Лидерство. Теории лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

В предприятиях, фирмах, учреждениях, организациях или коллективах существует четкое разделение управленческих отношений: одни управляют, руководят, другие исполняют и подчиняются руководству. Субъектом управления оказывается чаще всего руководитель коллектива, но им может быть и коллегиальный орган или комитет. Иногда субъектом управления становится и рядовой член коллектива, который является в нем неформальным лидером.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…3
Лидерство …………………………………………………………………..5
Лидерство – как внутригрупповое явление………………….5
Теории лидерства……………………………………………...7
Качества лидера…………………………………………….…8
Руководство…………………………………………………………………10
Понятие власти, как атрибута руководства ………………..10
Стили руководства……………………………………………14
Личные качества руководителя…………….……..…………19
Руководитель-лидер…………………………………………….………….22
Взаимоотношения лидера и руководителя………………….22
Типы лидеров-руководителей……………………………….26
Практическая часть..…………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………34
Библиографический список……………………………………………….35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Лидерство и руководство.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

18. Когда надо, я умею  сделать так, что люди соглашаются  со мной, боясь "нарваться"  на неприятности.

19. Когда надо было просить что-либо от имени коллектива, к руководству приходилось идти мне.

20. Личный опыт научил  меня, что успех приходит к  руководителю, способному организовать систему полного единоначалия; у меня это получается.

Регистрационный бланк 1

Шкала

Баллы

Результаты

баллы

%

Л

1

3

5

7

9

11

13

15

17

19

   

А

2

4

6

8

10

12

14

16

18

20

   

 

Обработка результатов

1. Суммируйте все баллы  шкалы Л (нечетные высказывания), итог запишите после символа Л в клетке "Результат".

2. Повторите эту же  операцию с высказываниями под четными номерами; итог запишите после символа А (шкала А).

 

 

 

 

 

Полученные результаты

Участники

Лидер

Администратор

Баллы

Процент

Баллы

Процент

1

49

56

38

44

2

53

52

49

48

3

32

36

58

64

4

62

46

73

54

5

87

70

38

30

6

29

44

37

56

7

52

44

67

56

8

44

54

37

46

9

68

54

59

46

10

73

60

49

40


 

Первый результат (Л) отражение  представления участников о себе как о лидере, второй (А) — отображением представления о себе как руководителе административного типа. Отношение  этих двух чисел будет отображать соотношение в вашей деятельности лидерского начала руководства людьми с административным потенциалом.

Изобразим это на диаграмме, где надо отложить значения по шкале Л на горизонтальной линии, по шкале А — на вертикальной.

Результаты теста свидетельствуют:

участники №№ 2,7,9,10,4 -  люди,  в психике которого сочетаются лидерские способности с административными  установками;

участники №№ 1,5 - свидетельствует  о доминировании лидерских склонностей и способностей;

участник №3 - в деятельности человека доминируют административные начала;

участники № 6, 8 – показывает о низком развитии или отсутствии способностей к руководящей работе вообще.

Тест 2 "Руководитель или специалист"

Инструкция

Ответьте "да" или "нет" на приведенные ниже вопросы.

Опросник

1. Охотно ли вы беретесь  за управленческие задачи, не  имеющие типовых схем решения?

2. Трудно ли вам  было отказаться от тех приемов  управления, которыми вы пользовались, работая на более низкой должности?

3. Долго ли вы оказывали предпочтение ранее возглавлявшемуся вами подразделению, уйдя на повышение?

4. Стремитесь ли вы  выработать универсальный стиль  управления, подходящий для большинства ситуаций?

5. Умеете ли вы (в  основном безошибочно) дать целостную  оценку своим подчиненным (руководителям более низкого ранга), квалифицировав их как сильных, средних или слабых руководителей?

6. Легко ли вам выйти  за рамки личных симпатий или  антипатий в кадровых назначениях?

7. Считаете ли вы, что  универсального стиля управления нет и нужно уметь сочетать различные стили в зависимости от специфики управленческих ситуаций?

8. Считаете ли вы, что  вам легче избежать конфликта  с вышестоящим руководством, чем с подчиненными?

9. Хочется ли вам  сломать стереотипы управления, сложившиеся в возглавляемом вами подразделении?

10. Часто ли оказывается  верным ваше первое интуитивное  впечатление о качествах человека-руководителя?

11. Часто ли вам приходится  объяснять неудачи в управлении  объективными неблагоприятными  факторами (нехваткой жилья, перебоями в материально-техническом снабжении и т. п.)?

12. Часто ли вы ощущаете, что для эффективной работы  вам не хватает времени?

13. Считаете ли вы, что,  если бы имели возможность  чаще бывать на объектах, то  эффективность вашего руководства  значительно повысилась бы?

14. Предоставляете ли  вы подчиненным вам сильным  руководителям значительно больше полномочий и самостоятельности в решении вопросов, чем слабым, хотя и те и другие имеют один и тот же должностной статус?

Ключ

Определите количество набранных вами баллов:

Номер вопроса

Баллы при ответе

Номер вопроса

Баллы при ответе

Да

Нет

Да

Нет

1

1

0

8

0

2

2

0

1

9

1

0

3

0

1

10

1

0

4

0

2

11

0

2

5

2

0

12

0

1

6

1

0

13

0

2

7

1

0

14

2

0


От 0 до 5 баллов. По складу вы больше специалист, чем руководитель, и если представится возможность перейти на должность, например, главного специалиста, главного инженера, не надо колебаться!

От 6 до 10 баллов. Нельзя сказать, что вы сильный руководитель, но если в возглавляемом вами коллективе дела идут неплохо, то лучше не предпринимать коренных реорганизаций. Не нужно также соглашаться на переход в другой коллектив. Вам следует больше прислушиваться к мнению вышестоящих руководителей и коллектива,

 больше внимания  уделять кадровым и перспективным вопросам, шире использовать коллективные формы принятия решений, стремиться создать и упрочить традиции в коллективе.

От 11 до 15 баллов. Вы относитесь к типу "руководителя-организатора", умеете сконцентрировать силы на наиболее важных проблемах. К ним причисляете проблему эффективного подбора и расстановки кадров, проблему разработки и согласованности оптимального (реально выполняемого) плана, проблему материально-технического снабжения. Ваша сила в том, что вы никогда не идете на поводу у текущих дел, отделяете главное от второстепенного, умеете во что бы то ни стало добиться решения принципиальных проблем, не останавливаясь перед конфликтами и взысканиями. Дела в возглавляемом вами подразделении, как правило, идут успешно. Вам можно дать один совет: не запускайте дела. Перепоручая их заместителям, время от времени контролируйте исполнение.

От 16 до 20 баллов. Вы можете вывести из прорыва отстающее подразделение, но вам трудно работать в "текучке". Вы ищете острых ситуаций, стремитесь к перестройкам и преобразованиям, ориентированы на деловую карьеру. Обладая необходимыми управленческими способностями, не всегда успешно адаптируетесь, так как вам мешает излишняя резкость в отношении с вышестоящими руководителями.

 

Те же участники были протестированы по тесту  2: руководитель или специалист. Результаты тестирования

Участники

Баллы

1

8

2

19

3

14

4

17

5

10

6

5

7

17

8

14

9

13

10

11


Практически полученные результаты подтверждают предыдущие. 

Участник № 6 – больше специалист, и вероятнее всего  руководящие должности занимают напрасно.

Участники  № 1, 5 –  не сильные руководители, но с работой  справляются.

Участники  № 3, 8, 9, 10 –  относятся к типу «руководитель-организатор».

Участник № 2, 4, 7- превосходный тип  руководителя особенно в экстренных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Резюмируя, следует подчеркнуть, что сходство и основное различие между руководителем и лидером  состоит в следующем. Взаимодействие субъекта и объекта руководства  осуществляется в системе административно-правовых отношений той или иной официальной организации. Что же касается взаимодействия субъекта и объекта лидерства, то оно может происходить как в системе административно-правовых, так и морально-психологических связей между сотрудниками. Если первые являются необходимым признаком любой официальной организации, то вторые возникают спонтанно, как следствие взаимодействия людей и в официальных, и в неофициальных организациях. Поэтому в одном и том же взаимодействии двух членов коллектива иногда можно наблюдать одновременно и отношения руководства, и отношения лидерства, а иногда только один из этих видов отношений.

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Прокушев Е. Ф. Менеджмент первичного уровня. — М.: Издательский Дом «Дашков и К», 1999. — 320 с.

2. Социология менеджмента: Учеб. пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ, 1999. - 366 с.

3. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебник для вузов /  Б.В. Прыкин, Л.В. Прыкина, Н.Д. Эриашвили, З.А. Усман; Под ред. проф. Б.В. Прыкина. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 415 с.

4. Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации. Учебное пособие. — М.: Русская Деловая Литература, 1999. — 320 с.

5. Пушкарев Н.Ф. и др. Психология  управления персоналом фирмы:  Курс лекций для ВУЗов: Учеб. пособие/ Н.Ф. Пушкарев, А.В. Матвеев,  Н.Н. Пушкарев — М.: Хронограф, 1998. — 196 с.

6. Менеджмент (конспект  лекций). - М.: "Издательство ПРИОР", 1998. - 192 с.

7. Ильенкова С.Д. Кузнецов  В.И. Основы менеджмента: Учебно- практическое пособие / Московский  государственный университет экономики,  статистики и информатики. - М.: МЭСИ, 1998. - 179 с.

8. Бандурка А. М., Бочарова  С. П., Землянская Е. В.  Психология  управления. — Харьков: 000 "Фортуна-пресс", 1998. — 464 с.

9. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М., 1982

10. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Часть I. Менеджер и менеджмент. М.: КПФ "Ника", 1992.

11. Тихонравов Ю.В. Теории  управления. Учебный курс. М.: Вестник, 1997

13. Армстронг Майкл Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. -512 с.

14. Бовыкин В.И.  Новый  менеджмент, М.:  ОАО "Издательство "Экономика" 1997

15. Вершигора Б.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 256 с.

16. Ильенкова С.Д. Кузнецов В.И. Основы менеджмента: Учебно- практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М.: МЭСИ, 1998. - 179 с.

17. Кравченко А. И. Социология менеджмента: Учебное пособие для ВУЗов. — М.: ЮНИТИ, 1999. - 366 с.

18.  Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебник для вузов /  Б.В. Прыкин, Л.В. Прыкина, Н.Д. Эриашвили, З.А.    Усман; Под ред. проф. Б.В. Прыкина. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 415 с.

19. http://cci.glasnet.ru/mc/books/industrial/ch1.html

20. http://bspu.secna.ru/Journal/pedagog/pedagog_5/a17.html 

21. http://wsclan.narod.ru/manager/lider.html

22. http://bspu.secna.ru/Journal/pedagog/pedagog_5/a17.html

 

1 Прокушев Е. Ф. Менеджмент первичного уровня. — М.: Издательский Дом «Дашков и К », 1999. — 320 с.

Информация о работе Лидерство. Теории лидерства