Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:35, курсовая работа
Если особенности товара дают возможность сбывать его крупными партиями на значительные суммы и он конкурентоспособен на рынке по срокам поставок (руда, нефть, уголь, газ, чугун и т.д.), то его сбытом могут заниматься сами производители и изготовители товара. Контракты на продажу в этом случае могут готовиться сбытовыми отделами предприятий-изготовителей и подписываться уполномоченными директорами этих предприятий. Такой сбыт (экспорт) продукции называется прямым.
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Коммерция»
на тему «Современные формы и методы торговли»
1. Организационные формы сбыта и закупок товаров
1.1 Прямой сбыт товаров
Если особенности товара дают возможность сбывать его крупными партиями на значительные суммы и он конкурентоспособен на рынке по срокам поставок (руда, нефть, уголь, газ, чугун и т.д.), то его сбытом могут заниматься сами производители и изготовители товара. Контракты на продажу в этом случае могут готовиться сбытовыми отделами предприятий-изготовителей и подписываться уполномоченными директорами этих предприятий. Такой сбыт (экспорт) продукции называется прямым.
Однако это правило действует только в условиях стабильной рыночной экономики с ограниченным числом предприятий, добывающих или изготавливающих аналогичные виды товаров, которые достаточно известны покупателям на рынках сбыта и используют традиционные связи с потребителями. Два указа Президента России о либерализации внешней торговли допустили на внешний рынок большое число добытчиков и переработчиков сырья, которые, не обладая необходимыми коммерческими знаниями, занялись хаотичной распродажей национальных богатств страны, конкурируя больше между собой, чем с иностранными фирмами, и, несмотря на низкую эффективность продаж, получали огромные прибыли из-за большой разницы внутренних и внешних цен. Огромные прибыли не могли не привлечь в сферу сбыта большое число криминальных посреднических структур, которые не снижали, а повышали сбытовые издержки обращения, урывая себе части прибыли. В результате такой либерализации экономика страны получила ограниченные поступления в бюджет, более сотни миллиардов долларов были переведены за границу, добытчики, переработчики и посредники не вкладывали необходимых средств в модернизацию производства, в результате чего нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, угольная, металлургическая и ряд других отраслей резко снизили выпуск продукции. Только РАО Газпром при многих недостатках, присущих сверхмонополиям, пока не потерял завоеванное положение на внешнем рынке, увеличивает добычу, строит новые газопроводы, повышает объемы экспорта и продажи внутри страны.
Предприятия, производящие крупное
энергосиловое и
В современной мировой торговле
самостоятельные продажи
Поскольку прямые продажи все-таки имеют место, следует указать на такую форму продажи товаров, как использование на внутреннем и внешнем рынках отделений производителей товаров. Отделения являются структурными подразделениями производителей, работают за их счет в пределах утвержденных смет, и за их деятельность отвечает сам производитель всем своим капиталом. Между основным предприятием и его отделением действуют не договорные, а командно-распорядительные отношения.
1.2 Сбыт через независимые посреднические структуры
Сбыт через юридически независимые лица и фирмы является наиболее распространенной формой работы на рынке.
Сбыт через иностранных физичес
Продавец заключает с таким
иностранным посредником
В других секторах рынка физические лица действуют в роли представителей, сводя продавцов и покупателей при оптовой продаже товаров, нередко строя свои отношения с клиентами на основе устных соглашений.
Физические лица относительно редко выступают в роли коммерческих посредников-поверенных, поскольку не обладают достаточным капиталом, чтобы нести материальную ответственность за совершаемые ими сделки.
Сбыт через юридических лиц. Юридические лица, выступающие в роли посредников, могут быть организованы в форме товариществ, обществ с ограниченной ответственностью, закрытых и открытых акционерных обществ. Они могут содействовать сбыту товаров на основе всех видов посреднических соглашений.
Роль представителей могут выполнять компании любой организационно-правовой формы, специализирующиеся на сбыте и закупках массовых товаров. Например, рынок Великобритании практически монополизирован крупными лесными брокерами, сосредоточившими в своих руках торговлю лесными материалами.
Посреднические компании могут выполнять роль любых видов посредников, специализируясь в торговле либо вполне определенных видов продукции, либо — очень широкого ее диапазона.
Развитие рыночных отношений в России, укрепление финансово-промышленных групп, развитие современного экспортного производства, очевидно, со временем приведут к созданию оптимальных систем сбытовых посредников во внутренней и внешней торговле.
1.3 Прямые закупки товаров
Непродуманная либерализация внешней торговли нанесла экономический ущерб стране и в сфере импорта. На одном из семинаров в Центре международной торговли на вопрос председательствующего, как оценивается в мире либерализация внешней торговли России, представитель Германии высказался в том смысле, что они очень довольны, поскольку «русские стали продавать дешевле, а покупать дороже».
Выход на внешний рынок представителей многочисленных хозяйственных организаций с прямыми закупками необходимой им продукции (например, персональных компьютеров и другой оргтехники) резко понизил эффективность импортных операций. Во второй половине 90-х гг. закупки массовых товаров стали переходить в руки посреднических структур. Однако прямые закупки производственными предприятиями сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий и технологического оборудования имеют и будут иметь превалирующее значение в обозримой перспективе.
К сожалению, при таких закупках еще недостаточно используется конкуренция между иностранными продавцами. Крайне низок уровень коммерческой работы по заключению и исполнению контрактов, что снижает эффективность импорта. При импорте еще нередки нелегальные переводы за границу валюты за счет преднамеренного завышения закупочных цен с делением переплаты по устным соглашениям между иностранными поставщиками и руководителями российских импортирующих организаций, что, в свою очередь, позволяет резко снижать уровень налогообложения их предприятий.
1.4 Закупки товаров через посреднические структуры
В самый начальный период перехода к рыночным отношениям одними из первых новых посреднических структур являлись, так называемые челноки. Челночный бизнес представлял поначалу примитивный бартер. Затем по мере ослабления валютных ограничений значительная часть «челноков» объединилась в посреднические организации типа товариществ и торгово-закупочных кооперативов.
Параллельно в сфере закупок продуктов питания, лекарств и строительных материалов образовались специализированные посреднические фирмы, во главе которых стали лица и группы, которым удалось сконцентрировать достаточные объемы капитала, к сожалению нередко криминального происхождения. Капитал в эту сферу привлекал огромный неудовлетворенный спрос на потребительские товары, закупки и перепродажи которых приносили очень высокую прибыль за счет значительной разницы импортных и внутренних цен. Такая ситуация привела к созданию в импортном бизнесе лишних посреднических звеньев, перераспределявших прибыль.
Достаточно активно занимались импортом специализированные внешнеторговые объединения, ранее входившие в систему Министерства внешних экономических связей. Однако, с одной стороны, значительная часть закупок стала осуществляться непосредственно предприятиями, потребляющими импортные товары, с другой — возникла мощная конкуренция новых посреднических структур, особенно при закупках продовольственной продукции и бытовых товаров.
Во второй половине 90-х гг. структура импортной торговли претерпела ряд положительных изменений. Произошло неизбежное укрупнение посреднических структур, на рынок России вышли посредники, представляющие интересы крупных зарубежных производителей потребительских товаров. Вследствие падения жизненного уровня россиян и неплатежеспособности значительной части производственных структур емкость рынка России стала сжиматься, резко возросла конкуренция. Тем не менее импортные операции продолжали использоваться криминальными структурами для нелегального перевода валютных средств за рубеж путем заключения фиктивных импортных контрактов с условием предоплаты. В связи с этим правительство было вынуждено ужесточить валютное регулирование импортных и бартерных операций.
В настоящее время эффективность
российского импорта еще
2. Общие принципы встречной торговли
К встречной торговле относятся операции купли-продажи, при которых в едином документе, подписываемом сторонами, предусматриваются взаимные обязательства сторон или провести безденежный обмен товарами равной стоимости, или принять в оплату поставленных одной из сторон товаров частично денежные средства и частично товары. Второй вариант характеризует наиболее общий признак встречной торговли, первый — ее частный случай, называемый бартером.
Встречная торговля является древнейшим видом национальной и международной торговли, которая процветала до появления денег, ставших всеобщим эквивалентом обмена. Поэтому с развитием денежного обращения встречная торговля во многом утратила смысл, но во второй половине XX в. ее применение вновь расширилось по следующим основным причинам:
неравномерное экономическое развитие
стран и целых экономических
регионов не дает возможности развивающимся
странам располагать
обострение проблемы сбыта товаров
вынуждает продавцов, с целью
повышения
неудачное проведение экономических реформ, как, например, в России, вызывает экономический кризис, сопровождающийся кризисом неплатежей, что заставляет предпринимателей возвращаться к встречному обмену товарами и ограничению расчетов деньгами.
Главным побудительным мотивом к развитию встречной торговли в экономически развитых странах и между ними является обострение проблем сбыта в связи с перенасыщенностью рынков товарами, что побуждает продавцов искусственно повышать конкурентоспособность своих товаров, идя навстречу желанию покупателей расплатиться своими товарами или даже выступая инициаторами таких расчетов.
В качестве встречных платежей продавцы в основном принимают товары, необходимые им в собственном производстве. Например, изготовители красок сбывают их с оплатой частично деньгами и частично поставками банок для упаковки красок, а изготовители банок, в свою очередь, получают краски для нанесения на них маркировки и рекламы. Однако в ряде случаев обмен взаимонужными товарами оказывается недостаточным для расчетов или для желаемого расширения сбыта, и продавцы идут на встречную закупку товаров в излишних количествах или на закупку товаров, вовсе ненужных им в производстве. В 80-е гг. эта практика превратилась в тенденцию, которая стимулировала образование посреднических фирм, специализирующихся на сбыте ненужных товаров, полученных в ходе реализации встречных операций. Такие посредники ищут возможность сбыта товаров на рынке страны основного продавца, получившего ненужный ему товар, или на рынках третьих стран, получая за свои услуги вознаграждение.
Развитие встречной торговли привлекло в эту сферу банковский капитал. Поскольку весьма редко встречные поставки товаров осуществляются сторонами одновременно, то та из сторон, которая поставляет товар первой, кредитует другую сторону. При различных видах встречной торговли такой период между встречными поставками может достигать нескольких месяцев и даже лет. Банки предоставляют участникам встречной торговли все виды кредитов: от краткосрочных до долгосрочных. Кроме того, банки выступают гарантами выполнения сторонами обязательств по встречным поставкам и по оплате поставленных товаров. Многие банки предлагают услуги по работе со счетами «условного депонирования», на которых средства, зачисленные в оплату поставленных товаров, блокируются до выполнения противоположной стороной своих встречных обязательств.