Жизненный цикл организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 01:22, реферат

Краткое описание

Жизненный цикл организа́ции — совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования.
Эта теория рассматривается в рамках менеджмента и подразумевает прохождение организацией нескольких этапов развития (аналогия с живыми существами):
- становление,

Файлы: 1 файл

Жизненный цикл организа́ции.docx

— 189.52 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Жизненный цикл организа́ции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Жизненный цикл организа́ции — совокупность стадий развития, которые  проходит фирма за период своего существования.

Эта теория рассматривается  в рамках менеджмента и подразумевает  прохождение организацией нескольких этапов развития (аналогия с живыми существами):

- становление, 

- рост,

- зрелость,

- смерть.

 Но последний этап  не совсем применим к организации,  так как не всякое искусственное  создание обязательно должно  умереть.

Жизненный цикл имеет следующий  вид: зарождение и становление, рост, когда фирма активно заполняет  выбранный ею сегмент рынка, зрелость, когда фирма пытается сохранить  имеющуюся долю рынка под своим  контролем и старость, когда фирма  быстро теряет свою долю рынка и  вытесняется конкурентами. В дальнейшем организация либо ликвидируется, либо вливается в более крупную, либо разбивается на более мелкие организации, которые в зависимости от ситуации могут оказаться на стадии роста  или зрелости (реже — других стадиях).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жизненные стадии и циклы организации

 

М.В. Ломоносова Все регулируется, течет по расчисленным руслам, совершает  свой кругооборот в полном соответствии с законом и под его защитой. И. Ильф, Е. Петров. Золотой теленок  Согласно экспериментальным исследованиям  можно утверждать о наличии, как  минимум, трех базовых метафор, с  помощью которых люди описывают  свою организацию (от малых групп  до крупных корпораций). Это метафоры механизма, организма и семьи. В  первом случае (.метафора механизма) организация  описывается прежде всего с точки  зрения структурированности отношений  между ясно очерченными частями  целого, имеющими определенный порядок, Организация представляется как  набор заранее определенных отношений, позволяющих действовать алгоритмизированно, эффективно, надежно и предсказуемо. В рамках метафоры организма организация  предстает в восприятии людей  как живая система, существующая в окружающей среде. В этой связи  используются, как минимум, две аналогии. Первая исходит из отождествления организации  с человеческой личностью. В рамках этой аналогии используются такие ключевые понятия, как цели, потребности, мотивы, а также рождение, взросление, старение и гибель. В рамках второй аналогии (информационной) в качестве образца  для описания организационной реальности часто используется либо компьютер, либо мозг. В этом случае организация  предстает как собрание относительно автономных частей, соединенных линиями  коммуникации, координации и взаимного  контроля. Представление об организации  как о семье описывалось испытуемыми  через апелляцию к соответствующим  эталонам взаимодействия внутри организации, которые отражены в системе знаний, идеологии, ценностях, законах и  повседневных ритуалах. Согласно данной системе представлений, организация  есть та человеческая среда, которая  создается людьми, чтобы определенным образом понимать происходящие события  и придавать смысл и значение своему собственному поведению.

 

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и в  конце концов прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются  ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются  навсегда. Умеющие адаптироваться процветают, негибкие – исчезают. Какие-то организации  развиваются быстрее других и  делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком  этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует  этому этапу.

 

 Именно поэтому широко  распространено понятие о жизненном  цикле организаций как о предсказуемых  их изменениях с определенной  последовательностью состояний  в течение времени. Применяя  понятие жизненного цикла, можно  видеть: существуют отчетливые этапы,  через которые проходят организации,  и переходы от одного этапа  к другому являются предсказуемыми, а не случайными.

 

 Концепции жизненного  цикла уделяется большое внимание  в литературе по изучению рынков. Жизненный цикл используется  для объяснения того, как продукт  проходит через этапы рождения  или формирования, роста, зрелости  и упадка. Организации имеют некоторые  исключительные характеристики, которые  требуют определенной модификации  понятия жизненного цикла. 

 

 Один из вариантов  деления жизненного цикла организации  на соответствующие временные  отрезки предусматривает следующие этапы:

 

1. Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами.

 

2. Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации и структура в рамках организации остаются в сущности неформальными.

 

3. Этап формализации  и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает серьезной опасности.

 

4. Этап выработки  структуры. Организация увеличивает выпуск своих продуктов и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован.

 

5. Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно тех, кто обладает наиболее ценными специальностями. Количество конфликтов нередко увеличивается. К руководству приходят новые люди, предпринимающие попытки задержать упадок. Механизм выработки и принятия решений централизован.

 

Графически основные этапы  жизненного цикла организации представлены На рисунке показано по восходящей линии создание, рост и зрелость организации, а также ее упадок, обозначенный ниспадающей кривой.

 

Жизненный цикл организации

 

 

 

 

 На основе проводимых  исследований и обобщения накопленного  опыта стадии жизненного цикла  организации можно представить  более детально, как это сделано  в таблице: 

Стадии жизненного цикла организации


 

 

Жизненный цикл организации – совокупность стадий, которые проходит организация за период своего функционирования: рождение, детство, отрочество, ранняя зрелость, расцвет сил, полная зрелость, старение, обновление.

 

Рождение. Основатели организации выявляют неудовлетворенные требования потребителя или социальные нужды. Целеустремленность, способность рисковать и преданность делу характеризуют этот этап. Нередко используется директивный метод руководства,

 

Детство. Это опасный период, поскольку наибольшее количество неудач происходит в течение первых лет после возникновения организации. Из мировой статистики известно, что огромное число организаций небольшого масштаба терпят неудачу из-за некомпетентности и неопытности руководства. Каждое второе предприятие малого бизнеса терпит крах в течение двух лет, четыре из пяти предприятий – в течение пяти лет своего существования. Задача этого периода – быстрый успех. Цели – здоровое существование и развитие, а не простое выживание. Нередко вся работа выполняется на пределе возможностей, чтобы не потерять темп возрастающего успеха. Управление осуществляется деятельным и подготовленным руководителем и его первоначальной командой.

 

Отрочество. Во время этого переходного периода рост организации осуществляется, как правило, несистематично, рывками; организация все больше набирает силу, однако координация проводится ниже оптимального уровня. Более организованные процедуры постепенно заменяют рискованную страсть к успеху. Налаживается планирование, разработка бюджетов, прогнозов. Расширяется прием на работу специалистов, что вызывает трения с прежним составом. Основатели организации вынуждены больше выполнять роль непосредственных руководителей, а не предпринимателей, проводя систематическое планирование, координацию, управление и контроль.

 

Ранняя зрелость. Отличительные признаки этого периода – экспансия, дифференциация и, возможно, диверсификация. Образуются структурные подразделения, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью. Используются многие общепринятые методы оценки эффективности, должностные инструкции, делегирование полномочий, нормы производительности, экспертиза, организация обучения и развития. Однако начинают проявлять себя тенденции бюрократизма, борьбы за власть, местничества, стремление добиваться успеха любой ценой.

 

Расцвет сил. Имея в правлении акционеров, организация ставит на данном этапе цель сбалансированного роста. Структура, координация, стабильность и контроль должны иметь такое же значение, как и инновации, совершенствование всех частей и децентрализация. Принимается концепция структурных подразделений, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью. Новая продукция, рынок сбыта и технологии должны быть управляемы, а квалификационные навыки управленческого персонала – более отточены. С ускорением темпов роста по сравнению с предыдущими стадиями организация нередко переоценивает свои успехи и возможности.

 

Полная зрелость. Имея компетентное, но не всегда ответственное руководство, организация действует практически сама по себе. Весьма часто устанавливается нежелательное состояние всеобщего благодушия. Несмотря на то что картина доходов вполне приемлема, темпы роста замедляются. Организация может отклоняться от своих первоначальных целей под влиянием внешнего давления. Вместе с тем слабости слишком очевидны. Эти симптомы нередко игнорируются руководством.

 

Старение. Этот тип никогда бы не наступил, если бы руководство организации постоянно осознавало необходимость обновления. Конкуренты неизменно покушаются на долю организации на рынке. Бюрократическая волокита, не всегда обоснованная стратегия, неэффективная система мотиваций, громоздкая система контроля, закрытость к новым идеям – все это вместе взятое создает условия для «закупорки артерий». Как показывает практика, очень трудно остановиться и прекратить выполнение непродуктивной работы. В результате организация постепенно начинает распадаться. Она вынуждена либо принять жесткую систему обновления, либо погибнуть как самостоятельная структура, влившись в приобретающую ее корпорацию. Организация откатывается назад, и вновь начинается борьба за ее выживание.

 

 

Обновление. Организация в состоянии подняться из пепла как Феникс. Это может сделать новая команда руководителей, уполномоченных на проведение реорганизации и осуществление плановой программы внутреннего организационного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

Процессы жизненного цикла

 

 Основные процессы жизненного цикла:

 

Поставка (действия и задачи поставщика, который снабжает заказчика программным продуктом или услугой)

Разработка (действия и задачи, выполняемые разработчиком: создание по, оформление проектной и эксплуатационной документации, подготовка тестовых и учебных материалов и т. д.)

Эксплуатация (действия и задачи оператора — организации, эксплуатирующей систему)

Сопровождение (действия и задачи, выполняемые сопровождающей организацией, то есть службой сопровождения). Сопровождение — внесений изменений  по в целях исправления ошибок, повышения производительности или адаптации к изменившимся условиям работы или требованиям.

Вспомогательные

Документирование (формализованное описание информации, созданной в течению)

Управление конфигурацией (применение административных и технических процедур на всем протяжении для определения состояния компонентов по, управления его модификациями).

Обеспечение качества (обеспечение гарантий того, что ис и процессы ее соответствуют заданным требованиям и утвержденным планам)

Верификация (определение того, что программные продукты, являющиеся результатами некоторого действия, полностью удовлетворяют требованиям или условиям, обусловленным предшествующими действиями)

Аттестация (определение полноты соответствия заданных требований и созданной системы их конкретному функциональному назначению)

Совместная оценка (оценка состояния работ по проекту: контроль планирования и управления ресурсами, персоналом, аппаратурой, инструментальными средствами)

Аудит (определение соответствия требованиям, планам и условиям договора)

Разрешение проблем (анализ и решение проблем, независимо от их происхождения или источника, которые обнаружены в ходе разработки, эксплуатации, сопровождения или других процессов)

Организационные

Управление (действия и задачи, которые могут выполняться любой стороной, управляющей своими процессами)

Создание инфраструктуры (выбор и сопровождение технологии, стандартов и инструментальных средств, выбор и установка аппаратных и программных средств, используемых для разработки, эксплуатации или сопровождения ПО)

Информация о работе Жизненный цикл организации