Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 20:21, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время организационному развитию уделяется большое внимание. Как правило, под ним понимаются некоторые целенаправленные изменения, вводимые управленцами с целью увеличить эффективность работы организации. При этом “одни организации развиваются динамичнее и успешнее других, вторые - словно стоят на месте, третьи - переживают не проходящий кризис”.
Актуальность данной
темы заключается в том, что в
настоящее время
В теории менеджмента развивается направление, в рамках которого исследователи рассматривают организацию как развивающийся во времени объект, имеющий жизненный цикл. Предполагается, что проектирование, развитие и поведение организаций может быть описано с помощью моделей, которые основываются на одной из процессных теорий - теории жизненных циклов. В основе теории жизненных циклов организации лежит аналогия с биологическими объектами. Однако, как отмечают российские исследователи, следует подчеркнуть ограниченность этой аналогии. Биологические организмы начинают умирать с первой минуты своего рождения. Смерть - это неизбежное будущее биологического объекта. Однако то же нельзя сказать об организации, поскольку никакая организационная жизнь сама по себе не подразумевает неизбежную смерть организации.
Жизненный цикл организации - ее предсказуемые изменения с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходит организация, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.
Жизненный цикл организации используется для объяснения того, как продукт проходит через этапы рождения или формирования, роста, зрелости и упадка. Организации имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла. Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующем временном отрезке предусматривают определенные этапы:
Таким образом, модель жизненного цикла принимает следующий вид: зарождение и становление организации, развитие, подразумевающее заполнение выбранного рынка, зрелость, заключающаяся в удержании захваченной части рынка, и старение, сопровождающееся вытеснением с рынка конкурентами или исчезновением рынка.
Окончание жизненного цикла может состоять не только в упадке и исчезновении вида/организации, но и в распаде на новые виды/организации, которые в зависимости от начальных условий могут сразу оказаться на этапе зрелости или развития.
Цель работы: определение инструментария управления процессом развития предприятий в современных условиях хозяйствования на основе анализа жизненных циклов и стадий развития организации.
Задачи работы:
1. Обосновать целесообразность
применения модели жизненных
циклов как инструмента
2. Провести анализ жизненного цикла на примере данной организации и исследовать взаимосвязь на соответствующих уровнях управления экономикой.
Жизненный цикл организации- совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования.
Эта теория рассматривается в рамках менеджмента и подразумевает прохождение организацией нескольких этапов развития (аналогия с живыми существами): становление, рост зрелость смерть. Но последний этап не совсем применим к организации, так как не всякое искусственно создание обязательно должно умереть1.
Рост фирмы на рынке сопряжен с изменением ее организационных состояний, называемых стадиями жизненного цикла организации. Применительно к организационному развитию оригинальные модели жизненного цикла организации были предложены Л. Грейнером и И. Адизесом.
Суть этих моделей состоит в том, что функционирование (жизнедеятельность) предприятия представляет собой последовательность сменяющих друг друга этапов, которые имеют определенные характеристики. Можно выделить два уровня рассмотрения подобной этапности2.
Периоды, проживаемые фирмой в рамках однотипных ценностных установок и фиксирующие, в первую очередь, специфику управленческих задач в определенный период функционирования организации мы будем называть стадиями; периоды, в которых организация принципиально изменяет внутренние ценности и ориентации, - этапами или циклами развития.
Л. Грейнер выделяет пять циклов организационного развития отделяемых друг от друга моментами организационных кризисов.
Кризис, как правило, характеризуется
снижением эффективности
И. Адгизес описал "нормальные" и "патологические" проблемы предприятия на каждой стадии развития организации, которые в общем виде образуют четыре базовые стадии функционирования фирмы: создание, рост, зрелость и упадок, с каждой из которых связаны особенности в формировании целей и механизма взаимодействия персонала внутри фирмы.
Организация может выжить и перейти к следующему циклу развития только в том случае, если найдет новую идею, новый товар, привлекательные для потребителя, и займет новое место на рынке. Если ей это удается, то она (организация) может вновь пережить стадии создания, роста, зрелости, которые неизбежно перетекут в новый кризис.
Теория Адгизеса концентрирует внимание на двух важнейших параметрах жизнедеятельности организации: гибкости и контролируемости (управляемости). Молодые организации очень гибки и подвижны, но слабо контролируемы. Когда организация взрослеет - соотношение изменяется: контролируемость растет, а гибкость уменьшается.
Задача руководства
Ключ успеха в управлении организацией - это умение сосредоточиться на решении проблем, которые присуши данной стадии жизненного цикла организации и недопущение возникновения патологий.
Один из вариантов деления жизненного цикла организации
на соответствующие временные отрезки
предусматривает следующие этапы3.
1. Этап предпринимательства. Становление. Организация находится в стадии становления.
Цели являются еще нечеткими, творческий
процесс протекает свободно, продвижение
к следующему этапу требует стабильного
обеспечения ресурсами. В эту стадию входят следующие явления:
зарождение идеи, поиск единомышленников,
подготовка к реализации идеи, юридическое
оформление организации, набор операционного
персонала и выпуск первой партии продукта.
Уже на этом этапе организация является
социосистемой, так как она состоит из
людей, принадлежащих единой или сходным
парадигмам. Каждый член организации обладает
собственными культурными представлениями
и системой ценностей. Совместная деятельность,
которую начинают вести члены организации,
запускает процессы формирования знаний
на индивидуальном онтологическом уровне,
когда опыт, получаемый каждым членом
организации, перерабатывается в соответствии
с личными убеждениями и представлениями.
На этом же этапе начинается «ярмарка»
знаний, когда в ходе совместной деятельности
каждый член коллектива вольно или невольно
демонстрирует собственную систему представлений,
умения и навыки. Фирмы возникают добровольно,
потому что они представляют более эффективный
метод организации производства. На первом
этапе своего развития фирма ведет себя
как "серая мышка" - подбирает зернышки,
которые упускают из виду более крупные
рыночные структуры.
На этапе возникновения фирмы
очень важно определить стратегию
конкурентной борьбы: Первая стратегиясиловая,
действующая в сфере крупного
производства товаров и услуг. Вторая
стратегия - приспособительная: Задачи
таких фирм: удовлетворять индивидуальные
потребности конкретного человека. Третья
стратегия нишевая глубокая специализация
производства - то , что организация может
делать лучше других4.
2. Этап коллективности. Стадия развития. Развиваются инновационные процессы
предыдущего этапа, формируется миссия
организации. Коммуникации и структура
в рамках организации остаются в сущности
неформалтными.
Происходит рост компании: идет активное
освоение рынка, рост интеграции особенно
интенсивны. Успешность развития организации
на этом этапе зависит:
- от того, насколько полно понимают
идеи лидера члены организации;
- от того, насколько члены организации
- от готовности членов
- от того, насколько эффективно построена коллективная работа.
Если отбросить индивидуальные особенности как лидера, так и членов организации, то все эти факторы определяются групповыми представлениями и ценностями -- тем, что образует базис организационной культуры. Этот этап можно условно назвать периодом формирования базиса организационной культуры. На нeм успех и неудачи организации активно перерабатываются на всех уровнях организации: индивидуальном, групповом, организационном. Опыт, накопленный на предыдущей стадии, проходит через активную проработку. Процессы экстернализации и комбинации знаний выходят за рамки индивидуального онтологического уровня и поднимаются до уровня группового и организационного: ценности отдельных членов коллектива трансформируются в групповые ценности, согласовываются цели, происходит формирование видения организации как отдельной сущности, осознание еe взаимоотношений с внешней средой, формируются правила взаимного сосуществования как членов организации между собой, так и по отношению к субъектам внешней среды. Для максимально разностороннего и быстрого развития организации на этой стадии особое внимание следует уделять процессам комбинации и интернализации знаний на организационном уровне. Это обеспечит распространение элементов организационной культуры среди всех членов организации.
3. Этап формализации
и управления. Стадия зрелости. Структура организации стабилизируется,
вводятся правила, определяются процедуры.
Упор делается на эффективность инноваций
и стабильность. Органы по выработке и
принятию решений становятся ведущими
компонентами организации. Возрастает
роль высшего руководящего звена организации,
процесс принятия решений становится
более взвешенным, консервативным. Роли
уточнены таким образом, что выбытие тех
или иных членов организации не вызывает
серьезной опасности.
Зрелость организации означает, что ей
удаeтся сохранять устойчивое положение
во внешней среде; показывает, что остальные
процессы переработки опыта и встраивания
его в существующую систему представлений
имеют явное выражение в базисных представлениях
организационной культуры и подкреплены
мощно влияющими на членов организации
артефактами. Эти артефакты обеспечивают
широкое распространение парадигм организации
среди еe членов и передаются новичкам
как история успеха. Если на предыдущих
этапах развития организационная культура
сильно подвержена любому влиянию со стороны
культуры лидеров, внешней среды, то на
этапе зрелости она становится обычным
правом, оказывающим влияние на все стороны
жизнедеятельности организации5.
4. Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск своих
продуктов и расширяет рынок оказания
услуг. Руководители выявляют новые возможности
развития. Организационная структура
становится более комплексной и отработанной.
Механизм принятия решений децентрализован.
5. Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося
рынка организация сталкивается с уменьшением
спроса на свою продукцию или услуги. Руководители
ищут пути удержания рынков и использования
новых возможностей. Увеличивается потребность
в работниках, особенно тех, кто обладает
наиболее ценными специальностями. Количество
конфликтов нередко увеличивается. К руководству
приходят новые люди, предпринимающие
попытки задержать упадок. Механизм выработки
и принятия решений централизован.
Стадию старости организации определяется
как противоречие между ней и
окружающей средой, которое выражается
или в появлении конкурентов,
вытесняющих организацию с
В такой ситуации получаемый организацией реальный опыт не фиксируется в существующих знаниях организации. В результате базовые представления перестают адекватно интерпретировать реальные события, а провозглашенные ценности членами коллектива не воспринимаются как ценности.
Это означает, что механизмы, обеспечивавшие трансформацию знаний организации, по каким-либо причинам исчезают и происходит разрыв в цепочках формирования знаний. Происходит накопление неформализованных знаний, которые между тем никаким образом не встраиваются в существующую систему представлений.
Графически основные этапы жизненного
цикла организации представлены
на рис. 1. На рисунке показано по восходящей
линии создание, рост и зрелость
организации, а также ее упадок, обозначенный
ниспадающей кривой. На основе проводимых исследований и
обобщения накопленного опыта стадии
жизненного цикла организации можно представить
более детально, как это сделано в табл.
2.
Рождение.
Основатели организации выявляют неудовлетворенные
требования потребителя или социальные
нужды. Целеустремленность, способность
рисковать и преданность делу характеризуют
этот этап7.
Детство.
Это опасный период, поскольку наибольшее
количество неудач происходит в течение
первых лет после возникновения организации.
Из мировой статистики известно, что огромное
число организаций небольшого масштаба
терпят неудачу из-за некомпетентности
и неопытности руководства. Каждое второе
предприятие малого бизнеса терпит крах
в течение двух лет, четыре из пяти предприятий
– в течение пяти лет своего существования.
Задача этого периода – быстрый успех.
Цели – здоровое существование и развитие,
а не простое выживание. Нередко вся работа
выполняется на пределе возможностей,
чтобы не потерять темп возрастающего
успеха. Управление осуществляется деятельным
и подготовленным руководителем и его
первоначальной командой.
Отрочество.
Во время этого переходного периода рост
организации осуществляется, как правило,
несистематично, рывками; организация
все больше набирает силу, однако координация
проводится ниже оптимального уровня.
Более организованные процедуры постепенно
заменяют рискованную страсть к успеху.
Налаживается планирование, разработка
бюджетов, прогнозов. Расширяется прием
на работу специалистов, что вызывает
трения с прежним составом. Основатели
организации вынуждены больше выполнять
роль непосредственных руководителей,
а не предпринимателей, проводя систематическое
планирование, координацию, управление
и контроль8.
Ранняя
зрелость. Отличительные признаки
этого периода – экспансия, дифференциация
и, возможно, диверсификация. Образуются
структурные подразделения, результаты
деятельности которых измеряются полученной
прибылью. Используются многие общепринятые
методы оценки эффективности, должностные
инструкции, делегирование полномочий,
нормы производительности, экспертиза,
организация обучения и развития. Однако
начинают проявлять себя тенденции бюрократизма,
борьбы за власть, местничества, стремление
добиваться успеха любой ценой.
Расцвет
сил. Имея в правлении акционеров,
организация ставит на данном этапе цель
сбалансированного роста. Структура, координация,
стабильность и контроль должны иметь
такое же значение, как и инновации, совершенствование
всех частей и децентрализация. Принимается
концепция структурных подразделений,
результаты деятельности которых измеряются
полученной прибылью. Новая продукция,
рынок сбыта и технологии должны быть
управляемы, а квалификационные навыки
управленческого персонала – более отточены.
С ускорением темпов роста по сравнению
с предыдущими стадиями организация нередко
переоценивает свои успехи и возможности.
Полная
зрелость. Имея компетентное, но не
всегда ответственное руководство, организация
действует практически сама по себе. Весьма
часто устанавливается нежелательное
состояние всеобщего благодушия. Несмотря
на то что картина доходов вполне приемлема,
темпы роста замедляются. Организация
может отклоняться от своих первоначальных
целей под влиянием внешнего давления.
Вместе с тем слабости слишком очевидны.
Эти симптомы нередко игнорируются руководством.
Старение.
Этот тип никогда бы не наступил, если
бы руководство организации постоянно
осознавало необходимость обновления.
Конкуренты неизменно покушаются на долю
организации на рынке. Бюрократическая
волокита, не всегда обоснованная стратегия,
неэффективная система мотиваций, громоздкая
система контроля, закрытость к новым
идеям – все это вместе взятое создает
условия для «закупорки артерий». Как
показывает практика, очень трудно остановиться
и прекратить выполнение непродуктивной
работы. В результате организация постепенно
начинает распадаться. Она вынуждена либо
принять жесткую систему обновления, либо
погибнуть как самостоятельная структура,
влившись в приобретающую ее корпорацию.
Организация откатывается назад, и вновь
начинается борьба за ее выживание.
Обновление.
Организация в состоянии подняться из
пепла как Феникс. Это может сделать новая
команда руководителей, уполномоченных
на проведение реорганизации и осуществление
плановой программы внутреннего организационного
развития9.