Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:11, курсовая работа
В предприятиях, фирмах, учреждениях, организациях или коллективах существует четкое разделение управленческих отношений: одни управляют, руководят, другие исполняют и подчиняются руководству. Субъектом управления оказывается чаще всего руководитель коллектива, но им может быть и коллегиальный орган или комитет. Иногда субъектом управления становится и рядовой член коллектива, который является в нем неформальным лидером.
Введение………………………………………………………………….…3
Лидерство …………………………………………………………………..5
Лидерство – как внутригрупповое явление………………….5
Теории лидерства……………………………………………...7
Качества лидера…………………………………………….…8
Руководство…………………………………………………………………10
Понятие власти, как атрибута руководства ………………..10
Стили руководства……………………………………………14
Личные качества руководителя…………….……..…………19
Руководитель-лидер…………………………………………….………….22
Взаимоотношения лидера и руководителя………………….22
Типы лидеров-руководителей……………………………….26
Практическая часть..…………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………34
Библиографический список……………………………………………….35
18. Когда надо, я умею
сделать так, что люди
19. Когда надо было просить что-либо от имени коллектива, к руководству приходилось идти мне.
20. Личный опыт научил меня, что успех приходит к руководителю, способному организовать систему полного единоначалия; у меня это получается.
Шкала |
Баллы |
Результаты | ||||||||||
баллы |
% | |||||||||||
Л |
1 |
3 |
5 |
7 |
9 |
11 |
13 |
15 |
17 |
19 |
||
А |
2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
12 |
14 |
16 |
18 |
20 |
Обработка результатов
1. Суммируйте все баллы
шкалы Л (нечетные
2. Повторите эту же операцию с высказываниями под четными номерами; итог запишите после символа А (шкала А).
Участники |
Лидер |
Администратор | ||
Баллы |
Процент |
Баллы |
Процент | |
1 |
49 |
56 |
38 |
44 |
2 |
53 |
52 |
49 |
48 |
3 |
32 |
36 |
58 |
64 |
4 |
62 |
46 |
73 |
54 |
5 |
87 |
70 |
38 |
30 |
6 |
29 |
44 |
37 |
56 |
7 |
52 |
44 |
67 |
56 |
8 |
44 |
54 |
37 |
46 |
9 |
68 |
54 |
59 |
46 |
10 |
73 |
60 |
49 |
40 |
Первый результат (Л) отражение представления участников о себе как о лидере, второй (А) — отображением представления о себе как руководителе административного типа. Отношение этих двух чисел будет отображать соотношение в вашей деятельности лидерского начала руководства людьми с административным потенциалом.
Изобразим это на диаграмме, где надо отложить значения по шкале Л на горизонтальной линии, по шкале А — на вертикальной.
Результаты теста
участники №№ 2,7,9,10,4 -
люди, в психике которого сочетаются
лидерские способности с
участники №№ 1,5 - свидетельствует о доминировании лидерских склонностей и способностей;
участник №3 - в деятельности человека доминируют административные начала;
участники № 6, 8 – показывает о низком развитии или отсутствии способностей к руководящей работе вообще.
Ответьте "да" или "нет" на приведенные ниже вопросы.
1. Охотно ли вы беретесь за управленческие задачи, не имеющие типовых схем решения?
2. Трудно ли вам
было отказаться от тех
3. Долго ли вы оказывали предпочтение ранее возглавлявшемуся вами подразделению, уйдя на повышение?
4. Стремитесь ли вы
выработать универсальный
5. Умеете ли вы (в
основном безошибочно) дать
6. Легко ли вам выйти за рамки личных симпатий или антипатий в кадровых назначениях?
7. Считаете ли вы, что
универсального стиля
8. Считаете ли вы, что вам легче избежать конфликта с вышестоящим руководством, чем с подчиненными?
9. Хочется ли вам сломать стереотипы управления, сложившиеся в возглавляемом вами подразделении?
10. Часто ли оказывается
верным ваше первое
11. Часто ли вам приходится
объяснять неудачи в
12. Часто ли вы ощущаете, что для эффективной работы вам не хватает времени?
13. Считаете ли вы, что,
если бы имели возможность
чаще бывать на объектах, то
эффективность вашего
14. Предоставляете ли вы подчиненным вам сильным руководителям значительно больше полномочий и самостоятельности в решении вопросов, чем слабым, хотя и те и другие имеют один и тот же должностной статус?
Определите количество набранных вами баллов:
Номер вопроса |
Баллы при ответе |
Номер вопроса |
Баллы при ответе | ||
Да |
Нет |
Да |
Нет | ||
1 |
1 |
0 |
8 |
0 |
2 |
2 |
0 |
1 |
9 |
1 |
0 |
3 |
0 |
1 |
10 |
1 |
0 |
4 |
0 |
2 |
11 |
0 |
2 |
5 |
2 |
0 |
12 |
0 |
1 |
6 |
1 |
0 |
13 |
0 |
2 |
7 |
1 |
0 |
14 |
2 |
0 |
От 0 до 5 баллов. По складу вы больше специалист, чем руководитель, и если представится возможность перейти на должность, например, главного специалиста, главного инженера, не надо колебаться!
От 6 до 10 баллов. Нельзя сказать, что вы сильный руководитель, но если в возглавляемом вами коллективе дела идут неплохо, то лучше не предпринимать коренных реорганизаций. Не нужно также соглашаться на переход в другой коллектив. Вам следует больше прислушиваться к мнению вышестоящих руководителей и коллектива,
больше внимания уделять кадровым и перспективным вопросам, шире использовать коллективные формы принятия решений, стремиться создать и упрочить традиции в коллективе.
От 11 до 15 баллов. Вы относитесь к типу "руководителя-организатора", умеете сконцентрировать силы на наиболее важных проблемах. К ним причисляете проблему эффективного подбора и расстановки кадров, проблему разработки и согласованности оптимального (реально выполняемого) плана, проблему материально-технического снабжения. Ваша сила в том, что вы никогда не идете на поводу у текущих дел, отделяете главное от второстепенного, умеете во что бы то ни стало добиться решения принципиальных проблем, не останавливаясь перед конфликтами и взысканиями. Дела в возглавляемом вами подразделении, как правило, идут успешно. Вам можно дать один совет: не запускайте дела. Перепоручая их заместителям, время от времени контролируйте исполнение.
От 16 до 20 баллов. Вы можете вывести из прорыва отстающее подразделение, но вам трудно работать в "текучке". Вы ищете острых ситуаций, стремитесь к перестройкам и преобразованиям, ориентированы на деловую карьеру. Обладая необходимыми управленческими способностями, не всегда успешно адаптируетесь, так как вам мешает излишняя резкость в отношении с вышестоящими руководителями.
Те же участники были протестированы по тесту 2: руководитель или специалист. Результаты тестирования
Участники |
Баллы |
1 |
8 |
2 |
19 |
3 |
14 |
4 |
17 |
5 |
10 |
6 |
5 |
7 |
17 |
8 |
14 |
9 |
13 |
10 |
11 |
Практически полученные результаты подтверждают предыдущие.
Участник № 6 – больше специалист, и вероятнее всего руководящие должности занимают напрасно.
Участники № 1, 5 – не сильные руководители, но с работой справляются.
Участники № 3, 8, 9, 10 – относятся к типу «руководитель-организатор».
Участник № 2, 4, 7- превосходный тип руководителя особенно в экстренных ситуациях.
Резюмируя, следует подчеркнуть,
что сходство и основное различие
между руководителем и лидером
состоит в следующем. Взаимодействие
субъекта и объекта руководства
осуществляется в системе административно-
1. Прокушев Е. Ф. Менеджмент первичного уровня. — М.: Издательский Дом «Дашков и К», 1999. — 320 с.
2. Социология менеджмента: Учеб. пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ, 1999. - 366 с.
3. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебник для вузов / Б.В. Прыкин, Л.В. Прыкина, Н.Д. Эриашвили, З.А. Усман; Под ред. проф. Б.В. Прыкина. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 415 с.
4. Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации. Учебное пособие. — М.: Русская Деловая Литература, 1999. — 320 с.
5. Пушкарев Н.Ф. и др. Психология управления персоналом фирмы: Курс лекций для ВУЗов: Учеб. пособие/ Н.Ф. Пушкарев, А.В. Матвеев, Н.Н. Пушкарев — М.: Хронограф, 1998. — 196 с.
6. Менеджмент (конспект лекций). - М.: "Издательство ПРИОР", 1998. - 192 с.
7. Ильенкова С.Д. Кузнецов
В.И. Основы менеджмента:
8. Бандурка А. М., Бочарова С. П., Землянская Е. В. Психология управления. — Харьков: 000 "Фортуна-пресс", 1998. — 464 с.
9. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М., 1982
10. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Часть I. Менеджер и менеджмент. М.: КПФ "Ника", 1992.
11. Тихонравов Ю.В. Теории управления. Учебный курс. М.: Вестник, 1997
13. Армстронг Майкл Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. -512 с.
14. Бовыкин В.И. Новый менеджмент, М.: ОАО "Издательство "Экономика" 1997
15. Вершигора Б.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 256 с.
16. Ильенкова С.Д. Кузнецов В.И. Основы менеджмента: Учебно- практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М.: МЭСИ, 1998. - 179 с.
17. Кравченко А. И. Социология менеджмента: Учебное пособие для ВУЗов. — М.: ЮНИТИ, 1999. - 366 с.
18. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебник для вузов / Б.В. Прыкин, Л.В. Прыкина, Н.Д. Эриашвили, З.А. Усман; Под ред. проф. Б.В. Прыкина. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 415 с.
19. http://cci.glasnet.ru/mc/
20. http://bspu.secna.ru/Journal/
21. http://wsclan.narod.ru/
22. http://bspu.secna.ru/Journal/
1 Прокушев Е. Ф. Менеджмент первичного уровня. — М.: Издательский Дом «Дашков и К », 1999. — 320 с.