Методы и модели принятия решений в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:34, курсовая работа

Краткое описание

Решения бывают оперативными и стратегическими. В оперативных решениях меняются в основном сроки, отдельные количественные параметры, конкретные исполнители, в то время как общие задачи, технология, кадры в целом остаются теми же. Такие решения принимаются быстро, без большой дополнительной подготовки. Стратегические решения носят творческий характер. Они предусматривают не только количественные, но и качественные изменения в структуре производства и соответственно в его результатах. Такие решения являются следствием анализа, поиска, расчетов, споров и размышлений большой группы людей. Стратегические решения - это согласованная программа взаимосвязанных мероприятий, обязательная для выполнения трудовым коллективом и направленная на преодоление возникающих противоречий в производстве.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………. 6
1 Теоретические аспекты построения методов и моделей принятия решений в менеджменте……………………………………………………………………………... 8
Сущность и классификация управленческих решений…………………………… 8
Методы и модели принятия решений…………………………………………….. 16
Отечественный и зарубежный опыт использования моделей принятия решений для повышения результативности и эффективности управления……………… 22
2 Разработка рекомендаций по применению методики BSC для принятия стратегических решений………………………………………………………………. 26
2.1 Особенности методики BSC………………………………………………………. 26
2.2 Этапы разработки и внедрения BSC……………………………………………… 30
2.3 Оценка эффективности показателей по основным стратегическим
перспективам…………………………………………………………………………... 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………... 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………

Файлы: 1 файл

ЧИСТОВОЙ.docx

— 120.74 Кб (Скачать)

Необходимая полнота содержания решений означает, что решение должно охватывать весь управляемый объект, все сферы  его деятельности, все направления  развития. В наиболее общей форме  управленческое решение должно охватывать:

а) цель (совокупность целей) функционирования и развития системы;

б) средства и ресурсы, используемые для достижения этих целей;

в) основные пути и способы достижения целей;

г) сроки  достижения целей;

д) порядок  взаимодействия между подразделениями  и исполнителями;

е) организацию  выполнения работ на всех этапах реализации решения.         

Важным требованием  управленческого решения является полномочность (властность) решения  – строгое соблюдение субъектом  управления тех прав и полномочий, которые ему предоставлены высшим уровнем управления. Сбалансированность прав и ответственности каждого  органа, каждого звена и каждого  уровня управления – постоянная проблема, связанная с неизбежным возникновением новых задач развития и отставанием  от них системы регламентации  и регулирования.         

Согласованность с принятыми ранее решениями  означает также необходимость соблюдения чёткой причинно-следственной связи  общественного развития. Она необходима для соблюдения традиций уважения к  закону, постановлениям, распоряжениям. На уровне отдельной фирмы она  необходима для осуществления последовательной научно-технической, рыночной и социальной политики, четкого функционирования производственного аппарата.         

Согласованность с принятыми ранее решениями  означают также необходимость соблюдения четкой причинно-следственной связи  общественного развития. Если необходимо, должны отменяться принятые ранее решения, вступившие в противоречия с новыми условиями существования системы. Появление противоречащих друг другу  решений есть прежде всего следствие  плохого познания и понимания  законов общественного развития, проявления низкого уровня управленческой культуры.         

Принятие  управленческого решения требует высокого уровня профессионализма и наличия определенных социально-психологических качеств личности, чем обладают не все специалисты, имеющие профессиональное образование, а всего лишь 5-10% из них.

Основными факторами, оказывающими влияние на качество управленческого решения, являются: применение к системе менеджмента научных подходов и принципов, методов моделирования, автоматизация управления, мотивация качественного решения и др.     

Обычно  в принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность.     

При принятии чисто интуитивного решения люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Здесь присутствует ”шестое чувство”, своего рода озарение, посещаемое, как правило, представителей высшего эшелона ввласти. Менеджеры среднего звена больше полагаются на получаемую информацию и помощь ЭВМ. Несмотря на то, что интуиция обостряется вместе с приобретением опыта, продолжением которого как раз и является высокая должность, менеджер, ориентирующийся только на неё, становится заложником случайности, и с точки зрения статистики шансы его на правильный выбор не очень высоки.                

Решения, основанные на суждении, во многом сходны с интуитивными, вероятно, потому, что на первый взгляд их логика слабо просматривается. Но всё же в их основе лежат знания и осмысленный, в отличие от предыдущего случая, опыт прошлого. Используя их и опираясь на здравый смысл, с поправкой на сегодняшний день, выбирается тот вариант, который принес наибольший успех в аналогичной ситуации в прежнее время. Однако, здравый смысл у людей встречается редко, поэтому данный способ принятия решений тоже не очень надежен, хотя подкупает своей быстротой и дешевизной.

Другая слабость в том, что суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая прежде не имела места, и  поэтому опыта её решения просто нет, Кроме того руководитель при  таком подходе стремится действовать  преимущественно в тех направлениях, которые ему хорошо знакомы, в  результате чего рискует упустить хороший  результат в другой области, сознательно  или бессознательно отказываясь  от вторжения в неё.         

Мощным фактором, активизирующим процесс принятия решения  выступают современные средства оргтехники включая вычислительные сети. Это требует высокого уровня культуры в области математики и  программирования, технологии использования  технических средств. Однако процесс  принятия решения, выбора конкретного  варианта всегда будет иметь творческий характер и зависеть от конкретной личности.               

Классификация необходима для определения общих и конкретно-специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность. Управленческие решения могут быть классифицированы самыми разнообразными способами. Наиболее распространенными являются следующие принципы классификации:

1) по функциональному содержанию;

2) по характеру решаемых задач (сфере действия);

3) по иерархии управления;

4) по характеру организации разработки;

5) по характеру целей;

6) по причинам возникновения;

7) по исходным методам разработки;

8) по организационному оформлению.

Управленческие  решения могут быть классифицированы по функциональному содержанию, т.е. по отношению к общим функциям управления, например:

а) решения  плановые;

б) организационные;

в) контролирующие;

г) прогнозирующие.          

Обычно такие  решения затрагивают в той  или иной мере все функции управления, однако в каждом из них можно выделить основное ядро, связанное с какой-то основной функцией.         

Другой принцип  классификации связан с характером решаемых задач:

а) экономических;

б) организационных;

в) технологических;

г) технических;

д) экологических  и прочих.         

Чаще всего  управленческие решения связаны не с одной, а с рядом задач, в той или иной степени имея комплексный характер.         

По уровням  иерархии систем управления выделяют управленческие решения на уровне БС; на уровне подсистем; на уровне отдельных элементов системы. Обычно инициируются общесистемные решения, которые затем доводятся до элементарного уровня, однако возможен и обратный вариант.         

В зависимости  от организации разработки решений выделяются следующие управленческие решения:

а) единоличные;

б) коллегиальные;

в) коллективные.          

Предпочтение  способа организации выработки управленческих решений зависит от многих причин: компетентности руководителя, уровня квалификации коллектива, характера задач, ресурсов и т.д.         

По характеру  целей принимаемые решения могут  быть представлены как:

а) текущие (оперативные);

б) тактические;

в) стратегические.          

По причинам возникновения управленческие решения делятся на:

а) ситуационные, связанные с характером возникающих  обстоятельств;

б) по предписанию (распоряжению) вышестоящих органов;

в) программные, связанные с включением данного  объекта управления в                 

определенную  структуру программно-целевых отношений, мероприятий;

г) инициативные, связанные с проявлением инициативы системы, напри     

мер в сфере  производства товаров, услуг, посреднической деятельности;

д) эпизодические и периодические, вытекающие из периодичности                                        воспроизводственных процессов в системе (например, сезонности сельскохозяйственного производства, сплава леса по рекам, геологических работ).         

По организационному оформлению управленческие решения делятся на:

а) жёсткие, однозначно задающие дальнейший путь их воплощения;

б) ориентирующие, определяющие направление развития системы;

в) гибкие, изменяющиеся в соответствии с условиями функционирования и развития системы;

г) нормативные, задающие параметры протекания процессов  в системе.

Поскольку решения принимаются  людьми, то их характер во многом несёт  на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято  различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.

Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.

Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надёжными, принимаются «с наскока», «рывками».

Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них наоборот контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.

Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.

Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в ещё меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.

Перечисленные виды решений принимаются, в основном, в процессе оперативного управления персоналом. Для стратегического  и тактического управления любой  подсистемы системы менеджмента  принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.

 

 

 

1.2 Методы и модели принятия решений в менеджменте

Неотъемлемой  характеристикой управленческих решений  является их качество. Для обеспечения  надлежащего их качество необходимо понимать сущность данной характеристики. Таким образом, качество управленческого  решения можно рассматривать  как совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретных потребителей и обеспечивающих реальность его реализации.

К основным условиям обеспечения высокого качества управленческих решений относятся:

- применение в разработке управленческого решения научных подходов менеджмента;

- применение методов прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого принимаемого решения;

- структуризация проблемы и построение дерева решений; обеспечение ЛПР, качественной информацией, характеризующей параметры "входа", "выхода", "внешней среды" и "процесса" системы принятия решения;

- обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений;

- обеспечение многовариантности решений;

- правовая обоснованность принимаемого решения;

- автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;

- разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения, наличие механизма реализации решения.

Прежде  чем рассмотреть широко используемые современными организациями модели необходимо описать три базовых  типа моделей:

1. Физическая  модель - исследуется с помощью  увеличенного или уменьшенного  описания объекта или системы.  Отличительная характеристика физической  модели состоит в том, что  в некотором смысле она выглядит  как моделируемая целостность.  Будучи точной копией, модель  должна вести себя аналогично  разрабатываемому новому автомобилю или самолету, но при этом стоить она много меньше настоящей.

2. Аналоговая  модель - представляет исследуемый  объект аналогом, который ведет  себя как реальный объект, но  не выглядит как таковой.

3. Математическая  модель - в этой модели, называемой  также символической, используются  символы для описания свойств  или характеристик объекта или события.

Существует  множество различных моделей  разработки и принятия управленческих решений. Наиболее традиционной является рациональная модель (Рисунок 1).

Рациональная модель

·  Определение исходных данных;

·  Выделение проблемы;

·  Формирование системы целей и ограничений;

·  Разработка множества альтернатив;

·  Оценка альтернатив;

·  Выбор альтернативы;

·  Реализация и контроль за ходом выполнения.


Информация о работе Методы и модели принятия решений в менеджменте