Методы и модели принятия решений в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:34, курсовая работа

Краткое описание

Решения бывают оперативными и стратегическими. В оперативных решениях меняются в основном сроки, отдельные количественные параметры, конкретные исполнители, в то время как общие задачи, технология, кадры в целом остаются теми же. Такие решения принимаются быстро, без большой дополнительной подготовки. Стратегические решения носят творческий характер. Они предусматривают не только количественные, но и качественные изменения в структуре производства и соответственно в его результатах. Такие решения являются следствием анализа, поиска, расчетов, споров и размышлений большой группы людей. Стратегические решения - это согласованная программа взаимосвязанных мероприятий, обязательная для выполнения трудовым коллективом и направленная на преодоление возникающих противоречий в производстве.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………. 6
1 Теоретические аспекты построения методов и моделей принятия решений в менеджменте……………………………………………………………………………... 8
Сущность и классификация управленческих решений…………………………… 8
Методы и модели принятия решений…………………………………………….. 16
Отечественный и зарубежный опыт использования моделей принятия решений для повышения результативности и эффективности управления……………… 22
2 Разработка рекомендаций по применению методики BSC для принятия стратегических решений………………………………………………………………. 26
2.1 Особенности методики BSC………………………………………………………. 26
2.2 Этапы разработки и внедрения BSC……………………………………………… 30
2.3 Оценка эффективности показателей по основным стратегическим
перспективам…………………………………………………………………………... 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………... 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………

Файлы: 1 файл

ЧИСТОВОЙ.docx

— 120.74 Кб (Скачать)

- Достигнуты ли целевые значения  показателей корпоративных целей?

- Какой вклад вносит рассматриваемое  структурное подразделение в  достижение целей верхних уровней?

Оценка показателей заключается, прежде всего, в том, чтобы понять возможность расчета фактического значения показателя на основе данных отчетного периода. Кроме того, необходимо проводить сравнения план-факт по значениям выработанных показателей  с выяснением причин отклонений. Такой  анализ сопровождается либо корректировкой целевого значения показателя, либо разработкой  корректирующих мероприятий, направленных на достижение установленного ранее  целевого значения.

BSC нижнего уровня всегда должна оцениваться на предмет содействия достижению целей верхнего уровня.

Кроме того, целесообразно прогнозировать целевые значения показателей на длительный период времени.

Мероприятия также должны подвергаться анализу, а именно необходимо оценивать:

- Были ли реализованы все  мероприятия согласно утвержденному  плану?

- Были ли при этом соблюдены  бюджет времени и финансовые  ресурсы?

- Повлияла ли реализация мероприятий  на достижение целей?

Если разработанные ранее мероприятия  еще не окончены, их следует завершить. При необходимости должны быть разработаны  новые мероприятия.

 

 

2.3 Оценка эффективности  показателей по основным стратегическим  перспективам

 

В процессе разработки и  принятия управленческого решения  очень важно создать условия  его высокого качества, эффективности  и результативности.

Качество решений и  действий во многом предопределяют результаты и эффективность их достижения. При  чем, получаемые результаты и эффект должны создавать возможностей больше, чем были до реализации цели. 

В широком смысле под эффективностью управления предприятием понимают результативность управления деятельностью предприятия, которая является следствием способности  менеджеров разрабатывать эффективные  управленческие решения и добиваться достижения поставленных целей.

Один из известных  подходов к оценке эффективности  управления состоит в использовании  понятий «эффективность в широком  смысле» и «эффективность в узком  смысле». Под эффективностью в широком  смысле понимается результат деятельности, достигнутый за счет труда всего  коллектива (включая работников аппарата управления). В узком смысле эффективность  отражает результативность собственно управленческой деятельности.

Понятие эффективности управленческого  решения (в отличие от его качества) не может быть рассмотрено изолированно от его реализации. Дело в том, что  эффективность решения заключается  не столько в его абсолютной правильности, сколько в том, что, будучи последовательно  и в срок реализовано, оно, благодаря  своей правильности, достигнет поставленной цели. Следовательно, эффективность  управленческих решений обусловливается  как качеством самих решений, так и качеством их осуществления. Между тем, как свидетельствует  практика управления, далеко не все  решения реализуются в заданные сроки (по некоторым данным их удельный вес в общем числе принятых, составляет около 30 %).

При оценке качества, эффективности и результативности управленческих решений необходимо обеспечить синтез экономических и  социальных аспектов управления. В соответствии с этим должна строиться и система критериев  оценки.

Следует отметить, что в теоретическом и методическом плане вопросы оценки эффективности  и результативности  управленческих решений, как и управления в целом, разработаны еще недостаточно. Поэтому  чаще всего эффективность оценивается  на качественном уровне и выражается динамикой объемных и качественных показателей: производства продукции, товарооборота, издержек производства и обращения, прибыли и других, отражающих результаты деятельности коллектива предприятия в целом. При этом, как правило, не выделяется эффективность  поэтапная (разработки и реализации решений).

Для оценки экономической эффективности управления в широком     смысле используются следующие обобщающие показатели (эффективность  ресурсная и эффективность затратная):

 

                   (1)

       Экономическую эффективность управления  в узком смысле характеризуют  следующие показатели:

 

     (2)

Определение экономической эффективности управленческих решений, в результате исполнения которых  возрос товарооборот, и, следовательно, увеличилась прибыль, можно осуществить по следующей формуле:

   (3)

Эт — экономическая эффективность (в тыс. рублей);

П. — прибыль в расчете на 1 млн. рублей товарооборота (в тыс. рублей);

Т — прирост величины товарооборота (в млн. рублей);

Тф — фактический товарооборот, который имеет место после внедрения данного управленческого решения;

Тп — плановый товарооборот (или товарооборот за сопоставимый период до внедрения данного управленческого решения).

Оценку результативности можно описать простой формулой:

Результативность  сотрудника =    (4)

Знания + Навыки = Способность

Организационные барьеры = Возможность

Отношение к работе = Мотивация, настрой

Результативности деятельности подразделения (Рп) в процессе принятия управленческого  решения определяется  по  следующей формуле:

Рп = П1 + П2 + П3 +….+ Пi / i  (5)

i — количество решений;

П1, П2, П3, Пi — результат выполнения принятых решений 

Пi = 10 — Ci х Hi

10 — максимальное значение оценки  принимаемых решений; 

Ci — санкции за нарушение  или невыполнение принятых решений;

Hi — количество нарушений по  соответствующему решению.

Сравнение вариантов производится по совокупности критериев и показателей. При оценке учитываются признаки: степень неопределенности (правильности оценки ситуации и неуверенность в результате), степень сложности, степень изменчивости, а также динамика этих признаков. Критерии и показатели следует разделить на ограничения и желательные характеристики, а последние проранжировать по их относительной ценности. Ограничениями в реализации решения могут быть: решения другого субъекта, время, ресурсы, возможности исполнителей. Для стратегических решений сравнение должно быть более обоснованным в количественном и качественном соотношении, для оперативных решений применяется упрощённый порядок. После сравнения вариантов, принимается решение в пользу самого перспективного. Решение должно быть целенаправленным, обоснованным, своевременным, конкретным.

Целенаправленность - на цели, которые выработаны.

Обоснованность - основаны на сборе, анализе информации, выборе из альтернативных вариантов, обеспеченные ресурсами, соответствующие законам, законодательным актам, стандартам, с учетом рисков и т.д.

Своевременность - вовремя приняты в установленные и согласованные сроки.

Конкретность - имеют одно толкование для постановщиков целей и исполнителей, предполагают определенные, измеренные результаты.

Важный аспект принятия решения – взятие обязательств перед другими (ответственность).  Безответственные решения дорого стоят и часто ведут в тупик.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Решение – это выбор альтернативы. Принятие решений – связующий  процесс, необходимый для выполнения любой управленческой функции.

Запрограммированные решения, типичные чаще всего для повторяющихся  ситуаций, принимаются с соблюдением  конкретной последовательности этапов. 
Новые или сложные ситуации требуют незапрограммированных решений, в этом случае руководитель сам выбирает процедуру принятия решений.Решения могут приниматься с помощью интуиции, суждения или методом рационального разрешения проблем. Последний способствует повышению вероятности принятия эффективного решения в новой сложной ситуации.

Этапы рационального решения проблем  – диагноз, формулировка ограничений  и критериев принятия решений, выявление  альтернатив, их оценка, окончательный  выбор. Процесс не является завершенным, пока через систему обратной связи  не будет засвидетельствован факт реального  решения проблемы благодаря сделанному выбору. На принятие решений, помимо всего, влияет масса внешних и внутренних обстоятельств, таких как ценностные ориентации менеджера, среда принятия решений и др.

Решение можно рассматривать как  продукт управленческого труда, а его принятие - как процесс, ведущий  к появлению этого продукта. Правильно  принимать решение - это область  науки и может быть познана  из книг. 
Принятие же правильных решений это область управленческого искусства. 
Способность и умение делать это развивается с опытом, приобретенным руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность знания и умения составляют компетентность любого руководителя и в зависимости от уровня последнего говорят об эффективно или неэффективно работающем менеджере.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1 Мескон, М. Основы менеджмента: учебное пособие / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хидоури. – Москва: Из-во «Дело», 1997. – 481 с.

2 Каплан, Р.С. Сбалансированная  система показателей. От стратегии  к действию / Р.С. Каплан, Д.П. Нортон. – Москва: ЗАО «Олимп Бизнес», 2003. – 210 с.

3 Киржнер, Л.А. Менеджмент организаций.  – Москва: «КНТ», 1999. – 565 с.

4 Литвак Б.Г. Разработка управленческих решений / Б.Г. Литвак. – М.: Дело, 1997 - 392 с.

5 Румянцева З.П. Менеджмент организации / З.П. Румянцева. – М.: 1996.-405с

6 Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения / Р.А. Фатхутдинов. – Москва: «Интел-синтез»,1997. -  370с

7 Друкер  П. Ф. Энциклопедия менеджмента  / П.Ф.Друкер. – Пер. с англ. - Издательский дом «Вильямс» - 2004. – 432с.

8 Веснин Р.В. Менеджмент / Р.В.Веснин. – М.: ТК Велби, Изд. Проспект. – 2006.- 504 с.

9 Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений / О.И Ларичев. – М.: Дело –  2000. -296с.

10 Орлов А.И. Теория принятия решений / А.И. Орлов. – М.: Экзамен.-2005. – 656с.

11 Рейльян  Я.Р. Аналитическая основа принятия  управленческих решений / Я.Р.  Рейльян. –  М.: 1991. – 376с.

 

 

 


Информация о работе Методы и модели принятия решений в менеджменте