Бизнес планирование в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 13:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Выбранная тема достаточно актуальна, так как в условиях рыночной экономики бизнес, чтобы быть жизнеспособным прибыльным, нуждается в планировании. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.
Мировой опыт позволяет утверждать, что только тщательное и ответственное планирование бизнеса может сыграть важную роль в выживании предприятий, и в конечном счете – в достижении ими стабильно высоких результатов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ…..………………5
1.1 Понятие, сущность и цели бизнес-планирования…………………………………5
1.2 Организация процесса бизнес-планирования.….………………………………….13
1.3 Основные требования к бизнес-планированию………………..…………………18
2 БИЗНЕС-ПЛАН КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВНИЯ………20
2.1 Понятие, цели, задачи и функции бизнес-плана…….…………………………...20
2.2 Общая структура бизнес-плана: разделы и содержание………………………….23
2.3 Резюме как составная часть бизнес-плана……………………………………….30
2.4 Оформление и стиль бизнес-плана………………………………………………..33
2.5 Оценка бизнес-планов………………………………………………………………35
2.6 Сравнение бизнес-плана и технологии стратегического планирования……….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………….42

Файлы: 1 файл

будущий курсач.docx

— 87.25 Кб (Скачать)

Существует  рекомендуемая структура составления  резюме:

  1. Краткое описание бизнес идеи, цели и задачи.
  2. Ресурсное обеспечение.
  3. Механизм реализации проекта.
  4. Конкурентоспособность и уникальность продукции или услуги.
  5. Объем необходимого внешнего финансирования.
  6. Прогноз предполагаемого объема продаж и прибылей. 
  7. Возврат денежных средств инвесторам.

Объем резюме не должен превышать 1-2 машинописные страницы, и оно должно быть простым и  лаконичным в изложении.

Бизнес-план достаточно большой документ и знакомить  сразу инвесторов и кредиторов с  ним полностью нецелесообразно  — у потенциальных партнеров (потребителей документа) сразу, скорее всего, просто не найдется времени на полное ознакомление с ним. Поэтому  в начале бизнесплана находятся разделы, в которых кратко аккумулируется основная информация.

К ним  относятся:

аннотация — документ не более чем на одну страницу, в котором представлены основные целевые установки;

резюме  — документ, представляемый совместно с аннотацией.

 

Резюме  — это раздел, с которого начинается содержательная часть инвестиционного бизнес-проекта. Пишется резюме после того, как составлен весь бизнес-план, так как оно должно дать ответы будущим инвесторам или кредиторам (в том числе и акционерам) на два главных вопроса: что они получат при успешной реализации данного плана и каков риск потери ими денег? Данный раздел должен представлять собой рекламу проекта. В нем должны быть кратко и убедительно изложены его основные положения: чем будет заниматься организация, сколько средств необходимо вложить, ожидаемый спрос на продукцию, в чем гарантии успеха.

Обычно  потенциально заинтересованные лица начинают знакомство с проектом именно с резюме. В связи с этим при написании резюме должны быть выполнены следующие условия:

1) резюме должно содержать ответы на следующие вопросы:

  • в чем состоит общая концепция бизнеса,
  • какую выгоду получит потенциальный инвестор,
  • с какими рисками столкнется инвестор;

2) текст резюме не должен превышать двух — четырех страниц;

3) стиль и  язык изложения должны быть  понятны любому потребителю проекта.

На последний  пункт необходимо обратить большое  внимание, поскольку качественное изложение  материала в данном разделе бизнес-плана  помогает настроить инвестора на будущую работу с проектом. Информация должна быть проста для восприятия и не перегружена специальными терминами. Однако необходимо учитывать, что чрезмерная простота может вызвать сомнение в вашей компетенции и качественной эффективности предлагаемого проекта. Язык резюме должен быть деловым и направленным на то, чтобы стимулировать инвестора к участию в проекте. Такие стиль и язык изложения подразумевают использование общеизвестных терминов.

В резюме должны быть освещены следующие моменты:

1) что  и кто предлагает для бизнеса,  где и как это будет производиться;

2) основные  потребители;

3) цели  предлагаемого бизнеса;

4) цели  составления бизнес-плана;

5) основные  преимущества и уникальность  предлагаемого бизнеса, перспективы  его развития;

6) необходимые  инвестиции, их целесообразность  и условия инвестирования, риск  инвестирования;

7) основные  финансовые результаты и прогнозируемая  эффективность для инвестора  и для производителя.

Основными элементами, требующими освещения в резюме, являются:

1) сущность  предполагаемого проекта и место  его реализации;

2) эффективность  реализации проекта;

3) общая  стоимость проекта;

4) необходимые  (привлекаемые) финансовые ресурсы;

5) срок  окупаемости проекта;

6) финансовые  результаты реализации плана  (чистая текущая стоимость, внутренняя  норма рентабельности, ежегодные  суммы налоговых поступлений  в бюджет Российской Федерации,  бюджет субъекта Российской Федерации  и местный бюджет на ближайшие  три года)

7) предполагаемая  форма и условия участия инвестора  (кредитора);

8) гарантии  возврата инвестиций (кредитных  ресурсов);

9) сопутствующие  эффекты (социальные, экологические)  от реализации проекта.

Как составная  часть бизнес-плана резюме играет чрезвычайно важную роль, ведь изначально именно по нему инвесторы и кредиторы составляют свое мнение относительно эффективности проекта и целесообразности вложения в него средств.

 

2.4 Оформление и стиль бизнес-плана

 

Оформление и стиль не менее  важны для успеха бизнес-плана чем его содержание. Небрежно оформленный, неграмотно составленный, чрезмерно раздутый или, напротив, неоправданно сжатый бизнес-план не найдет понимания и поддержки у потенциальных инвесторов делового проекта.

Специалисты по бизнес-планированию рекомендуют выполнять следующие правила составления и оформления бизнес-плана.

Предложения должны быть короткими, ясными, четкими, энергичными. Не нужно  попусту тратить слова и чрезмерно  расцвечивать текст. Не стоит вкладывать в текст слишком много эмоций. Не рекомендуется употреблять многозначительные и расплывчатые выражения. Читатель плохо воспринимает слишком академичное, наукообразное сочинение.

Не нужно увлекаться использованием технического жаргона. Иначе читатель может подумать, что автор недостаточно хорошо владеет предметом, о котором  пишет. Глубокое знание дела в первую очередь выражается в том, что  специалист может рассказать о нем  ясно и доходчиво, не прибегая к специфическим, ходовым выражениям.

Бизнес-план должен включать только относящуюся к делу (релевантную) информацию. Не стоит увлекаться общими рассуждениями, экскурсами в чистую теорию или области, не связанные с данным бизнесом. Например, подчеркивая циклический характер продаж своего товара, не нужно целиком излагать теорию делового цикла.

Идеи, представленные в бизнес-плане, не должны быть чрезмерно амбициозными. Не нужно завышать планку будущих достижений без учета реальных возможностей бизнеса - даже если это предпринимается в рекламных целях. Потенциальные инвесторы - банки, государство, венчурные компании и т.п. - часто гораздо лучше осведомлены о реальном положении дел. Особенно точной и хорошо обоснованной должна быть информация о размерах рынка сбыта, перспективах роста, запланированной доле рынка фирмы.

Очень помогает уяснению положений  плана использование фотографий, диаграмм, графиков, таблиц. Умелое применение этих средств существенно повышает впечатление о бизнес-плане.

Необходимо позаботиться о четкой структуре плана. Материал должен быть разделен на короткие, хорошо выделенные параграфы. Для обозначения  различных частей бизнес-плана можно  использовать разные цвета, образцы  шрифта и т.д. Хорошо структурированный  и оформленный материал легко  читается, быстрее попадает в поле зрения. Нельзя позволить своему бизнес-плану  утонуть в массе подобной продукции, лежащей на столе у потенциального инвестора. Ваш бизнес-план должен выделяться на общем фоне.

Нужно особо выделять основные предположения бизнес-плана, его  главные выводы. Не стоит утяжелять основные разделы бизнес-плана различной объемной информацией. Если она действительно необходима и разъясняет суть дела, выбрасывать ее из бизнес-плана не нужно. Но лучше включить такую информацию в приложения, для того чтобы ее могли найти читатели, которые нуждаются в дополнительной информации.

Важно правильно выбирать время для работы над бизнес-планом. Это занятие требует большой  сосредоточенности, поэтому бизнес-план следует писать тогда, когда над  вами не тяготеют серьезные проблемы и все идет относительно гладко.

При составлении бизнес плана  нельзя забывать о таком важном принципе, как гибкость планирования. Необходимо определять основные положения бизнес-плана  так, чтобы они могли быть адаптированы к непредвиденным изменениям в среде  фирмы.

Общий объем бизнес-плана  может быть назван приемлемым, если он не превышает 100 страниц. Если бизнес-план составляется для достижения целей развития и диверсификации в новые сферы бизнеса для уже существующего предприятия, он должен дать ответ, не пострадают ли текущие, основные операции в связи с запланированными изменениями?


 

2.5 Оценка бизнес-планов

 

К сожалению, современные реалии экономического рынка Российской Федерации достаточно противоречивы и неустойчивы: нередко  случаются ситуации, когда за время  первоначального планирования деятельности, ситуация на рынке меняется в ту или иную сторону. В таком случае весьма актуальным будет полноценная  и профессиональная оценка бизнес плана  независимыми специалистами, с помощью которой Вы сможете более реалистично оценить свои возможности.

В настоящее  время полноценное предварительное  планирование деятельности — это  обязательный этап при организации  предприятия. Кроме того, достаточно распространена возможность приобрести новую и оригинальную идею для  бизнеса за определенную сумму. Однако, каким бы успешным, надежным и перспективным  не казался бизнес-план на первый взгляд, очень важно понимать, что реальную прибыль и эффективность оценить  достаточно сложно, тем более самостоятельно.

Полноценная оценка бизнес проекта — это достаточно сложный анализ, который следует доверить только надежному специалисту, который сможет грамотно оценить и проанализировать рынок и будущее предприятие.

Кроме того, грамотная оценка бизнес проекта  позволяет реально оценить предполагаемую стоимость продажи компании.

При проведении оценки можно выделить две наиболее крупные стадии:

  1. Предварительная оценка.

Обычно  проводится еще на стадии разработки инвестиционного проекта, когда  наиболее важно понять, имеет ли смысл прорабатывать дальше выбранную  идею, является ли она перспективной, прибыльной. В рамках данного этапа  предоставляются рекомендации по формированию бизнес-проекта. 
В том случае, если бизнес-план уже готов, проводится оценка достоверности этого документа, а также оценивается, насколько достоверно и точно изложены сведения.

  1. Непосредственно оценка бизнес проекта, которая включает также такие аспекты:
    • оценка финансовой стороны вопроса, в том числе моделирование потоков продукции, оценка прибыльности проекта для каждого из участников и т.д.;
    • оценка технических аспектов осуществления проекта, в том числе оценка стоимости необходимого оборудования;
    • оценка предполагаемых рисков для всех участников данного проекта при различных пессимистических вариантах развития данной ситуации.

 

Оценка рисков

Оценка бизнес плана всегда включает в себя оценку вероятности возникновения самых пессимистичных сценариев развития бизнеса. Основные виды риска:

  • производственный риск - связан с возможностью невыполнения предприятием своих обязательств перед заказчиком;
  • финансовый риск - возможность невыполнения финансовых обязательств перед инвесторами вследствие использования для финансовой деятельности заемных средств;
  • инвестиционный риск - возможность обесценивания инвестиционно-финансового портфеля, состоящего как из собственных, так и из приобретенных ценных бумаг;
  • рыночный риск - возможное колебание рыночных процентных ставок на фондовом рынке и курсов валют;
  • политический риск - возможные убытки от нестабильной политической ситуации.

 

Оценка  риска реализации бизнес-плана производится по следующей схеме:

1. Выбор наиболее неопределенных и рисковых параметров бизнес плана (снижение объемов продаж, снижение цены продаж, повышение себестоимости единицы товара и т.д.).

2. Проведение оценки эффективности проекта для предельных значений каждого параметра для различных условий реализации проекта.

3. Анализ сценариев реализации бизнес-плана:

    • оптимистического;
    • базового (нормального);
    • пессимистического.  

В основе вывода о возможности положительной  реализации проекта должен лежать пессимистический сценарий. Полноценная оценка бизнес плана схожа по своим особенностям и функциям с экспертизой бизнес-плана, но включает в себя более разнообразные  аспекты. Благодаря эффективной  оценке вероятность реализовать  перспективный и успешный бизнес-план существенно повышается.

 

2.6 Сравнение бизнес-плана и технологии стратегического планирования

 

1. Сходства:

  • в технологии стратегического планирования есть раздел свод-анализ, в котором пишутся сильные и слабые стороны, в бизнес-плане также указываются специфические черты предприятия, указываются наличие лицензий, разрешений, сертификатов;
  • в обоих документах пишутся стратегические и тактические цели;
  • в обоих документах пишется план того, как эти цели будут достигаться;
  • в обоих документах описываются товары, которые будет выпускать предприятие (или услуги), причем подробность описания в технологии стратегического планирования зависит от того, насколько имеется готовое описание;
  • анализ рынка также описывается в обоих документах, причем при составлении стратегического планирования анализ рынка описывается так, как представляет это автор (менее структурировано).

2. Различия.

  • как правило бизнес-план пишется для получения инвестирования, технология стратегического планирования составляется для того чтобы  иметь стратегическую систему развития бизнеса и план конкретных действий;
  • в бизнес-плане более подробно описывается предприятия, чем при составлении технологии стратегического планирования (потому что предприятие является следствие написанных бизнес-процессов, которые пишутся как продолжение стратегии развития);
  • самое главное - это при составлении стратегического плана действий пишется миссия (или главная цель), которая является “вершиной” плана, из которой пишутся стратегические направления развития, стратегические и тактические цели, стандарты.

Важно, что  в составлении стратегического  плана действий принимает участие бизнес-коуч, который не позволяет написать свои заблуждения, помогает найти правильные ответы, помогает проверять факты и  мнения авторов.

Таким образом, в центре всей системы бизнес-планирования находится управленческий бизнес-план. Бизнес-план - это документ, подробно описывающий будущий проект, анализирующий проблемы, которые могут иметь место, и определяющий способы их решения. Он действительно является ключевым звеном всего процесса планирования, позволяющим соединить стратегическое мышление с умением разработать конкретный план действий на планируемый период.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе были рассмотрены  теоретические аспекты бизнес-планирования, его сущность, цели и основные требования, а также структура и содержание бизнес-плана, главные цели и задачи.

Бизнес-планирование - это отдельный вид планирования, нацеленный в большинстве случаев на привлечение финансирования со стороны инвестора (финансово-кредитных учреждений, компаний, государства) для реализации проекта (программы), создания или развития новых направлений деятельности организации. Некоммерческие организации активно используют бизнес-планирование для развития основных и предпринимательских направлений деятельности. Так, некоммерческие организации осуществляют бизнес-планирование для проведения выставок, конференций, семинаров, фестивалей, а также для развития производственной и торговой деятельности.

Главная ценность бизнес-плана заключается  в самом процессе планирования. Можно верить или не верить в планирование, но избежать его в полном смысле этого понятия никому не удается. Отсюда альтернатива: планировать самому или быть планируемым.

Информация о работе Бизнес планирование в менеджменте