Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 13:12, курсовая работа
Актуальность темы. Выбранная тема достаточно актуальна, так как в условиях рыночной экономики бизнес, чтобы быть жизнеспособным прибыльным, нуждается в планировании. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.
Мировой опыт позволяет утверждать, что только тщательное и ответственное планирование бизнеса может сыграть важную роль в выживании предприятий, и в конечном счете – в достижении ими стабильно высоких результатов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ…..………………5
1.1 Понятие, сущность и цели бизнес-планирования…………………………………5
1.2 Организация процесса бизнес-планирования.….………………………………….13
1.3 Основные требования к бизнес-планированию………………..…………………18
2 БИЗНЕС-ПЛАН КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВНИЯ………20
2.1 Понятие, цели, задачи и функции бизнес-плана…….…………………………...20
2.2 Общая структура бизнес-плана: разделы и содержание………………………….23
2.3 Резюме как составная часть бизнес-плана……………………………………….30
2.4 Оформление и стиль бизнес-плана………………………………………………..33
2.5 Оценка бизнес-планов………………………………………………………………35
2.6 Сравнение бизнес-плана и технологии стратегического планирования……….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………….42
Презентация должна проходить в форме диалога, а не лекции. Лучше, если презентацию проводит лично руководитель предприятия с привлечением специалистов. Презентация предшествует началу переговоров с потенциальными инвесторами и партнерами по реализации бизнес-проекта. В ходе переговоров происходит согласования условий и оформление договорных отношений. По результатам переговоров вносятся соответствующие коррективы в бизнес-план. Началу переговоров с инвесторами предшествует этап аудита бизнес-плана. Процедура аудита бизнес-плана внешними инвесторами проводится по определенной схеме, включающей, как правило, шесть этапов:
1) оценку характеристик компании-заявителя, анализ отрасли его деятельности. Прежде всего, устанавливается, относится ли отрасль, где этот проект будет реализовываться, к числу приоритетных для инвестора. Далее определяется положение фирмы-просителя на фоне своей отрасли;
2) анализ условий инвестиционного соглашения (форму заимствования и возврата кредита, залог, гарантию возврата кредитных средств);
3) анализ последнего баланса (определение степени финансовой устойчивости и ликвидности, оценку активов и обязательств, проверку достаточности собственного оборотного капитала, расчет уровня коэффициента покрытия). Обязательно определяется соотношение «заемный капитал — собственный капитал»;
4) оценку руководящей команды компании-заявителя;
5) выявление особенностей проекта;
6) общий анализ бизнес-плана.
Только после завершения работы по пяти первым этапам и получения вывода о целесообразности дальнейшего рассмотрения проекта переходят к шестому этапу — общему глубокому изучению бизнес-плана. Завершается аудит бизнес-плана принятием или отклонением решения об его инвестировании. Этап реализации бизнес-плана охватывает период от принятия решения об инвестировании до начальной стадии практической реализации проекта, включая коммерческое производство. Реализовать бизнес-план — означает выполнить все рабочие задачи в фирме и вне ее, необходимые для того, чтобы перевести деловой проект из стадии бизнес-плана в реальную производственную стадию. Планирование реализации бизнес-проекта и составление бюджета включают следующие основные задачи:
1) определение типа рабочих задач в фирме и вне её;
2) определение логической последовательности событий в рабочих задачах;
3) подготовку графика реализации задач;
4) определение ресурсов для решения задач;
5) подготовку бюджета реализации и потоков средств, которые обеспечат финансирование бизнес-плана;
6) документирование всех данных реализации бизнес-проекта.
Таким образом, план реализации содержит график, объединяющий в последовательную схему действий различные стадии реализации бизнес-плана:
1) финансовое планирование;
2) организационное оформление;
3) приобретение и передачу технологий;
4) подготовку заявочных документов;
5) представление предложений;
6) переговоры и заключение контрактов;
7) приобретение земли;
8) строительные работы;
9) установку оборудования;
10) закупку материалов и сырья;
11) предпроизводственный маркетинг;
12) обучение и назначение на должность;
13) запуск и начало производства;
14) поддержание и развитие производства.
Завершается аудит бизнес-плана принятием или отклонением решения об его инвестировании. Для практической реализации бизнес-планирования как процесса представляется важным соблюдение следующих принципов:
1) гибкости, означающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует данная организация;
2) непрерывности, предусматривающей скользящий характер планирования;
3) коммуникативности, под которой понимается координация и интеграция усилий (все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо);
4) интерактивности,
подразумевающей творческий
5) многовариантности, предусматривающей выбор наилучшего из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;
6) участия, предполагающего важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников будущей организации;
7) адекватности отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования.
1.3 Основные требования к бизнес – планированию
Итак, бизнес планирование - это отдельный вид планирования, нацеленный в большинстве случаев на привлечение финансирования со стороны инвестора для реализации программы, создания или развития новых направлений деятельности организации. Повысить значение бизнес-планирования в управлении можно только на основе системного подхода, рассматривающего бизнес-планирование как многоплановый управленческий инструмент.
2 БИЗНЕС-ПЛАН КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВНИЯ
2.1 Понятие, цели, задачи и функции бизнес-плана
В условиях быстрых изменений в экономике для управляющих очень важно своевременно принимать соответствующие меры реагирования. Неоценимую помощь здесь оказывает планирование, позволяющее проанализировать весь комплекс будущих операций бизнеса. Именно на основе планирования дальнейшего развития предприятия появляется реальная возможность минимизировать внутреннее и часть внешних рисков компании.
Современная хозяйственная ситуация вынуждает бизнес особенно внимательно относиться к внутрифирменному планированию. Именно бизнес-план является более прогрессивной формой подобного планирования. Бизнес-план документ, где анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель и определяются основные способы их решения. Именно с помощью бизнес-плана менеджер способен оценить, какие потрясения рынка способен выдержать бизнес, и достойно встретить появление многих неожиданных проблем. [6]
Бизнес-план
– это план развития предприятия,
необходимый для
Бизнес-план
– комплексный документ, отражающий
важнейшие аспекты и данные, обеспечивающие
объективное и целостное
Определение того, что означает такой план для бизнеса, предложил специалист по планированию Г. Райен: «понять себя и продать себя».
Бизнес-планирование позволяет решать следующие проблемы:
Формирование и практическая реализация плана является непрерывным процессом.
Бизнес-план,
как и стратегический план организации,
может охватывать довольно длительный
период (обычно 3-5 лет, иногда больше). В
бизнес-плане заложены преимущества
гибкого сочетания
Цели и задачи бизнес-плана.
В современной практике бизнес-план выполняет пять функций.
Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
Вторая функция — планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
Третья функция позволяет привлекать денежные средства — ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки предпринимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.
Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.
Пятая функция путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана позволяет улучшить их информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, создать мотивацию достижения целей.
Подводя итоги к вышеизложенному, можно утверждать, что бизнес-планирование – творческий процесс, требующий профессионализма и искусства.
2.2 Общая структура бизнес-плана: разделы и содержание
Структура
бизнес-плана инвестиционного
Так, например,
бизнес-план производственного предприятия
будет существенно отличаться от
бизнес-плана торговой структуры, бизнес-плана
отделения банка или
Разница
в масштабах предприятия
Структура
бизнес-плана, или его основные разделы,
одинаковы и для обоих
Структура
бизнес-плана зависит от цели его
написания, того, для чего он предназначен
- для получения кредита в банке,
привлечения инвестора или
Типовая структура бизнес-плана инвестиционного
проекта