Место и роль бизнес-планирования в системе стратегического менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Заказчиком бизнес – плана являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность, условия и результаты которой анализируются и прогнозируются в бизнес – плане. Разработчиками бизнес – плана выступают фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, проектирования, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.

Оглавление

Вступление ………………………………………………………………
Стратегический менеджмент ……………………………………….
1.1 Менеджмент. Основные понятия …………………….. ………
1.2 Стратегический менеджмент. Цели и задачи …………
Стратегическое планирование как приоритетная задача менеджмента……
Сущность и функции стратегического планирования ………
Структура стратегического планирования …………………
Преимущества и недостатки стратегического планирования ….
Бизнес-план – как ключевой элемент стратегического планирования …
Бизнес- план. Цели и разновидности. Бизнес-планирование ………
Идея – основа бизнес-плана. Источники идеи ………………….
Миссия. Цели и задачи проекта ……………………………….
Структура и содержание бизнес-плана ………………………….
Заключение …………………
Список литературы ……………………………………………….

Файлы: 1 файл

kyrsovaya_biznesplanirovanie.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

Основные преимущества, которые дает предпринимателю бизнес-планирование:

- дает возможность  четко обдумать и оформить  свои идеи, проверить их жизнеспособность на бумаге расчетным путем;

- такой бумажный (виртуальный)  вариант проверки идеи в конечном  счете убережет предпринимателя  от множества ошибок и ненужных  затрат, сэкономит деньги, время  и нервы;

- позволяет предпринимателю  гораздо лучше понять механизм работы предприятия и действовать в рыночной среде намного эффективнее;

- когда Вы завершите  процесс написания бизнес-плана,  он будет служить Вам, как  схема или карта, точное следование  которой позволит с большей  вероятностью достигнуть намеченной  цели.

Бизнес-планирование первоначально  потребует значительных сил, средств, усилий и времени по сбору и  обработке информации, а последующее  финансовое планирование предприятия  является намного более простым, так как требует только своевременного периодического внесения дополнений и изменений к текущему плану, а также своевременного реагирования на рыночную ситуацию.

Резюмируя все вышеизложенное, можно сказать, что затраты на бизнес-планирование - самая выгодная инвестиция.

 

3.2 Идея –  основа бизнес-планирования. Источники идеи.

 

Идея - это совокупность знаний, как уменьшить расходы  или получить доход, это концепция  предлагаемого бизнеса, это идея нового продукта или услуги, которые  предприятие будет производить.

В начале проектного цикла  стоит идея проекта. Существующее предприятие может стремиться к расширению экономической деятельности в определенных областях. А другие экономические субъекты могут задаться вопросом, стоит ли для определенных новых видов деятельности строить новое предприятие. Ведь последнее требует соответствующего детального плана основных экономических мероприятий, не ограничивающегося простыми инвестиционными расчетами и включающего финансовое планирование и планирование ликвидности, расчеты и внешнее представление проекта в форме плановых балансов.

Стратегический анализ бизнеса должен начинаться с анализа  бизнес-идеи не случайно. Дело в том, что у организации, не имеющей  собственной бизнес-идеи, не может  быть и собственного бизнес-пространства, а следовательно, оценить ее стратегические позиции, принять стратегические решения относительно дальнейшего существования и развития, а тем более выстроить какой-то план действии просто невозможно.

Источником идеи могут  быть:

Потребители. При поиске новых идей предприниматели уделяют все больше внимания мнению потребителей, поскольку конечная цель производства любого товара или оказания любой новой услуги - именно удовлетворение запросов потребителей.

Продукция конкурентов. Предприниматель должен очень внимательно изучать товары и услуги, предлагаемые другими фирмами. В результате нередко выясняется, что тот или иной товар либо услугу можно улучшить, и эта идея ложится в основу нового бизнеса.

Мнения работников отделов сбыта и торговых представителей. Благодаря своему знанию потребностей рынка торговые работники нередко могут подсказать что-то принципиально новое. Они могут также оказать содействие в маркетинге новой идеи или продукции.

Различные публикации. Существуют архивы Патентного бюро, в котором регистрируются все изобретения и идеи принципиально новых продуктов. Хотя сами по себе запатентованные идеи защищены законом, их изучение нередко может натолкнуть на новые, даже более интересные мысли. Существует ряд периодических изданий, в которых публикуется информация о последних патентах.

Научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Лаборатории НИОКР, как правило, хорошо оснащены и потому предоставляют большие возможности для поиска путей совершенствования продукции.

Не каждая идея становится бизнес-идеей, т.е. превращается в идею, дающую доход. Поэтому необходимо четко разработать идею, придерживаясь следующих процедур:

четко и ясно сформулировать суть бизнес-идеи, ее "изюминку"

зафиксировать источник появления идеи

попытаться подтвердить  реальность самой идеи (авторитет  издания, ваши знания и опыт, отзывы специалистов, опыт других предпринимателей или др.), или это ваше внутреннее убеждение.

оценить эффект от реализации бизнес-идеи, а также определить будущих надежных партнеров и  инвесторов, заинтересованных в вашем успехе.

Сформировавшаяся бизнес-идея, прошедшая соответствующую проверку, становится основой для разработки бизнес-плана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Миссия. Цели  и задачи.

 

При подготовке   бизнес-плана   определяется миссия (философия, видение предприятия) – краткое описание хозяйственной единицы, ее основных целей, предназначения, сферы деятельности, норм поведения и роли  в решении социальных задач региона, общества.

Миссия коммерческих организаций в России обычно формулируется  очень просто и весьма прямолинейно – максимум прибыли! У опытных предпринимателей такой циничный подход вызывает в лучшем случае застенчивую улыбку, а для потребителей продукции (услуг) предприятия размер его прибыли не только не представляет интереса, но более того – их цели противоположны. Прибыль – чисто внутренняя проблема предприятия, которую напоказ выставлять не вполне прилично, а тем более записывать в учредительные документы. Прибыль – не цель, а средство и условие достижения цели.

  Фундаментальными истоками миссии предприятия являются его  принципы и этика. Они выступают в качестве основополагающих правил действий, отражающих совокупность универсальных общественных требований к поведению сотрудников фирмы.

Миссия фирмы во многом определяется также ее ценностными  ориентациями, которые существенно влияют на стратегическое поведение руководителей и всех сотрудников. В теории и практике выделяют шесть видов ценностных ориентаций:

теоретические (истина, знание, рациональное мышление),

экономические (практичность, полезность, накопление богатства),

политические (власть, признание),

социальные (хорошие отношения, привязанность, отсутствие конфликтов),

эстетические (художественная гармония, форма и симметрия, состав),

религиозные (согласие со вселенной).

  Миссия предприятия тесно  связана  с  его  культурой –  совокупностью типичных для предприятия ценностей, норм и идей, которые формируют репутацию (марку, имидж) предприятия. Имидж предприятия во внешней среде поддерживают его этические отношения с конкурентами и доверие участников рынка, во внутренней – интегративный эффект в результате комплементарного поведения сотрудников, координации всех подразделений фирмы, лучшей мотивации и самоотождествления работников с системой ценностей предприятия. Он выражает ответственность фирмы перед потребителями, партнерами, районом и обществом. В данном случае миссия отражает стремление предприятия произвести на внешний мир желаемое впечатление.

         Цель – это будущее желаемое  состояние предприятия, мотив  или повелитель поведения и  действий его работников. В США до 98% всех неудач в бизнесе связано с отсутствием у предпринимателей ясных целей.

  В системе бизнеса цель выполняет пять функций:

инициативы – сопоставление  существующего и  желаемого  состояния  фирмы, мотива действий,

критерия    принятия    решения    –   оценки    информации   и   выбора альтернатив, приоритетов в бизнесе,

инструмента управления  –   руководящие   требования   к   действиям, определение направлений бизнеса,

координации   –    обеспечение    бесконфликтных    отношений    лиц, принимающих решения, согласование работ специализированных подразделений,

контроля    –    сопоставление    оперативного   состояния   показателей хозяйственной деятельности с целевым их уровнем.

В отличие от миссии, цели выражают более конкретные направления  деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Различия  между миссией и целями предприятия.

 

Показатели

Миссия

Цели

1.Временной

    критерий

Устремлена в будущее, но не имеет  временных определений и не зависит  от текущего состояния

Всегда предполагают сроки их достижения

2.Направленность

   информации

На внешнюю среду предприятия  – на потребителей, общество, регион, их интересы, ценности, ожидания и приоритеты

Чаще имеют внутрифирмен-

ную ориентацию и направле-

 ны на улучшение использо-

вания ресурсов, резервов

3.Особенности

   формулировки

Выражаются в общих терминах и 

освещают образ предприятия, его  марку, стиль и т.п.

Чаще имеют конкретное выражение  результатов деятельности

4.Измеримость

Преобладают качественные характе-

ристики и относительный масштаб  выражения  

В основном количественно измеримы и могут быть однозначными и множествен-

ными 


 

        Любое предприятие, как сложная социально-экономическая система, имеет многоцелевой характер. В процессе функционирования организации наряду со стратегическими целями обычно одновременно решают большое количество тактических и оперативных. С чисто экономическими тесно связаны социальные, технические и организационные задачи. Цели должны быть четкими, ясными, однозначно понимаемыми и сформулированы в терминах, отражающих перспективные будущие состояния предприятия.

        Процесс формирования целей проходит  несколько этапов: поиск целей,  анализ реализуемости, выбор,  планирование мероприятий, осуществление  на практике, пересмотр или уточнение.  Цели определяются одним лицом – собственником предприятия или группой, включающей владельцев, менеджеров и работников с учетом совместимости их частных интересов.

 

 

 

 

 

 

 

3.4 Структура и содержание бизнес-плана

Бизнес-план - это документ, в котором описываются все  основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, и определяются основные способы решения этих проблем.

В зависимости от конкретного  характера и условий предстоящей деятельности - объема производства, вида продукции (услуги), ее новизны и т.п. - состав и структура бизнес-плана могут существенно различаться, но содержательная сторона должна быть одной и той же.

Как правило, бизнес-план состоит из следующих разделов:

-резюме;

-описание продукта (услуги);

-анализ рынка сбыта;

-оценка конкурентов;

-стратегия маркетинга;

-план производства;

-организационный план;

-финансовый план.

Резюме. Многие кредиторы и инвесторы любят читать краткое содержание бизнес-плана, т.е. резюме, объем которого не превышает двух листов. Это дает им возможность увидеть важные особенности и преимущества данного проекта перед другими проектами. По содержанию резюме инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять время и читать бизнес-план до конца, поэтому необходимо четко и весьма убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, чтобы кредиторы и инвесторы смогли получить ответы на вопросы: «Что они получат в случае успешной реализации этого бизнес-плана?» и «Каков риск потери ими денег?»

Для ответа на поставленные вопросы в этом разделе бизнес-плана определяются все направления и сферы деятельности фирмы. Границами сфер деятельности могут служить производимые товары, существующие сегменты рынка и технологические возможности самой фирмы. После определения сфер и направлений деятельности по каждому из них фирма устанавливает цели, к которым она стремится. Этими целями могут быть увеличение доли фирмы на сложившихся рынках до определенной величины или повышение общего объема продаж в несколько раз, увеличение роста чистого дохода, увеличение доли сервисных услуг или повышение качества продукции, а также снижение срока освоения новых видов продукции, проникновение на рынки и вытеснение старых товаров.

В конце резюме отражаются финансовые результаты, которые ожидаются от проекта в будущем.

Резюме составляется после составления бизнес-плана.

Описание продукта (услуги). Первый раздел любого бизнес-плана - это описание того продукта (услуги), который предприниматель собирается производить или предоставлять. В этом разделе необходимо ответить на следующие вопросы:

Какие потребности  призван удовлетворять данный продукт (услуга)?

Какой полезный эффект можно получить от данного  товара (услуги)?

Чем отличается данный продукт (услуга) от товара конкурента?

Информация о работе Место и роль бизнес-планирования в системе стратегического менеджмента