Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 13:12, курсовая работа
Актуальность темы. Выбранная тема достаточно актуальна, так как в условиях рыночной экономики бизнес, чтобы быть жизнеспособным прибыльным, нуждается в планировании. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.
Мировой опыт позволяет утверждать, что только тщательное и ответственное планирование бизнеса может сыграть важную роль в выживании предприятий, и в конечном счете – в достижении ими стабильно высоких результатов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ…..………………5
1.1 Понятие, сущность и цели бизнес-планирования…………………………………5
1.2 Организация процесса бизнес-планирования.….………………………………….13
1.3 Основные требования к бизнес-планированию………………..…………………18
2 БИЗНЕС-ПЛАН КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВНИЯ………20
2.1 Понятие, цели, задачи и функции бизнес-плана…….…………………………...20
2.2 Общая структура бизнес-плана: разделы и содержание………………………….23
2.3 Резюме как составная часть бизнес-плана……………………………………….30
2.4 Оформление и стиль бизнес-плана………………………………………………..33
2.5 Оценка бизнес-планов………………………………………………………………35
2.6 Сравнение бизнес-плана и технологии стратегического планирования……….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………….42
Федеральное
государственное бюджетное
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Факультет государственного и муниципального управления
Специальность 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»
Кафедра менеджмента, государственного и муниципального управления
курсовая работа
Бизнес-планирование в менеджменте
Автор работы:
Студент 3 курса 132 гр.
В.К.Омурбекова
Подпись_________________
Руководитель практики от
ДВ-филиала РАНХиГС
к.соц.н., доцент
И.М.Воронина
Подпись_________________
Дата ____________________
Хабаровск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ…..………………5
1.1 Понятие,
сущность и цели бизнес-планирования……………………………
1.2 Организация
процесса бизнес-планирования.….……………………
1.3 Основные
требования к бизнес-планированию………………..………
2 БИЗНЕС-ПЛАН КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВНИЯ………20
2.1 Понятие, цели, задачи и функции бизнес-плана…….…………………………...20
2.2 Общая структура бизнес-плана: разделы и содержание………………………….23
2.3 Резюме
как составная часть бизнес-
2.4 Оформление
и стиль бизнес-плана…………………………
2.5 Оценка
бизнес-планов……………………………………………
2.6 Сравнение
бизнес-плана и технологии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………….42
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Выбранная тема достаточно актуальна, так как в условиях рыночной экономики бизнес, чтобы быть жизнеспособным прибыльным, нуждается в планировании. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.
Мировой опыт позволяет утверждать, что только тщательное и ответственное планирование бизнеса может сыграть важную роль в выживании предприятий, и в конечном счете – в достижении ими стабильно высоких результатов. В развитых странах бизнес-планирование сформировалось как самостоятельная дисциплина и особая профессиональная деятельность, а бизнес-план, как конечный продукт бизнес-планирования, является неотъемлемой составной частью управления бизнесом. Применение современной технологии планирования бизнеса позволяет решить главную задачу – перейти к управлению через бизнес-план, что представляет собой качественно новый подход к содержанию менеджмента на предприятии.
Овладение искусством составления бизнес-планов сегодня становится актуальным по нескольким причинам:
- в экономику идет новое поколение предпринимателей, многие из них никогда не руководили какой-либо коммерческой структурой, и поэтому очень плохо представляют весь круг ожидающих их проблем, особенно в рыночной экономике;
- хозяйственные проблемы меняются и ставят опытных руководителей перед необходимостью по-новому рассматривать свои будущие мероприятия, и готовиться к непривычному делу - борьбе с конкурентами, в которой не бывает мелочей;
- для получения инвестиций и подъема экономики необходимо уметь обосновывать свои заявки и доказывать инвесторам жизнеспособность и реальность своих планов.
Бизнес-планирование занимает важное место в системе управления организацией и дает руководителю реальную возможность выбора, работа без плана лишает его такого выбора.
Анализ изученных источников и литературы. При подготовке курсовой работы были изучены учебная и справочная литература по бизнес-планированию. Основные положения были разработаны такими авторами как: В.З. Черняк[19] – который говорил о том, что бизнес-планирование представляет собой управленческую деятельность гораздо более высокого порядка по сравнению с принятием решений; Э.А. Уткин[18] – говорил, что бизнес-планирование это процесс, требующий многопрофильного предварительного анализа производственной и экономической деятельности; О.В. Поляков[14] – наиболее точно определил цели разработки бизнес-планирования, как внешние, так и внутренние; С.И. Ляпунов[10] – выделил условия для успешной организации бизнес-планирования; Д.А. Ковелло[6] – утверждал, что при наличии бизнес-плана, менеджер способен оценить, какие потрясения рынка способен выдержать бизнес, и достойно встретить появление многих неожиданных проблем.
Цель работы изучить механизмы бизнес-планирования в менеджменте, понять, в чем его сущность и без чего оно не может работать.
Задачи курсовой работы:
Объект исследования – менеджмент.
Предмет исследования – бизнес-планирование в менеджменте.
Теоретико-методологическую базу составили четыре группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.
При проведении исследования бизнес-планирования в менеджменте были использованы следующие методы исследования:
Практическая значимость курсовой работы: сбор и обобщение теоретического материала. Материал курсовой работы может быть использован студентами при подготовке к семинарским занятиям по предметам государственное управление, муниципальное управление, теория управления, теория организации, а также в последующей научно-исследовательской разработке данной проблемы, так же позволит предпринимателям оценить сильные и слабые стороны, рассмотреть возможные альтернативы, своевременные меры для успеха задуманного обойти конкурентов. Значимость проделанной мной работы заключается в том, что полученные знания в дальнейшем будут использоваться в профессиональной деятельности после окончания РАНХиГС.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-
Бизнес-планирование (деловое планирование) — самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством. В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственных состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т. д. Необходимо не только точно представлять свои потребности на перспективу в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и предусматривать источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия. Прежде, при наличии государственного управления, планирование было сугубо централизованным, на долю предприятий оставалось лишь выполнение заданий и планов, поступавших сверху.
Сегодня
большинство коммерческих фирм не имеет
официально принятых планов, нет и
необходимого механизма планирования:
различного рода норм, нормативов и
т. д. Планирование подменяется разного
рода решениями собственника о тех
или иных направлениях хозяйственной
деятельности, которые, как правило,
рассчитаны на ближайший период времени
и не предусматривают ориентацию
на перспективу. Это объясняется
быстрым изменением рыночной ситуации
в стране и условий хозяйствования,
малочисленностью управленческого
аппарата на небольших предприятиях,
авторитетом управляющих
Квартальная и годовая финансовая отчетность представляется в соответствии с Приказом Министерства финансов, статистическая отчетность — по указанию Госкомстата и т. д. Что касается бизнес-планирования, то определенных требований или указаний по разработке бизнес-планов пока нет. О допущенных ошибках, просчетах и потерях предпринимательской деятельности становится известно лишь после составления квартального баланса.
Однако
и обстоятельные аналитические
обзоры к балансам не составляются,
поэтому своевременные меры для
исправления ситуации не принимаются.
Отчасти и по этой причине большинство
предприятий оказалось в
Итак, принятие разного рода текущих решений, даже самых своевременных, не заменяет планирования, которое по сравнению с принятием решений представляет собой управленческую деятельность гораздо более высокого порядка. Таким образом, бизнес-планирование — это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектноинвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования. В общем случае бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием.[19]
Формальное планирование, безусловно, требует усилий, но оно обеспечивает и немалые выгоды:
1) заставляет
руководителей мыслить
2) обеспечивает
основу для принятия
3) увеличивает
возможности в обеспечении
4) способствует
снижению рисков
5) ведет к четкой координации действий всех участников бизнеса;
6) позволяет
предвидеть ожидаемые перемены,
подготовиться к внезапному
Сущность и принципы бизнес-планирования |
Бизнес-планирование представляет собой процесс разработки бизнес-плана, в котором осуществляется планирование бизнеса от формирования идеи до ее реализации.
Новая экономическая среда ставит руководителей и специалистов перед необходимостью по иному строить свою работу. При переходе к рынку некоторые руководители восприняли вновь складывающиеся экономические отношения как "антиплановые", но это далеко не так. Рыночные условия требуют еще более точной разработки целей, задач и способов их достижения. Важность планирования деятельности предприятий и организаций не уменьшается, а наоборот усиливается, так как успех работы в рыночных условиях невозможен без полного и ясного представления о перспективах и последствиях принимаемых решений, без разработки надежных предварительных ориентиров и реального плана действий.
Однако планирование деятельности компаний в условиях рынка по своим целям, содержанию и организации существенно отличается от долгосрочного и краткосрочного планирования, применявшегося ранее на российских предприятиях.
БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЕ – это процесс, осуществляемый при создании нового направления деятельности, а также при определении первоначальной стратегии или при необходимости внесения корректировок в деятельность фирмы.
БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЕ - процесс, который требует многопрофильного предварительного анализа производственной и экономической деятельности предприятия.[18]
При создании пакета материалов по бизнес планированию необходимо учитывать конкурентоспособность фирмы, ее долю в определении емкости рынка. Страхование рисков также обязательно учитывается в бизнес планировании. Общая калькуляция себестоимости выпускаемой продукции корректируется в бизнес планировании с учетом показателей будущего долгосрочного периода.
В период становления рыночных отношений появилось расхожее мнение о том, что на смену внутрихозяйственному планированию пришло бизнес-планирование. Однако многолетняя практика подтвердила не только возможность, но и необходимость совместного существования этих систем планирования. Механизм делового рыночного планирования включает теорию, методологию и практику планово-управленческой деятельности, охватывающей общие закономерности и российскую специфику рыночных экономических отношений. Изменились ориентиры, методы и инструменты хозяйствования, в основу которых положены рыночные законы спроса и предложения. В этих условиях деловое планирование или бизнес-планы должны объединить все этапы реализации предпринимательских проектов: от выбора стратегической или тактической цели до ее полной реализации на соответствующем рынке. Бизнес-планирование включает такие этапы, как выбор и обоснование вида деятельности, выявление наиболее реальных проектов ее осуществления, экономическую оценку затрат и результатов, разработку детализированного бизнес-плана, обеспечение выполнения запланированных мероприятий, корректировку плановых показателей и уточнение фактической эффективности использования бизнес-проекта.
Практика планирования подтверждает
тесное взаимодействие бизнес-планов
и социально-экономических