Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 20:21, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время организационному развитию уделяется большое внимание. Как правило, под ним понимаются некоторые целенаправленные изменения, вводимые управленцами с целью увеличить эффективность работы организации. При этом “одни организации развиваются динамичнее и успешнее других, вторые - словно стоят на месте, третьи - переживают не проходящий кризис”.
7. Стадия синтезирования
Стремление повысить эффективность
операционной схемы компании в целом
и каждого структурного элемента
в отдельности превращает организацию
в фантастически сложный
Типичные проблемы организации, которые предлагаются для решения консультантам, как правило, связанны с законом концентрации и рассеяния (Ципфа — Брэдфорда). Главный смысл закона заключается в том, что многие естественно возникающие в больших системах распределения подчиняются крайне неравномерной закономерности, и все попытки ее выровнять терпят крах. При этом четко просматриваются два момента.
Во-первых, небольшое число ведущих объектов системы забирает себе львиную долю общей "энергетики" системы (2% ведущих банков владеют 70% всего банковского капитала).
Во-вторых, большинство наименее значимых объектов системы в совокупности обладают существенной частью "энергии" системы в 70% небольших городов живет 30% населения).
Какие выводы из этого закона «может сделать директор крупной и даже средней фирмы совместно с консультантом? Например, такой: хотя половину всей работы, выполняют наиболее энергичные и квалифицированные сотрудники — элита, составляющая нередко всего 5% от общего состава фирмы, тем не менее существенно сократить количество противоположной части персонала нельзя: во-первых, они в совокупности выполняют существенную часть работы, без которой не обойтись элите, во-вторых, если оставить работать одну элиту, сильно сэкономив тем самым на зарплате, то уровень производства снизится во много раз. Причиной тому немедленное перераспределение потенциала в бывшей элите, в которой выделится своя (суперэлита) и возьмет на себя большую часть работы коллектива, а остальные сотрудники резко снизят качество и производительность труда, образовав таким образом (сравнительно) низко производительные массы.
Найти способ соблюдения динамического равновесия сил в компании — означает решить главную задачу этапа синтезирования. Путь к решению этой задачи может занять у организации не один год и проходить через множество преград, которые в большинстве своем лежат в области управленческой компетентности менеджеров высшего звена. На некоторых препятствиях стоит остановиться подробнее.
Руководству часто кажется естественным, что степень единства между организационными блоками зависит от наличия необходимых для этого элементов в каждом из них или от характеристик организационной структуры. С этой целью работа служб и подразделений бесконечно совершенствуется методом внедрения новейших технологий, ротации кадров, обмена функциями между отделами, их разделения, слияния и т.д. Иногда этот процесс скатывается до уровня атрибутов: перестановки в офисе, усложнение систем связи, делопроизводства, программного обеспечения, оснащение дополнительной оргтехникой. В любом случае каждый раз в работе сотрудников и отделов вообще появляются новые и новые элементы, которые делают жизнь компании богаче и разнообразнее, но не снимают противоречий и не дают руководству долгожданного ощущения целостности и гармонии происходящего.
Теперь немного о своеобразной ловушке, в которую попадает организация (иногда с помощью консультантов), подменяя идею управления целостной системой, стремлением провести очередной структурный анализ внутренних взаимосвязей, который сводится просто к констатации фактов. При этом на одном из совещаний можно услышать следующее воззвание к коллегам: "В работе нашей фирмы не все складывается, как хотелось бы! В ней много лишнего, ненужного, постороннего, так не свойственного нашему профессионализму. Многие трения возникают потому, что мы не улавливаем причинно-следственных связей и корреляций между разными частями своей деятельности! Нам в самое ближайшее время следует разложить все по полочкам, беспристрастно разобраться в причинах сдерживающих факторов, найти новые схемы работы, получив таким образом единую стройную картину..." Разложить и найти новые схемы чаще всего действительно удаётся, но почему-то дальше нечего не происходит: причины прошлых промахов не становятся более понятными, равно как и то, что следует делать в настоящем и будущем. Главная же неприятность состоит в том, что не происходит синтеза, он не может быть осуществлен лишь от того, что руководство признает какие-то свои действия правильными, а какие-то, наоборот, неправильными. В действительности чтобы провести интеграцию нужна длительная подготовительная реальная работа над всеми составляющими организационного процесса во всех направлениях, которая и создаст необходимый фундамент для естественного синтеза.
Другим препятствием может стать управленческая близорукость первого лица фирмы, которая проявляется, как правило, в излишней скромности или неспособности вовремя признаться в необходимости перехода к управлению системой в целом. Любимые поговорки такого руководителя хорошо известны: "мы — люди маленькие", "лучше синица в руках, чем журавль в небе", "мы звезд с неба не хватаем", "тише едешь — дальше будешь". Интересно, что данные образцы народной мудрости вспоминаются только на стадии синтезирования, когда потенциал организации возрастает многократно и коллектив уже обладает огромными возможностями. Нередко в основе такой философии лежит, отказ первого лица взять на себя ответственность за деятельность организации не только перед персоналом, но «и перед обществом, а также выступить, в роли, лидера команды менеджеров. Такое явление можно наблюдать и на предыдущих этапах жизненного цикла фирмы, но в любом случае происходит один и тот же эффект: коллектив перестает понимать направление движения и верить в перспективы организации. Проявляется это очень, быстро, когда вместо точных и глубоко продуманных решений по ключевым вопросам (чаще всего внешнеполитическим для организации) не принимается никаких, а заместители с большим трудом начинают сочинять официальные формулировки причин странного поведения руководства для стратегических партнеров и персонала организации. Если такая практика становится устойчивой, то компания теряет главное на этом этапе — свой собственный ритм развития, пока кабинет № 1 не обретет нового хозяина.
Этап синтезирования часто сравнивают с подведением итогов, что является одной из основных форм работы над внутренней цельностью организации, цель которой приведение философии всех частей организации в соответствие с общественной ролью фирмы. Философии синтеза, как правило, уделяется особое внимание, т.к. она имеет важнейшее значение при гармоничном осуществлении миссии организации16.
8. Стадия обретения миссии
Выше уже говорилось о том, что со временем рынок наделяет компанию определенной ролью, которая затем открыто признается и накладывает на коллектив большую ответственность перед самыми требовательными клиентами, уверенными в 100% гарантиях качества товаров и услуг.
Если на стыке стадий, становления
и трансформации шла речь о
необходимости качественного
Стадия обретения или
Вообще, стадия осуществления миссии, как правило, высвечивает большинство недоработок предыдущих стадий. Как и на предыдущем этапе, основные проблемы компании лежат в области компетенции ее высшего эшелона, вернее, готовности сознания руководителей к новым реалиям.
Описанные стадии жизненного цикла
приводят организацию на вершину
своего развития, удержаться на которой
весьма не просто. Не многие компании оказались
способными к длительному и тяжелому марафону
лидерства на своем рынке. Другие же, постепенно
теряя потенциал, оказались на вторых
и третьих ролях, исчезли совсем или стали
составными частями фаворитов. Причины
и процесс падения компаний – предмет
дальнейших исследований, которые позволят
описать нисходящие стадии жизненного
цикла, которые, по мнению автора, представляют
не меньший интерес и дадут импульс к продолжению
данной темы17.
2.1 Основные этапы жизненного цикла ОАО «Когалымский молочный завод»
ОАО «Когалымский молочный завод» прошел следующие этапы жизненного цикла (рис.2):
1. Выхаживание - этап зарождения организации. Она еще не возникла физически и формально, однако энтузиазм и бизнес-идея относительно ее существования уже возникли.
В этот период происходили, в основном, обсуждения по поводу будущего организации, в ходе которого основатели заложили «теоретический» фундамент новой компании. Идея получила положительную оценку, были сформулированы определенные внутренние обязательства в отношении ее реализации и обозначена готовность взять на себя риск основания нового дела. Необходимый уровень обязательств измерялся уровнем риска, который организация берет на себя при рождении.
При создании организации были поставлены такие вопросы, как:
- Что мы реально собираемся делать?
- Как это будет сделано?
- Когда это может быть сделано?
- Кто собирается это делать и почему?
Основатель ориентировался на потенциального потребителя.
2. Детство;
На этой стадии внимание переместилось от идей и возможностей к результатам производства - удовлетворению потребностей, ради которых компания создавалась.
Компания в младенчестве обладала нечеткой структурой, небольшим бюджетом, процедуры ведения бизнеса практически отсутствовали. На тот момент субординация была слаба, отсутствовала система приема на работу и контроля выполнения заданий.
Был составлен бизнес-план, в котором был бы проанализирован поток денежных средств. Решения принимались и исполнялись быстро. Однако отсутствие правил, стабильности и опыта, на который можно было бы положиться при принятии решений, превращали каждое решение в новый прецедент. Управление осуществлялось от кризиса к кризису.
На данной стадии развития предприятием соблюдались определенные условия, чтобы избежать гибели. Одно из них - это обеспечение постоянного притока денежных средств, а второе - преданность основателя идее построения устойчивой организации.
Руководитель рационально
3. «Давай-давай» - стадия быстрого роста;
Эта стадия наступила, когда идея начала работать, т.е. была преодолена нехватка денежных средств и уровень продаж начал расти, создается впечатление, что компания не только выжила, но даже процветает.
Вследствие нечеткого
4. Зрелость;
На этом этапе предприятие претерпело коренные изменения. Данный процесс протекал более длительно и проблематично, нежели предшествующие. Характерными стали конфликты, прежде всего между сотрудниками, стоящими у истоков компании и недавно начавшими свою деятельность в увеличившейся организации.