Место и роль бизнес-планирования в системе стратегического менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Заказчиком бизнес – плана являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность, условия и результаты которой анализируются и прогнозируются в бизнес – плане. Разработчиками бизнес – плана выступают фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, проектирования, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.

Оглавление

Вступление ………………………………………………………………
Стратегический менеджмент ……………………………………….
1.1 Менеджмент. Основные понятия …………………….. ………
1.2 Стратегический менеджмент. Цели и задачи …………
Стратегическое планирование как приоритетная задача менеджмента……
Сущность и функции стратегического планирования ………
Структура стратегического планирования …………………
Преимущества и недостатки стратегического планирования ….
Бизнес-план – как ключевой элемент стратегического планирования …
Бизнес- план. Цели и разновидности. Бизнес-планирование ………
Идея – основа бизнес-плана. Источники идеи ………………….
Миссия. Цели и задачи проекта ……………………………….
Структура и содержание бизнес-плана ………………………….
Заключение …………………
Список литературы ……………………………………………….

Файлы: 1 файл

kyrsovaya_biznesplanirovanie.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

В отечественной практике управления предприятиями стратегическое планирование применяется редко. Однако в промышленности развитых стран оно становится скорее правилом, чем исключением.

Особенности стратегического  планирования:

должно дополняться  текущим;

стратегические планы  разрабатываются на совещаниях высшего  руководства фирмы ежегодно;

годовая детализация  стратегического плана осуществляется одновременно с разработкой годового финансового плана (бюджета);

большинство западных компаний считает, что механизмы стратегического планирования должен быть усовершенствован.

Наряду с явными преимуществами стратегическое планирование имеет ряд недостатков, которые ограничивают сферу его применения, лишают его универсальности в решении любых хозяйственных задач.

Недостатки и ограниченные возможности стратегического планирования:

Стратегическое планирование не дает и не может дать в силу своей сущности детального описания картины будущего. То, что оно может дать — качественное описание состояния, к которому должна стремиться фирма в будущем, какую позицию может и должна занимать на рынке и в бизнесе, чтобы ответить на главный вопрос — выживет или нет фирма в конкурентной борьбе.

Стратегическое планирование не имеет четкого алгоритма составления  и реализации плана. Его описательная теория сводится к определенной философии или идеологии ведения бизнеса. Поэтому конкретный инструментарий во многом зависит от личных качеств конкретного менеджера, а в целом стратегическое планирование — симбиоз интуиции и искусства высшего менеджмента, способность менеджера вести фирму к стратегическим целям. Цели стратегического планирования обеспечиваются за счет следующих факторов: высокого профессионализма и творчества служащих; тесной связи организации с внешней средой; обновления продукции; совершенствования организации производства, труда и управления; реализации текущих планов; включения всех работников предприятия в реализацию целей и задач предприятия.

Процесс стратегического  планирования для своего осуществления  требует значительных затрат ресурсов и времени по сравнению с традиционным перспективным планированием. Это объясняется более жесткими требованиями к стратегическому плану. Он должен быть гибким, реагировать на любые изменения как внутри организации, так и во внешней среде. Численность работников, занятых стратегическим планированием, выше, чем в перспективном.

Негативные последствия  ошибок стратегического планирования, как правило, гораздо серьезнее, чем в традиционном, перспективном. Особенно трагическими бывают последствия неверного прогноза для предприятий, осуществляющих безальтернативную хозяйственную деятельность. Высокая степень риска в перспективном планировании может быть объяснена теми областями производственно-хозяйственной деятельности, в которых принимаются решения о выпускаемой продукции; направления вложений средств; новые возможности осуществления бизнеса и т.п.

Стратегическое планирование должно быть дополнено механизмами реализации стратегического плана, т.е. эффект может дать не планирование, а стратегическое управление, ядром которого является стратегическое планирование. А это предполагает, в первую очередь, создание на предприятии организационной культуры, позволяющей реализовать стратегию, системы мотивации труда, гибкой организации управления и т.п. Поэтому создание подсистемы стратегического планирования на конкретном предприятии следует начинать с наведения порядка в системе управления, с повышения общей культуры управления, укрепления исполнительской дисциплины, совершенствования обработки данных и т.п. В этом отношении стратегическое планирование — не панацея от всех управленческих болезней, а всего лишь одно из средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Бизнес-план  – как ключевой элемент стратегического  планирования.

3.1 Бизнес – план. Цели  и разновидности.

 

Бизнес-план - это документ, который описывает все основные аспекты будущего коммерческого  предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.

От правильности составления этого  документа зависит то, получит  ли бизнес-проект одобрение, и его  жизнеспособность.

Бизнес-план должен быть представлен  в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и степени своего возможного участия в нем.

В рыночной экономике  бизнес-план является рабочим инструментом и для действующих фирм, используемым во всех сферах предпринимательства. Многие бизнесмены его недооценивают. Они не представляют, насколько наличие хорошего бизнес-плана  способно помочь новому бизнесу добыть капитал, определить планы на будущее, составить аналитические таблицы, по которым можно будет оценивать, как развивается дело. Бизнес-план побуждает предпринимателя тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного занятия. Наверняка в этом процессе обнаружится множество слабых мест и пробелов, устранению которых придется уделить существенное внимание. Там же, где с такого рода проблемами справиться невозможно, сам факт их выявления позволит принять решение об отказе от предприятия еще до того, как в него будут вкладываться средства.

Если предприниматель  направится к коммерческому заимодавцу или потенциальному инвестору с  отличными инновационными идеями, но без готового бизнес-плана, его попросят подготовить соответствующую плановую программу и придти еще раз, или, что еще хуже, его больше не воспримут всерьез и больше не пригласят. Бизнес-план обязательно должен быть составлен и представлен, если предприниматель хочет, чтобы с ним имели дело. 

Цель разработки бизнес-плана  – спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями  рынка и возможностями получения  необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые  рынки и место фирмы на этих рынках;

сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию  и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;

выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые  будут предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

выявит соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

определить состав маркетинговых  мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;

предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут  помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель может оказаться не готовым к тем неприятностям, которые ждут его на пути  к успеху. А чаще всего это кончается плачевно как для него, так и для бизнеса, которым он занимается. Поэтому лучше не пожалеть времени и серьезно заняться бизнес-планированием. Письменное оформление бизнес-плана имеет очень существенное значение для организации работ по его выполнению. Не следует пренебрегать составлением бизнес-плана даже в условиях, когда ситуация на рынке меняется довольно быстро.  Планирование деятельности фирмы с помощью бизнес-плана сулит немало выгод.

 В частности:

-заставляет руководителей фундаментально изучить перспективы фирмы;

-позволяет осуществить более четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей;

-определяет показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля;

-побуждает руководителя конкретнее определить свои цели и пути их достижения;

-делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночных ситуаций;

-четко формализуют обязанности и ответственность всех руководителей фирмы.

Главное достоинство  бизнес-планирования заключается в  том, что правильно составленный подобный план дает перспективы развития фирмы, т.е. в конечном счете, отвечает на самый важный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты и силы средств. Как правило, потребность в бизнес-плане возникает при решении таких актуальных задач, как:

-подготовка заявок существующих и вновь создаваемых фирм на получение кредита;

-обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;

-открытие нового дела, определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности;

-перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций;

-составление проспектов эмиссии ценных бумаг(акций, облигаций) приватизируемых и частных фирм;

-выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.

В зависимости от направленности и масштабов задуманного дела объем работ по составлению бизнес-плана  может изменяться в достаточно большом  диапазоне, т.е. степень детализации  его может быть весьма различной. В одном случае бизнес-план требует менее объемной проработки, часть разделов может вообще отсутствовать. В другом – бизнес-план предстоит разрабатывать в полном объеме, проводя для этого трудоемкие и сложные маркетинговые исследования. При составлении бизнес-плана важна степень участия в этом процессе самого руководителя. Это на столько существенно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказываются вообще рассматривать  заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан.

Это не значит, что не следует пользоваться услугами консультантов. Наоборот, привлечение экспертов  весьма приветствуется инвесторами. Речь идет о другом – составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или человека, собирающегося открыть свое дело. Включаясь в эту работу, он как бы моделирует будущую деятельность, проверяя целесообразность всего замысла.

Бизнес-план – документ перспективный и составлять его рекомендуется минимум на ряд лет вперед. Для первого и второго года основные показатели рекомендуется давать в поквартальной разбивке, а при возможности ,  даже в помесячной. Начиная с третьего года можно ограничиться годовыми показателями.

Основные рекомендации в подготовке бизнес-плана – это краткость, т.е. изложение только самого главного по каждому разделу плана; доступность в изучении и понимании, т.е. бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам  и не изобиловать техническими подробностями. Он также должен быть убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у партнера. Только заинтересовав потенциального инвестора, предприниматель может надеяться на успех своего дела. «Бизнес-план является принципиально новым для нашей экономики документом. В традиционном для отечественного планирования технико-экономическом обосновании оценки экономической эффективности проекта отводилось всего несколько страниц текста. Этого было вполне достаточно в условиях централизованно планируемой экономики, где инвестором выступал госбюджет, а своеобразным маркетингом  занимался Госснаб. В отличие от технико-экономического обоснования бизнес-план детально характеризует все основные аспекты будущего предприятия, анализирует проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.»

При составлении бизнес-плана  необходимо также помнить, что информация, представленная в нем, должна быть емкой, четкой и в то же время краткой. Часто неопытные предприниматели  при составлении бизнес-планов использую  прилагательные весьма экспрессивной оценки, однако лучше избежать излишней эмоциональности при изложении, а вместо этого включить в план цифровые показатели. Они намного скромнее, но более эффективно воздействуют на потенциальных деловых партнеров. Однако, при большом количестве различных цифровых материалов их восприятие и оценка затрудняются, особенно при первом ознакомлении с планом. В связи с этим рекомендуется проверенный метод свертывания информации: ее классифицируют по определенным категориям (показателям) и представляют в аналитической (табличной) форме. В систематизированном виде, когда возможна сравнительная оценка, цифровые данные воспринимаются намного легче, а значит и результативнее.

В условиях перехода к рыночной экономике овладение искусством бизнес-плана становится крайне актуальным, что обусловлено следующими причинами:

в нашу экономику входит новое поколение предпринимателей, многие из которых не имеют опыта  руководства предприятием и поэтому  весьма смутно представляют себе все ожидающие их проблемы.

Изменяющаяся хозяйственная  среда ставит и опытных руководителей  перед необходимостью по-иному просчитывать свои действия на рынке и готовится  к такому непривычному ранее для  них занятию, как борьба с конкурентами.

Рассчитывая получит  иностранные инвестиции для подъема  отечественной экономики, российские предприниматели должны уметь обосновать свои заявки  и доказывать (на основе принятой на западе документации), что  они способны оценивать все аспекты  использования инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.

Решению вышеперечисленных  проблем и призван помочь бизнес-план, который является основным документом, определяющим стратегию развития фирмы.

Следует опять подчеркнуть, что  в настоящее время в  России первоочередной целью бизнес-планирования является привлечение для участия в проектах потенциальных инвесторов и партнеров.

Бизнес-планирование представляет собой процесс написания бизнес-плана, в котором могут принимать  участие две заинтересованные стороны: инвестор, который хочет оценить эффективность вложения средств, и исполнители, в лице консультантов или персонала предприятия.

В первую очередь, бизнес-планирование необходимо инвестору, так как от этого в огромной мере зависит  судьба его предприятия, именно по этой причине бизнес-планирование не должно происходить без непосредственного участия инвестора.

Информация о работе Место и роль бизнес-планирования в системе стратегического менеджмента