Лидерство. Теории лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

В предприятиях, фирмах, учреждениях, организациях или коллективах существует четкое разделение управленческих отношений: одни управляют, руководят, другие исполняют и подчиняются руководству. Субъектом управления оказывается чаще всего руководитель коллектива, но им может быть и коллегиальный орган или комитет. Иногда субъектом управления становится и рядовой член коллектива, который является в нем неформальным лидером.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…3
Лидерство …………………………………………………………………..5
Лидерство – как внутригрупповое явление………………….5
Теории лидерства……………………………………………...7
Качества лидера…………………………………………….…8
Руководство…………………………………………………………………10
Понятие власти, как атрибута руководства ………………..10
Стили руководства……………………………………………14
Личные качества руководителя…………….……..…………19
Руководитель-лидер…………………………………………….………….22
Взаимоотношения лидера и руководителя………………….22
Типы лидеров-руководителей……………………………….26
Практическая часть..…………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………34
Библиографический список……………………………………………….35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Лидерство и руководство.doc

— 311.50 Кб (Скачать)


СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

 

ФИЛИАЛ в  г. ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

 

Кафедра управления и права

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ПО КУРСУ: «ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ И  ОРГАНИЗАЦИИ»

 

На тему: «Лидерство. Теории лидерства »

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Полторыхин  Александр Вадимович

                                                                                               Группа № 3-11 нго

 

Преподаватель:

Зубкова И А.

К.Э.Н. доцент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

2002

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………….…3

Лидерство …………………………………………………………………..5

Лидерство – как внутригрупповое явление………………….5

Теории лидерства……………………………………………...7

Качества лидера…………………………………………….…8

Руководство…………………………………………………………………10

Понятие власти, как атрибута руководства  ………………..10

Стили руководства……………………………………………14

Личные качества руководителя…………….……..…………19

Руководитель-лидер…………………………………………….………….22

Взаимоотношения лидера и руководителя………………….22

Типы лидеров-руководителей……………………………….26

Практическая  часть..…………………………………………28

Заключение…………………………………………………………………34

Библиографический список……………………………………………….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Управление можно определить как  умственный и физический процесс, который  приводит к тому, что подчиненные  выполняют предписанные им официальные  поручения и решают определенные задачи. Лидерство же, наоборот, является процессом, с помощью которого одно лицо оказывает влияние на членов группы.

А.Файли, Р.Хаус, С.Керр

 

В предприятиях, фирмах, учреждениях, организациях или коллективах  существует четкое разделение управленческих отношений: одни управляют, руководят, другие исполняют и подчиняются руководству. Субъектом управления оказывается чаще всего руководитель коллектива, но им может быть и коллегиальный орган или комитет. Иногда субъектом управления становится и рядовой член коллектива, который является в нем неформальным лидером. В последнее время все более принимается идея партиципативного менеджмента, т.е. такого  управления делами организации, фирмы, когда в разработке и принятии наиболее важных решений участвуют все члены организации.

В науке управления, психологии различают руководство и лидерство. Руководство всегда связано с  властью, это феномен, производный  от официальных, формальных отношений, а лидерство порождено системой неформальных отношений. Руководитель, как правило, назначается извне, вышестоящими инстанциями, получая от них властные полномочия, в том числе право на применение позитивных и негативных санкций. Лидер выдвигается стихийно, в штатных расписаниях он никогда не предусматривается. Он признается своим окружением и также может использовать право на санкции в отношении своих партнеров, однако эти санкции также неформальные. Лидерство по своей сути психологический феномен.

Несмотря на явные  различия руководства и лидерства, они имеют немало общего. Р.Л.Кричевский выделяет следующие три общие черты:

1) руководитель и лидер  выполняют роль координаторов,  организаторов членов социальной  группы;

2) и руководитель и  лидер осуществляют социальное  влияние в коллективе, только  разными путями;

3) и руководитель и лидер используют субординационные отношения, хотя в первом случае они четко регламентированы, во втором – заранее не предусмотрены.

  М.Х. Мескон в  книге "Основы менеджмента"  выделяет следующие факторы, позволяющие  стать лидером неформальной организации: должностное положение, возраст, профессиональная компетентность, расположение рабочего места, свобода передвижения по рабочей зоне, отзывчивость.

Важными функциями неформального  лидера являются помощь группе в достижении ее целей и укрепление ее положения.

Приведем перечень наиболее распространенных определений тех  понятий, которыми нам придется апеллировать.

Лидерство - способность  оказывать влияние на отдельные  личности, группы, направляя их усилия на достижение целей организации.

Лидерство — это процесс психологического влияния одного человека на других людей при их совместном стремлении к достижению общих целей. Этот процесс основан на принципах свободного общения, взаимопонимания и добровольности подчинения. Чем выше авторитет руководителя, тем сильнее его лидерство и воздействие на сотрудников.

Влияние - поведение одного лица, которое  вносит изменения в поведение  другого.

Руководство - способность  оказывать влияние на отдельных  лиц и группы, побуждая их работать на достижение целей организации.

Власть - возможность  влиять на поведение других лиц.

Человек – существо социальное и  вся его жизнь проходит в группах.

Для групп характерно наличие лидера или/и руководителя. Поэтому эта  тема всегда актуальна, в любом обществе, при любой формации, в любом месте, где есть люди возникают социальные явления, такие как лидерство и руководство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лидерство

Лидерство – как внутригрупповое явление

Как показывает практика, лидерами становятся, а не рождаются, умению руководить обучаются. Многие исследования показали, что нет существенной взаимосвязи между способностью к руководству и такими качествами, как возраст, рост, вес, национальность, другие физические свойства. Принято считать, что показателем успешной работы менеджеров является наличие у них более высокого интеллекта, чем в среднем у их подчиненных.

Интеллект это в основном врожденное качество, но зависящее  от внешней среды и таких факторов, как уровень образования и  жизненный опыт. Успешные менеджеры  стремятся собрать вокруг себя единомышленников и соратников, они коммуникабельны, являются душевными и эмоциональными лидерами, обладают здоровой и здравой персональной мотивацией. Наиболее важно, что они в своей работе полагаются в большей степени на искусство управления, но не на технические знания. Все эти качества в основном воспитываются, а не являются лишь врожденными.

Лидерство в менеджменте  означает наличие комплекса качеств, которые менеджер может развивать, если собирается стать настоящим  лидером коллектива. Большинство  из них стали бы более успешными в случае последовательного, добросовестного совершенствования своих лидерских и личностных качеств.

         Лидерство представляет собой умение воздействовать на индивидов, группы людей и коллективы для обеспечения достижения целей подразделения.1

Центром сгущения интересов  неформальной группы выступает лидер.

Лидерство — явление  целиком внутригрупповое. Лидером  считают человека, обладающего наибольшим авторитетом и неформальным признанием в малой группе. Лидера не назначают, он выдвигается сам благодаря своим личным качествам.

Термин "лидер", как свидетельствует  Оксфордский словарь, появился примерно в 1300 г. Однако другие специалисты, в  частности Ральф Стогдилл, считают, что вряд ли это случилось ранее 1800 г. Одно из первых определений лидерства дал Ч. Кули (1902 г.): лидер — это фокус групповых процессов. В 1906 г. Мэмфорд ив 1911 г. Блэкмар предложили иную модель:

лидерство — это централизация  усилий в одной личности как выражение  власти всех. В 1924 г. Ч. Барнард сказал, что лидер фокусирует внимание и реализует энергию в глубь группы в заданном направлении. С тех пор число определений постоянно росло. Сегодня лидером именуют члена группы, за которым она признает право принимать решения в важных ситуациях. Он играет центральную роль в организации совместной деятельности и регулирует межличностные отношения. На противоположном полюсе межличностных отношений находится аутсайдер — член группы с наименьшим авторитетом, непризнаваемый другими. Если лидер бывает, как правило, один, то аутсайдеров в малой группе может быть несколько.

Лидерство — это отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе внутригрупповых отношений. Если лидерство — социально-психологический процесс влияния на других, формально равных людей, то руководство — это юридически регламентированный, административно-правовой процесс организации и контроля формально неравных (нижестоящих) людей. Типичная для лидера манера поведения, т.е. система приемов воздействия на ведомых, называется стилем лидерства. Лидерство — элемент неформальных отношений.

Неформальным  лидером является тот, от кого ожидают гораздо больше инициативы, чем от других, кто оказывает самое сильное влияние на мнение коллектива. Если он заявляет, что не согласен с мероприятием, то вся группа переходит в оппозицию. Если он не ладит со своим начальником, то вскоре его перестает уважать вся группа. Неформальный лидер свое положение защищает авторитетом, знаниями и влиянием на процесс принятия решения.

Неформальный лидер, являясь  членом рабочей группы, руководит ею изнутри, он чаще формального руководителя взаимодействует с группой, поэтому лучше знает ее. Чем сильнее личный авторитет лидера, тем легче ему манипулировать мнением группы и направлять его в нужное русло. В то же время лидер не свободен в своем решении, он выполняет то, что ждет от него группа. Он будет добросовестно соблюдать признанную группой модель поведения. Если он этого не сделает, то поставит под угрозу собственный статус. Эффективность выражения его воли зависит от реакции тех, кого это затрагивает.

Рис. 1. Положение руководителя и лидера по отношению к группе

Влияние неформального лидера тем сильнее, чем напряженнее  отношения в группе и чем напряженнее  отношения между формальным руководителем  и подчиненными. Если начальник не способен создать благоприятную деловую обстановку в группе и не может наладить контакт со своими сотрудниками, руководит ими авторитарно, не считаясь с их мнением, то группа в противовес ему образует единый фронт.

Такая же негативная реакция  группы имеет место тогда, когда начальник "опускает вожжи" и практически вообще не руководит, а лишь не вмешивается. Подобное наблюдается в том случае, когда начальнику, с одной стороны, не нравится авторитарный стиль руководства,

 а с другой —  он не знает других методов. Таким образом, в группе практически отсутствует формальное управление.2

Теории лидерства

Выделяется три основных подхода при выявлении наиболее важных, существенных факторов успешного  лидерства: личностная теория лидерства, поведенческий и ситуационный подходы.

Теория  личных качеств. Согласно этой теории лидерами могут стать люди, обладающие набором определенных качеств: интеллектом, способностью к руководству, уверенностью в себе, инициативностью и индивидуальностью. Такие лидеры имеют харизму, т.е. способность привлекать сторонников за счет личных качеств.

Поведенческая теория. Ее сторонники при характеристике лидеров исходят из таких стилей поведения, как:

  • автократичный, при котором лидер отдает приказания, а результатом является их выполнение или невыполнение. Возможность добиться выполнения приказания зависит от объема полномочий автократичного лидера награждать или наказывать;
  • поддерживающий, когда лидер создает такой социальный климат, в котором каждому хочется все сделать как можно лучше без принуждения. Это достигается лидером путем проявления внимания к своим подчиненным, советов с ними при принятии решений и руководства в общем плане без мелочной опеки;
  • ориентированный на задание, при котором лидер мобилизует имеющиеся ресурсы и распределяет работу. Он сам составляет планы, графики и устанавливает нормативы.

Ситуационный  подход. Согласно этой теории эффективное лидерство заключается в том, чтобы действия группы сотрудников привести в соответствие с целями организации (в зависимости от переменных факторов в ситуации) и добиться от них оптимальной эффективности в их достижении.

 

 

 

Теории лидерства:

 

 

Личные качества

Определяют соотношение  между наличием конкретных личных качеств  и эффективностью руководства. К  чертам преуспевающего лидера относят: высокий уровень интеллекта и знания, впечатляющую внешность, здравый смысл, честность, инициативность, социальное и экономическое образование, высокую степень уверенности в себе. Такой набор личностных качеств присутствует не у каждого руководителя

Поведенческий подход

Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства и поведения.

Условно стили руководства  можно подразделить на четыре группы:

1 — эксплуататорско-авторитарный стиль, не терпящий возражений;

2 — благосклонно-авторитарный, допускающий незначительное участие подчиненных в принятии решений;

3 — конструктивно-демократический, имеющий элементы консультаций при неполном доверии к подчиненным;

4 - либеральный, основанный на поощрении участия подчиненных в управлении

Ситуационный подход

Феномен эффективности  руководства, ориентированного на решение  задачи Z при трех факторах поведения руководителя: лояльность поведения в цепи «руководитель—подчиненный»; четкость формулирования и структурирование задач;

четкое распределение должностных полномочий.3

Информация о работе Лидерство. Теории лидерства