Бизнес планирование в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 13:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Выбранная тема достаточно актуальна, так как в условиях рыночной экономики бизнес, чтобы быть жизнеспособным прибыльным, нуждается в планировании. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.
Мировой опыт позволяет утверждать, что только тщательное и ответственное планирование бизнеса может сыграть важную роль в выживании предприятий, и в конечном счете – в достижении ими стабильно высоких результатов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ…..………………5
1.1 Понятие, сущность и цели бизнес-планирования…………………………………5
1.2 Организация процесса бизнес-планирования.….………………………………….13
1.3 Основные требования к бизнес-планированию………………..…………………18
2 БИЗНЕС-ПЛАН КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВНИЯ………20
2.1 Понятие, цели, задачи и функции бизнес-плана…….…………………………...20
2.2 Общая структура бизнес-плана: разделы и содержание………………………….23
2.3 Резюме как составная часть бизнес-плана……………………………………….30
2.4 Оформление и стиль бизнес-плана………………………………………………..33
2.5 Оценка бизнес-планов………………………………………………………………35
2.6 Сравнение бизнес-плана и технологии стратегического планирования……….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………….42

Файлы: 1 файл

будущий курсач.docx

— 87.25 Кб (Скачать)

Презентация должна проходить в форме диалога, а не лекции. Лучше, если презентацию проводит лично руководитель предприятия с привлечением специалистов. Презентация предшествует началу переговоров с потенциальными инвесторами и партнерами по реализации бизнес-проекта. В ходе переговоров происходит согласования условий и оформление договорных отношений. По результатам переговоров вносятся соответствующие коррективы в бизнес-план. Началу переговоров с инвесторами предшествует этап аудита бизнес-плана. Процедура аудита бизнес-плана внешними инвесторами проводится по определенной схеме, включающей, как правило, шесть этапов:

1) оценку характеристик компании-заявителя, анализ отрасли его деятельности. Прежде всего, устанавливается, относится ли отрасль, где этот проект будет реализовываться, к числу приоритетных для инвестора. Далее определяется положение фирмы-просителя на фоне своей отрасли;

2) анализ  условий инвестиционного соглашения (форму заимствования и возврата кредита, залог, гарантию возврата кредитных средств);

3) анализ  последнего баланса (определение степени финансовой устойчивости и ликвидности, оценку активов и обязательств, проверку достаточности собственного оборотного капитала, расчет уровня коэффициента покрытия). Обязательно определяется соотношение «заемный капитал — собственный капитал»;

4) оценку руководящей команды компании-заявителя;

5) выявление  особенностей проекта;

6) общий  анализ бизнес-плана.

 

Только  после завершения работы по пяти первым этапам и получения вывода о целесообразности дальнейшего рассмотрения проекта переходят к шестому этапу — общему глубокому изучению бизнес-плана. Завершается аудит бизнес-плана принятием или отклонением решения об его инвестировании. Этап реализации бизнес-плана охватывает период от принятия решения об инвестировании до начальной стадии практической реализации проекта, включая коммерческое производство. Реализовать бизнес-план — означает выполнить все рабочие задачи в фирме и вне ее, необходимые для того, чтобы перевести деловой проект из стадии бизнес-плана в реальную производственную стадию. Планирование реализации бизнес-проекта и составление бюджета включают следующие основные задачи:

1) определение  типа рабочих задач в фирме и вне её;

2) определение  логической последовательности событий в рабочих задачах;

3) подготовку  графика реализации задач;

4) определение  ресурсов для решения задач;

5) подготовку  бюджета реализации и потоков средств, которые обеспечат финансирование бизнес-плана;

6) документирование  всех данных реализации бизнес-проекта.

 

Таким образом, план реализации содержит график, объединяющий в последовательную схему действий различные стадии реализации бизнес-плана:

1) финансовое  планирование;

2) организационное  оформление;

3) приобретение  и передачу технологий;

4) подготовку  заявочных документов;

5) представление  предложений;

6) переговоры  и заключение контрактов;

7) приобретение  земли;

8) строительные  работы;

9) установку  оборудования;

10) закупку  материалов и сырья;

11) предпроизводственный маркетинг;

12) обучение  и назначение на должность;

13) запуск  и начало производства;

14) поддержание  и развитие производства.

 

Завершается аудит бизнес-плана принятием или отклонением решения об его инвестировании. Для практической реализации бизнес-планирования как процесса представляется важным соблюдение следующих принципов:

1) гибкости, означающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует данная организация;

2) непрерывности,  предусматривающей скользящий характер планирования;

3) коммуникативности, под которой понимается координация и интеграция усилий (все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо);

4) интерактивности,  подразумевающей творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана;

5) многовариантности, предусматривающей выбор наилучшего из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;

6) участия,  предполагающего важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников будущей организации;

7) адекватности  отражения реальных проблем и  самооценки в процессе планирования.

 

1.3 Основные требования к бизнес – планированию

 

  • Одним из основных требований к бизнес-план является его понятность, он должен быть написан без сложной профессиональной терминологии, простыми словами, профессиональный бизнес-план не может содержать элементов украшательства.
  • Очень желательны приложения в виде графиков и диаграмм, которые делают бизнес-план более наглядным.
  • Объем бизнес-плана - порядка 20-30 листов текста с одной стороны, но иногда выдвигаются особые требования к содержанию и тогда объем может достигать 50 листов и более.
  • Бизнес-план должен содержать только основную информацию, но любая дополнительная информация также должна быть подготовлена для возможного дальнейшего рассмотрения.
  • Бизнес-план инвестиционного проекта должен строиться на основе реальной, непредвзятой информации, полученной из доступных источников и содержать ссылки на документы, результаты исследований, отчеты и заключения экспертов.
  • В бизнес-плане нельзя делать сомнительные или неопределенные допущения и выводы, которые не основаны на расчетах и экспертных оценках (например: "В ближайшие два года фирма выйдет в лидеры отрасли..." или "Будущее за нашей прогрессивной технологией..."). Такие вещи - признак отсутствия профессионализма.
  • Должна быть приведена достоверная информация о рисках от участия в проекте, по которым должен быть сделан беспристрастный анализ и рассмотрены варианты его избежания или минимизации.

Итак, бизнес планирование - это отдельный вид планирования, нацеленный в большинстве случаев на привлечение финансирования со стороны инвестора для реализации программы, создания или развития новых направлений деятельности организации. Повысить значение бизнес-планирования в управлении можно только на основе системного подхода, рассматривающего бизнес-планирование как многоплановый управленческий инструмент.

 

2 БИЗНЕС-ПЛАН КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВНИЯ

2.1 Понятие, цели, задачи и функции  бизнес-плана

 

В условиях быстрых изменений в экономике  для управляющих очень важно  своевременно принимать соответствующие  меры реагирования. Неоценимую помощь здесь оказывает планирование, позволяющее  проанализировать весь комплекс будущих  операций бизнеса. Именно на основе планирования дальнейшего развития предприятия  появляется реальная возможность минимизировать внутреннее и часть внешних рисков компании.

Современная хозяйственная ситуация вынуждает  бизнес особенно внимательно относиться к внутрифирменному планированию. Именно бизнес-план является более прогрессивной  формой подобного планирования. Бизнес-план документ, где анализируются главные  проблемы, с которыми может столкнуться  предприниматель и определяются основные способы их решения. Именно с помощью бизнес-плана менеджер способен оценить, какие потрясения рынка способен выдержать бизнес, и достойно встретить появление многих неожиданных проблем. [6]

Бизнес-план – это план развития предприятия, необходимый для совершенствования  имеющихся и освоения новых сфер деятельности предприятия, создания новых  видов и форм бизнеса.

Бизнес-план – комплексный документ, отражающий важнейшие аспекты и данные, обеспечивающие объективное и целостное представление  о современном и будущем состоянии  бизнеса. Иначе говоря, бизнес-план – это плановая программа оптимизации  бизнеса. Подобный план может быть разработан как для только создающегося предприятия, так и для уже существующей экономической организации.

Определение того, что означает такой план для  бизнеса, предложил специалист по планированию Г. Райен: «понять себя и продать себя».

Бизнес-планирование позволяет решать следующие проблемы:

  • определить степень жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия; снизить риск в предпринимательской деятельности;
  • конкретизировать перспективы бизнеса в виде плановой системы количественных и качественных показателей развития;
  • привлечь внимание потенциальных инвесторов компании к ее возможностям;
  • помочь приобрести положительный опыт планирования.

         Формирование и практическая реализация плана является непрерывным процессом.

Бизнес-план, как и стратегический план организации, может охватывать довольно длительный период (обычно 3-5 лет, иногда больше). В  бизнес-плане заложены преимущества гибкого сочетания производственного  и рыночного, финансового и технического, внутреннего и внешнего аспектов деятельности предприятия.

 

Цели и задачи бизнес-плана.

  1. Бизнес план служит для обоснования предполагаемого бизнеса оценки результатов за определенный период времени. В этой связи он может рассматриваться как мерило степени достижения успеха.
  2. Бизнес-план является документом, позволяющим «высветить» курс действий и управлять бизнесом. Поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля.
  3. Бизнес-план в большинстве случаев используется как средство получения необходимых инвестиций. В этом аспекте он служит «наживкой» для инвесторов и мощным инструментом финансирования бизнеса.
  4. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент  внутрифирменного управления. В этом плане он представляется как постоянно обновляемый документ, делающий организацию восприимчивой к разного рода нововведениям – техническим, технологическим, информационным, организационным, экономическим и др.
  5. Бизнес-план может быть хорошей рекламой для предлагаемого бизнеса, создавая репутацию и являясь своеобразной визитной карточкой организации, поэтому он должен быть компактным, красиво оформленным, информационно наполненным.
  6. Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предполагаемого бизнеса. Он демонстрирует готовность идти на риск.
  7. Бизнес-план – инструмент самообучения. В этом аспекте его разработка – непрерывный процесс познания и самопознания.           

 

В современной  практике бизнес-план выполняет пять функций.

Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

Вторая функция — планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления  деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

Третья функция позволяет привлекать денежные средства — ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки предпринимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.

Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.

Пятая функция путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана позволяет улучшить их информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, создать мотивацию достижения целей.

Подводя итоги к вышеизложенному, можно утверждать, что бизнес-планирование – творческий процесс, требующий профессионализма и искусства.

 

2.2 Общая структура бизнес-плана: разделы и содержание 

 

Структура бизнес-плана инвестиционного проекта  не регламентирована законодательством, поэтому каждая фирма разрабатывает  собственные подходы и структуру  бизнес-плана, которые будут зависеть от характера бизнеса, основных целей  составления бизнес-плана и предъявляемых  к нему требований.

Так, например, бизнес-план производственного предприятия  будет существенно отличаться от бизнес-плана торговой структуры, бизнес-плана  отделения банка или предприятия  сферы услуг.

Разница в масштабах предприятия существенно  влияет на требования к бизнес-плану  в части объема информации и уровня ее детализации, однако структура бизнес-плана  от этого никак не зависит.

Структура бизнес-плана, или его основные разделы, одинаковы и для обоих вариантов  представления бизнес-плана - краткого резюме или развернутого и всестороннего  варианта. Разница между ними только в объеме информации - резюме, в отличие  от полного варианта содержит только основную информацию и выводы.

Структура бизнес-плана зависит от цели его  написания, того, для чего он предназначен - для получения кредита в банке, привлечения инвестора или партнера, предварительной оценки инвестиционного  проекта, проведения презентации инвестиционного  проекта или для внутрифирменного планирования. В каких-то случаях  некоторые разделы могут рассматриваться  более детально, а некоторым разделам может не уделяться особого внимания. 
Типовая структура бизнес-плана инвестиционного проекта

Информация о работе Бизнес планирование в менеджменте