Курс 1

Направление 081100.62 Государственное и муниципальное управление

Научный руководитель

 канд. эк. наук, доцент _____________________________ К.Н.Бабичев

 

 

 

Краснодар 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1     Теоретические  основы  жизненного цикла организации

5

1.1    Понятие жизненного  цикла организации

5

1.2   Модели жизненного  цикла

11

2      Исследование  стадий жизненного цикла  ОАО  АПФ «Фанагория»

19

2.1    Организационно-правовая  характеристика предприятия

19

2.2    Основные этапы жизненного цикла   ОАО АПФ «Фанагория»

24

2.3    Анализ поведения  ОАО АПФ «Фанагория» на стадии  зрелости

28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

36

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования.  Экономическая  глобализация  превращается в решающий фактор мирового и национального развития в XXI в.  и  предусматривает  необходимость  использования  стратегий  цикличного  развития для обеспечения эффективного функционирования организаций, как на  внутреннем, так и на внешних рынках.

Каждый день образуется множество новых фирм. Далеко не все из них способны успешно развиваться, добиваться успехов и достигать поставленных целей. Очень немногие организации способны существовать бесконечно долго, и ни одна не живет без изменений. Не сумевшие адаптироваться к постоянно меняющейся внешней среде предприятия погибают. В то же время компании, руководство которых отличается гибкостью, способностью предвидеть и адекватно реагировать на внешние изменения, процветают. Однако для эффективного управления организацией недостаточно уметь прогнозировать события. Руководству необходимо знать, на какой стадии своего развития находится компания, чтобы сконцентрировать усилия на тех задачах, которые на этом этапе необходимо решить в первую очередь.

Одним из подходов к определению значения термина «организационное развитие» является рассмотрение этого понятия как «естественного процесса качественных изменений в организации, производных от ее возраста или то, что в литературе называют «жизненным циклом организации». Эмпирическим путем было выяснено, что любые компании проходят определенные стадии в своем развитии, универсальные для организаций любых размеров и форм. Причем переход от одной стадии к другой является предсказуемым, а не случайным.

Актуальность темы обусловили  выбор темы, цели и задачи работы.

Степень разработки проблемы. Акофф Р., ж. Мур, М. Портер, К. Кристенсен , И.  Адизес, Л. Грейнер, Дж. Кимберли, Акулов В. Б., Рудаков М. Н., Богачев В.Ф., Кабаков В.С., Ходачек А.М., Болотов С.П., Воробьев С.О., Дырин С.П., Лавизина О.В., Попов Е.В., Хмелькова Н.В., Федько В.П. и др.

Объектом данной работы является изучение жизненных циклов организации.

Предмет курсовой работы – ОАО АПФ «Фанагория».

Цель данной работы - анализ компании в условиях её жизненного цикла.

Для достижения поставленной цели были решены задачи:

- рассмотреть понятие  жизненного цикла организации;

- изучить модели жизненного  цикла;

- проследить основные  этапы жизненного цикла ОАО  АПФ «Фанагория»

Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных учёных по проблеме жизненного цикла организации.

Эмпирическую базу исследования составили: материалы периодической печати, ресурсов Internet.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (первый раздел – «Теоретические основы  жизненного цикла организации», второй раздел – «Исследование стадий жизненного цикла  ОАО АПФ «Фанагория», заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы  жизненного цикла организации

1.1 Понятие жизненного  цикла организации

 

В теории менеджмента развивается направление, в рамках которого исследователи рассматривают организацию как развивающийся во времени объект, имеющий жизненный цикл. Предполагается, что проектирование, развитие и поведение организаций может быть описано с помощью моделей, которые основываются на одной из процессных теорий - теории жизненных циклов. В основе теории жизненных циклов организации (ЖЦО) лежит аналогия с биологическими объектами. Однако, как отмечают российские исследователи, следует подчеркнуть ограниченность этой аналогии. Биологические организмы начинают умирать с первой минуты своего рождения. Смерть - это неизбежное будущее биологического объекта. Однако то же нельзя сказать об организации, поскольку никакая организационная жизнь сама по себе не подразумевает неизбежную смерть организации.

Жи́зненный цикл организа́ции — совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования.. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходит организация, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.

Несмотря на довольно большое количество разнообразных моделей, посвященных жизненного цикла организации, никто из исследователей не предлагает определения того, что такое стадия жизни организации. Помимо этого, авторы используют разные термины для обозначения этапов развития организации. Например, одни из них применяют термин «стадии жизненного цикла»  [Adizes; Miller, Friesen; Quinn, Cameron; Smith, Mitchell, Summer], в то время как другие говорят о «стадиях роста» [Flamholt; Galbraith; Kazanjian; Scott, Bruce] или «стадиях развития» [Churchill, Lewis; Scott, Bruce]. Большинство авторов применяют их как имеющие один и тот же смысл. Концепции жизненного цикла уделяется большое внимание в литературе по изучению рынков. Жизненный цикл используется для объяснения того, как продукт проходит через этапы рождения или формирования, роста, зрелости и упадка. Организации имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла. [2]

 Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие временные отрезки предусматривает следующие этапы:

1. Этап предпринимательства. Организация находится в стадии  становления. Цели являются еще  нечеткими, творческий процесс протекает  свободно, продвижение к следующему  этапу требует стабильного обеспечения  ресурсами.

2. Этап коллективности. Развиваются  инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации и структура в рамках организации остаются в сущности неформальными.

3. Этап формализации и  управления. Структура организации  стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает серьезной опасности.

4. Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск  своих продуктов и расширяет  рынок оказания услуг. Руководители  выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован.

5. Этап упадка. В результате  конкуренции, сокращающегося рынка  организация сталкивается с уменьшением  спроса на свою продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно тех, кто обладает наиболее ценными специальностями. Количество конфликтов нередко увеличивается. К руководству приходят новые люди, предпринимающие попытки задержать упадок. Механизм выработки и принятия решений централизован.[14]

Графически основные этапы жизненного цикла организации представлены.  На рисунке 1 показано по восходящей линии создание, рост и зрелость организации, а также ее упадок, обозначенный ниспадающей кривой.

 

 

Рисунок 1 – Жизненный цикл организации

 

Жизненный цикл организации – совокупность стадий, которые проходит организация за период своего функционирования: рождение, детство, отрочество, ранняя зрелость, расцвет сил, полная зрелость, старение, обновление.[17]

Рождение. Основатели организации выявляют неудовлетворенные требования потребителя или социальные нужды. Целеустремленность, способность рисковать и преданность делу характеризуют этот этап. Нередко используется директивный метод руководства,

Детство. Это опасный период, поскольку наибольшее количество неудач происходит в течение первых лет после возникновения организации. Из мировой статистики известно, что огромное число организаций небольшого масштаба терпят неудачу из-за некомпетентности и неопытности руководства. Каждое второе предприятие малого бизнеса терпит крах в течение двух лет, четыре из пяти предприятий – в течение пяти лет своего существования. Задача этого периода – быстрый успех. Цели – здоровое существование и развитие, а не простое выживание. Нередко вся работа выполняется на пределе возможностей, чтобы не потерять темп возрастающего успеха. Управление осуществляется деятельным и подготовленным руководителем и его первоначальной командой.

Отрочество. Во время этого переходного периода рост организации осуществляется, как правило, несистематично, рывками; организация все больше набирает силу, однако координация проводится ниже оптимального уровня. Более организованные процедуры постепенно заменяют рискованную страсть к успеху. Налаживается планирование, разработка бюджетов, прогнозов. Расширяется прием на работу специалистов, что вызывает трения с прежним составом. Основатели организации вынуждены больше выполнять роль непосредственных руководителей, а не предпринимателей, проводя систематическое планирование, координацию, управление и контроль.

Ранняя зрелость. Отличительные признаки этого периода – экспансия, дифференциация и, возможно, диверсификация. Образуются структурные подразделения, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью. Используются многие общепринятые методы оценки эффективности, должностные инструкции, делегирование полномочий, нормы производительности, экспертиза, организация обучения и развития. Однако начинают проявлять себя тенденции бюрократизма, борьбы за власть, местничества, стремление добиваться успеха любой ценой.

Расцвет сил. Имея в правлении акционеров, организация ставит на данном этапе цель сбалансированного роста. Структура, координация, стабильность и контроль должны иметь такое же значение, как и инновации, совершенствование всех частей и децентрализация. Принимается концепция структурных подразделений, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью. Новая продукция, рынок сбыта и технологии должны быть управляемы, а квалификационные навыки управленческого персонала – более отточены. С ускорением темпов роста по сравнению с предыдущими стадиями организация нередко переоценивает свои успехи и возможности.

Полная зрелость. Имея компетентное, но не всегда ответственное руководство, организация действует практически сама по себе. Весьма часто устанавливается нежелательное состояние всеобщего благодушия. Несмотря на то что картина доходов вполне приемлема, темпы роста замедляются. Организация может отклоняться от своих первоначальных целей под влиянием внешнего давления. Вместе с тем слабости слишком очевидны. Эти симптомы нередко игнорируются руководством.[14]

Старение. Этот тип никогда бы не наступил, если бы руководство организации постоянно осознавало необходимость обновления. Конкуренты неизменно покушаются на долю организации на рынке. Бюрократическая волокита, не всегда обоснованная стратегия, неэффективная система мотиваций, громоздкая система контроля, закрытость к новым идеям – все это вместе взятое создает условия для «закупорки артерий». Как показывает практика, очень трудно остановиться и прекратить выполнение непродуктивной работы. В результате организация постепенно начинает распадаться. Она вынуждена либо принять жесткую систему обновления, либо погибнуть как самостоятельная структура, влившись в приобретающую ее корпорацию. Организация откатывается назад, и вновь начинается борьба за ее выживание.

Информация о работе Определение состояния и этапа жизненного цикла организации ОАО АПФ «Фанагория»