Анализ современных форм интеграции предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 10:47, реферат

Краткое описание

Цель данной курсовой работы является то, что необходимо выявить наиболее характерные с точки зрения теории и практики черты форм интеграции компаний.
Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы следующие задачи:
1) изучить понятия «интегрированный комплекс предприятий» и «соглашение» договорной интеграции как формы;
2) выявить и обосновать критерии оценки эффективности функционирования интегрированных комплексов предприятий и разработка возможных подходов к его измерению.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты интеграции предприятий
1.1 Определение, цель и принципы интеграции
1.2 Вертикальная и горизонтальная интеграция – сущность, значение, различия
Глава 2. Современные формы интеграции предприятий, их сущность и отличительные черты
2.1 Экономическая сущность интеграции и эффективность интегрированных структур
2.2 Современные формы интеграции предприятий
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Теория организ_Анализ современных форм интеграции предприятий.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

Консорциумы могут  организовываться несколькими банками, производственными компаниями, научными центрами, государственными структурами. Они создаются для повышения  технической и коммерческой конкурентоспособности  его участников.

Консорциумы могут быть закрытыми и открытыми. В закрытом консорциуме компания-заказчик заключает контракт с каждым участником в отдельности. При образовании открытого консорциума все его участники подчиняются в части, касающейся целей консорциума, общему лидеру и несут солидарную ответственность по обязательствам консорциума в пределах своих долей участия.

Лидер консорциума координирует совместную деятельность участников и получает за это отчисления от других членов. Заказчик заключает контракт только с лидером, который должен отвечать перед заказчиком за весь проект единолично. Таким образом, лидер представляет интересы консорциума перед заказчиком и третьими лицами, но действует в пределах полномочий, полученных от других членов консорциума. Ответственность же по договорным обязательствам несут члены консорциума в размере их долей в общем объеме поставок и услуг. В рамках консорциума возможны различные варианты ответственности – долевая, солидарная.

Каждый член консорциума обеспечивает финансирование своей доли работ и принимает на себя коммерческие и технические риски, связанные с выполнением своей части обязательств.

В мировой практике наиболее часто встречаются следующие  виды консорциумов, большинство из которых можно отнести к консорциумам финансового типа:

  1. Банковский консорциум – группа банков, временно организованная одним из наиболее крупных банков – главой консорциума для совместного проведения кредитных, гарантийных или иных банковских операций, расширения сферы деятельности или выхода на новые рынки.
  2. Консорциум-гарант – банковская группа во главе с определенным банком-лидером, гарантирующим полученный кредит.
  3. Гарантийный консорциум – соглашение между несколькими компаниями различных видов деятельности, которое распределяет взятый ими на себя риск и обеспечивает его возмещение.
  4. Подписной консорциум – консорциум, гарантирующий реализацию займа или размещение новых ценных бумаг.
  5. Финансовый консорциум – временное соглашение, союз нескольких банков для проведения крупных финансовых операций, например, размещения займов.
  6. Экспортный консорциум – внешнеторговое объединение, создаваемое в ряде стран для содействия экспортным операциям входящих в него компаний.20

Среди финансовых или подписных консорциумов можно  встретить понятия временных  и постоянных консорциумов. Временные консорциумы образуются для размещения облигаций национальных и иностранных займов на сравнительно небольшие суммы, а также для осуществления краткосрочных сделок. Постоянные консорциумы обычно имеют дело с операциями по размещению займов определенной страны или группы стран, операциями с бумагами отдельных акционерных обществ для осуществления финансовых, коммерческих и инвестиционных операций значительного масштаба.

Финансовые консорциумы возглавляются крупным банком или банковской монополией, которые подбирают участников соглашения – консортов, разрабатывают условия займа или организации АО, занимаются юридическим оформлением документации, введением займов в биржевую котировку, размещают акции и облигации среди покупателей. Члены консорциума резервируют за собой право на получение комиссионного вознаграждения, размеры которого определяются долей их участия в размещении займа, суммой эмиссии акций или пропорционально сумме реализуемых консорциумом акций и других ценных бумаг.

Картель – объединение фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании – соглашение о ценах, о рынках сбыта, объемах производства и сбыта, ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т.д. В первую очередь регулированию подлежит сбыт продукции.

Соглашение об образовании  картеля не всегда бывает оформлено  договором в письменном виде. Картельное соглашение часто существует негласно, в виде секретных статей, дополняющих  какой-либо официальный текст, либо в устной форме «джентльменских соглашений».21 Фирмы, вступающие в картельное соглашение, сохраняют свою юридическую, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность.

Для картеля характерно наличие следующих признаков:

  1. договорный характер объединения;
  2. это форма сговора группы производителей с целью полного или частичного уничтожения конкуренции между ними и получения монопольной прибыли;
  3. сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;
  4. как правило, объединение ряда компаний одной отрасли;
  5. совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться в определенной степени и на ее производство;
  6. наличие системы принуждения, включающей выявление нарушений и санкции к нарушителям.

В соответствии с антимонопольным  законодательством в большинстве  стран картельные соглашения запрещены, исключая отдельные отрасли (прежде всего, сельское хозяйство), и установлен разрешительный порядок их деятельности при наличии особых условий. Как правило, законодательно запрещаются картели, связанные с фиксированием цен, делением рынка и ограничением выпуска продукции и производственных мощностей, т.е. те согласованные меры, которые направлены на искажение или ограничение конкуренции. Запрет может быть снят для следующих видов картелей:

  1. картелей, на которые приходится небольшая доля рынка;
  2. картелей, деятельность которых базируется на освоении нового рынка;
  3. картелей, которые приносят пользу экономике всей страны, например, способствуют техническому прогрессу;
  4. «кризисных» картелей, т.е. картелей уменьшающих излишние производственные мощности.

В странах Западной Европы, где действует специальное законодательство, делящее картели на «желательные» и «вредные», насчитываются сотни официально зарегистрированных картельных соглашений, не считая тех, которые существуют без регистрации. В США картели запрещены законом. Их функции выполняют торгово-промышленные ассоциации (союзы предпринимателей), осуществляющие межфирменное регулирование рынка в масштабах отрасли.

В мировой практике выделяются следующие виды картелей:

  1. Денежный картель – картель, утверждающий унифицированные цены наряду с равными условиями поставок и платежей (горизонтальные связи цен).
  2. Долевой картель: квотный картель (картель продукции), выделяющий каждому участнику квоту для продажи продукции в соответствии с производственными мощностями. Целенаправленное регулирование предложения через квоты позволяет картелям контролировать цены на рынке товаров; территориальный картель, выделяющий каждому предприятию территории сбыта и исключающий взаимную конкуренцию.
  3. Закупочный картель – монопольное соглашение нескольких предприятий, фирм, корпораций о закупке сырья и товаров определенного вида, сорта и т.д. в интересах всех участников картеля с целью сбить закупочные цены.
  4. Калькуляционный картель – картель, участники которого договариваются об одинаковой структуре и содержании расчетов.
  5. Кондиционный картель – картель, определяющий условия реализации товара.
  6. Контингентированный картель – картель с установлением для его участников соответствующих квот (контингентов).
  7. Кризисный картель – картель, который создается при стойком спаде спроса (кризисный картель структуры) или временном сокращении сбыта (кризисный картель конъюнктуры) для ограничения конкуренции. В условиях спада производства картели этого вида способны планировать собственные действия.
  8. Патентный картель – картель, определяющий направления совместного использования (или неиспользования) какого-либо технического изобретения.
  9. Производственный картель – картель, устанавливающий объем (квоты) производства для каждого участника.
  10. Региональный картель – картель, определяющий области сбыта.
  11. Ценовой картель – картель, устанавливающий для участников продажные цены товара.

Более полная версия картеля  включает в себя не только установление единых цен и совместный сбыт, но и ограничение производства путем  назначения квот на объем выпуска  для отдельных производителей и  скоординированного регулирования производственных мощностей (т.е. устранение излишних производственных мощностей или их наращивание).

Существует ряд факторов, определяющих эффективность деятельности картеля. Прежде всего, это участие  в рассматриваемой организационной форме интеграции компаний основных производителей данной продукции и их согласие с политикой картеля. Отказ в участии в картеле некоторых ведущих производителей и обман, практикуемый отдельными участниками картеля, вместе со способностью покупателя переключаться на продукты-заменители могут подорвать контроль картеля над ценой продукции.

Синдикат – объединение однородных промышленных предприятий, созданное в целях сбыта продукции через общую сбытовую контору, организованную в форме особого торгового общества или товарищества (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и т.п.), с которой каждый из участников синдиката заключает одинаковый по своим условиям договор на сбыт своей продукции.

Особенностями синдиката как организационной формы интеграции компаний являются:

  1. сохранение участниками синдиката юридической, производственной, но ограничение коммерческой самостоятельности;
  2. это разновидность картельного соглашения. Синдикаты позволяют устранить внутреннюю конкуренцию среди его участников;
  3. централизация сбыта продукции, организация сбыта продукции его участников через единый сбытовой орган. Функции централизованного сбыта продукции участников синдиката могут быть также поручены одному из его участников. В зависимости от условий соглашения через единый сбытовой орган может сбываться не вся, а только определенная часть продукции участников синдиката;
  4. сохранение участниками синдиката порой и собственной сбытовой сети, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой или обществом;
  5. осуществление зачастую через синдикатскую сбытовую контору или сбытовое общество также и закупок сырья для участников синдиката.

Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической.

В современных условиях синдикат как форма монополистических  объединений одноотраслевого профиля  утрачивает свое значение, уступая  место более сложным и гибким формам.

Пул (англ. «pool» – общий котел) – форма объединения компаний, отличающаяся тем, что прибыль всех участников пула поступает в общий фонд (котел) и затем распределяется между ними согласно заранее установленной пропорции.22

В качестве особенностей пулов можно назвать:

  1. эта организационная форма интеграции является одной из форм монополистических объединений компаний, разновидностью картелей;
  2. объединение компаний в виде пулов имеет обычно достаточно временный характер;
  3. в рамках пула устанавливаются правила распределения общих расходов и прибыли.

В мировой практике можно  встретить следующие виды пулов:

    1. Биржевой пул – объединение финансовых средств для повышения или понижения курса акций на фондовой бирже и в спекулятивной игре на разнице в курсах.
    2. «Конкретный» пул – объединение инвесторов, направляющее свои инвестиции на конкретный объект.
    3. Патентный пул – соглашение более чем двух компаний о взаимном использовании патента. Участники патентного пула получают доход в размере квоты, назначаемой при вступлении в пул, от прибыли, которую дает использование патента.
    4. Торговый пул – объединение, в котором участники договариваются о накоплении и задержке на складах какого-либо товара до момента, наиболее выгодного для его продажи по повышенным ценам в результате искусственно созданного дефицита.

Трест – объединение, в котором входящие в него предприятия сливаются в единый производственный комплекс и теряют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра. Общая прибыль треста распределяется в соответствии с долевым участием отдельных предприятий.

Особенностями трестов  являются:

  1. это самая жесткая из всех рассмотренных форм интеграции компаний;
  2. при этой форме интеграции объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не какая-либо сторона, как в картеле или синдикате;
  3. трест отличается от других видов объединений сравнительной производственной однородностью деятельности, что проявляется в специализации на одном или нескольких аналогичных видах продукции;
  4. в рамках треста объединяемые компании теряют свою юридическую, хозяйственную, производственную и коммерческую самостоятельность;
  5. все объединяемые в трест предприятия подчиняются одной головной компании, осуществляющей единое оперативное руководство как всем производственным комплексом, так и связанными с ним обслуживающими и торговыми предприятиями.23

Информация о работе Анализ современных форм интеграции предприятий