Анализ современных форм интеграции предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 10:47, реферат

Краткое описание

Цель данной курсовой работы является то, что необходимо выявить наиболее характерные с точки зрения теории и практики черты форм интеграции компаний.
Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы следующие задачи:
1) изучить понятия «интегрированный комплекс предприятий» и «соглашение» договорной интеграции как формы;
2) выявить и обосновать критерии оценки эффективности функционирования интегрированных комплексов предприятий и разработка возможных подходов к его измерению.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты интеграции предприятий
1.1 Определение, цель и принципы интеграции
1.2 Вертикальная и горизонтальная интеграция – сущность, значение, различия
Глава 2. Современные формы интеграции предприятий, их сущность и отличительные черты
2.1 Экономическая сущность интеграции и эффективность интегрированных структур
2.2 Современные формы интеграции предприятий
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Теория организ_Анализ современных форм интеграции предприятий.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

 

1.2. Вертикальная  и горизонтальная интеграция – сущность, значение, различия

 

Вертикальная интеграция – процесс образования (создания) вертикально интегрированных фирм – фирм, включающих более одной  стадии производства конечной продукции (включающих помимо стадий производства еще и реализацию конечной продукции посредникам или конечным потребителям).

Вертикальная интеграция (ВИ) может иметь 2 направления:

  1. Обратная вертикальная интеграция направлена на рост фирмы за счет приобретения, либо усиления контроля над поставщиками, а также за счет создания дочерних структур, осуществляющих снабжение. Реализация стратегии обратной вертикальной интеграции может дать фирме благоприятные результаты, связанные с уменьшением зависимости от колебаний цен на комплектующие и запасы поставщиков.
  2. Вперед идущая вертикальная интеграция выражается в росте фирмы за счет приобретения, либо усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем, т.е. над системами распределения и продажи. Данный тип интеграции выгоден в тех случаях, когда необходимо расширение круга предоставляемых посреднических услуг или когда фирма не может найти посредников с качественным уровнем работы.7

Процессы ВИ на участке  движения товаров от производителя  к конечному потребителю ведут  к созданию вертикальных маркетинговых систем (ВМС).

ВМС состоит из производителя, одного или нескольких оптовых торговцев  и одного или несколько розничных  торговцев, действующих как единая система. В этом случае один из членов канала либо является владельцем остальных, либо предоставляет им торговые привилегии, либо обладает мощью, обеспечивающей их полное сотрудничество.

Доминирующей силой  в рамках ВМС может быть либо производитель, либо оптовик, либо розничный торговец. ВМС возникли как средство контроля за поведением канала и предотвращения конфликтов между его отдельными членами, преследующими собственные цели. ВМС экономичны с точки зрения своих размеров, обладают большой рыночной властью и исключают дублирование усилий.

Существует 3 основных типов  ВМС:

1. Корпоративные ВМС: последовательные этапы производства и распределения находятся в единичном владении.

2. Договорные ВМС: состоят из независимых фирм, связанных договорными отношениями и координирующих программы своей деятельности для совместного достижения большей экономии и/или больших коммерческих результатов, чем это можно было бы сделать в одиночку.

1) Добровольные цепи розничных торговцев под эгидой оптовиков. Оптовики организуют добровольное объединение независимых розничных торговцев в цепи, которые должны помочь им выстоять в конкурентной борьбе с крупными распределительными сетями. Оптовик разрабатывает программу, предусматривающую стандартизацию торговой практики независимых розничных торговцев и обеспечение экономичности закупок, что позволит всей группе эффективно конкурировать с сетями («Союз независимых бакалейщиков»).

Кооперативы розничных  торговцев. Розничные торговцы могут  взять инициативу в свои руки и  организовать новое самостоятельное  хозяйственное объединение, которое  будет заниматься и оптовыми операциями, а возможно, и производством. Участники объединения будут совершать свои основные операции через кооператив и совместно планировать рекламную деятельность. Полученная прибыль распределяется между членами кооператива пропорционально объему совершенных ими закупок («Ассоциация бакалейщиков»).

Организации держателей привилегий. Член канала, именуемый  владельцем привилегий, может объединить в свой руках ряд последовательных этапов процесса производства и распределения. Можно выделить 3 формы привилегий:

  • Система розничных держателей привилегий под эгидой производителя. Например, компания «Форд» выдает лицензии на право торговли своими автомобилями независимыми дилерами, которые соглашаются придерживаться определенных условий сбыта и организации обслуживания.
  • Система оптовиков-держателей привилегий под эгидой производителя. Например компания фирма «Кока-Кола» выдает лицензии на право торговли на разных рынках владельцам разливочных заводов (оптовикам), которые закупают у нее концентрат напитков, газируют его, разливают по бутылкам и продают местным розничным торговцам.
  • Система розничных держателей привилегий под эгидой фирмы услуг. В этом случае фирма услуг формирует комплексную систему, целью которой является доведение услуги до потребителей наиболее эффективным способом.

3. Управляемая ВМС: координирует деятельность ряда последовательных этапов производства и распределения не из-за общей принадлежности одному владельцу, а благодаря размерам и мощи одного из ее участников. Так, корпорации «General Electric», «Procter&Gamble» в состоянии добиться необычайно тесного сотрудничества с промежуточными продавцами своих товаров в деле организации экспозиций, выделения торговых площадей, проведения мер стимулирования и формирования политики цен.8

Протяженность вертикальной интеграции определяется числом звеньев  в производстве и сбыте конечной продукции, объединенных (находящихся  в собственности) или контролируемых одной фирмой.

Ширина вертикальной интеграции определяется числом фирм одного (каждого) звена всей цепочки  производства и сбыта конечной продукции, объединенных (находящихся в собственности) или контролируемых одной фирмой-инициатором интеграции.

Степень вертикальной интеграции определяется тем, какой контроль имеет  инициатор интеграции над интегрированными фирмами. Иногда еще эту степень  называют степенью устойчивости вертикальной интеграции.

Вертикально интегрированная  единица, а полном смысле слова, предусматривает сочетание двух типов контроля: контроля над собственностью предприятий, принадлежащих к разным стадиям технологической и/или сбытовой цепочки и контроля над их поведением. Однако в действительности они могут существовать относительно независимо друг от друга: в системе холдинга возможен вертикальный контроль над собственностью фактически без контроля над поведением, а рыночное поведение формально самостоятельных предприятий, в свою очередь, может контролироваться в отсутствии контроля над собственностью. В последнем случае можно говорить о вертикальном контроле, не закрепленном отношениями собственности. Основным способом создания вертикально интегрированных фирм в полном смысле слова, сочетающих контроль над собственностью и поведением, служат слияния и поглощения.

Горизонтальная интеграция – это интеграция предприятий, находящихся на одинаковых этапах производства, на одном звене торговой цепи, работающих и конкурирующих на одном сегменте рынка, в одной отрасли и специализирующихся на производстве однотипной или сходной продукции или предоставлении однотипных или сходных услуг.9

Для характеристики особенностей горизонтальной интеграции необходимо отметить ее роль в экономике. Большинство экономистов отмечают противоречивый характер данного процесса. С одной стороны, горизонтальная интеграция дает ряд преимуществ:

  1. Слияние может привести к тому, что самый прогрессивный управленческий и технический опыт будет направлен на использование недостаточно эксплуатируемых фондов.
  2. Слияние может привести к экономии на масштабах производства, что способствует снижению себестоимости, улучшению качества продукции и стимулирует производительность труда.
  3. Слияние может дать возможность предпринимателю продать свою фирму кому-то, кто уже знаком с этим типом производства и, следовательно, будет занимать более выгодную позицию и заплатит самую высокую цену. Перспектива выгодной продажи побуждает предпринимателей основывать новые фирмы, стимулируя конкуренцию, облегчая как выход на рынок, так и уход с рынка.
  4. Интеграция помогает компаниям преодолевать трудности периода экономической трансформации.
  5. В отдельных случаях горизонтальная интеграция позволяет объединять эффекты масштаба и размеры и тем самым сокращать средние издержки на производство продукции. Обычно такие типы горизонтальных объединений выгодны и в социальном плане.

С другой стороны, горизонтальная интеграция противоречит сущности рыночной экономики:

  1. Слияния прямых конкурентов могут привести к приобретению одним из хозяйствующих субъектов значительной власти на рынке, увеличению вероятности того, что остальные хозяйствующие субъекты станут открыто либо тайно координировать свои решения в области ценообразования или объема выпускаемой продукции.
  2. Проблема состоит в том, что широкомасштабное развитие интегрированных предприятий может привести к концентрации экономической и политической мощи в ограниченном количестве центров влияния, тем самым препятствуя проникновению на рынки новых фирм.
  3. Данные предприятия могут оказаться менее приспособленными к быстрым изменениям внешней среды, чем независимые малые и средние предприятия.10

Как правило, горизонтальная интеграция применятся тогда, когда отрасль не концентрирована. В этом случае она приводит к сокращению средних издержек на производство продукции и выгодна в социальном плане.

В случае, когда отрасль  высококонцентрирована, тогда горизонтальная интеграция эффективна при следующих  условиях:

  1. При условии, что на отраслевом рынке действуют крупные иностранные компании.
  2. Если необходимо освоение новой технологии, ожидается высокая эффективность деятельности новой структуры.
  3. При условии, когда одна из компаний, входящая в состав этой новой структуры, испытывает серьезные финансовые трудности.

 

 

Глава 2. Современные формы интеграции предприятий, их сущность и отличительные черты

 

2.1 Экономическая сущность интеграции и эффективность интегрированных структур

 

В России проблема создания интегрированных структур в различных отраслях на современном  этапе развития особенно актуальна. Причиной этому является низкая эффективность производства и низкая конкурентоспособность продукции и отечественных товаров, как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Все больше предприятий пытаются создавать высоко интегрированные структуры, в основе которых лежит технологическая либо трансакционная экономия.

Проблема изучения теоретических основ интеграционных процессов в экономике стала  актуальной в 1930 г. Предпосылками появления  такого понятия как экономическая  интеграция являются сокращение жизненного цикла продукции, диверсификация потребительского спроса, усиление конкуренции в глобальном масштабе, а, следовательно, значительным риском в принятии решений и высокой степени адаптации к постоянно меняющимся условиям.

Интеграция на этом уровне проявилась в создании следующих структур:

  1. Зоны свободной торговли, предполагающей отмену таможенных барьеров для стран-участников во взаимной торговле.
  2. Таможенного союза, который характеризуется свободным перемещением товаров и услуг внутри группировки и дополнительным таможенным тарифом по отношению к третьим странам.
  3. Общего рынка, основанного на ликвидации барьеров между странами во взаимной торговле для перемещения рабочей силы и капитала.
  4. Экономического союза, предполагающего в дополнение ко всем вышеперечисленным мероприятиям проведение государствами- участниками единой государственной политики.11

Интеграция  представляет собой создание новой  более общей надсистемы, которая  образуется на базе объединения ряда подсистем, взаимодействующих между собой при продвижении продукции к конечному потребителю. При этом происходит объединение некоторых общих функций, решаются общие задачи, разрабатывается стратегия и совместные программы развития, что в итоге приводит к полному или частичному организационному слиянию.

Объединение на принципах ассоциации предполагает сохранение хозяйственной автономии  контрагентов, в основе которой лежит  собственность на средства производства и организацию производства. При  этом хозяйствующий субъект – контрагент не подвергается управляющему воздействию, кроме того, которая им самим предполагается (ассоциации и союзы, стратегические альянсы, консорциумы и кооперативы).

Объединение на принципах агломерации образуется в результате частичной или полной централизации капиталов субъектов интеграции. Процесс образования новых структур сопровождается процессом концентрации производства. В этом случае имеет место так называемая организационная концентрация, которая происходит в результате слияния предприятий или присоединения одного к другому. Присоединение может быть «дружеским», если имеется согласие руководящих органов предприятий-контрагентов. При отсутствии согласия такого рода процесс присоединения имеет «враждебный» характер (холдинги, полное слияние, финансовое участие, финансово-промышленные группы).12

Предприятие интегрированного типа являясь сложной организационной  системой и обладая пространственно-временным  поглощением, характеризуется, с одной  стороны – внутренним взаимодействием производительных сил, а с другой – наличием разнообразных контактов с внешним миром.

Решая вопрос о создании любой организационной  формы интеграции, необходимо руководствоваться основополагающими правилами.

Информация о работе Анализ современных форм интеграции предприятий