Место и роль бизнес-планирования в системе стратегического менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Заказчиком бизнес – плана являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность, условия и результаты которой анализируются и прогнозируются в бизнес – плане. Разработчиками бизнес – плана выступают фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, проектирования, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.

Оглавление

Вступление ………………………………………………………………
Стратегический менеджмент ……………………………………….
1.1 Менеджмент. Основные понятия …………………….. ………
1.2 Стратегический менеджмент. Цели и задачи …………
Стратегическое планирование как приоритетная задача менеджмента……
Сущность и функции стратегического планирования ………
Структура стратегического планирования …………………
Преимущества и недостатки стратегического планирования ….
Бизнес-план – как ключевой элемент стратегического планирования …
Бизнес- план. Цели и разновидности. Бизнес-планирование ………
Идея – основа бизнес-плана. Источники идеи ………………….
Миссия. Цели и задачи проекта ……………………………….
Структура и содержание бизнес-плана ………………………….
Заключение …………………
Список литературы ……………………………………………….

Файлы: 1 файл

kyrsovaya_biznesplanirovanie.doc

— 250.00 Кб (Скачать)


Министерство образования  и науки РФ

Федеральное агентство  по образованию

ЕГУ им. Бунина И.А.

 

 

 

 

 

Кафедра   Экономики и

                                         экономического анализа

                                                 

 

 

Курсовая работа

 

Тема: «Место и роль бизнес-планирования в системе стратегического менеджмента»

 

 

 

 

                          Выполнил:

                                                     

                         Принял:

 

 

 

 

Елец

2008г

 

 

 

 

Содержание

 

Вступление ………………………………………………………………

  1. Стратегический менеджмент ……………………………………….

1.1 Менеджмент. Основные  понятия …………………….. ………

1.2 Стратегический менеджмент. Цели и задачи …………

  1. Стратегическое планирование как приоритетная задача менеджмента……
    1. Сущность и функции стратегического планирования ………
    2. Структура стратегического планирования …………………
    3. Преимущества и недостатки стратегического планирования ….
  2. Бизнес-план – как ключевой элемент стратегического планирования …
    1. Бизнес- план. Цели и разновидности. Бизнес-планирование ………
    2. Идея – основа бизнес-плана. Источники идеи ………………….
    3. Миссия. Цели и задачи проекта ……………………………….
    4. Структура и содержание бизнес-плана ………………………….

Заключение …………………

Список литературы ……………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

Реформы в экономике неразрывно связаны с изменением стереотипов управления, методов и подходов в планировании и осуществлении преобразований. Сущность этих преобразований заключается в быстром и фундаментальном изменении действующих процедур.

В истории человеческого  общества не было такой экономической системы, развитие которой совершалось бы без всякого воздействия со стороны заинтересованных субъектов или определённых структур управления. В значительной степени успех или неуспех предпринятых усилий зависит от совершенствования организации управления и его важнейшей функции - планирования.

В современной быстро меняющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных  результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.

Планирование – это  определение цели развития управляемого объекта, методов, способов и средств её достижения, разработка программы, плана действия различной степени детализации на ближайшую и будущую перспективу.

Планирование реализуется  в сфере предпринимательской  деятельности, а предпринимательство – процесс принятия решения их реализация и оценки результатов предпринятых действий, поэтому план даёт основу для принятия рациональных решений.

Планирование необходимо любой организации, планирующей  предпринимать какие либо действия в будущем.

Бизнес-план – определённая модель деятельности предприятия, который  использует все наработки традиционного  планирования в условиях рыночной экономики.

Бизнес-план направлен  на реализацию стратегии конкурентной борьбы, определяет деятельность маркетинговых служб, коммерческий риск, стратегии финансирования, достижения безубыточности и качественного обслуживания потребителя.

Заказчиком бизнес –  плана являются юридические и  физические лица, осуществляющие предпринимательскую  и инвестиционную деятельность, условия и результаты которой анализируются и прогнозируются в бизнес – плане. Разработчиками бизнес – плана выступают фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, проектирования, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.

Таким образом, разработка стратегии и тактики производственно- хозяйственной деятельности фирмы  является важнейшей задачей для  малого предпринимателя. Общепризнанной формой разработки стратегии и тактики  является бизнес-план.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Стратегический менеджмент

1.1 Менеджмент. Основные понятия

 

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально  осуществляемой  деятельности,  направленной  на достижение в ходе любой хозяйственной  деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях,  определенных  намеченных  целей путем рационального использования материальных и трудовых  ресурсов.  Здесь фирма ориентируется на спрос и потребности рынка; постоянно стремится к повышению эффективности производства,  т.е.  к получению оптимальных результатов с меньшими затратами,  стремится к хозяйственной самостоятельности, обеспечивающей свободу принятия решений тем,  кто несет ответственность за конечный результат деятельности фирмы.

В понятие  менеджмента так же входит постоянная  корректировка  целей  и  программ в зависимости от состояния рынка (а результаты этой деятельности проявляются уже на рынке  в  процессе  обмена) и необходимость использования современной информационной системы с компьютерной техникой.

Менеджмент - как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает,  что менеджер независим от  собственности на капитал фирмы,  в которой он работает. Труд менеджера - это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающих связь и  единство  всего производственного процесса.

Любая ситуация,  возникающая в процессе управления, является задачей  для менеджера  и требует от него принятия решений  и, в частности,  в отношении изменения целей и программы действий. Это  касается  как внутрифирменного производства,  так и управления производством и управление персоналом.  Всякое  управленческое решение  является  результатом  обратной  связи с рынком и другими элементами внешней среды.

Управленческие  решения  принимаются  на основе информации, получаемой и обрабатываемой в процессе подготовки решений. Управленческое решение подлежит реализации и контролю за его исполнением. Менеджер должен не только выбирать меры воздействия и средства контроля, но и рассматривать варианты решений в отношении их практической  осуществимости  в  данной  конкретной обстановке. Процесс  функционирования системы управления включает работу по ее совершенствованию и рационализации, поскольку современный  менеджмент  основан  на  рациональных способах принятия решений.

К задачам, решаемым в менеджменте, относятся:

-определение конкретных целей развития фирмы;

-выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения; т.е. разработка стратегии развития фирмы: хозяйственных задач и путей их решения;

-выработка  системы  мероприятий  для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;  определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

-установление контроля за выполнением задач.

Менеджмент  в  зависимости  от  видов и  последовательности деятельности можно  разделить на 3 стадии:

-стратегическое  управление  (включает  в себя выработку цели менеджмента,  прогнозирование как предвидение результатов развития, перспективное планирование как систему мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от  установленной цели);

-оперативное управление (деятельность по реализации  вышеуказанных мер);

-контроль (включает  анализ достигнутых результатов - обратная связь - и выступает как исходный пункт нового цикла управления)

 

 

 

 

1.2 Стратегический менеджмент. Цели и задачи

 

Стратегический менеджмент - процесс формирования менеджментом стратегического видения, постановки целей, выработки и реализации стратегии, своевременной корректировки видения, целей, стратегии и реализации.

Разработка, внедрение и реализация стратегии — приоритетные задачи менеджмента, поэтому всегда есть спрос на менеджеров, способных активно формировать будущее компании. Менеджеры разрабатывают стратегию и отвечают за выбор модели бизнеса компании. Стратегия создает ориентиры производительности, представление о конкурентных преимуществах, план действий для удовлетворения покупателей и достижения высокой производительности. Без тщательно сформулированной стратегии деятельность организации теряет смысл, утрачивает конкурентоспособность, ведет к внутреннему застою и ухудшению результатов. Кроме того, действия отдельных подразделений, отделов, групп и менеджеров должны представлять собой единое скоординированное целое, так что высший менеджмент обязан согласовать работу всех подразделений компании -производства, маркетинга, обслуживания клиентов, кадров, информационных технологий, финансов. Единая стратегия для всего предприятия — вот база для объединения действий и решений разных подразделений организации в одно целенаправленное усилие. Если нет стратегии, менеджмент не может сформулировать бизнес-модель, которая обеспечит прибыль.

Изо всех задач менеджмента самая важная — разработка долгосрочной стратегии, эффективных методов конкуренции и ведения бизнеса и осуществления всех мероприятий, необходимых для последовательной и качественной реализации этой программы. Удачная стратегия и её умелая реализация — самые верные признаки качественного управления. Гениальная стратегия, не подкрепленная организационными средствами для ее достойного внедрения, ничего не дает, потому что сводит на нет любые замечательные возможности, не обеспечивает надлежащий уровень удовлетворения клиентов и высокую производительность. Блестящая реализация посредственной стратегии так же не дает нужного результата. Необходимо, во-первых, создать первоклассную стратегию и, во-вторых, адекватно ее реализовать. Это главная задача менеджмента и лучшая проверка его возможностей.

Блестящее воплощение прекрасной стратегии — лучший критерий качества управления  и самый надежный рецепт успеха компании.

Однако и сочетание хорошей стратегии с удачной реализацией не защищает компанию от периодов низкой производительности из-за неожиданных изменений на рынках, непредвиденных технологических простоев и издержек. Порой приходится не один год посвятить созданию и внедрению подходящей стратегии. Но ни неудачным стечением обстоятельств, ни ссылками на нехватку времени нельзя оправдать стабильно низкую производительность компании. Задача менеджмента компании — адаптироваться к неожиданным изменениям условий с помощью заранее запланированных действий и гибкого изменения методов ведения бизнеса. В целом, главное при выработке стратегии — добиться такого положения на рынке и создать такую организацию, которые обеспечивают высокую производительность даже в непредвиденных обстоятельствах, в условиях жесткой конкуренции, вынужденных простоев и непредвиденных издержек. Поэтому качество менеджмента компании определяется качеством разработанной стратегии и качеством ее реализации.

Процесс разработки и реализации стратегии состоит из пяти взаимосвязанных управленческих задач.

Формирование стратегического видения будущего компании; другими словами, определение долгосрочной перспективы развития, формулировка будущего образа компании и целей организации.

Постановка целей; перевод стратегического видения в практическую плоскость.

Разработка стратегии.

Реализация стратегии.

Оценка результатов и корректировка стратегического видения, глобальных целей, стратегии и ее реализации с учетом приобретенного опыта, изменившихся условии, появления новых идей и возможностей.

Все вместе эти пять задач составляют то, что мы называем стратегическим менеджментом. Давайте, прежде чем переходить к следующим главам, рассмотрим эти задачи более подробно.

Все пять задач стратегического менеджмента должны решаться комплексно, а не по отдельности.

Во-первых, существует взаимовлияние задач и повтор циклов исполнения. Например, формулировка миссии и видения влияет на выбор целей (обе задачи связаны с определением приоритетов в деятельности компании). Постановка целей требует анализа текущей деятельности, наличия различных вариантов развития стратегии, ресурсов и возможностей, позволяющих достичь намеченных целей даже в усложнившейся ситуации. На выбор стратегии влияет наличие у компании необходимых ресурсов.

Во-вторых, менеджеры решают пять задач стратегического менеджмента одновременно с исполнением других своих задач и обязанностей. Хотя стратегический менеджмент как определяющий элемент будущего организации есть важнейшая функция управленческого состава, однако у менеджеров есть и другая работа.

Информация о работе Место и роль бизнес-планирования в системе стратегического менеджмента