Бизнес планирование в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 13:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Выбранная тема достаточно актуальна, так как в условиях рыночной экономики бизнес, чтобы быть жизнеспособным прибыльным, нуждается в планировании. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.
Мировой опыт позволяет утверждать, что только тщательное и ответственное планирование бизнеса может сыграть важную роль в выживании предприятий, и в конечном счете – в достижении ими стабильно высоких результатов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ…..………………5
1.1 Понятие, сущность и цели бизнес-планирования…………………………………5
1.2 Организация процесса бизнес-планирования.….………………………………….13
1.3 Основные требования к бизнес-планированию………………..…………………18
2 БИЗНЕС-ПЛАН КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВНИЯ………20
2.1 Понятие, цели, задачи и функции бизнес-плана…….…………………………...20
2.2 Общая структура бизнес-плана: разделы и содержание………………………….23
2.3 Резюме как составная часть бизнес-плана……………………………………….30
2.4 Оформление и стиль бизнес-плана………………………………………………..33
2.5 Оценка бизнес-планов………………………………………………………………35
2.6 Сравнение бизнес-плана и технологии стратегического планирования……….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………….42

Файлы: 1 файл

будущий курсач.docx

— 87.25 Кб (Скачать)

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА 

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

  при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

Факультет государственного и муниципального управления

Специальность 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

Кафедра менеджмента, государственного и муниципального управления

 

 

 

курсовая работа

Бизнес-планирование в  менеджменте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор работы:

Студент 3 курса 132 гр.

В.К.Омурбекова

Подпись_________________

 

 

Руководитель  практики от

ДВ-филиала РАНХиГС

к.соц.н., доцент                  

И.М.Воронина

Подпись_________________

Дата ____________________

 

 

 

 

 

Хабаровск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….2

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ…..………………5

1.1 Понятие, сущность и цели бизнес-планирования…………………………………5

1.2 Организация процесса бизнес-планирования.….………………………………….13

1.3 Основные требования к бизнес-планированию………………..…………………18

2 БИЗНЕС-ПЛАН КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВНИЯ………20

2.1 Понятие, цели, задачи и функции бизнес-плана…….…………………………...20

2.2 Общая структура бизнес-плана: разделы и содержание………………………….23

2.3 Резюме  как составная часть бизнес-плана……………………………………….30

2.4 Оформление  и стиль бизнес-плана………………………………………………..33

2.5 Оценка  бизнес-планов………………………………………………………………35

2.6 Сравнение  бизнес-плана и технологии стратегического  планирования……….37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….39

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………….42

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Выбранная тема достаточно актуальна, так как в условиях рыночной экономики бизнес, чтобы быть жизнеспособным прибыльным, нуждается в планировании. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.

Мировой опыт позволяет утверждать, что только тщательное и ответственное планирование бизнеса может сыграть важную роль в выживании предприятий, и в конечном счете – в достижении ими стабильно высоких результатов. В развитых странах бизнес-планирование сформировалось как самостоятельная дисциплина и особая профессиональная деятельность, а бизнес-план, как конечный продукт бизнес-планирования, является неотъемлемой составной частью управления бизнесом. Применение современной технологии планирования бизнеса позволяет решить главную задачу – перейти к управлению через бизнес-план, что представляет собой качественно новый подход к содержанию менеджмента на предприятии.

Овладение искусством составления бизнес-планов сегодня становится актуальным по нескольким причинам:

- в экономику идет новое поколение предпринимателей, многие из них никогда не руководили какой-либо коммерческой структурой, и поэтому очень плохо представляют весь круг ожидающих их проблем, особенно в рыночной экономике;

- хозяйственные проблемы меняются и ставят опытных руководителей перед необходимостью по-новому рассматривать свои будущие мероприятия, и готовиться к непривычному делу - борьбе с конкурентами, в которой не бывает мелочей;

- для получения инвестиций и подъема экономики необходимо уметь обосновывать свои заявки и доказывать инвесторам жизнеспособность и реальность своих планов.

Бизнес-планирование занимает важное место в системе  управления организацией и дает руководителю реальную возможность выбора, работа без плана лишает его такого выбора.

Анализ изученных источников и  литературы. При подготовке курсовой работы были изучены учебная и справочная литература по бизнес-планированию. Основные положения были разработаны такими авторами как: В.З. Черняк[19] – который говорил о том, что бизнес-планирование представляет собой управленческую деятельность гораздо более высокого порядка по сравнению с принятием решений; Э.А. Уткин[18] – говорил, что бизнес-планирование это процесс, требующий многопрофильного предварительного анализа производственной и экономической деятельности; О.В. Поляков[14] – наиболее точно определил цели разработки бизнес-планирования, как внешние, так и внутренние; С.И. Ляпунов[10] – выделил условия для успешной организации бизнес-планирования; Д.А. Ковелло[6] – утверждал, что при наличии бизнес-плана, менеджер способен оценить, какие потрясения рынка способен выдержать бизнес, и достойно встретить появление многих неожиданных проблем.

Цель работы изучить механизмы бизнес-планирования в менеджменте, понять, в чем его сущность и без чего оно не может работать.

Задачи курсовой работы:

  • раскрыть сущность и принципы бизнес-планирования;
  • выявить цели бизнес-планировании;
  • определить основные требования к бизнес-планированию;
  • изучить структуру бизнес-плана;
  • раскрыть содержание разделов бизнес-плана.

Объект исследования – менеджмент.

Предмет исследования – бизнес-планирование в менеджменте.

Теоретико-методологическую базу составили четыре группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.

При проведении исследования бизнес-планирования в менеджменте были использованы следующие методы исследования:

  • метод изучения отечественной и зарубежной литературы
  • метод аналогии
  • метод сбора информации
  • метод обобщения
  • сравнительный метод

Практическая значимость курсовой работы: сбор и обобщение теоретического материала. Материал курсовой работы может быть использован студентами при подготовке к семинарским занятиям по  предметам государственное управление, муниципальное управление, теория управления, теория организации, а также в последующей научно-исследовательской разработке данной проблемы, так же позволит предпринимателям оценить сильные и слабые стороны, рассмотреть возможные альтернативы, своевременные меры для успеха задуманного обойти конкурентов. Значимость проделанной мной работы заключается в том, что полученные знания в дальнейшем будут использоваться в профессиональной деятельности после окончания РАНХиГС.

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ

 

    1. Понятие, сущность и цели бизнес-планирования

 

Бизнес-планирование (деловое планирование) — самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством. В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственных состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т. д. Необходимо не только точно представлять свои потребности на перспективу в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и предусматривать источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия. Прежде, при наличии государственного управления, планирование было сугубо централизованным, на долю предприятий оставалось лишь выполнение заданий и планов, поступавших сверху.

Сегодня большинство коммерческих фирм не имеет  официально принятых планов, нет и  необходимого механизма планирования: различного рода норм, нормативов и  т. д. Планирование подменяется разного  рода решениями собственника о тех  или иных направлениях хозяйственной  деятельности, которые, как правило, рассчитаны на ближайший период времени  и не предусматривают ориентацию на перспективу. Это объясняется  быстрым изменением рыночной ситуации в стране и условий хозяйствования, малочисленностью управленческого  аппарата на небольших предприятиях, авторитетом управляющих крупными предприятиями, имеющих солидный опыт хозяйственного руководства, хотя практика часто ставит и таких руководителей  в тупик.

Квартальная и годовая финансовая отчетность представляется в соответствии с  Приказом Министерства финансов, статистическая отчетность — по указанию Госкомстата  и т. д. Что касается бизнес-планирования, то определенных требований или указаний по разработке бизнес-планов пока нет. О допущенных ошибках, просчетах и потерях предпринимательской деятельности становится известно лишь после составления квартального баланса.

Однако  и обстоятельные аналитические  обзоры к балансам не составляются, поэтому своевременные меры для  исправления ситуации не принимаются. Отчасти и по этой причине большинство  предприятий оказалось в сложном  финансовом положении (или вообще неплатежеспособными), включая предприятия торговли, общественного  питания и других видов услуг, хотя в этих отраслях проблема неплатежей должна, казалось бы, беспокоить меньше всего.

Итак, принятие разного рода текущих решений, даже самых своевременных, не заменяет планирования, которое по сравнению с принятием  решений представляет собой управленческую деятельность гораздо более высокого порядка. Таким образом, бизнес-планирование — это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектноинвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования. В общем случае бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием.[19]

Формальное  планирование, безусловно, требует  усилий, но оно обеспечивает и немалые  выгоды:

1) заставляет  руководителей мыслить перспективно;

2) обеспечивает  основу для принятия эффективных  управленческих решений;

3) увеличивает  возможности в обеспечении фирмы  необходимой информацией;

4) способствует  снижению рисков предпринимательской  деятельности;

5) ведет  к четкой координации действий  всех участников бизнеса;

6) позволяет  предвидеть ожидаемые перемены, подготовиться к внезапному изменению  рыночной обстановки.

 

Сущность и принципы бизнес-планирования


Бизнес-планирование представляет собой  процесс разработки  бизнес-плана, в котором  осуществляется планирование бизнеса  от формирования идеи до ее реализации.

Новая экономическая среда ставит руководителей и специалистов перед  необходимостью по иному строить свою работу. При переходе к рынку некоторые руководители восприняли вновь складывающиеся экономические отношения как "антиплановые", но это далеко не так. Рыночные условия требуют еще более точной разработки целей, задач и способов их достижения. Важность планирования деятельности предприятий и организаций не уменьшается, а наоборот усиливается, так как успех работы в рыночных условиях невозможен без полного и ясного представления о перспективах и последствиях принимаемых решений, без разработки надежных предварительных ориентиров и реального плана действий.

Однако планирование деятельности компаний в условиях рынка по своим  целям, содержанию и организации  существенно отличается от долгосрочного  и краткосрочного планирования, применявшегося ранее на российских предприятиях.

БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЕ – это  процесс,  осуществляемый  при создании нового направления деятельности, а также при определении первоначальной стратегии или при необходимости внесения корректировок в деятельность фирмы.

БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЕ - процесс, который  требует многопрофильного предварительного анализа производственной  и экономической деятельности предприятия.[18]

При создании пакета материалов по бизнес планированию необходимо учитывать  конкурентоспособность фирмы, ее долю в определении емкости рынка. Страхование рисков также обязательно  учитывается в бизнес планировании. Общая калькуляция себестоимости выпускаемой продукции корректируется в бизнес планировании с учетом показателей будущего долгосрочного периода.

В период становления рыночных отношений  появилось расхожее мнение о том, что на смену внутрихозяйственному планированию пришло бизнес-планирование. Однако многолетняя практика подтвердила не только возможность, но и необходимость совместного существования этих систем планирования.  Механизм делового рыночного планирования включает теорию, методологию и практику планово-управленческой деятельности, охватывающей общие закономерности и российскую специфику рыночных экономических отношений. Изменились ориентиры, методы и инструменты хозяйствования, в основу которых положены рыночные законы спроса и предложения. В этих условиях деловое планирование или бизнес-планы должны объединить все этапы реализации предпринимательских проектов: от выбора стратегической или тактической цели до ее полной реализации на соответствующем рынке. Бизнес-планирование включает такие этапы, как выбор и обоснование вида деятельности, выявление наиболее реальных проектов ее осуществления, экономическую оценку затрат и результатов, разработку детализированного бизнес-плана, обеспечение выполнения запланированных мероприятий, корректировку плановых показателей и уточнение фактической эффективности использования бизнес-проекта.

Практика планирования подтверждает тесное взаимодействие бизнес-планов и социально-экономических планов, сложившихся на российских предприятиях в последние годы. Однако между  этими видами планов существуют и  различия, свидетельствующие о наличии  у каждого из них своего собственного предмета и места, как в сфере внутрифирменного планирования, так и во всей системе рыночного хозяйствования.

Информация о работе Бизнес планирование в менеджменте