Бизнес планирование в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 13:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Выбранная тема достаточно актуальна, так как в условиях рыночной экономики бизнес, чтобы быть жизнеспособным прибыльным, нуждается в планировании. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.
Мировой опыт позволяет утверждать, что только тщательное и ответственное планирование бизнеса может сыграть важную роль в выживании предприятий, и в конечном счете – в достижении ими стабильно высоких результатов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ…..………………5
1.1 Понятие, сущность и цели бизнес-планирования…………………………………5
1.2 Организация процесса бизнес-планирования.….………………………………….13
1.3 Основные требования к бизнес-планированию………………..…………………18
2 БИЗНЕС-ПЛАН КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВНИЯ………20
2.1 Понятие, цели, задачи и функции бизнес-плана…….…………………………...20
2.2 Общая структура бизнес-плана: разделы и содержание………………………….23
2.3 Резюме как составная часть бизнес-плана……………………………………….30
2.4 Оформление и стиль бизнес-плана………………………………………………..33
2.5 Оценка бизнес-планов………………………………………………………………35
2.6 Сравнение бизнес-плана и технологии стратегического планирования……….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………….42

Файлы: 1 файл

будущий курсач.docx

— 87.25 Кб (Скачать)

Основные  разделы, которые содержит типовая  структура бизнес-плана инвестиционного  проекта:

1. Титульная  страница бизнес-плана - содержит  название компании, ее юридический  и фактический адреса, телефоны, e-mail и адрес сайта (если есть), наименование и полные реквизиты собственников компании, наименование и очень кратко (одним предложением) - суть проекта, информацию о исполнителях проекта и дату его составления.

2. Резюме  проекта - представляет собой  основные положения, суть, "выжимки"  из проекта, его основные выводы. Цель резюме - заинтересовать инвестора  и заставить его подробнее  ознакомиться с содержанием бизнес-плана.  Объем резюме проекта в бизнес-плане  обычно составляет 2-3 страницы текста, который должен быть составлен  простыми словами без использования  терминологии и простыми предложениями.  Резюме должно показать инвестору  выгодность и перспективность  вложений в представляемый инвестиционный  проект.

3. Описание  компании - автора инвестиционного  проекта - содержит основную информацию  о компании, которая предлагает  данный инвестиционный проект, ее  полные реквизиты, информацию  о учредителях и их реквизиты, цели компании, сведения о руководстве, историю компании, достижения, организационную структуру, основные продукты, и место компании на рынке.

4. Описание  продукта или услуги - включает  информацию о продукте или  услуге, его основных характеристиках,  основных потребителях, потребительских  свойствах товара, отличиях от  существующих аналогов, информацию  патентах и лицензиях.

5. Маркетинговый  анализ - содержит информацию о имеющихся на рынке товарах, продукции конкурентов, сравнение характеристик и потребительских качеств товаров конкурентов и предлагаемого продукта, информацию о наименовании конкурентов и их реквизиты, цены конкурентов и их стратегию продвижения товаров.

Маркетинговый анализ - самый первый и очень  важный этап в написании бизнес-плана. Важнейшим разделом в маркетинговом  анализе является определение объемов  рынка сбыта продукции, доли рынка  конкурентов, определение мотивации  покупателей к принятию решения  о покупке.

Основной  задачей данного раздела бизнес-плана  является дать ответ на вопросы - сколько и какого именно товара требует рынок, по какой цене и почему именно его готовы покупать потребители. В этом разделе также должен быть приведен анализ состояния и тенденций развития отрасли, средняя прибыльность и объемы производства предприятий отрасли, степень развития конкуренции и барьеры вхождения в нее.

6. Стратегия  продвижения товара - здесь основным  является определение рыночной  ниши, т.е. того, какой именно и  для каких категорий потребителей  предназначен товар, количественный  и качественный анализ потребителей, где они расположены, какими  именно методами и каналами  сбыта предлагается реализовывать  товар или услугу. Приводится  информация о стратегии рекламирования  продукта или услуги, затратах  на маркетинг, ценообразовании,  политике при работе с покупателями. Этот раздел бизнес-плана часто  является его самым слабым  местом и может быть недостаточно  проработан неопытным разработчиком  бизнес-плана.

7. Производство - в случае, если это производственное  предприятие, данный раздел бизнес-плана  включает информацию о выбранной  технологии производства, мотивации  ее выбора, описание основных  технологических процессов предприятия,  схему его работы, расстановку  оборудования. Если предполагается  реконструкция или строительство,  то приводится описание технических  решений, их технико-экономическое  обоснование и расчеты затрат  на реконструкцию или строительство.

В разделе  приводятся расчеты потребности  в материалах и сырье на производство продукции, затраты на их закупку, динамика цен, анализ поставщиков, затраты на обслуживание и плановые ремонты  оборудования. В случае, если специфика  производства того требует, приводится информация о необходимости приобретения лицензий и прочих разрешений и согласований, требования по технике безопасности труда.

В случае если разрабатывается инвестиционный проект торгового или обслуживающего предприятия, этот раздел бизнес-плана  делается более подробным. Он включает значительно больший объем информации о поставщиках, их оценке и выборе, потребностях в конкретных товарах  и их группах, методах закупки, потребностях в складских и торговых помещениях, их географическом местоположении и  наличии спроса на предлагаемые товары в каждой торговой точке и по каждому  товару. По поставщикам также приводится информация о их местонахождении, дается их краткая характеристика и приводятся реквизиты.

В случае если это строительное или сервисное предприятие отражается также информация о подрядчиках, дается их характеристика и реквизиты.

8. План  по персоналу - в этом разделе  бизнес-плана приводится информация  о потребности в персонале,  его количестве и квалификации, анализ рынка труда по каждой  позиции работников, приводятся  расчеты затрат на оплату труда  персонала, его социальное обеспечение,  методы стимулирования и обучение.

9. Организационная структура и управление - содержит схему организационной структуры управления предприятием, информацию о количественном и качественном составе подразделений предприятия, требования к его квалификации, расчет затрат на оплату труда, социальное обеспечение и стимулирование труда управляющего персонала.

В случае реорганизации или вновь создаваемого предприятия дается информация о  форме собственности предприятия, его основных или предполагаемых акционерах, их реквизиты, доли в капитале предприятия, процесс принятия решений  и принципы управления.

10. Финансовый  план - самая интересная часть  бизнес-плана с практической точки  зрения, он показывает, какие финансовые  ресурсы потребуются для реализации  инвестиционного проекта и в  какие периоды времени, а также  отдачу от проекта при заданных  исходных данных и верности  выводов маркетингового исследования. В финансовом плане приводятся или рассчитываются все денежные потоки предприятия - затраты, выручка от реализации, налоги и прибыль.

11. Анализ  рисков проекта - в этом разделе  бизнес-плана дается описание  возможных рисков проекта и  их характеристика, а также приводится  стратегия по их минимизации.

12. Приложения  к бизнес-плану - это документы,  на базе которых был составлен  бизнес-план: данные маркетинговых  исследований, спецификации и подробные  описания продуктов, развернутые  характеристики конкурентов и  их продуктов, копии рекламных  материалов, прайс-листов, каталогов,  письма от покупателей и заказчиков, контракты, резюме руководителей  проекта и подразделений предприятия,  заключения экспертов и прочие  документы. 
Бизнес-план для привлечения инвестора.

Бизнес-план для привлечения инвестора имеет  свою специфику. Основными задачами в данном случае является убедить  инвестора в выгодности для него вложений в представляемый ему инвестиционный проект.

Бизнес-план для инвестора обычно имеет небольшой  объем, как правило, это 8-10 листов и  он носит характер краткого резюме инвестиционного проекта. В нем  должны быть представлены только цели, результаты проведенного исследования рынка, суть проекта, требуемые и  имеющиеся ресурсы, предполагаемые результаты от его реализации, основные показатели и краткие выводы.

Основной  задачей такого резюме бизнес-плана  является заинтересовать инвестора  и заставить его ознакомиться с проектом подробнее. Инвесторы  обычно очень занятые люди и не будут тратить свое время на чтение подробных бизнес-планов ради уяснения сути проекта. А так как предложений  у инвестора может быть много, первое впечатление может оказаться  решающим. Поэтому бизнес-план для  инвестора обычно пишут в виде краткого резюме инвестиционного проекта.

Если  инвестора заинтересует представленный Вами бизнес-план инвестиционного проекта, он сам захочет получить более  подробную информацию. Подробный  бизнес-план имеет большой объем  и описывает все стороны проекта. Для того, чтобы убедить инвестора  в серьезности предложения, лица представляющие проект, и в первую очередь руководитель, должны показать полную информированность о всех основных моментах представляемого инвестиционного проекта.

Для успеха презентации бизнес-плана инвестиционного  проекта нужно основательно подготовиться  и попробовать самому себе задать вопрос о том, что бы делали Вы на месте инвестора, какие бы вопросы  Вы задали. После этого найдите  приемлемые и честные ответы на собственные  вопросы. Кроме того, нужно быть психологически готовым к неожиданным вопросам, жесткой критике и скептическому  отношению к проекту, Вашей компетенции  и профессиональным качествам.

Кроме отдачи от инвестиций инвестора будет интересовать риск при участии в проекте  и возможные варианты его оптимизации, а также возможность контроля положения дел предприятия и  действий его руководства. Нужно  также заранее хорошо обдумать все  возможные варианты участия сторон в проекте и определиться со стратегией ведения переговоров.

Кредит  под бизнес-план.

Банк  всегда выдает кредит под бизнес-план, он должен быть уверен, что Вы трезво оцениваете свои возможности по погашению  кредита. Бизнес-план наглядно показывает, что Вы делали расчеты и представляете  реальную картину своего бизнеса.

Поэтому каждый заемщик составляет бизнес-план для получения кредита, что является обязательным условием банка. Бизнес-план для получения кредита отличается от бизнес-плана для инвестора  несколькими моментами:

·       бизнес-план для получения кредита должен показать потребность предприятия в финансировании в определенный момент и на точно определенный срок;

·       потенциальный заемщик, желающий получить кредит под бизнес-план должен доказать банку выгодность для предприятия использования заемных оборотных средств;

·       бизнес-план для получения кредита ориентирован на то, чтобы показать банку или другому кредитору высокий уровень платежеспособности предприятия, а значит - возможность погасить кредит и проценты за его использование.

Банк, как  правило, не будет интересоваться деталями бизнес-плана, не имеющими прямого отношения  к платежеспособности и уровню ликвидности  предприятия. Его заинтересует, в  первую очередь, наличие у предприятия  серьезного залога или поручителя.

Если  первое условие выполняется, будет  изучаться вопрос кредиторской задолженности. Банку будет интересно, кому и  сколько должно предприятие, имеется  ли просроченная кредиторская задолженность  и как давно она образовалась, тенденция к росту или к  снижению задолженности.

Следующий вопрос эксперта банка будет о  дебиторской задолженности предприятия. Иногда служба безопасности банка будет  наводить справки, и пытаться узнать какая часть из дебиторской задолженности  является сомнительной к возвращению.

Получить  кредит под бизнес-план в банке - это обычно довольно длительная процедура, которая требует подготовки целого пакета документов, больших затрат времени и крепких нервов. Все  это время банк требует один документ за другим, требования к нужным документам могут меняться даже в процессе оформления сделки. Сначала приходится иметь  дело только с кредитным экспертом, потом с начальником кредитного отдела, а в случае, если банк относит  кредит к категории крупных, то и с руководством отделения банка.

Сумма выдаваемого  банком кредита обычно составляет не более 40-50% от стоимости залога, которая  определяется экспертной оценкой. Рекламные  условия получения кредита обычно сильно отличаются от реальных. Часто случается так, что в процессе получения кредита банк "предлагает" предприятию погасить еще некоторые платежи и дополнительные сборы за получение банковского кредита. Неафишируемые банком сборы за получение кредита могут составить 5-10% от суммы кредита.

Банк  может не согласиться с предоставленными результатами экспертной оценки и "ненавязчиво" попросить предприятие обратиться к рекомендованному им самим эксперту-оценщику, стоимость услуг которого, как  правило в 1,5-3 раза выше среднерыночной. Кроме затрат на экспертную оценку придется понести затраты и на страхование сделки, что является обязательным требованием со стороны банка. Для страхования сделки также справедливо сказанное выше относительно эксперта-оценщика. 

 

2.3 Резюме как составная часть  бизнес-плана

 

Резюме  является не только одним из самых  маленьких разделов бизнес-плана, но и самым главным. Именно в этой части отображается суть вашей бизнес идеи, и если она не заинтересовала инвесторов или кредиторов, то на этом этапе рассмотрение бизнес-плана и заканчивается. Резюме должно привлечь внимание того, кому адресован сам бизнес-план – высшего руководства, инвесторов или просто рекламодателей.

Резюме  оформляется в последнюю очередь, но располагается всегда в начале бизнес-плана. И именно с этой части  начинается изучение бизнес-плана в  целом.  
В резюме содержится основная информация о бизнес идее и выводы, сделанные на основе бизнес - планирования.

Информация о работе Бизнес планирование в менеджменте