Дивизиональные структуры управления: преимущества и недостатки

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 10:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть сущность, выявить основные особенности, преимущества и недостатки дивизиональной структуры управления.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
Определить понятие и сущность дивизиональной структуры управления;
Рассмотреть виды дивизиональной структуры управления;
Выявить условия применения дивизиональной структуры управления;
Определить преимущества и недостатки дивизиональной структуры управления;
Определить степень эффективности данной структуры управления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………......…………… 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИВИЗИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………...
6
1.1 Понятие и сущность дивизиональной структуры управления……… 6
1.2 Условия применения дивизиональной структуры управления…….. 11
2 МЕТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИВИЗИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ………………..
14
2.1 Виды дивизиональной структуры управления………………………..
2.2 Преимущества и недостатки дивизиональной структуры управления. 14
20
2.3 Эффективность дивизиональной структуры управления в малых предприятиях…………………………………………………………………
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 25
СПИСОК использованных ИСТОЧНИКОВ и литературы ……………………………………………………………..
27
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая дивизиональные структуры управления.docx

— 294.57 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………......…………… 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ   АСПЕКТЫ  ДИВИЗИОНАЛЬНОЙ  СТРУКТУРЫ  УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………...  
6
1.1 Понятие  и сущность дивизиональной структуры управления……… 6
1.2 Условия  применения дивизиональной структуры управления…….. 11
2 МЕТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИВИЗИОНАЛЬНОЙ  СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ………………..  
14
    2.1 Виды дивизиональной структуры управления………………………..                                                            

    2.2 Преимущества  и недостатки дивизиональной структуры управления.

14

20

2.3 Эффективность дивизиональной структуры управления в малых предприятиях…………………………………………………………………  
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 25
СПИСОК  использованных  ИСТОЧНИКОВ и    литературы ……………………………………………………………..  
27
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 29
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Формирующиеся рыночные отношения, децентрализация  управления, быстрое устаревание  информации обусловливают высокие  требования к современному руководителю. Знание и умелое использование положений  менеджмента существенно облегчают  труд руководителя, помогают ему определять приоритеты и систематизировать  работу.

     Базой, на которой строится вся управленческая деятельность, служат организационные  структуры. Правда, в последнее время  появляются публикации, авторы которых  утверждают, что талантливый руководитель способен привести свое предприятие (подразделение) к успеху при любой организационной  структуре. Возможно, это и так. Однако не следует забывать, что наряду с талантливыми руководителями есть и менее даровитые.

     Проблема  исследования обуславливается тем, что безусловный приоритет в России сейчас принадлежит линейно-функциональной структуре, хотя в научных организациях и других творческих коллективах часто предпочтение отдается матричной структуре. При этом нередко авторы ссылаются на успешный опыт применения последней в таких компаниях, как IBM, 3М, General Motors, забывая отметить, что далеко не все разделяют их мнение. Большинство специалистов, а также ряд сотрудников указанных фирм склонны рассматривать структуру этих организаций как сетевую или дивизиональную. Более того, некоторые считают, что в настоящее время вообще нет примера успешного использования матричной модели. Следует также подчеркнуть, что в случае построения предприятия по матричной схеме нарушается один из основных организационных принципов - прямоточность прохождения информации по всем инстанциям.

     В целом на Западе предпочтение отдается дивизиональной структуре.

     Дивизиональная организационная структура - тип организационной структуры, разработанный в интересах больших организаций, для которых функциональные структуры уже перестают быть эффективными. Основными типами структур с определениями являются региональные и продуктовые структуры, а также структуры, ориентированные на покупателя.

     Актуальность  исследования заключается в том, что потребность в применении дивизиональной структуры в настоящее время сильно увеличилась. Это произошло в связи с резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности, усложнением технологических процессов. Ключевыми фигурами в управлении организациями с данной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные подразделения.

        Цель курсовой работы – рассмотреть сущность, выявить основные особенности, преимущества и недостатки дивизиональной структуры управления.

     В соответствии с поставленной целью  решались следующие задачи:

  1. Определить понятие и сущность дивизиональной структуры управления;
  2. Рассмотреть виды дивизиональной структуры управления;
  3. Выявить условия применения дивизиональной структуры управления;
  4. Определить преимущества и недостатки дивизиональной структуры управления;
  5. Определить степень эффективности данной структуры управления.

     Гипотеза  исследования – если учесть все преимущества  дивизиональной структуры управления, то она самая эффективная.

     Объект  исследования –  дивизиональная структура управления.

     Предмет исследования – управление в организациях с дивизиональной структурой.

        Теоретическо-методологическая  база исследования. Исходными теоретическими позициями исследования выступают идеи экономистов, социологов, разрабатывающих проблему применения дивизиональной структуры управления, таких как Аникин Б.А., Беляцкий Н.П., Бадди Д., Бреддик У.

          Эмпирической базой исследования являются статьи таких авторов, как Владимирова И.Г. «Дивизиональные структуры управления компаниями», Гришин В.С. «Структура управления предприятием: влияние внешних факторов», Жемчугов А.Г.  «Разработка стратегии предприятия: современный подход».

     При написании данной курсовой работы  применялись следующие методы исследования:

  • обработка, анализ научных источников;
  • анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме;
  • системный подход;
  • метод синтеза;
  • метод количественной и качественной обработки материалов.

     Практическая  значимость курсовой работы. В рамках курсовой работы проведена систематизация и обобщение знаний о дивизиональной структуры управления. Материалы курсовой работы могут быть использованы студентами при подготовке к семинарским занятиям по  предметам государственное управление, муниципальное управление, теория управления, психология управления, а также в последующей научно-исследовательской разработке данной проблемы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ДИВИЗИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ  УПРАВЛЕНИЯ 

    1. Понятие и сущность дивизиональной структуры управления
 

     Организация — пространственно-временная структура  производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов  в самое короткое время и при  минимальных затратах факторов производства.

     Организация обладает следующими общими признаками:

  • определение ее характера кадрами и менеджером;
  • объединение процессов, которые без этого взаимодействуют нецеленаправленно или неэффективно;
  • сохранение как предварительно запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего от ситуации реагирования работника и менеджера. Незапланированные действия предполагают установление ответственности в менеджменте;
  • определенная, зависящая от процесса гибкость, что обеспечивает функционирование системы в изменяющихся условиях;
  • единство рабочих процессов и процессов управления как результата разумного разделения труда.

     На  организационную структуру влияют следующие факторы:

     - размеры предприятия;

     - применяемая технология;

     - окружающая среда.

     Организационная структура аппарата управления —  форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение  и должность создаются для  выполнения определенного набора функций  управления или работ. Для выполнения функций подразделения, должностные  лица наделяются определенными правами  на распоряжение ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за ним функций1.

     В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов  организационных структур управления:

     - линейная;

     - функциональная;

     - линейно-функциональная;

     - матричная;

     - дивизиональная;

     - множественная.

     Дивизиональная (от английского division - подразделение) структура стала завоевывать популярность в 50-х годах. Именно тогда США и другие развитые страны охватила вторая волна специализации управления (первая в конце прошлого века привела к созданию линейно-функциональной структуры). На этот раз западные корпорации децентрализовывали управление, предоставляя оперативно-производственную и финансовую самостоятельность производственным единицам.

     Различие  между линейно-функциональной и дивизиональной структурами состоит в следующем. Если первая строится по «шахтному» принципу, когда на каждую из функций - линейную или штабную - формируется система служб («шахта»), пронизывающая всю компанию сверху донизу, то при дивизиональной структуре эти «шахты» как бы «выкапываются» на уровне производственных отделений. Иными словами, подразделения получают кроме линейной еще и автономную функциональную структуру (финансовое управление, учет, планирование и т.д.), которая и позволяет им частично или полностью взять на себя ответственность за разработку, производство и сбыт продукции. В результате управленческие ресурсы верхнего эшелона компании высвобождаются для решения стратегических задач.

     Дивизиональная структура - структура управления компанией, в которой четко разделено управление отдельными продуктами и отдельными функциями (см. приложение А, С.31). Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой становятся топ - менеджеры, возглавляющие производственные подразделения2.

     Под отделением (дивизионом) подразумевается  организационная товарно-рыночная единица, имеющая внутри необходимые  собственные функциональные подразделения. На отделение возлагается ответственность  за производство и сбыт определенной продукции и получение прибыли, в результате чего управленческий персонал верхнего эшелона компании высвобождается для решения стратегических задач.

     Появление таких структур обусловлено резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности (многопрофильностью), усложнением технологических процессов в условиях динамически меняющегося окружения.

     Простое добавление в структуру компании еще одного уровня иерархии приведет в таких условиях тому, что первое лицо компании будет уже не в состоянии  принимать стратегических решений  по отдельным направлениям деятельности.

     Выход из этого положения заключается  использования принципа отделения  стратегических и координационных  целей от решения оперативных  задач. В дивизионной структуре  он воплощен в делегировании значительного  числа полномочий топ - менеджерам, возглавляющим эти направления, предоставляя им определенную самостоятельность, но оставляя за руководством корпорации стратегию развития, научно - исследовательские  разработки, финансовую и инвестиционную политику и т. п. А. Слоун, президент «Дженерал моторс», определил дивизионную структуру как «скоординированную децентрализацию»3.   

     Так, фактически одним только делегированием полномочий, функциональная структура  превращается в дивизионную структуру  управления. В этом типе структур сделана  попытка сочетания централизованной координации и контроля деятельности с децентрализованным управлением. Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной  структурой являются топ - менеджеры, возглавляющие  производственные отделения (дивизионы).

               Структуризация по дивизионам, как  правило, производится по   одному из критериев: 

  • по выпускаемой продукции (изделиям или услугам) - мультидивизионная организация;
  • по ориентации на определенные группы потребителей - потребительская специализация;
  • по обслуживаемым территориям - региональная специализация.
  • по нескольким рынкам  или крупным группам потребителей - рыночная структура управления
  • по видам продукции и регионами, в которых ее продают - глобальная продуктовая структура по регионам и видам продукции - глобальная региональная структура  

Информация о работе Дивизиональные структуры управления: преимущества и недостатки